02 декабря 2021 16:38

Пассажиры быстрой заморозки

Небывало низкие температуры превратили в невольных экстремалов несколько десятков пассажиров, следовавших 13 января в поезде №105 сообщением Новый Уренгой – Москва.

Зимняя свежесть настигла пассажиров одного из купейных вагонов прямо на местах, когда на неэлектрифицированном участке дороги вышла из строя одна из систем отопления вагона.

Встреча Старого нового года в специализированном фреш-вагоне едва ли создала праздничное настроение у тех, кто был вынужден перебираться в соседние вагоны на свободные места. Комментируя случившееся, первый заместитель начальника Федеральной пассажирской дирекции Вячеслав Ершов отметил, что свою роль сыграла не столько рекордно низкая температура – 56 градусов ниже нуля (при способности данных вагонов немецкого производства выдерживать температуру до минус 50), сколько несвоевременные и неумелые действия поездной бригады.

Состав обслуживали проводники сторонней организации – аутсорсера РЖД компании «Трансэкспресс-сервис». Они попытались устранить неполадки в пути следования, но усилия не привели к положительному результату. Проводник злополучного вагона оказался первозимником и впервые столкнулся на практике с капризами погоды и слабо подготовленной техники. Аналогичная неисправность – выдавливание уплотнительных резиновых прокладок и течь воды через шланцевые соединения труб отопления – произошла и в вагоне-ресторане, который не обслуживал пассажиров во время всего пути от Екатеринбурга до Москвы. Для того чтобы спасти вагоны от полного замораживания, из систем водо- и теплоснабжения слили воду.

Примерно в это же время еще один поезд, №393 сообщением Волгоград – Нижневартовск, не выдержал испытания морозом. На подъезде к станции Тюмень здесь также вышли из строя системы отоплении двух вагонов приписки Саратовской и Волгоградской дирекций. Как и в предыдущем случае, поезд обслуживала бригада проводников организации-аутсорсера, что практически переводит два этих ЧП из разряда случайных в закономерные. По словам Вячеслава Ершова, из трех факторов – погодные условия, несоответствующий уровень технической готовности вагонов и человеческий фактор – последний оказался решающим.

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА

Белогорское – значит фирменное

Фирменный поезд «Белогорье» отметил второй день рождения

Прожитый год оказался для него удачным: значительно превышены все экономические показатели первого года работы.

Продолжают радовать глаз внешний вид составов, внутренний дизайн купе, безупречная чистота. Оценили удобства проезда в «Белогорье» инвалиды, поскольку два вагона предназначены специально для людей с ограниченными возможностями. Главным сюрпризом для пассажиров «Белогорья» стали вагоны-рестораны, «приросшие» к составам в июле. О проблемах, которые железнодорожники вынуждены решать, расширяя пассажирский сервис, рассказала «Гудку» повар ресторана на колесах Лариса Фатеева:

– Трудно пришлось всем. И тем, кто подбирал кадры, и тем, кто этими кадрами взялся руководить, и, поверьте, самим кадрам. Отбор был очень серьезный и основательный. Внимание обращали на наличие специального образования, стаж работы в общественном питании, возраст и коммуникабельность, способность к творчеству и готовность на первых порах работать, не считаясь со временем. Работники прошли специализацию в Воронеже на курсах дирекции по организации питания пассажиров. Наконец, пришел долгожданный первенец – вагон-ресторан, которому нет равных на всей Юго-Восточной дороге!

Для меня самым главным была роскошная кухня. Газовые плиты «Индезит» и «Аристон», громадные холодильники с раздельными камерами, позволяющими избежать так называемого товарного соседства, производственные столы, разделяющие кухню на «цеха»: холодных закусок, мясных и рыбных блюд, хлеборезки и прочего.

Не уступает кухне торговый зал. Он условно делится на три части. В первой, самой большой, находятся 6 отдельных кабинок с сервированными столиками на 4 посадочных места. Здесь обычно располагается публика солидная, склонная к длительным неспешным разговорам. Вторая часть – это три овальных стола, которые можно назвать семейными. Ну и, наконец, барная стойка с крутящимися стульчиками – молодежная часть зала.

Несмотря на то что вагон-ресторан был совершенно новым, доводить его до соответствия требованиям фирменного поезда пришлось нам самим. Приобретали необходимый инвентарь, заказывали фирменную посуду, занавески, вносили в интерьер элементы домашнего уюта. В это время сотрудники притирались друг к другу, и это было не менее важно, чем непосредственные производственные проблемы. Ведь рабочая бригада – это живой организм со своим стилем, если хотите – образом жизни. Так постепенно, в ходе доводки вагонов сложились и бригады, которые теперь работают в двух вагонах-ресторанах.

Разработали общее меню, не уступающее по разнообразию меню стационарного ресторана высшего класса. Поначалу пассажиры, не веря своим глазам, пытались нас ловить на отсутствии каких-то блюд, но теперь привыкли и с удовольствием едят фирменные блюда: мясо многослойное запеченное по-белгородски, салат «Белогорье», закуска «Афродита», курица «По-боярски» и т.д.

От имени нашей бригады приглашаю всех пассажиров поезда «Белогорье» в гости и обещаю домашний уют и еду.

