02 декабря 2021 15:08

В зоне особого внимания

РЖД наращивает инвестиции в порт Усть-Луга и предлагает открыть там особую экономическую зону, чтобы успешно конкурировать с зарубежными портами на Балтике.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин объявил о решении более чем вдвое увеличить вложения в развитие железнодорожной инфраструктуры порта Усть-Луга – инвестиции в 2006 году составят 1,14 миллиарда рублей, что втрое превышает запланированное.

Таким образом, на торжественной презентации угольного терминала в Усть-Луге, в которой принял участие Президент РФ Владимир Путин, глава «Российских железных дорог» обозначил «стратегический вклад» компании в решение общегосударственной задачи: переориентировать внешнеторговые грузы России на отечественные порты.

Пуск второго комплекса первой очереди терминала позволит увеличить перевалку угольных грузов до 7 – 8 миллионов тонн и реально конкурировать с портами государств Балтии. Пропускная способность комплекса составит 12 – 15 миллионов тонн в год, что даже выше стандартных норм западных портов. Говоря о перспективах порта в целом, Владимир Путин сказал, что в рамках развития порта Усть-Луга необходимо реализовать ряд проектов, в частности по созданию контейнерного терминала, а также по строительству железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга – Калининград – порты Германии. «Если мы все это сделаем, то сможем выйти к следующему году на 10 миллионов тонн и к 2010 году – на 35 миллионов тонн перевалки грузов». Усть-Луга, по словам российского Президента, «уже серьезный инфраструктурный проект европейского масштаба».

Можно добавить, что определение «европейский стандарт» касается не только объемов, но также применяемых в Усть-Луге технологий. Например, вводимый угольный терминал единственный в России использует технологию, позволяющую очистить уголь от механических включений и размельчить фракции. Это значительно повышает качество угля и его стоимость – до 1,5 доллара с тонны.

Прогнозы на развитие порта хорошие, но вместе с тем Президент РФ отметил, что сейчас примерно одна треть российских грузов обрабатывается в портах государств, конкурирующих с Россией.

Директор по связям с общественностью управления Рижским свободным портом Карлис Лейшкалнс сказал «Гудку»:
– К открытию нового угольного терминала в российской Усть-Луге мы относимся вполне спокойно и по-деловому. Считаем, что это событие придаст новый импульс здоровой конкуренции между всеми портами в странах Балтии. За последнее время перевалка угля в нашей гавани, например, значительно увеличилась. Растет она и в другом крупнейшем порту республики – Вентспилсском. Рост обработки этого груза обеспечен увеличивающимся спросом на энергоносители в Западной Европе. Судя по всему, потребности в угле и в будущем здесь будут увеличиваться. Значит, всем нам на Балтике работы хватит. Решающими становятся качество обработки грузов в каждой конкретной гавани, их себестоимость.

Сегодня ясно, однако, что вопрос о конкуренции с зарубежными портами на Балтике, занимающими достаточно прочные позиции, не решить одним только вводом мощностей, пусть даже форсированным. Владимир Якунин считает: мы проиграем или выиграем у зарубежных портов в зависимости от режима государственного регулирования. Президент РЖД обратился к российскому Президенту: «Я выступаю перед вами с ходатайством о создании свободной экономической зоны в порту Усть-Луга». Он подчеркнул, что ходатайствует не только от себя, но также от портовиков и Минтранса, и напомнил, что «большинство прибалтийских портов работают в свободных экономических зонах».

Никто, естественно, не ожидал немедленного согласия главы государства на внедрение механизма ОЭЗ в Усть-Луге. Тем не менее в ходе состоявшегося совещания Президент обратился к представителям органов федеральной и региональной власти с просьбой «проявлять гибкость в рамках действующего законодательства при реализации крупных проектов, в которых так нуждается наша страна». И если, по мнению Владимира Путина, при привлечении перевозчиков в порты РФ не следует использовать методы административного принуждения («мы не будем силой загонять сюда грузоперевозчиков, здесь будут действовать исключительно экономические методы»), то особая экономическая зона на территории усть-лужского порта могла бы служить альтернативой непопулярному жесткому администрированию. Например, как сказал «Гудку» генеральный директор ЗАО «Росинформуголь» Анатолий Скрыль, свободная зона – «компромисс, когда государство способствует снижению транспортных издержек угольных перевозок и позволяет угольщикам апеллировать не только к железнодорожникам».

