02 декабря 2021 16:29

Европарламент под грифом «секретно»

Крупный транспортный узел Даугавпилс расположен неподалеку от латвийско-белорусской границы. Здесь пересекаются железнодорожные и шоссейные пути двух соседних государств, действует крупнейший в Балтии локомотиво-ремонтный завод.

Поэтому не удивительно, что на станции часто собираются по своим профессиональным делам транспортники Латвии, Белоруссии, России и других государств.

Но вот международная встреча, которая только что завершилась в Даугавпилсе, проходила под грифом «секретно». И речь не о тайной научной конференции, а об очередной сессии «Латвийско-белорусского молодежного европарламента» – недавно созданной молодежной организации двух стран. Помимо представителей Белоруссии (последнюю представляли, естественно, молодые оппозиционеры) – соседей на приграничную станцию прибыли гости из многих европейских стран. Несколько дней за плотно закрытыми дверями под руководством английских специалистов по вопросам построения демократического общества молодые активисты неправительственных партий и движений рассуждали о правах человека, справедливых международных отношениях, демократической политике, роли молодежи в борьбе с антинародными режимами. Почти каждый оратор анализировал мрачную ситуацию в Минске и предлагал свои «демократические способы» свержения там законного правительства.

В роли организаторов нынешней сессии «секретного парламента» выступили руководители латвийского молодежного движения Tellus. У него короткая, но уже насыщенная история. Оно было учреждено памятным летом 2004 года. Именно тогда в Риге США впервые официально объявили о своих планах отстранения президента Лукашенко от власти. И Латвия немедленно вызвалась их в этом поддержать.

В августе 2004 года Латвию с официальным визитом посетила делегация американского сената. «Специалист по Белоруссии» сенатор Джон Маккейн на пресс-конференции в Риге заявил: «Смена режима президента Лукашенко планируется не оружием и военными действиями, а с помощью международного давления». Маккейн – один из авторов проекта «Акта о демократии в Белоруссии», который предусматривает выделение финансовой помощи белорусской оппозиции и введение санкций против президента Лукашенко и его окружения. Министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс, присутствовавший на пресс-конференции, заверил гостей из-за океана: его страна «сделает все возможное, чтобы поддержать борьбу против режима Лукашенко».

Следом о своих планах атак на белорусов объявила Еврокомиссия. Она сообщила о запуске двух антиминских проектов общей стоимостью несколько миллионов евро – для доступа жителей Белоруссии к независимым источникам информации. Солидные суммы выделены на организацию радиостанции, которая будет вещать на территорию Белоруссии.

Минувшей осенью пресс-секретарь Еврокомиссии Ана-Паула Лейси поведала, что Евросоюз «увеличил поддержку белорусского гражданского общества». По ее словам, Еврокомиссия может использовать 8,7 миллиона евро до конца 2006 года для поддержки различных неправительственных организаций и независимых СМИ в Белоруссии и в других странах. Рижский Tellus из их числа. Его главная задача – привлечь «сознательных добровольцев» к работе положенного Европарламента и так называемого Северно-Европейского форума (есть и такая неправительственная организация, финансируемая США и Евросоюзом). Обязанность руководителей движения и его участников – проведение различных мероприятий для освоения принципов построения демократического общества, в основном на примере стран постсоветского пространства, а также изучение боевого опыта «оранжевых революций».

Примечательно, что движение Tellus, помимо МИД Латвии, активно сотрудничает с посольствами Великобритании. Швейцарии, Норвегии, Фондом Конрада Аденауэра. Юных борцов за «оранжевую» демократию поддерживают в Латвии ведущие бизнес-структуры – SEB Unibanka, Statoil и Linstow. А работают молодые «революционеры» под руководством «штабов по демократизации», которые сегодня действуют в соседних с Белоруссией странах – Польше, Литве, Украине и Латвии. Официально они называются дипломатичнее – рабочие группы при канцеляриях премьер-министров. Их стратегическая цель – действенная поддержка белорусской оппозиции всеми доступными средствами и подготовка комплекса мер для свержения «тоталитарного режима».

Евгений ВОСТРУХОВ

Два притопа, три прихлопа

С тех пор как Хрущев стучал ботинком по столу в ООН и чуть не набил морду испанскому диктатору Франко, за что СССР и был оштрафован на 5 тысяч долларов, прошло аккурат сорок пять лет. Об инциденте почти забыли.

