27 ноября 2021 05:31

Дайте ходу пароходу

Участники транспортного рынка Калининграда считают, что увеличить транзит в регионе можно только при государственной поддержке их инициатив.

За последние 5 лет объемы перевозки грузов по Калининградской дороге выросли в 2,5 раза и в минувшем году составили 18,5 миллиона тонн. Примерно 65% из них – экспортные грузы, адресованные на морской торговый порт Калининград, где работают 13 стивидорных компаний.

По мнению начальника ДЦФТО дороги Евгения Березанского, преференции 2001 года, когда для грузов, адресованных в порты России, стал действовать Прейскурант 10-01, исчерпали себя. «Сегодня тарифы для Калининграда неконкурентоспособны для российских грузовладельцев», – считает он.

Литва начала проводить тарифную политику, ориентированную на привлечение грузов в свои порты. В октябре 2005 года литовцы повысили тарифы на транзит нефтепродуктов, металлов и рефрижераторных грузов на Калининград, оставив без изменения внутренние тарифы.

В том же году Белоруссия, несмотря на падение грузооборота между КЖД и БЖД, провела индексацию тарифов на перевозки ряда транзитных грузов. Перевозка нефти и газового конденсата подорожала на 30%, а средний уровень тарифов вырос на 8 – 10%.

К тому же морской подходной канал Калининграда способен пропускать суда дедвейтом всего до 15 тысяч тонн, к Балтийску могут подойти суда грузоподъемностью 20 тысяч тонн, тогда как в соседнюю Клайпеду заходят стопятидесятитысячники.

Возможно, поэтому крупные инвесторы обходят региональные терминалы стороной. «Татнефть» начала было строить в районе Советска нефтяной терминал мощностью 4 – 5 миллионов тонн в год и стоимостью 2 миллиарда долларов, но проект был заморожен по экологическим причинам. «ЛУКойл» отказался от амбициозного проекта Георгия Бооса по строительству в области нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 – 14 миллионов тонн.

В то же время Марийский НПЗ строит в регионе собственный завод по производству битума для потребителей региона. Увеличились мощности по перегрузке мазута ООО «Балтуниверсалсервис» на станции Балтийский Лес. Там же строит завод по глубокой переработке сои компания «Содружество соя». В Черняховске началось строительство завода по переработке и смешиванию удобрений. Ингредиенты будут поступать из Польши, а готовая продукция пойдет в Литву. Мощность предприятия составит 4 – 5 тысяч тонн в месяц.

Заместитель директора Калининградского филиала «Росморпорта» Анатолий Деменок рассказал «Гудку», что, по прогнозам специалистов предприятия, грузооборот «большого порта» Калининграда должен составлять 17,5 миллиона тонн в год. Впрочем, в 2005 году эта цифра до прогнозов не дотянула и остановилась на отметке 14,6 миллиона тонн.

«Порту нужно помочь не терять выгоду, – считает Анатолий Деменок. – То, что зависит от государственной морской администрации, делается в достаточном объеме». На ремонт причалов, канала, берегоукреплений и средств навигационного обеспечения в минувшем году потрачено около 300 миллионов рублей. На строительство железнодорожного паромного комплекса в Балтийске – более 500 миллионов рублей. Готовность нового контейнерного терминала – 95%.

Заканчиваются работы в 4-м бассейне порта, на многоцелевом железнодорожном паромном комплексе Балтийск – Усть-Луга, сроки запуска которого перенесены на 2006 год из-за недофинансирования. Благодаря углублению канала до 10,5 метра суда «река – море» уже сегодня могут расходиться во встречном движении.

Увеличить транзит могло бы развитие порта Восточный. Пока что на его перспективы в филиале «Росморпорта» смотрят скептически: строительство планируется в акватории, принадлежащей Министерству обороны, поэтому вопросы землеотвода могут затянуться. Кроме того, строительство нового порта потребует развития железнодорожной инфраструктуры и создания новой станции Балтийск-2.

Из госбюджета на строительство Восточного порта в 2006 году деньги не выделялись. В то же время, по словам Евгения Березанского, ОАО «РЖД» уже начало проектирование станции Балтийск -2.

Проект железнодорожного парома Усть-Луга – Балтийск мощностью 1,3 миллиона тонн также не решит проблему увеличения транзита, потому что проект направлен только на обеспечение транспортной независимости области. «Правда, в этом проекте просчитывается положительный экономический эффект, так как наличие железнодорожного парома должно сказаться на тарифной политике Литвы. Она станет более сговорчивой», – считает Анатолий Деменок.

Таким образом, увеличить калининградский транзит возможно только при активном участии государственных органов. Ведь решать такие комплексные вопросы, как тарифное, таможенное и пограничное регулирование, а также строительство объектов транспортной инфраструктуры, способны только они.

Западные ворота открыты

Cамая западная в России Калининградская магистраль работает в особых условиях анклавного региона. Стратегическим направлением ее деятельности является оптимизация взаимодействия с железными дорогами соседних стран ЕС – Литвы, Польши, Германии.

