02 декабря 2021 16:41

Ценовая война за кокс вышла «на рельсы»

Угольщики и металлурги не могут найти компромиссную цену на коксующийся уголь. В результате ОАО «РЖД» потеряло более одного миллиарда рублей из-за срывов графика погрузки в январе 2006 года.

По оценкам экспертов, металлурги и угольщики могут затянуть конфликт до весны. Пока не потеплеет.

Критическая ситуация с отгрузкой угля сложилась на Западно-Сибирской железной дороге, где скопилось более 30 тысяч порожних вагонов. Это вдвое превышает установленные нормативы. В январе начался массовый отказ угольных и металлургических компаний от заявок на перевозки сырья. Отметим, что объемы перевозок ОАО «РЖД» согласовывало с грузоотправителями накануне Нового года. Для обеспечения заявок резервировался парк вагонов. Но последовали отказы от перевозок со стороны ОАО «УК Кузбассразрезуголь», ОАО «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «Мечел-Транс», ОАО «Осколцемент», ОАО «Тулачермет», ЗАО «Боровский лесопромышленный комбинат», ЗАО «Коми Алюминий», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Алтай-Кокс», ОАО «Минеральные удобрения», ОАО «Карьер Покровское».

Пострадали железные дороги, в конечном счете, из-за падения мировых цен на металл. В результате между представителями угольных и металлургических компаний возникли разногласия о цене на коксующийся уголь. Разумный выход представители двух отраслей и железнодорожники попытались найти 24 января на специальном совещании, организованном администрацией Кемеровской области.

Однако ситуация с погрузкой не изменилась. Коммерческий директор ОАО «Южкузбассуголь» Юрий Кушнеров заявил на совещании, что нынешний кризис назревал давно, когда ничто не предвещало разногласий отраслей. «Еще в 2004 году мировые цены на металл и уголь стали расти, – рассказал Юрий Кушнеров. – Естественно, те, кто добывал коксующиеся марки, стали наращивать экспортные поставки. Внутри России создался небольшой дефицит, который позволил поднять цены. Тогда металлурги начали лоббировать свои интересы и в правительстве, добивались ограничения выхода на экспорт коксующегося угля. И мы вместо того чтобы в 2004 году занять прочное место на мировом рынке, вышли на него, как бедные родственники, «с килограммом». Всего-то на два месяца заключали контракты вместо 3 лет, как австралийцы. Наслушались металлургов о том, что у них может быть дефицит кокса.

В марте 2005 года у них начался спад. Они всех бросили и стали спасаться в одиночку. Угольные компании после этого друг с другом перегрызлись, перессорились, заняли чужие ниши на внутреннем рынке».

Генеральный директор «Сибирь-Уголь» Иван Ивлев заявил, что у его предприятия проблемы с отгрузкой сырья начались из-за отказа принимать концентрат на Новолипецком и Магнитогорском металлургическом комбинатах.

Отметим, что на совещании в Кузбассе часть вины за срыв отгрузки угля компании попытались переложить на железные дороги. Высказывались мнения о том, что ОАО «РЖД» так и не смогло предоставить угольщикам выгодные тарифы перевозок. Однако, как рассказал «Гудку» исполняющий обязанности генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Артур Калухов, железные дороги сделали все возможное для восстановления перевозок. «Мы упростили процедуру подачи заявок, – заявил он, – отказались от сборов за срочность перевозки, готовы были принимать груз по предъявлению. Крупным клиентам предоставили возможность отсрочки оплаты провозных платежей. Пошли на эти издержки, чтобы обеспечить грузовладельцам льготные условия, и, получается, впустую».

Эксперты предсказывают, что конфликт металлургов и угольщиков затянется. По словам аналитика ИК «Брокер кредит сервис» Вячеслава Жабина, скорого решения проблемы ждать не следует. «Российские компании попросту ждут результата переговоров основных игроков угольного рынка с металлургическими компаниями, – рассказал он «Гудку». – Эти переговоры ведутся даже не в России, а в Азии. В них участвуют не только российские предприятия. Переговоры обозначат потолок мировых цен на уголь, который станет индикатором для российских компаний. А с учетом того, что в Азии новогодние праздники еще только предстоят, переговоры могут закончиться в середине февраля».