Строительство порта в Усть-Луге не раз называли примером успешного, эффективного государственно-частного партнерства. Но при этом стороны, занятые в строительстве порта, всегда подчеркивали необходимость серьезных бюджетных инвестиций. Сегодня речь идет о непрямых инвестициях в виде преференций в рамках ОЭЗ – тема открыта и, видимо, будет предложена к дальнейшему обсуждению на всех уровнях власти.

Наталия ВИКТОРОВА

Дума поможет военным

Денежное довольствие военнослужащих и размер военных пенсий к 2008 году планируется увеличить на 67 процентов. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по обороне генерал-полковник Виктор Заварзин. Напомнив, что Дума добилась решения правительства проиндексировать денежное довольствие военнослужащих с 1 января 2006 года – на 15 процентов, с 1 января 2007 года – на 10 процентов, с 1 ноября – на 15 процентов, с 1 сентября 2008-го на 15 процентов, депутат сообщил, что повышение денежного довольствия в 2006 году уже профинансировано.

Договорились о здоровье

Президент Белоруссии Александр Лукашенко одобрил «в качестве основы для проведения переговоров» проект соглашения с Россией о порядке оказания медицинской помощи гражданам двух стран в учреждениях здравоохранения России и Белоруссии. Этот проект предусматривает, что постоянно проживающие в России граждане Белоруссии, которые удостоены звания Героя Советского Союза или являются кавалерами ордена Славы трех степеней, получат равные с россиянами права на получение медпомощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ. Кроме того, согласно проекту «временно пребывающие и временно проживающие в России граждане Белоруссии имеют право на получение скорой медицинской помощи (бесплатной) и помощи в случае возникновения у них в период нахождения в России заболеваний, представляющих опасность для окружающих (на платной основе)». Аналогичные права документ предусматривает и для россиян в Белоруссии.

Газа пока не будет

Ремонтные работы на газопроводе Моздок – Тбилиси приостановлены из-за разгерметизации в месте огневых работ. По словам специалистов, до устранения утечки конденсата крайне велика вероятность взрыва. Ситуацию осложняют 20-градусные морозы.

Напомним, что 22 января в результате взрывов были выведены из строя сразу два магистральных газопровода на Северном Кавказе.

Россиян становится меньше

Снижение численности населения России в 2005 году составило примерно 680 тыс. человек. Об этом сообщил глава Федеральной службы государственной статистики Владимир Соколин. Данные Росстата на 1 декабря 2005 года показывают, что население страны составляет 142,8 млн человек. Сокращение населения в 2005-м составит приблизительно 0,5 процента, то есть будет примерно таким же, как и в 2004 году.

В Волгоградской области новый перевозчик

Волгоградская область и Приволжская железная дорога учредили компанию пригородных пассажирских перевозок. Как сообщил генеральный директор новой компании Александр Васкевич, договор об учреждении компании подписали начальник ПЖД Александр Храпатый и председатель комитета по управлению госимуществом администрации Волгоградской области Владимир Тецкий. ОАО «Волгоградтранспригород» с уставным капиталом 100 тыс. рублей (51 процент принадлежит ОАО «РЖД», 49 процентов – областной администрации) создается в рамках реформы РЖД. Компания будет осуществлять пригородные пассажирские перевозки в пределах Волгоградской области.

По информации корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

«Газпром» встает на рельсы

Компания «Газпром» заключила договор о газификации Хабаровского края сроком на пять лет.

Одним из главных направлений программы станет перевод транспорта, в том числе и железнодорожного, на компримированный и сжиженный природный газ. В регионе появится возможность использовать газ в качестве моторного топлива.

Перевод железнодорожного транспорта на газовое топливо считается одним из перспективных проектов ОАО «РЖД». Еще в 1995 году МПС вышло с предложением к ВНИИЖТу и Брянскому машиностроительному заводу (БМЗ) создать на базе маневрового тепловоза ТЭМ2У образец локомотива с частичным замещением дизтоплива природным газом. В том же году были закончены его испытания, и МПС решило заказать изготовление двух газотепловозов БМЗ, чтобы провести дополнительно заводские, а затем и эксплуатационные испытания. Опыты показали, что новые разработки позволяют замещать дизельное топливо газовым: на маневровых тепловозах – до 50 процентов, а на магистральных – до 75 – 80.

