02 декабря 2021 16:47

Вам слово, именинницы!

Когда январским днем 1755 года 27-летний граф Иван Шувалов предложил на подпись российской самодержице Елизавете Петровне Указ об основании Московского университета, он кроме благородных целей российского просвещения держал в голове еще одну тайную мысль – сделать подарок родной матушке Татьяне Ростиславской в день ее именин. Так и вышло: одним росчерком гусиного пера Императрица учредила и храм наук, и веселый праздник для тех, кто усердно учится, но раз в году (всего-то раз в году!) позволяет себе расслабиться и повеселиться на полную катушку.

И этот обычай прижился. В нашем нынешнем календаре Татьянин день – едва ли не самый старый праздник. Студенты Петербургского университета путей сообщения по традиции отметят его на катке, а миитовцы после официального торжества соберутся в своем Дворце культуры на дискотеке.

А вот в РГУПСе бал преподавателей и студентов начнется только после того, как граф Шувалов и Елизавета Петровна, в которых кто-то наверняка узнает своих однокурсников, зачитают высочайший указ о создании университета. Потом на обозрение зрителей будут представлены уникальная коллекция студенческого театра моды, а также фотовыставка, посвященная «профессорам, которые мучают студентов».

Жаль только, что выступлений команд КВН во многих транспортных вузах в этот день не дождутся – веселые и находчивые сейчас находятся в Сочи на фестивале КиВиН. Но все равно можно не сомневаться, что Татьянин день будет отмечен достойно. И это правильно. Ведь еще древние учили: гаудеамус игитур ювенес дум сумус – пока мы молоды, будем веселиться!

Так что веселитесь. На то и дан вам, студенты, один в году Татьянин день…

«С пятого класса я мечтала водить поезда, – признается аспирант ПГУПСа Татьяна Варенцова. – Но в машинисты, как оказалось, девушек не берут».

– Татьяна, неужели одно только желание взглянуть на железнодорожный путь из кабины машиниста локомотива привело тебя на электромеханический факультет университета путей сообщения?
– Да, для меня с самого детства железная дорога связана с романтикой, путешествиями. Поэтому поступок был осмысленным и закономерным: мои родители тоже окончили ПГУПС. А выбранная специальность – «Электроснабжение железных дорог» – это возможность работать в русле самых современных проблем отрасли, связанных с качеством электроэнергии тяговой сети.

– Ты уже бакалавр, инженер, магистр, работаешь над кандидатской – вполне состоявшийся специалист даже по западным меркам. Что же дальше?
– Но на Запад я не собираюсь! Просто учиться очень интересно. Научная тема будущей кандидатской диссертации – это логическое продолжение бакалаврской работы по исследованию качества электроэнергии и нахождению более точных методов для расчета параметров тяговой сети. Да и расставаться с вузом мне очень не хотелось: здесь насыщенная жизнь, много творческой молодежи. И как оставить секцию туризма, которую я начинала с нуля пять лет назад? Вот на этой волне я осталась в университете и поступила в аспирантуру. Сейчас учусь на втором курсе и работаю в отделе реализации научно-технических программ.

– А на занятия туризмом время остается?
– На днях я вернулась с Хибин, где наша группа одолела маршрут третьей категории сложности – с ледорубами, кошками, веревками, лыжами. Тяжело, холодно, но очень интересно!
У нас когда-то была очень сильная секция туризма, в нашем вузе до сих пор работают чемпионы СССР по альпинизму. Но преемственности поколений, к сожалению, уже нет. Поэтому мы стараемся сейчас это направление поднять – получили удостоверения инструкторов, сами ведем занятия со студентами, читаем лекции, организуем походы, которые уже оформляем в квалификационной комиссии города. Причем стараемся заниматься всеми видами туризма – и горным, и лыжным, и водным, чтобы участвовать в соревнованиях круглый год. Например, через две недели мы отправимся на межвузовские соревнования по лыжному туризму. Большое спасибо университету за поддержку этого начинания.

Беседовала
Татьяна МИШИНА


    Татьяна Драчан, 5-й курс Омского университета путей сообщения:
    – Татьянин день я, конечно, очень люблю. Жаль только, что этот праздник всегда выпадает на время сессии. Хотя есть тут и свои плюсы. На первом курсе, например, 25 января мы сдавали экзамен по начертательной геометрии. Мне достался очень сложный билет, и пару раз я что-то спросила у подруги. Заметив это, преподаватель нахмурился. А когда я снова попыталась задать вопрос соседке, он подошел, мягко так улыбнулся и сказал, что в другой день непременно выгнал бы меня из аудитории, но сегодня по случаю студенческого праздника он исполнен великодушия и советует все-таки полагаться исключительно на собственные знания.
    В тот Татьянин день начерталку я сдала «на отлично». И вообще учусь без четверок. Надеюсь, что и в следующем семестре буду получать повышенную стипендию.