Генеральный директор компании «КеНоТЭК» Игорь Прокудин также дал пессимистический прогноз: «Весной нас ждет очень тяжелая ситуация. Пока не видно никаких признаков, что на рынке начнется оживление. Рынок металла не растет. Экспорт угля тоже замкнут. Наша компания работает на внутренний рынок, а на нем становится очень тесно. Сейчас ни одна угольная компания в Кузбассе не может похвалиться, что у нее есть хотя бы половина контрактов на экспорт».

Вячеслав ЗАКАТАЕВ
Сергей ЧЕРЕШНЕВ
Александр СУСОЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Кемерово


Учителям начали платить

Министерство финансов перечислило в регионы 4 млрд. рублей на реализацию национального проекта «Образование» в качестве выплат за классное руководство учителям. Об этом сообщила заместитель министра финансов России Татьяна Голикова. «Из 7,7 млрд. рублей половина средств была направлена в субъекты Федерации», – заявила замминистра во время заседания правительства. По ее словам, следующим нацпроектом, по которому будет открыто финансирование, станет «Здравоохранение». Деньги будут направлены на выплаты увеличенных зарплат первичному звену медперсонала.

В целом же финансирование национальных проектов будет осуществляться поквартально.

Победила единственная заявка

Строительная корпорация «Трансстрой» победила в тендере на определение генподрядчика по строительству нового пассажирского терминала аэропорта Внуково, сообщил в четверг в Москве гендиректор ОАО «Аэропорт Внуково» Василий Александров.

«Это была единственная заявка, соответствовавшая условиям тендера», – сказал Василий Александров. Вместе с тем он отметил, что желание участвовать высказала турецкая Enka (генподрядчик по строительству Шереметьево-3 – ИФ) и германская Hochtif AG. «Условия тендера были очень жесткие, в частности, на начальном этапе было предусмотрено инвестирование собственных средств», – подчеркнул Александров.

Начальная цена контракта на выполнение строительно-монтажных и отделочных работ, включенных в договор генподряда, – 140 млн. долларов без учета инженерно-технологического оборудования нового терминала. Общая площадь первой очереди пассажирского терминала – 170 тыс. кв. метров.

Мигранты – не тот путь

В России в настоящее время находится до 10 миллионов нелегальных мигрантов. Об этом сообщил заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) России Вячеслав Поставнин. По его словам, 80 процентов нелегальных мигрантов в России – выходцы из СНГ. Господин Поставнин считает, что с их помощью решить демографическую проблему в России не удастся. «Демографическая ситуация у нас крайне тяжелая. Но мы должны четко понимать, что решение демографических проблем за счет миграции – путь достаточно сложный. Вряд ли нам удастся это сделать», – сказал он.

Дважды судить не будут

Возбужденное в Hорвегии дело против капитана траулера «Электрон» Валерия Яранцева может быть закрыто, если российский суд признает его виновным в нарушениях законодательства. Об этом заявила прокуратура норвежского города Тромсе. Напомним, траулер «Электрон» был задержан норвежской береговой охраной 22 октября 2005 г. в так называемой рыбоохранной зоне у берегов Шпицбергена. Судно должны были препроводить в норвежский порт. Однако после того, как на борт поднялись инспекторы береговой охраны Hорвегии, траулер изменил курс и направился в сторону российской экономической зоны. Прокуратура Мурманской области возбудила уголовное дело в отношении капитана «Электрона» Яранцева по статье 256 ч.3 (незаконная добыча рыбы с использованием служебного положения) и статье 127 УК (незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением).

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

РЖД нашли долговой баланс

Вчера ОАО «Российские железные дороги» разместило на Московской межбанковской валютной бирже облигации 5-й серии на сумму 10 миллиардов рублей.

Срок погашения ценных бумаг наступит через три года. Организаторами размещения выступили банки «КИТ Финанс» и JP Morgan Bank.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Юрий Новожилов, 5-я серия завершает первую программу заимствований компании. Напомним, совет директоров ОАО «РЖД» в августе 2005 года принял решение о размещении четырех траншей облигаций (4, 5, 6 и 7-й серий) на общую сумму 35 миллиардов рублей. На 2006 год проведения новых заимствований не предполагалось. Компания собиралась создать несколько дочерних обществ и привлекать необходимый для развития капитал за счет размещения их ценных бумаг на рынке.