Кроме того, дорога Янтарного края обеспечивает занятость значительной части местных жителей и рост доходов в бюджет. Начальник Калининградской дороги Виктор БУДОВСКИЙ уверен, что дорога, которая за несколько лет увеличила объем перевозок с 9 до 20 миллионов тонн грузов, будет и дальше «идти в рост».

– Благодаря благоприятной тарифной политике государства, предоставлению скидок на перевозку грузов по Калининградской дороге на сумму свыше 2 миллиардов рублей за год в наш регион удалось привлечь дополнительные объемы грузов.
Калининградская дорога имеет льготные тарифы на перевозки большинства видов грузов на расстояние до 400 километров по российской территории. На перевозку стройматериалов из Смоленска и других регионов, например, плата за перевозку будет на 20 процентов ниже, на нефтепродукты, которые составляют в объеме перевозок дороги 70 процентов, – на 10 процентов. На перевозку рыбных консервов и других видов скоропорта еще раньше объявлялось снижение на 15 процентов. Предоставляя такие скидки, Калининградская дорога сохранит свою привлекательность и конкурентоспособность. С грузополучателями проведена большая работа, направленная на расширение баз выгрузки. В результате в Калининградском морском торговом порту расширен контейнерный терминал, в Балтийске увеличены объемы перевалки нефтепродуктов, на берегу морского судоходного канала построены несколько терминалов для перевалки других грузов.

– Однако тарифная политика соседних государств, через которые осуществляются перевозки, не столь лояльна?
– Да, действительно, ритмичная работа магистрали в значительной мере зависела и будет зависеть от условий транзита по территории Белоруссии и Литвы и тарифной политики, проводимой соседями. В последние два года Литва несколько раз ужесточала режим проезда грузов и пассажиров по своей территории. В частности, был изменен порядок пропуска и ввоза в Литву грузов, подлежащих фитосанитарному и ветеринарному контролю. Введено обязательное страхование грузов и пассажиров в соответствии с европейскими стандартами. Возникают и другие сложности, не лучшим образом влияющие на перевозки. Свежий пример: нас не может не беспокоить недавнее резкое повышение тарифов на перевозку нефтепродуктов в Калининградскую область по Белорусской дороге. На транзит экспорта газового конденсата – на 30 процентов, дистиллята газового – на 27 процентов, бензина и мазута – на 10 процентов, суммарный вес которых в объеме дороги составит свыше 20 процентов. Теперь можно ожидать, что отправители этих грузов постараются переориентировать их с калининградского направления на порты Санкт-Петербурга и Мурманска.

– И все же тенденция такова, что, невзирая на сдерживающие факторы, в целом грузопотоки растут. Технически вы к этому готовы?
– Мы обеспечили технические возможности, чтобы принять возросший поток грузов. В последние два года за счет реконструкции путевого хозяйства станций, строительства двух мощных развязок на станции Калининград-сортировочный и станции Шиповка, расположенной по дороге на порт Балтийск, удалось более чем в два раза увеличить грузооборот. После полного завершения строительства тональной автоблокировки, которая сейчас идет полным ходом, и возведения пограничной станции Чернышевское с 26 приемо-отправочными путями на стыке с Литвой могу с уверенностью сказать, что по нашей дороге можно будет перевозить до 50 миллионов тонн грузов в год. В нынешнем состоянии обеспечена устойчивая перевозка до 20 миллионов тонн грузов.

– Что делается и что планируется сделать в 2006 году для дальнейшего увеличения пропускной способности дороги и привлечения грузов в Янтарный край?
– В последние годы для обеспечения пропуска возросшего грузопотока значительная часть инвестиций – 459 миллионов рублей – была направлена на реконструкцию пограничных сухопутных переходов, подходов к морским портам и удлинение станционных путей. Выполнены большие объемы работ на станциях Шиповка, Балтийск, пограничной станции Чернышевское, расположенной возле города Нестеров. На станции Калининград-сортировочный создан маневровый район «Порт». На реализацию проекта инвестировано 100 миллионов рублей. В 2006 году намечено направить 145 миллионов рублей на продолжение строительства станции Чернышевское с терминалами для таможенного и пограничного досмотра, модернизацию станции Советск и пункта технического обслуживания на станции Калининград-сортировочный. Важную роль в обеспечении перевозки пассажиров через границы по новым правилам и увеличении объемов перевозки грузов сыграло внедрение скоростной волоконно-оптической связи, электрической централизации.
Важным достижением дороги можно считать организацию совместно с Литовской дорогой скоростного контейнерного поезда «Меркурий» по маршруту Калининград – Москва. Он курсирует два раза в неделю и доставляет в столицу по 40 и более сорокафутовых контейнеров всего за двое суток, что в несколько раз быстрее, чем обычным поездом.

Станция на двоих

На строительство пограничной станции Чернышевское Калининградской дороги в 2006 году направят 200 миллионов рублей. По окончании строительства на ней, возможно, будет организована совместная работа российских и литовских специалистов.

Общие капиталовложения в строительство станции, по прогнозу главного инженера Калининградской магистрали Анатолия Торсукова, значительно превысят запланированные ранее 1,1 миллиарда рублей.