Но президент Грузии Михаил Саакашвили напомнил.

На днях в Тбилиси топали на Москву ногами – и получили за это 30 миллионов долларов.

Поводом для грузинской истерики послужили взрывы на магистральных газопроводах «Северный Кавказ – Закавказье» и «Моздок – Тбилиси».

В Москве уже привыкли к тому, как ведет себя руководство Грузии в отношениях с Россией. Как ответил официальному Тбилиси не в бровь, а в глаз российский МИД, у властей Грузии «сформировалась некая смесь иждивенчества, лицемерия и разнузданности, помноженная на ощущение безнаказанности в надежде найти на Западе покровителей своей антироссийской линии».

Что же, покровители услышали антироссийский топот грузинских ножек и немедленно откликнулись.

Мы-то, наивные люди, полагали, что это российские специалисты ведут восстановительные работы на месте взрывов. Мы-то были уверены, что трубы и бульдозеры доставлены к месту диверсии из Моздока и что руководит процессом директор моздокского филиала линейно-производственного Управления магистрального газопровода Михаил Крайнов.

А выходит все не так. Всем руководит – и чинит, и заваривает швы, стоит по колено в грязи на холодном ветру – официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.

Маккормак заявил, что именно США оказали содействие в решении проблемы поставок газа в Грузию и Армению после взрыва. Со стороны США было «сделано много телефонных звонков», сообщил он.

В переговорах по телефону участвовали заместитель госсекретаря США по странам Евразии Дэниэл Фрид, заместитель Фрида Мэтью Бриза, посол США в Грузии Джон Теффт и «много других официальных лиц». «Мы сыграли свою роль и горды этим», – с пафосом заявил американский дипломат-ремонтник.

По данным газеты «Франкфуртер альгемайне цайтунг», Вашингтон уже предоставил Грузии кредит в 30 миллионов на восстановление трубопровода – вот и приз за грузинские притопы и прихлопы.

А вот в самой Грузии коалиция неправительственных организаций «Гражданское общество для демократической Грузии» заявляет об угрозе демократии в стране. Коалиция направила письмо Парламентской ассамблее Совета Европы и группе мониторинга СЕ с просьбой прислать специальную группу для изучения процессов, происходящих в последнее время в закавказской республике. В документе утверждается, что в Грузии происходят процессы, «которые фактически указывают на централизованную, авторитарную и однопартийную систему правления». В качестве примера приводятся факты ущемления прав человека, давления на судебную систему и СМИ, фактическое лишение автономного статуса высших учебных заведений.

Очевидно, что для оправдания собственной беспомощности в налаживании нормальной жизни своей страны Тбилиси и нашел внешнего врага – Россию.

«Россия – враждебно настроенная страна, и мы должны действовать соответствующим образом», – заявил председатель комитета грузинского парламента по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе.

В эти часы газоснабжение Грузии уже налажено. Инцидент, как говорится, «исперчен». Однако понятно, что антироссийская риторика Тбилиси на этом не закончится. Кстати, есть и повод для продолжения «вакханалии»– в ночь на 25 января на территории Грузии произошло землетрясение. Вали все на Москву!

Александр КАПРАЛОВ

«Форд мотор» готовит революцию

США стоят на пороге новой революции, и ее главный идеолог Уильям Клей Форд, праправнук человека, которого чтят как отца- основателя автомобильного бизнеса Америки.

Как сообщает журнал «Тайм» в своем последнем номере, в недрах компании разрабатывается сверхсекретный проект «Пикетт». Он существует пока лишь в головах горстки высших менеджеров «Форд мотор», а потому о его деталях мало кому известно.

Конкретные цели и сроки реализации проекта также засекречены.

Единственно, что о нем говорят официальные лица корпорации, это то, что он каким-то образом связан с инновационными идеями легендарного Генри Форда по поводу полимеров на основе масла соевых бобов и тесной увязки сельского хозяйства с тяжелой индустрией.

Речь, как предполагают, может идти о новом поколении машин, создаваемых из вторичного сырья, которое можно использовать многократно. Недаром проект назван по имени мастерской на третьем этаже первого завода компании, где Генри Форд и группа инженеров воплощали в жизнь идею автомобильного конвейера и экспериментировали с легкими материалами в попытке создать машину для массового потребителя.