Средства направляются на финансирование инвестиционных проектов. Среди них – внедрение Автоматической системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), организация перевозок нефти в Китай и тактового движения пригородных поездов на участке Москва – Раменское. Средства, привлеченные от выпуска пятой серии облигаций, будут направлены на погашение краткосрочных кредитов, взятых компанией в коммерческих банках. «За счет этого РЖД удлиняют общий срок заимствований и снижают стоимость долга компании. Это позволит сэкономить дополнительные финансовые средства», – отметил Юрий Новожилов. По информации департамента, после выпуска 5-й серии структура основного долга компании выглядит следующим образом: 43 миллиарда рублей, привлеченных за счет размещения облигаций, и около 17 миллиардов рублей синдицированного кредита.

По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Федора Андреева, с момента своего образования компания шла к созданию сбалансированной структуры долга. «РЖД сознательно двигались по пути привлечения необеспеченных заимствований. Сегодня они не обременены залогами либо иными обязательствами. Также мы стремились привлекать средства на открытом рынке, чем обеспечили участие сторонних инвесторов и в рублевых облигационных займах, и в синдицированном валютном кредите. Отмечу, что наши долги достаточно дешевы – ставка по ним в среднем не превышает 7 процентов, а в валюте – и того ниже», – отметил он.

Финансовые аналитики вчера предсказывали успех размещению облигаций РЖД. Как пояснил «Гудку» начальник управления анализа долговых инструментов финансовой корпорации «УРАЛСИБ» Борис Гинзбург, это одно из первых крупных размещений ценных бумаг на бирже в 2006 году. «На рынке сейчас большой объем денег, и инвесторы с оптимизмом отнеслись к размещению облигаций РЖД», – заявил аналитик.

Не выразил сомнений в удачном размещении бумаг РЖД и вице-президент группы «ЦентрИнвест» Андрей Гардт: «Российские железные дороги – достаточно серьезный эмитент. Размещения пятой серии облигаций компании ждали. И не ошибусь, если скажу, что оно станет «размещением недели» на рынке облигаций».

Вячеслав ЗАКАТАЕВ

Игры вокруг Содружества

Правительство Грузии приняло решение не выходить из состава Содружества Независимых Государств.

Решение по данному вопросу было принято на заседании кабинета министров Грузии 25 января, где рассматривался проект постановления парламентской фракции «Демократический фронт», которая и выступила с инициативой выхода страны из Содружества.

«Страна, которая готовится стать членом НАТО, – заявил, комментируя это решение, председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин (Котэ) Габашвили, – конечно, должна выйти из состава СНГ, но к этому нужно подготовиться серьезно, чтобы Грузия не оказалась перед проблемами поставок газа, развития торговых отношений, а также не столкнулась с определенными политическими проблемами».

То, что Грузия не стала омрачать начало пятнадцатого, юбилейного для Содружества Независимых Государств года, архивариусы СНГ, несомненно, отметят. Мы же хотим обратить внимание на другое.

Руководство НАТО недавно дало понять официальному Тбилиси, что грузинское вступление в эту организацию – вопрос не скорый. Придется подождать. Постоять в ожидании натовского поезда на перроне.

Да и на проходящей в эти дни в Страсбурге сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) была высказана обеспокоенность усилением президентской власти в Грузии. О чем говорит подобная критика? О том, что грузиться в вагон ЕС Тбилиси тоже рановато. Вот и выходит, что, как совершенно верно отметил Габашвили, «не надо пинать СНГ». Еще пригодится.

Несмотря на бурный поток антироссийской риторики, которая выплеснулась в последние дни в эфир и на страницы грузинских СМИ, трезвомыслящие политики в Тбилиси не поддались истерике. Они отдают себе отчет в том, что, если сегодня Грузия решит выйти из СНГ, это будет означать переход и так напряженных грузино-российских отношений в еще более кризисную ситуацию.

Для преодоления кризиса в грузино-российских отношениях представители парламента Госдумы России и Грузии выступили в минувшую среду с рядом инициатив. Речь, в частности, идет о созыве Общественного грузино-российского форума и налаживании диалога между правящими партиями двух стран.

Председатель комитета Госдумы России по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов и председатель комитета парламента Грузии Константин (Котэ) Габашвили единодушно признали, что укрепление доверия является важнейшим элементом урегулирования кризиса в российско-грузинских отношениях, и высказались за «налаживание человеческих отношений» между парламентами.

«В свое время, – напомнил Драганов, – российско-германский форум общественности существенно повлиял на многие проблемы укрепления экономического сотрудничества и на создание новых совместных бизнес-проектов».

А пока, чтобы дело вывода из кризиса российско-грузинских отношений не стояло на месте, участники телемоста предложили организовать футбольный матч между депутатами парламентов Грузии и России.

Константин ГЕОРГИЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31