    Татьяна АБРАМОВА, 4-й курс РГУПСа:
    – Татьянин день очень важен в моей жизни.
    Я его всегда жду, потому что это день поздравлений, подарков, хорошего настроения. Я участвую в университетском народном ансамбле казачьей песни «Любава», и уже не первый год мы в этот праздничный день будем выступать в Музыкальном театре на городском празднике.


    Татьяна СМИРНОВА, 5-й курс Института транспортной техники и организации производства МИИТа:
    – Быть студенткой такого вуза – это самое настоящее счастье. Наши преподаватели с такой любовью и так доходчиво рассказывают о своем предмете, что не заинтересоваться им нельзя, а уж тем более чего-то не понять. Будущая специальность мне очень нравится. После специализации на вагоно- и локомотиворемонтном заводах я убедилась, что технолог машиностроения – профессия творческая. Ведь мы не только читаем чертежи, но и разрабатываем их, учимся конструировать. Здесь, в МИИТе, у меня появилось много друзей. Вместе мы готовимся к экзаменам, выезжаем на природу, отмечаем праздники и дни рождения. Скучать нам некогда: всевозможные конкурсы, вечера отдыха. И, конечно, спорт. Все условия для этого есть. Хочешь – плавай, хочешь – занимайся фехтованием или гимнастикой, волейболом или баскетболом...
    Благодаря институту я открыла для себя театр и стала заядлой театралкой.


    Татьяна ХРАМОВА, 4-й курс Самарской государственной академии путей сообщения:
    – В академию я поступала на коммерческой основе, но уже на втором курсе по результатам учебы и общественной работы была переведена на бюджет. На первых порах, честно говоря, было тяжело учиться, я сильно переживала по этому поводу, но когда начались спецпредметы – все стало понятно, интересно и совсем несложно. Самое яркое событие минувшего года – производственная практика в ЛАЗе (линейно-аппаратный зал) Самарской дистанции связи. Я еще больше полюбила будущую профессию, и теперь абсолютно уверена, что сделала правильный выбор. Мечтаю стать начальником дистанции связи и получить «Почетного железнодорожника»!


    Татьяна ЧЕРНИЙ, председатель профкома студентов УрГУПСа:
    – Ежегодно у нас в Екатеринбурге проводится межвузовский Татьянин день. Это большой и красивый конкурс, который проходит в Уральском политехническом университете. В этом году честь защищать наш институт выпала первокурснице с механического факультета Татьяне Фефеловой, ей предстоит выступить в числе 12 заявленных на конкурс претенденток. Изюминка конкурса в том, что из числа участниц жюри выберет мисс Зиму, мисс Весну, Лето и Осень. Имена победительниц уже известны - все они, конечно, Татьяны, а вот с их фамилиями предстоит определиться.
    Очень надеемся, что наша Таня обязательно окажется в этом списке. Она у нас умница и красавица. Сессию сдала экстерном, а теперь готовится к конкурсу так же серьезно, как и к экзаменам.

Все мы родом из ВУЗа

Федор АНДРЕЕВ, старший вице-президент ОАО«РЖД»:
– Я окончил Ленинградский государственный университет. Сам – из Твери, поэтому жил в общежитии. До сих пор помню тот день, когда я туда заселился. Был уже вечер, я лег спать, а тут с картошки приехали старшекурсники. Что тут началось! Шум, гам, танцы. А я, весь такой домашний мальчик, с ужасом думал: куда же я попал и что со мной будет? Но очень быстро привык и освоился.
Татьянин день мы начинали праздновать в главном корпусе; где организовывались интересные творческие встречи, концерты. Ну а потом сбрасывались, бежали в магазин и дружно продолжали праздник в общежитии.
Но самое дорогое воспоминание из студенческой жизни – это общение с самыми разными людьми. У нас учились студенты из многих стран. Иногда смотрю по телевидению передачу про какую-нибудь африканскую страну или Афганистан и думаю: а ведь где-то там наши ребята. Как сложилась их судьба, кто кем стал? Вообще с однокурсниками встречаемся раз в год обязательно. Они по-прежнему называют меня Борисыч...


