02 декабря 2021 16:06

Купил бы Волгу. Но зачем мне столько воды?

Мэр Москвы Юрий Лужков присоединился к группе противников принятия новой редакции Водного кодекса. Напомним, что против либерализации водного законодательства выступают экологи, ученые и политики, обеспокоенные возможностью приватизации водных объектов. Госдума намерена рассмотреть Водный кодекс во втором чтении 31 марта.

В течение прошлого года депутаты Госдумы мягко, но настойчиво отодвигали сроки утверждения поправок в Водный кодекс, предложенных Германом Грефом.

Согласно регламенту этот документ, разработанный в недрах Минэкономразвития, должен был быть рассмотрен во втором чтении еще весной. Но новая редакция вызвала так много споров, что сроки внесения поправок продлевались три раза, до 28 ноября 2005 года. Совет думы не только не внес скандальный законопроект на рассмотрение до Нового года, но и не включил его в повестку дня первого после каникул заседания думы 20 января.

Недавно Комитет по природопользованию объявил о намерении внести Водный кодекс на рассмотрение думы 31 марта. Но есть вероятность, что и в этот день обсуждение не состоится. Законопроект вызвал бурю возмущения у мэра Москвы Юрия Лужкова, который пообещал «заручиться поддержкой Президента страны для того, чтобы новая редакция Водного кодекса не была утверждена». «Вполне реально, что после принятия этого закона кто-то купит Байкал или те три водохранилища, из которых Москва берет воду, и начнет диктовать свои цены», – встревожился глава крупнейшего мегаполиса в стране.


Не лезь в воду, не зная ...

Критики законопроекта считают его главным недостатком то, что новая редакция Водного кодекса переводит водопользование из сферы специального (водного) законодательства в сферу гражданско-правовых отношений. Это противоречит ст. 9 Конституции РФ.

Доктор юридических наук профессор Сергей Боголюбов заявил «Гудку», что договорные отношения в области водопользования и их особенности должны регулироваться прежде всего водным законодательством. Оно нацелено на охрану водных объектов и экономное использование водных экологических систем, что вовсе не противоречит идее привлечения социально ответственного бизнеса в область водного хозяйства. Таковы принципиальные положения действующего Водного кодекса, принятого в 1995 году, и их надо сохранить.


Нюансы и последствия

Позиция инициаторов законопроекта выглядит уязвимой с точки зрения мирового опыта. Например, в законе «О реках Японии» сказано, что реки являются общественной собственностью и никакой купли-продажи в отношении них не допускается. Велика вероятность того, что новая редакция Водного кодекса в случае его принятия имеет реальный шанс быть оспоренной в Конституционном суде. Но если сторонники законопроекта все-таки одержат победу, то топор законодательной войны между собственниками водных объектов и подавляющей массой населения, то есть водопользователями, вряд ли будет зарыт.

По мнению Юрия Лужкова, в нынешнем виде законопроект превращается в источник конфликтных ситуаций.

В нем нет механизма управления использованием и охраной воды. То есть собственник фактически получает карт-бланш на ее использование, а государство не имеет права вмешаться даже в том случае, если владелец замкнутого водного объекта пожелает превратить его в Аральское или Мертвое море.

В законопроекте до сих пор не прописан вопрос забора и сброса сточных вод. При изъятии из реки или озера воды в объемах, превышающих норму, неминуемо наступает их истощение и качество воды резко ухудшается. Специалисты считают, что мы приблизились к критической черте истощения ресурсов подземных вод и их загрязнения в Центральном федеральном округе и на Урале.

Неуправляемый сброс сточных вод, который выгоден прежде всего предприятиям химической, металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности, повлечет за собой превращение рек и озер – источников питьевого водоснабжения – в сточные канавы и отстойники.

О том, что водные объекты испытывают тяжелый антропогенный прессинг, свидетельствует и статистика МЧС. По данным Сергея Шойгу, радиоактивные отходы из переполненного водохранилища предприятия «Маяк» в Челябинской области стали просачиваться в реку Теча и далее в Тобол. Руководство Рязанской области на протяжении последних лет бьет тревогу в связи с тем, что нижнее течение Оки превратилось в канализационные стоки Москвы. Как утверждал Луи Пастер, «80 процентов болезней мы выпиваем вместе с водой». Массовые заболевания гепатитом из-за некачественной воды в Нижнем Новгороде и Ржеве еще раз подтверждают справедливость его слов.


Вода без права на пользование

Перевод отношений в разряд гражданско-правовых, по существу, означает, что водопользователи освобождаются от административной ответственности за нарушения водного законодательства. Ведь договор водопользователя не является предметом регулирования Кодекса об административных правонарушениях. Одним словом, речь идет о лишении права на общее водопользование.

Противники новой редакции кодекса шутят, что принятие законопроекта переносит нас из века термоядерного синтеза в эпоху паровых машин. Это касается, в частности, трактовки понятия «обособленный водный объект».

Ведь природные водные объекты только на первый взгляд изолированы друг от друга. На самом деле они представляют собой единую гидравлическую систему, в которую входят поверхностные, грунтовые и другие подземные воды. Нарушение одной из частей экосистемы приведет к ее общей деградации. На эту нелепицу уже обратил внимание Президент страны. Он попросил депутатов определить, какие поверхностные водоемы являются обособленными водными объектами.

В оборот могут быть пущены лишь искусственные водоемы, не связанные с другими поверхностными водными объектами. Например, водоемы, образовавшиеся после добычи торфа и других полезных ископаемых, пруды-копани и т.п.

