02 декабря 2021 16:14

Стихию взяли под контроль

На Абаканском отделении Красноярской железной дороги сложилась аномальная ситуация, связанная с небывалым потеплением в горных районах Хакасии в январе: в Саянах начался сход лавин.

Лавины обычно идут не раньше марта. Кратковременного повышения температуры до минус 10 градусов оказалось достаточно, чтобы потекли снежные реки. Больше всего их было на горных хребтах перегонов Лужба – Чарыш и Чульжан – Теба.

В середине января в районе станции Лужба снежная шапка обрушилась на рельсы прямо перед грузовым поездом. Пришлось останавливать состав и расчищать путь. Затем в течение недели сошли еще 11 лавин. Железнодорожники сразу взяли ситуацию под контроль, организовав штаб по обеспечению безопасности движения. Штаб возглавил заместитель начальника Красноярской железной дороги Владимир Леопа, а начальник Абаканского отделения Дмитрий Василиади немедленно выехал на линию.

Оценив ситуацию, приняли решение о проведении взрывных работ: с помощью взрывов снег спускали с гор и затем быстро убирали. Используя большое количество специализированной техники, в сутки транспортировали более 10 тысяч кубометров снега. Сейчас проходит круглосуточное наблюдение за состоянием склонов, скорость пассажирских поездов ограничена до 25 км/ч, грузовых – до 40 км/ч. Железнодорожники уверены: повышенная лавиноопасность не помешает надежной и бесперебойной работе транспорта.

Тем временем на остальной территории Красноярского края столбик термометра стремился к минус 40 градусам, а где-то опускался еще ниже. Железнодорожники боролись с последствиями морозов всеми средствами – порой весьма необычными.

Чтобы согреть локомотивное депо станции Аскиз Абаканского отделения, где из-за остановки муниципальной котельной разморозился цех техобслуживания, решили вместо котельной использовать топку паровоза. Командированные в Аскиз специалисты локомотивного депо Абакан – старший мастер хозцеха Георгий Марьясов, главный механик Александр Шиповалов и мастер электроцеха Николай Шиповаленко в течение недели готовили технику к нестандартной задаче. Подключали насосы и подводили к ним электричество, ремонтировали замерзшие трубы. В результате поставили на автономное питание не только локомотивное депо, но также восстановительный поезд и несколько других железнодорожных предприятий. Печка в стиле «ретро» получилась надежной.

Сильные холода не помешали эксплуатации локомотивов (разве что увеличился расход песка, который обеспечивает хорошее сцепление между колесом и рельсами). Смазка в механизмах специальная – выдерживает холода до минус 50.

А инструктаж локомотивных бригад, выходящих в рейс, начинается с проверки, все ли одеты и обуты по погоде. Говорят, что сибиряк – это не тот, кто мороза не боится, а тот, кто тепло одевается. На особый контроль взяли и специалистов, которые работают на улице, например сотрудников ПТО. В их обмундировании уже не сыщешь устаревших ватников, всем выдали современные теплые костюмы «Гудок».

Екатерина ЩЕРБАКОВА
Красноярск

Перекресток на семи ветрах

В Канаше тридцатиградусные морозы с ветром держатся с понедельника.

На самой крупной в Чувашии станции, куда сходятся все железнодорожные линии региона, никаких послаблений не делают.

Работает станция не просто с полной нагрузкой – поток вагонов за последние дни ощутимо увеличился. Недавно здесь проходило сортировку около 1000 вагонов, сейчас – до 1150.

«Большой вагонопоток не стал для нас неожиданностью, морозы – тоже, – рассказывает начальник станции Канаш Сергей Андреев. – Теплая одежда, обувь, кремы от обморожений – все это у нас было наготове. Но этого мало: важно сделать безукоризненной саму производственную технологию в мороз, чтобы обеспечить нашим сотрудникам и безопасность, и высокую работоспособность».

Золотым фондом станции Сергей Андреев считает составителей поездов. Марат Хамбиков, Николай Спиридонов, Сергей Григорьев и их коллеги – это люди, которым в мороз придется на станции труднее всех. Каково в «тридцатник» ехать на подножке грузового вагона?

