02 декабря 2021 15:53

Малосольные грузополучатели

Как стало известно «Гудку», компании, заказывающие товары у белорусских производителей, не всегда могут их вовремя получить на станциях назначения. Проблемы у импортеров и железнодорожников возникли после изменения порядка таможенного оформления белорусских грузов.

Редакция газеты получила письмо от одного из клиентов Октябрьской железной дороги (ОЖД), в котором рассказывается о сложностях при растаможивании белорусской соли. Автор послания высказывает претензии и к железнодорожникам, обвиняя их в «создании надуманных препятствий для перемещения грузов между Республикой Беларусь и Россией с целью получения дополнительных доходов от «сверхнормативного» простоя вагонов». Расследование «Гудка» позволило найти истинные причины задержек грузов на магистрали.

Как рассказал корреспонденту «Гудка» генеральный директор ЗАО «Социнициатива» – тверской компании– поставщика белорусской соли – Петр Кацнельсон, проблемы возникли после введения новых таможенных порядков. По его словам, раньше при оформлении груза на российско-белорусской границе сотрудник пограничной таможни ставил на железнодорожной накладной отметку «Товар ввезен в РФ». Накладная заверялась номерной печатью, личной подписью, и на этом процедура таможенного оформления заканчивалась. В октябре прошлого года вступили в силу новые требования, получившие распространение на Октябрьской железной дороге. В соответствии с ними основанием для выдачи белорусских грузов стала отметка должностного лица таможенного органа – «Выдача грузополучателю разрешена». Для получения этого штампика грузополучатель обязан обратиться на ближайший к станции назначения таможенный пост.

Нововведение моментально усложнило жизнь грузополучателям. На бумажную волокиту, по словам Петра Кацнельсона, стало уходить гораздо больше времени. Но еще больнее по заказчикам соли ударила другая проблема. Дело в том, что составы с белорусской солью зачастую подаются на станцию назначения в пятницу к вечеру. В итоге, ожидая разгрузки, вагоны «скучают» на путях зоны таможенного контроля до начала следующей рабочей недели, за что грузополучатели, согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ, платят штрафы.

«В прошлом году сумма штрафов за простой вагонов в ожидании процедуры растаможивания составила порядка 40 тысяч рублей, – заявил заместитель директора ГУП Торжокского ДРСУ Тверской области Николай Чайгозев. – Возможно, кому-то эта цифра покажется незначительной. Но для нашей небольшой бюджетной организации, где приходится считать каждую копейку, это немалые деньги. Мы не единожды обращались и к железнодорожникам, и в таможенные органы с просьбой разрешить эту проблему, но – безрезультатно».

Начальник отдела организации и функционирования СВХ и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Руслан Розанов рассказал «Гудку», из-за чего сложилась критическая ситуация с белорусскими грузами. «Сегодня значительная часть нормативных актов таможенных органов, регламентировавших порядок оформления любых белорусских товаров, отменена, – заявил он. – Вызвано это тем, что под видом импорта из Белоруссии ввозились товары третьих стран. Понадобился более эффективный контроль. По ряду причин пограничным таможенным органам не всегда удается установить статус груза на самой границе. И в этом случае на сопроводительные документы ставится отметка «Товар ввезен». Это значит, что груз продвигается по территории России под контролем, а на станции назначения ему необходимо будет пройти через процедуру определения статуса».

Без соответствующего разрешения таможенников железная дорога как перевозчик теперь не имеет права выдать груз грузополучателю. «На Октябрьской железной дороге, – рассказал Руслан Розанов, – по согласованию с Северо-Западным таможенным управлением ранее действовал порядок определения статуса таких товаров на границе. Однако в связи с разъяснениями, данными Федеральной таможенной службой России, этот порядок был упразднен, что и вызвало недовольство ряда грузополучателей».

С августа прошлого года ОАО «РЖД» дважды обращалось в ФТС с предложениями по решению этой проблемы. Но в своих ответах ФТС России, ссылаясь на отсутствие достаточного количества сотрудников на пограничных станциях, указывала на необходимость предъявления железной дорогой белорусских грузов на станциях назначения. К сожалению, не все грузополучатели знакомы с таким порядком таможенного оформления грузов, считая, что они вообще не подлежат таможенному оформлению.

А между тем, по словам Руслана Розанова, урегулировать этот вопрос возможно, если определять статус ввозимого товара. При этом в целях разгрузки железнодорожных пунктов пропуска необходимо разработать для белорусских товаров перечень так называемых товаров риска. Для остальных, как, например, для белорусского щебня (который вряд ли может быть грузинским или турецким), на границах статус определялся бы по сертификатам происхождения товара, следующего с перевозочными документами.

Получить комментарии, которые помогли бы разобраться в ситуации, сложившейся в Тверской области, в пресс-службе Федеральной таможенной службы РФ «Гудку» не удалось. В ответ на запрос были высланы перечень нормативных актов, состоящий из десяти пунктов, и небольшая выписка из положения о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между… Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ.

В любом случае обвинения в адрес железнодорожников со стороны грузополучателей белорусской соли и любых товаров оказались абсолютно беспочвенны. Перевозчик страдает от несовершенства таможенного оформления отнюдь не меньше. «Ситуация набила оскомину не только нашим клиентам, но и самим железнодорожникам, – заявил Руслан Розанов. – За простой вагонов ОАО «РЖД» выплачивает белорусской стороне огромные штрафы. Согласно «Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности другого государства» плата за сверхнормативное использование, к примеру, полувагона составляет 12,65 швейцарского франка в сутки (1 швейцарский франк примерно равен 22 рублям. – «Гудок»), зерновоза – 11,6. К штрафам можно прибавить затраты на сверхнормативную охрану груза, излишнюю маневровую работу, упущенную выгоду от использования не по назначению станционных путей».