Принятие закона проблематично и с экономической точки зрения. Скрытая форма сдачи в концессию водных объектов приведет к тому, что речники, моряки, гидроэнергетики, аграрники, военные, промышленники, коммунальные службы вынуждены будут платить предпринимателям немалые деньги.

Алексей КАЗАКОВ

Население пострадает при любом сценарии

Борис Маслов, профессор, доктор технических наук, академик РАСХН, ветеран водного хозяйства РФ:

– Проект новой редакции Водного кодекса РФ – это образец безответственного отношения власти к правам и законным интересам населения страны.
Содержание этого законопроекта нацелено прежде всего на обеспечение неограниченных прав крупного бизнеса на использование водных объектов за счет ущемления прав большинства людей на охрану здоровья и доступа к воде.
К тому, что сказано в статье, можно добавить следующее.
По указанному законопроекту бизнесмены-водопользователи получают права пользования водными объектами по гражданскому договору или решению органа власти. Условия пользования при этом определяют чиновник и заинтересованное лицо. Причем без всякой экспертизы принимаемых решений по ресурсу жизнеобеспечения!
Если учесть, что в законопроекте отсутствуют нормы по ограничению заборов воды из водных объектов (рек, озер, водохранилищ и подземных водоносных горизонтов) и сбросам в них сточных вод, то через несколько лет источники питьевого водоснабжения превратятся в сточные каналы и отстойники сточных вод, как это произошло в США и других странах, где закон позволяет приватизировать водные объекты.
При любом сценарии население всей страны пострадает от неизбежных массовых заболеваний или недостатка качественной питьевой воды. Поскольку условия пользования водными объектами закрепляются в договоре, они по действующему законодательству могут быть изменены только сторонами договора. Это означает, что население не сможет влиять на ситуацию даже в том случае, если водопользователь будет причинять вред здоровью людей или его действия направлены на истощение водных ресурсов.
Законопроектом предусматривается также приобретение прав пользования водными объектами в порядке передачи (переуступки) прав за плату или бесплатно. Реализация такого порядка приобретения прав приведет к дезорганизации системы государственного управления использованием и охраной водных объектов, повлечет за собой монополизацию в области водопользования и увеличение риска причинения вреда здоровью населения. Если учесть, что в законопроекте система органов государственного управления в области использования и охраны водных объектов не предусматривается вообще, то хаоса в использовании источников водоснабжения не избежать!
Разработчики законопроекта, очевидно, не располагают информацией о состоянии водных объектов. Если бы они знали, что практически все поверхностные воды загрязнены и не могут применяться без специальной очистки, что более половины населения потребляет воду, которая не отвечает установленным нормативам, то они, без сомнения, предусмотрели бы в этом законопроекте правовые основы восстановления водных объектов. Такой пробел, равно как и указанные выше положения законопроекта, никак не согласуется с Конституцией Российской Федерации.
Законопроект по своему содержанию представляется крайне опасным для будущего России.

Скоро появятся торговцы воздухом

Юрий Лужков, мэр Москвы:

– После утверждения изменений в Водный кодекс, которые сейчас рассматриваются в Государственной думе, мы переходим на режим, когда вода как минеральный ресурс не является государственной собственностью. Все города и крупные потребители воды в стране встают перед опасностью получить негосударственные ресурсы, необходимостью платы владельцам водохранилищ за воду по тем ценам, которые они установят по своему желанию.
Если воду отдадут частникам, то у нас скоро появятся и торговцы воздухом. Ведь вода – это не нефть. И может так сложиться, что и за воздух нам придется платить. Это страшные вещи. Например, подует ветер в нашу сторону и кто-то может сказать: платите за этот ветер.
Со временем мы можем дойти до того, что у нас появятся собственники Волги или Енисея. Это пугает. Ведь во всех странах существует государственный собственник на водные объекты, только у нас получается неразбериха.
Москва получает воду из 9 крупных водохранилищ, расположенных в том числе и за 350 км от Москвы. Значит, мы должны будем заключать договора со всеми хозяевами и принимать их цены на воду. Водоемы должны принадлежать городу или государству, которые несут ответственность за жизнеобеспечение населения и страны.
В ближайшее время московские власти обратятся к руководству страны, чтобы не допустить приватизации любых водных ресурсов на территории Российской Федерации. Нам нужно выйти с серьезнейшими возражениями на самый высокий уровень в государстве, вплоть до Президента. Необходимые документы по этому вопросу подготовят руководитель ГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков, заместитель мэра в правительстве Москвы Анатолий Петров и первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Аксенов.

Водные объекты не спасти без системы наказаний

Зоя Неволина, заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Курганской области:

– Я подхожу с позиций человека, уже много лет проработавшего в государственном контроле, то есть человека, который знает: для того чтобы сохранить водные объекты, нужно иметь хорошо отлаженную систему наказания за нарушения, за загрязнения. В противном случае, если уговоры не действуют, должен работать экономический механизм. В то же время в разделе «Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов» четко оговорены права объектов, но нет права привлечения к административной ответственности. Теперь в пределах своей компетенции нужно будет предъявлять иски в суд, уведомлять стороны, заключившие договор, о результатах проверки и выявленных нарушениях. Да, я уведомлю водную службу ВВО (ВВО – вооруженная вахтерская охрана) – тогда они, может быть, лишат нарушителя лицензии.
Все это идет в противовес Административному кодексу. И что за инспектор, который не имеет права воздействия: загнали автомобиль в речку, моете его там, загрязняете воду – пожалуйста, и дальше это делайте, потому что я, получается, не имею права даже составить протокол. То есть эта ситуация может очень негативно сказаться на состоянии водных объектов в целом. Это я уже по практике знаю: меры воздействия должны быть законодательством предусмотрены, причем четко.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31