29 ноября 2021 15:39

Русский транзит в Европе

В работе завершившегося на днях в Вене XIV Экономического форума «Транспорт в пространстве ОБСЕ: Безопасные транспортные сети и развитие транспорта для укрепления регионального сотрудничества и стабильности», второй этап которого пройдет в мае текущего года в Праге, принял участие и выступил с обстоятельным докладом вице-президент ОАО «РЖД» Андрей Семечкин. Вот что он рассказал корреспонденту «Гудка».

– Российские железные дороги, сознавая свою роль транспортного моста между Европой и Азией, проводят активную политику, направленную на укрепление евро-азиатских транспортных связей. Превосходя по протяженности железнодорожную сеть Великобритании, Германии и Франции, вместе взятых, отечественные железные дороги выполняют свыше 70 процентов грузооборота и более четверти пассажирооборота в масштабе Европы.
По территории нашей страны проходят оптимальные маршруты международных транспортных коридоров, позволяющие минимизировать издержки грузоотправителей и обеспечивать максимальную эффективность межконтинентального грузооборота. Однако при этом следует отметить, что транзитный потенциал российской транспортной системы используется пока еще в малой степени. В настоящее время торговый оборот между Европой и Азией составляет 600 млрд. долларов в год, из которого лишь один процент обеспечивается транспортной инфраструктурой России. Господствующее положение в обеспечении евро-азиатских перевозок занимает морской транспорт, на долю которого приходится 98 процентов общего объема перевозок между странами Европы и Азии. Однако в перспективе с учетом сложившихся мировых тенденций и расширения внешнеторговых отношений ожидается интенсивное развитие альтернативных маршрутов доставки грузов между Европой и Азией с использованием сухопутных транспортных коридоров.

– Андрей Евгеньевич, что необходимо конкретно предпринять для того, чтобы еще более активно интегрировать ОАО «РЖД» в Евро-Азиатскую транспортную систему и повысить глобальную конкурентоспособность компании на международном транспортном рынке?
– Для достижения этих целей необходимо решение ряда задач. Первое – гармонизация транспортного права в границах Евро-Азиатской транспортной системы и внедрение упрощенных процедур пересечения границы. Конечной задачей при этом является ускорение движения грузов через границы сопредельных государств, а значит, повышение эффективности товарооборота на всем Евро-Азиатском континенте. Отмечу в этой связи, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. На российских железных дорогах внедряются информационные технологии, позволяющие выполнять коммерческие и эксплуатационные операции на основе электронного документооборота. Проводится работа по сближению транспортного законодательства и стандартов, действующих на постсоветском пространстве в рамках СНГ и в западноевропейских странах.
Следующая задача – интенсивное внедрение инновационных технологий, в частности создание современного подвижного состава, отвечающего международным стандартам, а также совершенствование технологии курсирования подвижного состава в двух технических системах. Третье – совершенствование технологии экспортно-импортных транзитных перевозок, оптимизация взаимодействия с иностранными железными дорогами, создание системы информационно-логистических центров, а также совершенствование тарифной политики, повышение инвестиционной активности. Четвертое направление деятельности компании в рамках оптимизации евро-азиатских транспортных связей состоит в развитии инфраструктуры международных транспортных коридоров, пограничных железнодорожных переходов и предпортовых станций, интермодальных компаний, обеспечивающих координацию трансконтинентальных перевозок.

– Могли бы вы привести конкретный пример того, что уже реально достигнуто?
– Приведу достаточно свежий пример, как в рамках реализации названных выше задач первые руководители железнодорожных компаний России, Германии, Польши и Белоруссии в ноябре 2005 года проехали в демонстрационном грузовом поезде по маршруту Берлин – Варшава – Минск – Москва. Эта поездка показала, что только за счет устранения административных барьеров, когда по ходу движения поезда руководителями принимались оперативные решения, время следования поезда из Берлина в Москву составило менее четырех суток, или 76 часов, вместо обычных десяти суток.
Нынешнее событие является важным этапом в сфере интеграции транспортных систем четырех стран и формировании эффективной континентальной транспортной системы.