Олег АТЬКОВ, вице-президент ОАО «РЖД»:
– Я учился в трех медицинских институтах – в Крыму, в Киеве, потом – в Первом московском. Самое яркое воспоминание о том периоде – работа в студенческом научном обществе «Эксперименты». А наука – дело интересное лишь тому, кто ею занимается.
Когда женихаться начал, то летом, чтобы появились собственные деньги, грузил вагоны, в том числе отправлявшиеся из Киева на Воркуту, где недавно был в командировке. Грузил почту в самолеты. На старших курсах подрабатывал сначала медбратом, потом фельдшером на «неотложке». Так что особенно веселиться мне, честно говоря, было некогда, я вкалывал...


Александр ЦЕЛЬКО, начальник Западно-Сибирской железной дороги:
– Годы студенчества сегодня, с высоты времени, воспринимаются как самые яркие и счастливые! А ведь их могло и не быть. Меня чуть было не отчислили из Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта на финише первого курса.
Поступил в институт уверенно, хорошо сдал первую сессию. И показалось, что все легко, что можно не напрягаться. Отрезвили три «хвоста» в весеннюю сессию. Заваленные экзамены, конечно же, пересдал. Но урок пошел впрок: на всю жизнь понял, что расслабляться нельзя. Этому уроку, по большому счету, я обязан состоявшейся жизнью.
Еще одна яркая страница – строительный отряд, поездка в Чехословакию после второго курса в 1975 году. Право на поездку надо было завоевать, мне это удалось. Первый выезд за рубеж запомнился надолго!


Анатолий ЛЕВЧЕНКО, начальник Южно-Уральской дороги:
– Наш Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта всегда славился художественной самодеятельностью. Каждый студент непременно в чем-нибудь да участвовал. Вот и я все пять лет учебы пел в хоре. В Татьянин день наши мощные хоровые силы всегда открывали праздник.
Любовь к музыке у меня сохранилась по сей день. Будучи ректором Самарской академии путей сообщения, все годы пел в вузовском хоре. А два года назад, как раз в январские дни, собрал хоровые коллективы Самарской академии, Южно-Уральского университета, ветеранов Южно-Уральской дороги, детский хор Челябинска воедино. 600 голосов звучало под сводами только что открывшегося после реконструкции Челябинского железнодорожного вокзала!


Вячеслав ЛЕМЕШКО, начальник Куйбышевской железной дороги:
– Я учился в МИИТе в 1964 –1970 годы по специальности «Движение». В прошлом году у нас состоялась встреча выпускников по случаю 35-летия окончания института.
Конечно, запомнились крепкий профессорско-преподавательский состав института, особый настрой, присущий, наверное, только миитовцам.
Татьянин день и «Студенческие весны» мы всегда отмечали весело и с задором.
А из самых ярких событий, пожалуй, выделю два. Первое – в 1966 году мы, второкурсники, были направлены в Ташкент на восстановление города после землетрясения. Работали, как говорится, без выходных и проходных. Строили железнодорожную ветку вокруг Ташкента для приема грузов в помощь пострадавшим.
Второе событие произошло на пятом курсе, когда я познакомился с будущей женой Галиной, она училась на курс младше и тоже по специальности «Движение». Спасибо за все родному МИИТу!


Сергей ТИМОФЕЕВ, начальник Забайкальской железной дороги:
– Студентом я был дважды. Первая моя академия – Красноярский железнодорожный техникум. Все преподаватели сильные как на подбор. Считаю, что главные знания я получил именно там, в техникуме.
Мы все увлекались спортом, дважды в неделю обязательно играли в волейбол. По выходным и в праздники совершали восхождения на чудо-скалы Столбы.
В будущем я видел себя только мастером ремонтного цеха локомотивного депо. Когда же возглавил самый большой цех ТР-2 депо Ачинск, понял, что образование необходимо продолжить. Поступил на заочное отделение Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта. Конечно, учиться заочно очень непросто. Тем не менее к шестому курсу я смог вырасти до начальника станции.


Борис ЛЁВИН, ректор МИИТа, доктор технических наук, профессор:
– В МИИТ я поступил в 1968 году после окончания Московского электротехнического техникума и сразу попал в комсомольский актив. Одним из самых запоминающихся событий стала для меня работа в студенческих стройотрядах.
Туда брали только после второго курса, но для меня сделали исключение. И после первого курса я отправился в Красноярский край строить автомобильную и железную дороги к нефелиновым рудникам. Специализированных отрядов тогда не было. Дороги строили философы, специалисты в области автоматики и вычислительной техники... Но мы с удовольствием осваивали строительные специальности. Работали не по 7 – 8, а по 10 – 12 часов. Производительность была высокая, заработок – ощутимый.
Со временем движение ССО сошло на нет. Но восемь лет назад МИИТ первым в стране возродил стройотряд. И я этим очень горжусь.