Впрочем, в ожидании сильных морозов специалисты быстро подготовили схему подачи вагонов на различные пути – и станционные, и подъездные – таким образом, чтобы впереди двигался не вагон с человеком на подножке, а маневровый тепловоз. Благодаря этому составителям в лицо уже не ударяет обжигающий морозный ветер. Точно определены места, где во время работы должен останавливаться локомотив, чтобы от вагонов было всего несколько шагов до двери, за которой тепло, есть горячий чай, и составитель может несколько минут погреться. Таких пунктов оборудовано несколько в разных концах парка. Именно это позволило составителям по сравнению с декабрем даже в таких нелегких условиях поднять производительность труда. В дни самых сильных холодов при норме переработки транзитного вагона на станции Канаш десять часов ее работники справляются с этим в среднем за 7,8 часа.

«На горке распускаем в сутки сейчас 1158 вагонов, – говорит Сергей Андреев. – За минувшую ночь пропустили через горку 508 вагонов. Температура была минус 32. Ни брака, ни травм мы не допустили».

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород – Канаш

Снежный крейсер

В Сибири – обильные снегопады.Но путейцы ни на минуту не останавливают движение. И если справиться трудно, им на помощь немедленно приходят работники других подразделений.

С высоты виадука на станции Иркутск-сортировочный хорошо видно занесенную снегом панораму станции, работающих там и тут людей в оранжевых жилетах, заметенные составы вагонов и чернеющие островки расчищенных стрелочных переводов. Их, кстати, только по станции Иркутск-сортировочный около полутора тысяч – чтобы поддерживать их в рабочем состоянии, работали день и ночь, не считаясь с праздниками и выходными.

Возле снегоочистительного комплекса СМ-2 – его как раз готовят к работе –и.о. главного инженера Иркутск-сортировочной дистанции пути Константин Душин. Он рассказывает:
– Серьезная сила. Даром что отработал уже больше четырнадцати лет. Без таких механизмов содержать путь было бы невозможно. Производительность колоссальная: за один рейс может убрать и вывезти больше 340 кубометров снега, оставить за собой идеально очищенную колею и подступающее к ней пространство. За смену, а она длится двенадцать часов, такой агрегат «сметает» от 1500 до 1700 кубометров.

Механик-машинист Микола Захарец и дизелист Сергей Корсаков хлопочут вокруг машины, разводят ее «крылья»-очистители, прислушиваются к докладам своего коллеги – «концевого» Юрия Назарова и ведут переговоры с диспетчером.

– Сейчас поедем опять, – говорит Микола Петрович. – Стоять не приходится. Вот пройдемся по маневровой ветке, а потом перейдем на главную колею.

Распустив «крылья», комплекс трогается по освободившемуся пути. СМ похож на крейсер, рвущий штормовую волну: вихри снежной «пены» окутывают машину, клубятся в морозном воздухе, а затем, пропустив стальную громаду, успокаиваются ровным «кильватерным» следом.

– Наши путейцы работают не покладая рук, а все равно приходится обращаться за помощью, – говорит Душин. – Ежедневно привлекаем коллег из других подразделений. В зависимости от обстановки – от 100 до 120 человек ежедневно. Вот и сегодня по станции работают представители локомотивного депо, восстановительного поезда, связистов и ПМС-45.

Владимир ПАЛАГУТИН,
Иркутск

Фотофакт

В ночь на 20 января морозы в Воронеже сменились пургой. Однако дежурная по станции Отрожка (на самом напряженном – северном направлении) Надежда Городничева и составитель поездов Владимир Мануковский не только отправили по графику проходившие по Юго-Восточной дороге поезда, среди которых было и 20 пар пассажирских, но и обеспечили развозку местного груза. В такую метель очень помогает воздухообдувка стрелок.

Леонид ДЬЯЧКОВ

Когда не выдерживают провода

Железнодорожники Северной магистрали в 40-градусный мороз ликвидировали аварию на линии электроснабжения, которая питает поселок Обозерский.

Отключение электроэнергии произошло утром 19 января. «Оказалась поврежденной продольная линия электроснабжения, питающая устройства СЦБ и связи, а также очистные сооружения на станции Обозерская», – говорит диспетчер Архангельской дистанции электроснабжения Сергей Артюхин.