– Понятно, что реальное решение этих вопросов возможно лишь совместными усилиями. И в этом деле страны – члены ОБСЕ, как говорилось на Венском форуме, могут и должны сыграть свою важную роль, проявив для решения транспортных проблем не только усилия по техническому обоснованию, но и политическую волю.

– Комплексное решение политических, технических и нормативно-правовых проблем, сдерживающих развитие международных перевозок, при возможном участии ОБСЕ является решающим фактором успеха в деле обеспечения активной интеграции транспортных систем Европы и Азии.

Игорь БЕЛОВ
Вена

Амулеты запрещены

«На Филиппинах запрещено проносить на борт самолета сделанные из пуль амулеты» – такое сообщение вчера было опубликовано в газете «Филиппин дейли инкуайрер».

Как говорится в официальном заявлении группы авиационной безопасности Филиппинской национальной полиции, многие жители «страны семи тысяч островов» игнорируют этот запрет. Как утверждает издание, только за прошлый год сотрудники полиции конфисковали более 350 пуль, возбудив в этой связи уголовные дела против примерно ста человек. Им грозит тюремное заключение на срок до шести лет.

Если подобная мера кому-то покажется чрезмерно строгой, то надо учесть, что это далеко не самый яркий пример ужесточения мер безопасности авиаперелетов. Так, в международном аэропорту столицы соседней Малайзии недавно появились объявления, что на борт направляющихся в США авиалайнеров запрещено проносить обычные зажигалки.

Трагедия в Техасе

В США в штате Техас произошла крупная автокатастрофа, по меньшей мере шесть человек погибли и еще шестеро ранены, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс.

По его данным, перевозивший людей пикап столкнулся на скоростной магистрали с тяжелым грузовиком. Полиция подозревает, что пикап был угнан и использовался для перевозки незаконных иммигрантов. По словам представителя департамента общественной безопасности, пострадавшие были доставлены в госпиталь.

Новая линия бакинского метро

Бакинский метрополитен в 2006 году приступит к строительству линии «Мемар Аджами – Насими», сообщили вчера в Баку.

Протяженность линии «Мемар Аджами – Насими» составит 1,1 километра. «Срок реализации проекта зависит от хода работ и финансирования. Планируется, что на работы уйдет не менее двух-трех лет», – отметил представитель метрополитена.

Строительство линии «Мемар Аджами – Насими» является частью проекта строительства северной ветки Бакинского метрополитена общей протяженностью 3,5 километра. В рамках проекта предусмотрено также строительство трех станций – «Насими», «Азадлыг» и депо «Ильгар Гараев». Строительные работы к настоящему моменту выполнены на 40 – 50 процентов. Для завершения проекта необходимо 150 – 160 миллионов долларов.

Бунт на «Куин Мэри-2»

Пассажиры престижного круизного лайнера «Куин Мэри-2» начали активные действия против произвола туроператора компании Cunard, которая считается ответственной за предоставление услуг отдыха ненадлежащего качества. Коллективный иск, поданный против туроператора, оформила крупная британская юридическая фирма, которая намерена довести судебное разбирательство до конца. Напомним, что круизный лайнер несколько изменил свой маршрут в результате серьезной поломки ходовой части, полученной судном во время захода в порт Майами. После выхода из порта Майами капитан судна изменил программу круиза и не выполнил запланированные остановки в ряде предполагавшихся мест. В знак протеста несколько пассажиров отказались покинуть борт судна во время стоянки в Рио-де-Жанейро, который является конечным пунктом морского путешествия.

Туроператор Cunard предложил пассажирам компенсировать длительное нахождение на борту судна и моральный ущерб, выплатив 50% стоимости круиза, однако, по мнению большинства пассажиров, эта компенсация является недостаточной.