Чтобы обеспечить успех грядущей революции, сегодняшнему Форду сначала предстоит проделать «грязную работу» и подготовить свою компанию к решению задач будущего. На этой неделе он объявит план реорганизации с оптимистическим названием «Путь вперед». Как пишет «Тайм», Форд хочет «сломать иерархические традиции компании, резко сократить ряды бюрократов и создать климат для принятия смелых решений». «Он хочет сделать ставку на спасение планеты от автомобильной промышленности... и направить миллиарды долларов на строительство заводов и создание машин, не загрязняющих окружающую среду».

Под руководством Форда компания планирует резко увеличить производство машин с гибридными двигателями – до 250 тысяч штук к 2010 году, что в 10 раз превышает их количество, выпущенное в прошлом году.

План реорганизации коснется и рабочих «Форд мотор». Он предусматривает закрытие примерно 10 из 43 заводов в Америке и сокращение 25 тысяч рабочих мест из существующих 123 тысяч. «Мы сделаем то, что должны сделать, хотя это будет очень и очень печально», – заявил Билл Форд.

Если ему удастся выполнить задуманное, он может спасти не только свою компанию, но и всю индустриальную базу США, считает журнал. Иными словами, Форд, как и его прапрадедушка, может войти в историю как американский революционер. А может и остаться наследником прославленной династии, обычным парнем, на глазах которого рухнул семейный бизнес, учитывая глубокий кризис, который переживает сегодня компания.

Арсен ГАНИЕВ

Ночной кошмар для Америки

Именно так назвал себя 46-летний Эво Моралес, первый в истории Боливии президент-индеец. 22 января в Ла-Пасе состоялась его инаугурация.

Л идер леворадикального «Движения к социализму», крестьянский вожак, уже объявил, что начнет правление с того, что урежет свою зарплату вдвое – до 1750 долларов в месяц. Заодно он сократит жалованье министров и ожидает того же от членов парламента. Моралес считает, что в такой бедной стране, как Боливия, президент и его кабинет должны разделять все тяготы народа.

Ведь с ними Моралес знаком не понаслышке. Он родился в многодетной семье пастухов, влачившей жалкое существование в глухой деревушке в Андах. Сам он вспоминает, как бегал в детстве за проходящими автобусами в надежде поймать шкурку апельсина или банана, которую выбрасывали из окон пассажиры.

Сэкономленные на зарплате чиновников деньги должны пойти на финансирование различных государственных программ, в том числе в области образования. А еще Моралес собирается отменить декрет 1985 года, в соответствии с которым в Боливии была введена рыночная экономика. И намерен как можно скорее ввести новый налог – на богатство. Все эти начинания очень популярны среди боливийских бедняков, чьи голоса принесли Моралесу громкую победу на выборах 18 декабря.

Правда, похоже, он не особенно торопится с такими своими программными обещаниями, как национализация газовой промышленности и легализация выращивания коки – чрезвычайно капризного кустарника, из которого производится кокаин. Хотя даже к урне в день голосования Моралес пришел, помахивая веточкой коки как символом традиционного земледелия в высокогорной Боливии. А костяк его электората составили крестьяне, недовольные сокращением плантаций коки, которые уничтожались в строгом соответствии с программой, выработанной совместно с Вашингтоном.

Со свойственной ему прямолинейностью Моралес объявил, что теперь внешнеполитический курс Боливии станет антиамериканским. Своего американского коллегу он не раз называл «террористом». Уже в первом после победы на выборах интервью Моралес заявил: «Единственный мне известный террорист в мире – это Джордж Буш. Его политика военной интервенции, которую мы наблюдаем в Ираке, является государственным терроризмом».

Разумеется, многие высказывания Моралеса шокируют респектабельную публику. Как и его внешний вид – черные джинсы и яркий свитер из шерсти ламы на все случаи жизни. В этой одежде он общается и с народом, и с лидерами стран, в которых уже успел побывать в январе, – на Кубе, в Венесуэле, Франции, Испании, Китае и Южной Африке.

– Если Моралес вдруг поменяет стиль боливийцы станут его критиковать, – говорит уличный сапожник Хуан. – Долгое время Боливией правили господа при галстуках, но все они страну только обкрадывали.