Алексей ВОРОТИЛКИН, начальник Восточно-Сибирской магистрали:
– Татьянин день, пожалуй, один из самых демократичных праздников, ведь каждый из нас был молод и открыт для новых знаний и впечатлений. Несмотря на то что он не отмечен красным цветом на календаре, я уверен, что сегодня большинство из нас обязательно вспомнит о прекрасной поре своей жизни – студенчестве.
Сейчас студенты-железнодорожники идут по бесконечно интересному пути познания, и от них, их усердия и ответственности зависит, какой будет наша компания в будущем.
Я поздравляю вас, ребята, с праздником и желаю, чтобы ваши сердца как можно дольше оставались молодыми!

Тот не студент, кто не играет в КВН

Фирменные шутки команд ПГУПСа, МИИТа, РГУПСа, ОмГУПСа, ИрГУПСа

Экзамена ждали, как исповеди: на нем многое прощалось.

* * *

Профессор: Что такое полувагон?
Студент: Это вагон, заполненный пассажирами наполовину.
* * *

Профессор: Почему применяется электротяга постоянного тока?
Студент: Если бы она была переменного тока, то рельсы пришлось бы укладывать по синусоиде.
* * *

Профессор: Какие бывают узлы?
Студент: Узлы бывают пассажирские, грузовые, сортировочные и ... морские.
* * *

Писатель Волков исказил сюжет «Волшебника Изумрудного города». На самом деле Элли сначала попала на маковое поле и только потом встретила говорящего льва, живое пугало и железного дровосека.
* * *

Мой младший брат-первоклассник каждое утро добирается 137-м троллейбусом до 1248-й школы, чтобы научиться считать до десяти.
* * *

...А я о школе помню только то, как мама привела меня в 1-й класс, а в 11-м папа с выпускного вынес!
* * *

Михаил Зурабов отменил льготы. Так своей теще еще никто не мстил!
* * *

Предвыборные дебаты на ТВ. И первый звонок – от десятилетнего Саши.
– Скажите, Иван Иванович, если мама с папой выберут вас, то что будет?
– Не знаю, как тебе объяснить подоступнее... Но я сразу прекращу экспорт нефти, увеличу социальные выплаты, если ты понимаешь, о чем я. Всем повышу зарплату в два раза, стабилизирую экономику России, если тебе это о чем-то говорит...
– А вот эту 30-процентную бюджетную дыру, которую вы сейчас нарисовали, чем забивать будете?
* * *

В 1973 году Пол Маккартни инкогнито ездил в Тольятти и привез оттуда в Ливерпуль новенький «ВАЗ-2104». Вся Англия сходила с ума от ливерпульской «четверки».
* * *

Оказывается, конопля – это не трава. Это дерево! Ему просто вырасти не дают...
* * *

– А я вот хочу в Испанию съездить, на корриду – от быков побегать.
– Зачем в Испанию? Уж лучше в Люберцы. Толкни там кого-нибудь на дискотеке и бегай... Хотя нет, лучше в Испанию: от тех быков убежать можно.
* * *

Отправь на номер 42-42 пять раз по 5000 SMS-сообщений и получи абсолютно бесплатно мозоли на пальцах.
* * *

Предприимчивые комендантши ростовских общежитий стали прописывать в номерах тараканов.
* * *

Они не знают, что такое военкомат. Они понятия не имеют, что такое военная кафедра. Они спокойно спят, даже если пришла повестка. Потому что они женщины.
* * *

По древней кавказской традиции, жених перед свадьбой должен был украсть невесту, но иногда женихи ошибались и крали деньги, машины, драгоценности.
* * *

Прыжки на батуте придумал матрос, который первым ворвался в императорский дворец и увидел кровать Николая II.
* * *

– Мы ведем свой репортаж с соревнований по спортивному ориентированию. И вот уже поступили первые сведения от участников: «Ау-у-у-у!»
* * *

Студент-проводник. В электротехнике и такое бывает...
* * *

Механик-скоростник: писал быстрее, чем говорил.
* * *

Российские биатлонисты всегда попадают в тройку лидеров. На этот раз они попали в серебряного призера по гимнастике.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31