Пробка на дорогах Китая

Вчера образовалась гигантская пробка протяженностью 100 километров на скоростной автомагистрали в восточно-китайской провинции Цзянси из-за окутавшего трассу густого тумана. Несколько транспортных развязок на автодороге, связывающей Наньчан (административный центр провинции Цзянси) с крупным провинциальным центром Цзюцзян, по причине плохой видимости были на несколько часов перекрыты дорожной полицией. В настоящее время дорожная обстановка на трассе Наньчан – Цзюцзян по мере рассеивания тумана постепенно нормализуется, однако окончательно движение не восстановлено. Ситуацию осложняет также и то, что в эти дни основные магистрали Китая перегружены из-за того, что в преддверии Нового года по лунному календарю (29 января) большинство китайцев старается вернуться на свою малую родину, чтобы в кругу семьи встретить этот один из самых главных в стране праздников.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Колеса Уго Чавеса

2005 год оказался рекордным в плане продажи в Венесуэле автомашин. Всего венесуэльцы приобрели 228378 автомобилей различных марок. С учетом того, что население южноамериканской страны составляет чуть более 25 млн. человек, этот показатель можно считать внушительным.

Как заявил президент Автомобильной палаты Венесуэлы Луис Энрике Карденас, по сравнению с 2004 годом продажи возросли на 69,98 процента, что свидетельствует о значительном росте в прошлом году покупательной способности венесуэльцев, связанном с динамичным развитием экономики, сокращением безработицы и инфляции, а также созданием банками благоприятных условий кредитования.

Особой популярностью среди венесуэльского населения пользуются так называемые «семейные», или экономичные, автомашины, учитывая огромные пробки на столичных магистралях и недостаточные средства у многих венесуэльцев. Если принять во внимание инфляцию, рассуждают они, то со временем компенсируется продажная цена авто, и поэтому многие каракеньос рассматривают такие покупки как «выгодные инвестиции». Для поощрения приобретения наиболее экономичных автомобилей правительство президента Уго Чавеса разработало и осуществляет программу, названную «Венесуэла Мобиль», в соответствии с которой в стране развернута сесть продажи дешевых и подержанных авто. Стоимость новых экономичных машин составляет от 16 до 18 млн. боливаров (12800 – 14400 долларов США).

Ряд автомагазинов предлагают «Шевроле» выпуска 2005 года с объемом цилиндра 1,6 за 15 млн. боливаров, правда, без кондиционера, что неудобно в условиях жаркого климата Каракаса.

Только в один из октябрьских дней прошлого года, когда началось осуществление правительственной программы, было продано почти 6 тысяч авто, в то время как ранее в течение месяца распродавалось не более 23 тысяч единиц.

По данным Автомобильной палаты, в декабре 2005 года на долю экономичных автомобилей пришлось не менее 40 процентов всех продаж.

Эта палата оказывает сопротивление программе «Венесуэла Мобиль», так как традиционно ориентируется на рынок дорогостоящих авто, прежде всего импортируемых.

В последнее время на волне подъема венесуэльской экономики, связанного прежде всего с высокими ценами на нефть – основное национальное богатство южноамериканской страны, уверенно растут продажи собственного производства авто самых различных марок. Их содержание обходится венесуэльцам крайне дешево. Литр высококачественного бензина без свинцовых добавок составляет 97 боливаров (2150,00 боливаров равны одному доллару США). Так, заправка 60-литрового бака автомашины «Хонда» обходится менее чем в 3 доллара США.

Но огромное количество автомашин на столичных улицах и проспектах изменило психологию жителей Каракаса.

Могучая армия «железных монстров» травмирует жизнь каракеньос. Невообразимое скопление транспорта на улицах привело к высокому уровню загрязнения окружающей среды.

Помимо отравления воздуха выхлопными газами двигатели создают сильный шум.

В зонах основных магистралей Каракаса его уровень превышает установленный предел безопасности для человека.

Олег СЕВЕРГИН

Когда торг уместен

По инициативе премьер-министра Микулаша Дзуринды коалиционный правительственный совет Словакии, состоящий из трех христианско-демократических партий и «независимого» парламентского клуба, в последний момент отказался утвердить результат тендера по приватизации аэропортов Братиславы и Кошице.