В сентябре 2004 года ОАО «РЖД» совместно с «Газпромом» и администрацией Свердловской области подписали «Программу организации на полигоне Свердловской железной дороги эксплуатации тепловозов на сжиженном и сжатом природном газе». Она предусматривала создание опытных газотепловозов, а также проведение их эксплуатационных испытаний. Участие ОАО «Газпром» в этой программе позволило создать терминалы получения, хранения и доставки сжиженного газа для локомотивов.

В прошлом году завершился первый этап программы по переводу тепловозов с дизельного топлива на природный газ. На станции Свердловск-сортировочный проходит опытная эксплуатация газотепловозов, разработанных на базе «маневрушек» серий ЧМЭ3, ТЭМ2, ТЭМ7. На Свердловскую железную дорогу для проведения испытаний поступил маневровый локомотив производства БМЗ ТЭМ18Г полностью работающий на газе. На создание газотепловозов ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» израсходовали в 2005 году более 130 миллионов рублей. В целом программа, рассчитанная на три года, обойдется в 403 миллиона. В 2006 году испытания пройдут магистральные тепловозы 2ТЭ116 в локомотивном депо Егоршино. В Верхней Салде строятся комплекс сжижения природного газа, а также база для его хранения. Стоимость отпускаемого для эксплуатации локомотивов сжиженного природного газа на Свердловской дороге составляет 120 долларов за 1 тысячу кубических метров.

Использование газомоторного топлива на тепловозах сокращает расход топлива на 7 – 10 %, в 1,5 – 2 раза – объем вредных выбросов в атмосферу. Участие ОАО «Газпром» в программе по организации эксплуатации газотепловозов в Хабаровском крае даст железнодорожникам и производителям локомотивов еще одну базу для испытаний новой перспективной техники.

Александр ШУГАЕВ

Транспортный диалог

В главном конференц-зале дворцового комплекса «Хофбург» в Вене, где расположены офисы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), вчера завершил работу XIV Экономический форум.

Впервые в истории ОБСЕ столь обстоятельно обсуждались вопросы транспортной политики на Европейском континенте и за его пределами.

Многие выступавшие констатировали, что развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры являются ключевыми моментами в разрешении различных конфликтов, что представляет собой главную цель в многогранной деятельности ОБСЕ. Ведь в современных условиях транспорт – это не просто отрасль, перемещающая грузы и людей, это межотраслевая глобальная система, обеспечивающая базовые условия жизнедеятельности общества и являющаяся важным инструментом для достижения социальных, экономических и, конечно же, внешнеполитических целей.

В центре внимания была также тема обеспечения безопасности на транспорте в свете террористических угроз, различных экологических и технологических рисков. Восстановление и прокладка новых транспортных маршрутов, как неоднократно подчеркивалось на форуме, способны стимулировать урегулирование локальных конфликтов, содействовать укреплению региональной безопасности.

Подводя итоги форума, глава российской делегации заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко в беседе с корреспондентом «Гудка» высказался за скорейший запуск транспортного диалога Россия – ЕС.

Он отметил, что в мае прошлого года была утверждена Транспортная стратегия РФ до 2020 года, в которой должное внимание было также уделено проблемам активизации России на мировом рынке транспортных услуг, международной интеграции в области транспорта. На форуме в Вене наша делегация дала высокую оценку работе, проведенной Группой высокого уровня ЕС – страны-партнеры (ГВУ) по стратегии развития транспортных коммуникаций и связей в Евразии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«То, что удалось свести воедино стратегические подходы и планы 53 государств, а также ведущих международных финансовых организаций, можно с полным основанием охарактеризовать как успех», – сказал Александр Яковенко. К числу упомянутых финансовых организаций он, в частности, отнес Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.

«Мы исходим из необходимости последовательной гармонизации российской нормативно-правовой базы с законодательствами и стандартами, действующими на международных рынках транспортных услуг», – подчеркнул замглавы МИД РФ.

Игорь БЕЛОВ
Вена

Председателю Правительства Республики Черногории господину Мило Джукановичу

Уважаемый господин Джуканович!

С чувством глубокой скорби узнали о произошедшей железнодорожной трагедии в Черногории, повлекшей за собой большие человеческие жертвы.

От имени Правления ОАО «Российские железные дороги», себя лично и всех российских железнодорожников примите слова искреннего соболезнования и сочувствия родным и близким погибших.

В эти трудные дни выражаем народу Черногории слова поддержки и участия.

Президент ОАО «РЖД»
В.И. Якунин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31