02 декабря 2021 16:36

Аэропорт напрокат

В течение трех лет Минтранс планирует отдать взлетные полосы и рулежные дорожки в управление частным операторам. Это должно привлечь инвестиции в модернизацию изношенной аэропортовой инфраструктуры.

Между тем пока неясно, насколько бурным будет развитие, если аэропортом будет управлять одна компания, а полосами – другая.

Минтранс представил свою концепцию управления федеральным имуществом гражданских ­аэ­ропортов, которая была разработана совместно с Минэкономразвития и Минфином. Согласно документу, который оказался в распоряжении «Гудка», у нее несколько глобальных целей: оптимизация сети аэропортов и построение сети аэропортов-хабов (больших пересадочных узлов), повышение конкурентоспособности аэропортов России на международном рынке и увеличение транзитного потока через страну, а также привлечение частных инвесторов к модернизации аэропортовой инфраструктуры.

По заявлению разработчиков концепции, износ аэропортовой инфраструктуры составляет 80% и операторы не вкладывают средства в ее модернизацию. Между тем, по словам руководителя юридической службы аэропорта Кольцово (Екатеринбург) Вадима Хлызова, сегодня у оператора нет стимулов вкладывать средства в модернизацию аэропортовой инфраструктуры, так как ему не предоставляется никаких гарантий. По словам ведущего эксперта ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олега Пантелеева, сегодня, если оператор аэропорта хочет отремонтировать взлетную полосу или обновить сигнальное оборудование, это вложение средств в федеральное имущество не только не поощряется, но даже усложняется законом. По закону вложения в чужое имущество (в данном случае федеральное) можно осуществлять только из чистой прибыли. Соответственно, вложения в ремонт полосы или дорожки облагаются налогом на прибыль и обходятся оператору на 30% дороже.

Основу новой системы аэропортов должны составить аэропорты-хабы, расположенные в местах пересечения магистральных направлений полетов и функционирующие как большие пересадочные и перевалочные пункты. Как пишут разработчики концепции, в будущем цепочка хабов должна превратиться в часть трансконтинентального авиационного транспортного коридора, опоясывающего Северное полушарие. В этом коридоре, в который также войдет ограниченное число крупнейших мировых хабов, прогнозируется максимальная концентрация пассажирских и грузовых перевозок, в первую очередь транзитных. По прогнозам разработчиков, хабы превратятся в высокодоходные зоны деловой активности.

Согласно концепции, в задачи федеральных узловых аэропортов будут входить обслуживание международных транзитных потоков, стыковка международных авиалиний между собой, а также с внутренними авиалиниями. Как излагается в концепции, отбор федеральных аэропортов должен осуществляться с учетом их близости к основным транзитным воздушным трассам.

Более конкретных критериев отбора в Мин­трансе пока не предложили. Впрочем, по мнению Олега Пантелеева, все три аэропорта Московского авиаузла (МАУ) скорее всего попадут в первую категорию. Правда, ситуацию может изменить появление единой управляющей компании для аэропортов МАУ, о планах по организации которой в Минтрансе говорят уже давно.

Остальные аэропорты – регионального и местного значения – будут выполнять по отношению к хабам функцию накопителей транзитных пассажиров и грузов. Соответственно, отбор региональных ­аэропортов будет подчинен целям сети федеральных аэропортов. Кроме того, основной задачей региональных аэропортов будет стыковка внутренних авиалиний. А задачей местных аэропортов (с объемом перевозок до 50 тысяч человек) – обслуживание местных авиалиний, перевозок, выполняемых в интересах определенных отраслей экономики, социальных перевозок и внутренних авиалиний.

Для реализации новой концепции предполагается расформировать существующие ФГУПы, которым сегодня принадлежит ­аэропортовое имущество. По данным Минтранса, сегодня 55 ФГУПов эксплуатируют 119 объектов гражданской авиации. После этого предполагается имущество федеральных аэропортов передать в казну РФ, для управления им создать акционерные общества, контрольный пакет которых будет принадлежать РФ, а остальные акции продать частным инвесторам или отдать в доверительное управление. Рассматривается также возможность передачи аэ­родрома новому АО на правах концессии или аренды. Судьбу региональных аэропортов решат власти соответствующего субъекта РФ, которым передадут имущество «аэропортовых» ФГУПов.

Имущество аэродромов, которое эксплуатируется открытыми акционерными обществами (274 аэродрома находятся в управлении 148 операторов), будет передаваться им на правах аренды или концессии, также рассматривается и возможность приватизации.

По словам заместителя директора департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса Юлии Зворыкиной, принятый закон о концессии предполагает, что, если имущество аэропорта – ­аэродром, автостоянка, автодорога, железнодорожная ветка и т.д. – уже принадлежит нескольким ФГУПам или структурам, заключать концессионное соглашение необходимо на каждый объект отдельно. «Наличие нескольких не связанных между собой управляющих структур затрудняет управление аэропортом как комплексом и его развитие», – продолжил Олег Пантелеев. Поскольку закон о концессии не предусматривает возможности передачи в концессию собственности от юридического лица юридическому лицу. Оператор аэропорта не имеет возможности, взяв в концессию все аэропортовое имущество, раздать автостоянку, заправочный комплекс, комбинат бортпитания и т.д. в концессию другим компаниям.