Напомним читателям «Гудка», что вопрос купли-продажи названных международных аэропортов в Братиславе и Кошице был, казалось бы, делом решенным.

Как государственное приватизационное ведомство, так и министр транспорта Словакии Павол Прокопович после долгих экспертиз и раздумий отдали предпочтение международному консорциуму TwoOne, в котором «первую скрипку» играет венский международный аэропорт Швехат.

Этот консорциум предложил наибольшую сумму (370 миллионов евро) за 66 процентов акций братиславского воздушного порта, а также обязался инвестировать чуть более 34 миллионов евро в совершенствование аэропорта в восточнословацком городе Кошице.

Данное коммерческое предложение было оценено приватизационным ведомством в 77,75 пункта.

Основной конкурент в ходе тендера – тандем испанского строительного концерна Abertis и словацкой инвестиционной фирмы J&T – предложил за оба аэропорта лишь на 24 миллиона евро меньше, что составило 77,25 пункта.

Именно это обстоятельство стало поводом для необходимости проведения между названными концернами дополнительного тура тендера, в ходе которого, по заверениям М.Дзуринды, единственным решающим критерием будет цена. Кто больше заплатит, тот и выйдет победителем.

Другими словами, правительство Словакии не без оснований надеется к 27 января текущего года, когда истекает срок подачи обновленных заявок, дополнительно «наварить» на продаже двух аэропортов к уже предложенным трехзначным миллионным суммам как минимум пару десятков миллионов.

Для австрийской стороны приобретение аэропорта в столице Словакии имеет чрезвычайно важное и, можно сказать, стратегическое значение.

Только в случае победы в конкурсе венская и братиславская воздушные гавани, объединив усилия и скоординировав свою успешную коммерческую деятельность, в среднесрочной перспективе смогут составить достойную конкуренцию в борьбе за пассажиров таким постоянно растущим международным аэропортам, как мюнхенский, будапештский и пражский.

Поэтому вполне возможно, что консорциум TwoOne не постоит за ценой и ради верной победы в тендере существенно увеличит свое первоначальное коммерческое предложение.

Игорь АНАТОЛЬЕВ
Братислава

Злата Прага в поисках злата

В Праге предстоит расширение сети метрополитена.

Линия метро должна соединить центр города с находящимся на окраине городской черты международным аэропортом Рузине. Проект строительного плана утвердила мэрия чешской столицы.

Предполагается, что линия метро к аэропорту должна быть протянута уже в ближайшее десятилетие. Ее протяженность – 14 км.

На ней разместятся восемь станций. Более 200 тысяч пражан, почти одна шестая часть населения столицы, получат возможность пользоваться метрополитеном в районе своего проживания. Мэрия в ближайшее время приступит к поиску инвестора для финансирования строительства новой ветки метро.

Государственный бюджет ежегодно выделяет на нужды столичного метрополитена 420 млн. крон (примерно 17 млн. долларов), что, по мнению отцов города, катастрофически мало. Этих средств хватает только на проведение текущих ремонтных работ и обновление парка поездов. Между тем пражская мэрия вступила в конфликт интересов с руководством Центральночешского края. Согласно его планам Прага и прилегающие районные центры на северо-западе от нее должна вскоре соединить скоростная железная дорога, проходящая через Рузине.

Столичные власти отмечают, что этот проект негативно скажется на экологии Праги, центральные районы которой, расположенные в котловине по течению реки Влтава, практически не продуваемы ветрами.

Пражан предостерегают прежде всего от возможного увеличения вредных выбросов в атмосферу. В то же время некоторые пражские эксперты считают, что идеальным решением для Праги будет одновременная реализация двух этих транспортных проектов при увеличении государственных ассигнований на охрану окружающей среды в чешской столице.

Ныне основная часть бюджетных средств направляется на ремонт и строительство автодорог и модернизацию транзитных железнодорожных коридоров в Чешской Республике.

Арсен НИКОЛАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30