Наталья АЛЕКСЕЕВА
Тверь – Москва

    Справка

    В прошлом году Белорусская железная дорога перевезла 125,1 миллиона тонн грузов, или 112,5 процента к уровню 2004 года. Транзитный грузопоток составил 43,5 миллиона тонн. При этом наибольшие объемы транзитных перевозок осуществлялись в Россию – в 2005 году этот показатель достиг отметки 34,3 миллиона тонн. Как отметил на недавней пресс-конференции начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело, оказание транспортных услуг по транзиту грузов – важнейший источник доходов для дороги и валютных поступлений в целом для республики.

    В структуре белорусских транзитных перевозок главное место занимают уголь и кокс, на которые приходится порядка 33 процентов общего грузопотока. На втором месте нефтепродукты – 32 процента. Значительно уступают им удобрения – 5 процентов и черные металлы – 4 процента.

Абсолютно экологичный реактор

В ближайшие два года ОАО «Российские железные дороги» рассчитывает завершить формирование сети сервисных центров по обслуживанию пассажирских поездов, оборудованных биотуалетами. Как заявили «Гудку» в Отраслевом центре внедрения ОАО «РЖД», на сети появится возможность для эксплуатации биореакторов, позволяющих решать одну из главных проблем современных пассажирских вагонов – утилизации отходов.

Биогазовая технология, позволяющая перерабатывать любые органические отходы в экологически чистые удобрения, уже применяется во многих странах мира. Кроме того, образуемый при переработке газ метан можно использовать для отопления жилья и подсобных помещений. В Китае и Индии работают несколько миллионов подобных установок.

Аналогичные биореакторы созданы и в России. В основном они применяются в производстве удобрений для повышения плодородия почвы. Из продуктов переработки биореакторов получают корм для животных и птиц.

Во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) предложили очищать с помощью подобных установок биотуалеты пассажирских вагонов. С помощью специалистов Мосводоканала и фирмы «Циркон-сервис» ученые испытали опытное устройство на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке. Сюда с железных дорог привозили отходы из пассажирских вагонов. Их загружали в реактор и обрабатывали специальной закваской – биомассой, в которой несколько месяцев выращивались бактерии, выделяющие метан. Они обеззараживали и перерабатывали отходы.

Как рассказали в Отраслевом центре внедрения ОАО «РЖД», созданные учеными биореакторы начнут активно использовать лишь после того, как на сети дорог откроют стационарные комплексы обслуживания пассажирских поездов, оборудованных экологически чистыми туалетами. То есть в ближайшие два года.

Сусанна ТАПАЛЦЯН, кандидат биологических наук
Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Наноматериал – враг контрафакта

Российская инновационная компания «РИМКО-XXI» представила новые разработки в области борьбы с контрафактной продукцией.

По данным Российской торгово-промышленной палаты, доля контрафактных товаров на российском рынке по некоторым позициям достигает 60 процентов. Ежегодный экономический ущерб (показатель включает как потери компаний-правообладателей, так и потери бюджета страны) составляет от 600 миллионов до 1 миллиарда долларов.

И если раньше в основном фальсифицировались продовольственные товары преимущественно повышенного спроса, а также бытовая техника, то теперь благодаря развитию и доступности технологий легко подделывают бытовую химию, синтетические моющие средства, игрушки, высокотехнологичную одежду и обувь. Особая статья в этом «контрафактном изобилии» – поддельные запчасти для транспорта.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, доля подобной продукции на рынке авиакомплектующих составляет 7 – 9 процентов, по некоторым видам деталей этот показатель достигает 20 процентов. Свести данные об уровне фальсификации на рынке автомобильных запчастей и комплектующих для ремонта подвижного состава просто невозможно.

Российские ученые предложили рынку новые метки из наноматериалов, названные металлтранспондерами, и компактный прибор для их распознавания – «считыватель». По сути это миниатюрный радиоспектрометр весом около 400 граммов и размером чуть больше сигаретной пачки. Принцип защиты таков: на поверхность наносится наномаркировка, очевидная для спектрометра. Не обнаружив метку, «считыватель» с полной уверенностью заявляет о контрафактном происхождении предмета. Таким образом, впервые в мире для идентификации применен метод ядерного магнитного резонанса (ЯМР). Кроме того, технология позволяет идентифицировать предметы на больших расстояниях, подключая считыватели металлтранспондеров к беспроводным локальным сетям.

В результате появилась возможность объективно установить подлинность товаров, достоверно определить место их происхождения и проследить их путь от завода-изготовителя до потребителя.

Ольга ЛАТЫШЕВА

    Кстати

    По оценкам экспертов, ежегодные убытки российских и зарубежных производителей от распространения поддельной продукции составляют порядка 1,5 млрд. долларов.

    На сегодняшний день чаще всего подделываются:
    программное обеспечение (90 процентов общего объема рынка);
    алкогольная продукция – (более 60);
    автомобильные расходные материалы – (более 50);
    парфюмерия и косметика (50);
    бытовая химия (50);
    табачные изделия (45);
    сливочное масло и маргарин (45);
    одежда, обувь (40);
    мясные и рыбные консервы (35);
    лекарства (более 30).

    Обычным покупателям отличить подделку от качественного товара почти невозможно. Единственный выход – требовать сертификат на товар у продавца, а для проверки его подлинности звонить в орган выдачи документа по указанным в нем телефонам. Покупка дорогого изделия от подделки не обезопасит: как признаются эксперты, «левые» товары можно встретить в самом фешенебельном магазине.





Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31