В такой ситуации стратегическое управление всего комплекса осуществлялось бы оператором, а оперативные задачи решали концессионеры. В то же время, по словам Юлии Зворыкиной, возможна передача комплекса в управление не одному оператору, а консорциуму.

Юлия Зворыкина предположила, что реализацию концепции проще всего начать с аэропортов, где все аэропортовое имущество принадлежит одному ФГУПу, например Пулково. В таком случае будет проще расформировать ФГУП, передать имущество в казну и дальше – передать на управление, в аренду или в концессию.

Уже в первом квартале 2006 года предполагается внести на рассмотрение правительства проект типового концессионного соглашения по аэропортам, а также разработать примерную форму договоров аренды и доверительного управления. В это же время предполагается определить список хабов федерального уровня. На третий квартал 2006 года запланированы разработка и утверждение бизнес-модели построения национальной сети аэропортов, а также заключение договоров аренды и доверительного управления с операторами аэропортов.

По словам Юлии Зворыкиной, реализация новой концепции начнется скорее всего с аэропортов Московского авиаузла, а также Кольцово (Екатеринбург) и Емельяново (Красноярск).

Для подачи заявок на концессию аэропортового хозяйства и реализации других проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) Минтранс создал некоммерческое партнерство (НП) «Инвесторы транспортной инфраструктуры». По словам руководителя НП Александра Артамонова, его задача – доработка проектов ГЧП, предлагаемых компаниями, и их продвижение в Минтрансе и других ведомствах.

Финансировать партнерство будут Минтранс и структуры бизнеса, чьими проектами занимается НП.

По его словам, потенциальные инвесторы могут вносить свои проекты в Минтранс, минуя НП. Однако, по словам руководителя юридической службы аэропорта Кольцово Вадима Хлызова, существует опасность, что внесение проектов без НП будет затруднено.

Минтранс РФ обещает представить концепцию на утверждение правительства в ближайшее время. Реализовать ее планируют в течение трех лет.

Юлия КАРУЛИНА

Машинисты устают от переработок

На третьем этапе железнодорожной реформы определятся способы отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности.

Вчера на правлении ОАО «РЖД» президент компании Владимир Якунин отметил, что будут созданы условия для работы на железных дорогах частных локомотивов.

По словам главы ОАО «РЖД», «в период с 2006 по 2010 год в сфере грузовых и дальних пассажирских перевозок будет развиваться конкуренция». Начнется продажа лицензий ограниченного срока действия на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении. До 1 февраля компания представит в Минтранс предложения по реализации мероприятий третьего этапа реформирования. Заседание правительства должно рассмотреть их в апреле.

Вчера правление ОАО «РЖД» рассмотрело также вопрос «О неотложных мерах по стабилизации состояния безопасности движения в локомотивном хозяйстве сети железных дорог». Обсуждение безопасности движения в локомотивном хозяйстве проходило в режиме видеоконференции с участием представителей всех 17 дорог России. Основным докладчиком выступил начальник департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Среди технических мер по повышению безопасности движения Сергей Кобзев назвал создание на дорогах центров по расшифровке скоростемерных лент, запрет на подачу под поезда локомотивов с перепробегом. В депо пройдут оптимизация модельного ряда локомотивов и повышение автоматизации в работе локомотивных бригад. Должна быть повышена надежность системы передачи данных о параметрах движения в режиме онлайн.

Одной из наиболее существенных проблем в этом локомотивном хозяйстве, по словам Владимира Якунина, является большая ротация кадров как среди старшего командного состава – начальников депо, заместителей, главных инженеров, так и среди машинистов и машинистов-инструкторов. Совершенно неприемлемой признана практика, когда за малейшее нарушение или малейший брак в работе, особенно не по вине исполнителя, наказываются руководители, причем самым кардинальным путем – освобождением от должности.

Накануне правления департамент по управлению персоналом провел социологический опрос 650 машинистов. Среди главных причин мотивации труда зарплата оказалась только на девятом месте. А на первых местах – улучшение режима труда и отдыха, повышение престижности профессии, ликвидация переработок, снижение уровня бумажно-бюрократической деятельности.

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА

Евразийское сообщество приросло Узбекистаном

Вчера в Константиновском дворце Санкт-Петербурга состоялось внеочередное заседание межгосудар­ственного совета Евразий­ского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Главы государств – членов ЕврАзЭС – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана – поставили свои подписи под Протоколом о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и под Протоколом о внесении соответствующих изменений и дополнений в данный договор. Кроме того, на совещании обсуждался вопрос о слиянии ЕврАзЭС с Организацией Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС).

Президент РФ Владимир Путин приветствовал вступление Узбекистана, заявив, что «основные цели ОЦАС и ЕврАзЭС были во многом идентичны». По его мнению, слияние потенциалов двух региональных организаций дало серьезный позитивный эффект.