Чтобы найти место повреждения, из Обозерской на автомотрисе выехала бригада электромонтеров контактной сети во главе с электромехаником Альбертом Бурмашкиным. Выяснилось, что в 5 километрах от станции Уромец оборвались два провода в двух разных пролетах между опорами. Провода просто не выдержали сильного натяжения, которое образовалось при падении температуры до минус 38 градусов.

Для поселка Обозерский ситуация была критической. Моментально устранить два обрыва на линии было невозможно, а оставшиеся без электричества очистные сооружения могли продержаться в рабочем состоянии не более часа – промерзнут трубы.

Железнодорожники нашли выход. Очистные подключили к тяговой станции Обозерская – бригада Обозерского района электроснабжения под руководством Александра Куплина сделала это за 30 минут. Кстати, им пришлось преодолеть 5 километров от места повреждения до Уромца пешком, когда поездная обстановка не позволила воспользоваться автомотрисой.

Тем временем железнодорожники вели восстановительные работы на поврежденном участке. К 15 часам два обрыва в районе Уромца были ликвидированы. Полностью восстановить работу поврежденной линии электроснабжения удалось к полуночи.

На следующий день работники дистанции смонтировали резервную линию электроснабжения, которая в случае возможных аварий будет подавать электричество на очистные сооружения с электросетей поселка Обозерский.

Вести монтажные работы на 40-градусном морозе было непросто, признаются железнодорожники. По мнению заместителя начальника дистанции Сергея Цветкова, который осуществлял оперативное руководство, электромонтеры Архангельской дистанции электроснабжения честно выполнили свой долг, проявив настоящий профессионализм и стойкость.

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»

Обозерская

Все ушли на линию

Крещенские морозы не стали неожиданностью для тружеников Забайкальской железной дороги. Люди здесь закаленные, их не удивишь морозами 45–50 градусов.

Начальник Ерофей-Павловичской дистанции пути Валерий Комогорцев уверен, что, если строго соблюдать правила безопасности и охраны труда, уберечься от неприятностей можно. И первое дело – тепло одеваться, благо спецодеждой с прицелом на мороз путейцы обеспечены. Того же мнения и монтер Зиловской дистанции пути Руслан Кузьменко. «Утеплившись», он и в самые жестокие морозы, когда ночами и по утрам ртутный столбик термометра опускался до пятидесятиградусной отметки, делал обходы по натурному осмотру рельсового пути на перегоне Зилово – Зудыра, что в 6670 – 6675 километрах от Москвы. Не просто шел по затерянному в тайге участку Транссиба, а внимательно осматривал путь, очищал изолированные стыки рельсов от затвердевшего на холоде мазута и превратившейся в лед грязи, подтягивал озябшими руками болты, добивал при необходимости в окаменевший грунт костыли, производил регулировку противоугонов. Непослушными пальцами записывал выявленные замечания в книгу путевого обходчика, опять-таки для того, чтобы по горячим следам их устранить. При подведении итогов работы в самые трудные дни суровой зимы его назвали в числе лучших.

Мастера Чернышевского района электрических сетей Александра Саломатова сейчас трудно застать в теплом цехе. Если телефон не отвечает– значит, выехал с оперативной бригадой на линию. В холода работы у энергетиков прибавилось, однако, умудренные опытом, они еще по осени подстраховались – как чувствовали, что зима грядет непростая. Поэтому для самой крупной котельной в Чернышевске для надежности смонтировали дополнительную воздушную электролинию непосредственно с тяговой подстанции. На всех малых станциях и переездах от Укурея до Темной бесперебойно действует наружное освещение, все без исключения котельные подают тепло в жилые дома и служебные помещения.

Что касается работы на линии, то в «автолетучке» всегда можно обогреться, просушить утепленные рукавицы, валенки, заварить крепкий обжигающий чай.

Александр, как мастер, отвечает за полноценный инструктаж и осмотр спецодежды рабочих, наличие необходимого инструмента и защитных средств, в конечном счете – за безопасную работу на линии. Этому его научил отец, проработавший сорок лет в этой же дистанции.

В трескучие морозы в дистанции и ее цехах – круглосуточное дежурство. Плюс к этому проводятся внеплановые и внеочередные объезды и осмотры объектов сложного хозяйства. «Все подчинено единой цели – обеспечить бесперебойное электроснабжение», – говорит руководитель трудового коллектива Виктор Шульга.

Николай ГОГОЛЬ
Галина ПУШКИНА
Чита

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31