И вот теперь власть в Боливии переходит к «вечному оппозиционеру», до сих пор известному тем, что он блестяще свергал президентов. В первый раз это случилось в 2003-м, когда Моралес, проиграв выборы, вывел на улицу тысячи людей. Его сторонники перекрывали дороги, вступали в стычки с полицией. В результате президент Гонсало Санчес де Лосада был вынужден уйти в отставку и бежать из страны. Но массовые протесты и марши продолжились, и в начале 2005-го от власти отрекся другой президент – Карлос Меса.

Интересно, как долго Моралесу удастся прожить в президентском дворце в Ла-Пасе. Ведь главный государственный пост он занял в стране, где традиции военных переворотов сильны, как, пожалуй, нигде в Латинской Америке. За 180 лет независимости Боливии историки насчитали их свыше двухсот.

Георгий НИКОЛАЕВ

Поездом вдогонку за мячом

Руководитель Немецких железных дорог (Deutsche Bahn AG) Хартмут Медорн и президент Национального организационного комитета по проведению в ФРГ первенства мира по футболу Франц Беккенбауэр демонстрируют не только достойное подражания единение главного транспортного спонсора с самым популярным видом спорта, но и не лишенные оригинальности коммерческие идеи.

Финальная часть мирового чемпионата по футболу пройдет, как известно, в период с 7 июня по 9 июля текущего года в двенадцати крупнейших городах Германии. Расстояние между некоторыми городами превышает полтысячи километров. Естественно, что многие местные и иностранные болельщики, да и официальные лица, загодя запасшиеся входными билетами на стадионы, не ограничатся играми лишь в одном городке, а будут активно передвигаться по стране вслед за своей любимой командой или же по долгу службы. С этой целью руководство DB AG разработало и успешно реализует стратегический план, согласно которому вот уже некоторое время осуществляется обновление парка подвижного состава, проводится дополнительное повышение квалификации и совершенствование знаний иностранных языков обслуживающего персонала, прокладываются новые железнодорожные маршруты.

Как уже сообщал «Гудок», с середины декабря прошлого года всем любителям футбола, ставшим счастливыми обладателями входных билетов на игры чемпионата, предлагаются «в нагрузку» льготные проездные документы на поездку по железной дороге туда и обратно. Их можно приобрести только при предъявлении билета на стадион. Железнодорожные проездные документы, номинальная стоимость которых 54, 74 и 90 евро, уже получили название «билеты чемпионов мира». Дело в том, что сборная ФРГ трижды в истории становилась чемпионом мира по футболу, а именно в 1954, 1974 и 1990 годах. Так вот, билет стоимостью 54 евро действителен на поездку на скором поезде на расстояние до двухсот километров, а два других – соответственно на расстояние до 350 километров и более. Если же кто-то из пассажиров, отправляющихся на футбольные матчи, решит воспользоваться спальным вагоном, то ему придется доплатить определенную сумму в соответствии с действующими тарифами.

Действует и другое льготное коммерческое предложение, которое можно назвать своего рода универсальным проездным билетом в 12 городов, причем без лимита на количество поездок. В данном случае не надо даже предъявлять в железнодорожной кассе входной билет на стадион. Стоимость проезда в вагоне второго класса по такому месячному железнодорожному билету (он будет действовать с 7 июня по 11 июля) составляет 349 евро, а в вагоне первого класса – 549 евро. Думается, что это предложение придется по вкусу тем футбольным фанатам, которые захотят в полной мере ощутить атмосферу чемпионата и предпочтут смотреть матчи на огромных экранах, установленных на площадях двенадцати футбольных столиц.

Еще одно новшество: в дни чемпионата любой железнодорожный билет будет автоматически действовать и в городском общественном транспорте. Тем самым его обладателю будет легче и без лишних хлопот добраться с вокзала до спортивной арены и обратно.

«В ходе предстоящего мирового футбольного первенства мы намерены продемонстрировать весь спектр нашей компетентности и услуг, причем как национального пассажирского перевозчика, так и ведущей компании в области транспортной логистики. Наши сотрудники проявят максимум внимания к клиентам, чтобы те смогли по достоинству оценить надежность, мобильность, пунктуальность и гибкость Немецких железных дорог», – заверил Хартмут Медорн.

Игорь БЕЛОВ
Берлин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31