Форум в Северной столице продемонстрировал, что в Евразийском экономическом сообществе увеличивается не только число государств, но и территория, население, предпринимательский потенциал. Формируется зона свободной торговли, таможенного союза, общего рынка Единого экономического пространства. «Это принципиальные изменения», – пояснил генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, отметив, что «вхождение Узбекистана, без сомнения, привнесет динамику в развитие этой организации». «Это самое крупное по потенциалу и населению государство в Центральной Азии, и его присоединение к ЕврАзЭС существенно расширит рынок».

Достаточно большие дивиденды от присоединения к ЕврАзЭС получит Узбекистан. Новое членство позволит ему более широко и на специальных условиях продавать свои традиционные экспортные товары – газ, хлопок, металл, аграрную продукцию. Можно напомнить, что на днях была достигнута договоренность о продаже всего экспортного газа Узбекистана «Газпрому» и определены цены непосредственно на газ (60 долларов за тысячу кубометров) и за его транзит по российской территории (1,1 доллара за 1000 кубометров на 100 километров).

Вступление Узбекистана в организацию не повлечет изменения ее основополагающих принципов. Сохранится прежняя практика разновесного голосования, формирования бюджета. «Есть некие принципиальные вопросы, например формирование Единого транспортного пространства. Теперь мы будем обсуждать его «на шестерых», – сказал генеральный секретарь ­ЕврАзЭС.

Однако, с точки зрения некоторых экспертов, экономическое интеграционное поле ЕврАзЭС выглядит достаточно проблематично, если учесть, что за одиннадцать месяцев прошлого года на страны сообщества пришлось лишь 7,8 процента всего оборота российской внешней торговли, в то время как, например, товарооборот с Германией за тот же период составил 9,7 процента.

И все же нельзя не признать, что уже сейчас ЕврАзЭС имеет четкие экономические цели и институциональную структуру. Именно в нем создана полноценная зона свободной торговли, идет подготовка к формированию таможенного союза.

Евгения ПЯДЫШЕВА

Перед праздником таможня чистит себя и других

Вчера, накануне профессионального праздника таможенников, руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов на пресс-конференции пообещал устроить «сладкую жизнь» «челнокам» и импортерам азиатских иномарок.

Для первых, напомнил главный таможенник, в правительстве РФ находятся предложения о снижении беспошлинного ввоза товаров для физических лиц с 50 килограммов до 35 («Гудок» писал об этом в номере от 19 января). Стоимостную планку «ручной клади» с 65 тысяч рублей таможенники хотят опустить до 30 тысяч. А специально для вторых Жерихов заявил, что «не будет мириться с положением, когда, например, на Дальнем Востоке декларируются машины, приобретенные за 200 – 300 долларов, а чеки на их покупку пробиваются прямо на судне, на котором они плывут».

По информации главы ФТС, в 2005 году таможенные органы возбудили 3262 уголовных дела – почти на четверть больше, чем в 2004 году. Причем подавляющая их часть (2847) возбуждена по самой серьезной статье – за контрабанду. Нелегального товара на границах остановили на сумму 6,1 миллиарда рублей, что почти втрое превышает показатель 2004 года.

Таможенники России не забывали также чистить и свои ряды. Глава ФТС сообщил, что пришлось поменять почти половину из 137 начальников таможенных пунктов, уровень квалификации которых был недостаточным, в том числе и сторонников «серых схем» растаможки.

При этом Александр Жерихов подчеркнул, что таможня, являясь фискальным органом, всегда лояльно относилась к законопослушному и легальному бизнесу. В минувшем году правительство РФ одобрило специальную концепцию развития таможенных органов до 2010 года. Одной из ее главных частей является внедрение в работу таможни системы «одной остановки». Вместо 7 различных контролирующих служб, включая фито- и ветеринарный контроль и другие виды надзора, на таможенном посту должны остаться только таможенники и пограничники. Остальные службы должны быть расположены по соседству. При этом весь контроль при прохождении грузов должен осуществляться на основе единой интегрированной базы данных, которая постепенно пополняется по мере движения груза к таможенному посту. База должна содержать полную информацию, чтобы «удовлетворить» каждую заинтересованную службу.

По словам Жерихова, такую схему сначала внедрят на одном из таможенных постов российско-литовской границы. А в дальнейшем станут распространять опыт повсеместно.

Итоговый финансовый результат работы ФТС в 2005 году – 2,102 триллиона рублей (74 миллиарда долларов США) в казну государства. Это на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 году. По словам Жерихова, каждый день таможенники перечисляли в бюджет почти 290 миллионов долларов и таможенные платежи обеспечили 42 процента доходов России.

Кроме того, господин Жерихов заявил, что ФТС выступает за снижение таможенных пошлин на товары, которые не производятся в России. Все, что имеет российские аналоги, должно облагаться пошлинами, чтобы защитить российского производителя.

Андрей МОШАТИН

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31