Решение о строительстве новой станции Чернышевское (на главном ходу дороги в районе станции Нестеров) было принято еще в 2001 году. Сейчас основной поток транзитных грузов на КЖД поступает через Литву с пограничной станции Кибартай. Необходимость появления современного погранперехода с полным комплексом погранично-таможенных и транспортных функций стала особенно актуальной после вступления Литвы в Евросоюз. Погранично-таможенный контроль при въезде в российский эксклав до сих пор производится раздельно. Пассажиров проверяют на станции Нестеров, а грузы – за 40 километров от границы, на станции Черняховск.

Паритетные принципы финансирования строительства новой станции закреплены в «Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». Долевое участие в строительстве предполагает следующие инвестиции: со стороны ОАО «РЖД» – 58,6%, ФПС России – 20%, ГТК России – 21,4%.

На новой станции разместится погранично-таможенный пункт, предназначенный для проверки грузовых документов и паспортного контроля, а также ПТО для проверки технического состояния подвижного состава.

Согласно проекту, на станции Чернышевское построят 26 приемо-отправочных, 4 пассажирских и 22 грузовых пути. Кроме того, на ней появятся несколько парков отстоя, пункт отцепочного ремонта вагонов, таможенно-складская зона и пригородный вокзал.

Длина путей рассчитана на приемку составов с условной длиной 71 вагон для грузовых поездов или 22 вагона для пассажирских. Чернышевское будет обеспечено электроподстанцией, досмотровыми мостками и колодцами, а также промышленным телевидением.

По словам заместителя службы капитального строительство Калининградской дороги Олега Подвинцева, проект предполагает строительство единого комплекса зданий для всех причастных служб: «Специалисты, работающие на погранпереходе, делают одно дело. Поэтому они должны находиться поблизости друг от друга».

Активная фаза строительства началась в 2005 году. При этом финансирование осуществляется пока только за счет ОАО «РЖД». С начала работ освоено уже более 223 миллионов «железнодорожных» рублей. Ожидается, что первый транш из федерального бюджета в размере 100 миллионов рублей поступит лишь в этом году.

Из-за недофинансирования со стороны государства правление ОАО «РЖД» утвердило секвестированный проект строительства. В 2006 году на средства отрасли будут построены 6 грузовых приемо-отправочных путей и 4 пассажирских. Впрочем, по словам Анатолия Торсукова, если на станцию не придут таможенники и пограничники, ее строительство и вовсе потеряет смысл.

Калининградская железная дорога предлагает организовать совместную работу российских и литовских специалистов на приграничной станции Чернышевское. «Необходимый опыт у нас уже есть, – утверждает Анатолий Торсуков. – Сегодня наши вагонники работают в литовском Кибартае, а литовские локомотивные бригады меняются на станции Нестеров и отдыхают в доме отдыха локомотивных бригад Калининградской дороги». При совмещении трех пунктов досмотра – железнодорожного, таможенного и пограничного – новая станция Чернышевское сможет пропускать в сутки 32 пары поездов, а КЖД существенно улучшит участковую скорость.

Пропустят всех

Реконструкция главного хода дороги позволит Калининградской железной дороге увеличить пропускную способность.

На средства инвестиционной программы ОАО «РЖД» на главном ходу дороги внедряются системы автоблокировки (АБТ) и модернизируются устройства электроцентрализации, сообщил «Гудку» заместитель начальника дороги по перевозкам Алексей Черняев. В прошлом году на АБТ перешел участок Черняховск – Пастухово. На станциях Голубево и Мамоново введена в строй электроцентрализация.

По мнению Алексея Черняева, только благодаря внедрению автоблокировки на главном ходу в 2005 году оборот грузового вагона на дороге улучшился на 9,8%, или на 9,6 часа, оборот местного вагона – на 3%, или 2,4 часа. Участковая скорость увеличилась на 1,1 километра, или 2,7% к уровню 2004 года.

Помимо этого, в минувшем году реконструирован маневровый район «Порт» на станции Калининград-сортировочный. Стоимость работ составила 43 миллиона рублей. На 2006 год запланированы реконструкция и путевое развитие сортировочной горки станции.

Сегодня возможности главного хода дороги позволяют пропустить до 20 пар грузовых поездов в сутки, а ветка Калининград – Балтийск до недавнего времени пропускала только 10 пар поездов. В 2004–2005 годах реконструировали станцию Шиповка в 4 километрах от станции Балтийск. В результате длина путей увеличилась до 1500 метров, что позволяет обрабатывать поезда длиной 71 условный вагон. Появилась двухпутная вставка Шиповка – Балтийский Лес. Это повысило пропускную способность участка до 17 пар поездов в сутки.

В прошлом году станцию Черняховск реконструировали для работы с поездами длиной 71 условный вагон. К реконструкции путей под поезда длиной 71 условный вагон готовится и станция Западный-Новый.

Кроме того, на Калининградской дороге будет создан логистический центр по образцу Северо-Кавказской магистрали. По мнению движенцев КЖД, применяемая там технология организации подвода груза, или технологическая логистика, больше всего подходит для незамерзающих портов Калининграда.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30