Проверил на практике, не лукавит ли в рекламных целях Лариса, и убедился, что в «Белогорье» в этом году появилось еще одно «фирменное блюдо» – вагон-ресторан с истинно фирменным белогорским обслуживанием.

Михаил КИРИЛЛИН
Москва – Белгород – Москва

Прибыль с «зайцев»

Более 14,6 млн. рублей взыскала Восточно-Сибирская железная дорога с пассажиров за нарушение правил проезда в поездах в 2005 году.

Контролеры-ревизоры проверили более 28 тыс. поездов дальнего и пригородного следования. В результате было обнаружено 33489 безбилетных пассажиров.

В минувшем году в поездах пригородного сообщения было задержано 33132 пассажира, в дальнем сообщении – 357 нарушителей. За 12 месяцев прошлого года в поездах дальнего сообщения было обнаружено 36 тонн неоплаченной ручной клади, за которую пассажиры доплатили в общей сложности 1,5 млн. рублей.

Самый надежный – железнодорожный

В период резкого похолодания на Среднем Урале железная дорога остается одним из самых востребованных видов транспорта среди пассажиров. Работа Свердловской железной дороги, несмотря на сильные морозы, остается стабильной. Как отмечают специалисты пассажирской службы СвЖД, курсирование пригородных поездов и поездов дальнего следования не прекращается. В отдельные населенные пункты севера Свердловской области в настоящее время можно добраться только железнодорожным транспортом.

В период холодов пассажиропоток на железной дороге сохранился практически на прежнем уровне.

Комфортно всем

На Западно-Сибирской железной дороге в 2005 году на 10 процентов увеличилось количество пассажиров в вагонах повышенной комфортности и на 30 процентов – доходы от их перевозки. В целом от этого вида пассажирских перевозок дорога заработала 80,6 млн. рублей.

В поездах формирования Западно-Сибирской железной дороги в 2005 году курсировали 179 вагонов повышенной комфортности. С вводом летнего графика был введен еще 21 вагон. Это 10 процентов от общего количества вагонов повышенной комфортности на сети.

В расписании перемены

Юго-Восточная железная дорога изменила расписание движения пассажирских поездов на 2005 – 2006 годы. В новом графике по Юго-Восточной железной дороге будут курсировать 239 пассажирских поездов, из них 26 формирования ЮВЖД. В летний период назначены 7 дополнительных поездов до Адлера, Новороссийска, Анапы, которые будут следовать через ЮВЖД. Скорый поезд
№43/44 Санкт-Петербург – Новороссийск переведен с направления Курск – Харьков, чтобы исключить задержки на таможенный и пограничный досмотр при пересечении границы с Украиной. Назначен новый поезд №475/476 Тамбов – Воронеж – Анапа, разработано расписание поезда Астрахань – Мурманск с учетом расписания поезда №91/92 Воронеж – Санкт-Петербург.

Реконструкция переездов

На ремонт и техническое оснащение переездов Новосибирской области в 2005 году Западно-Сибирской железной дорогой израсходовано 23,3 млн. рублей, что на 0,5 млн. больше, чем в прошлом году.

Всего с 2000 по 2005 год Западно-Сибирской железной дорогой на улучшение технического состояния переездов было направлено 80,9 млн. рублей. В Новосибирской области ЗСЖД обслуживает 231 переезд, из них 57 с дежурным работником, 52 переезда оборудованы автоматической сигнализацией, 71 переезд расположен на подъездных и станционных путях с низкой интенсивностью движения автотранспорта и поездов.

Популярность сервис-центров растет

В минувшем году количество пассажиров, которые воспользовались услугами сервис-центров Южно-Уральской железной дороги, увеличилось на 26,7 процентов по сравнению с прошлым годом и составило почти 94 тысячи человек. Стоимость оказанных пассажирам услуг достигла 16 млн. рублей. Это на 60,8 процентов больше, чем в 2004 году. Значительный рост железнодорожники связывают с повышением качества услуг. Всего на Южно-Уральской железной дороге работают девять сервис–центров.

«Алтай» заботится о пассажирах

В новом году составы фирменного поезда «Алтай» Барнаул – Москва (Западно-Сибирская магистраль) сформированы из новых вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. В вагонах установлены холодильники, микроволновые печи, более удобные полки, специальные софиты. Компьютерное управление отоплением позволяет автоматически поддерживать оптимальную температуру независимо от времени года. Штабные вагоны с двумя отдельными купе для инвалидов оборудованы специальными подъемниками.

Уфимский вокзал станет больше на 2 миллиарда рублей

В столице Башкортостана прошло совещание руководства Куйбышевской железной дороги и представителей властных структур региона. На встрече обсуждался план реконструкции пассажирского комплекса станции Уфа.

В соответствии с проектом общая площадь вокзала составит 26,5 тыс. кв. м, привокзальная площадь – 9,3 тыс. кв. м, а общая вместимость – 6,2 тыс. пассажиров. Стоимость проекта составит 2 млрд. рублей.

По материалам пресс-службы ОАО «РЖД» подготовил Всеволод КОЛУПАЕВ

Полон рот забот

С большим интересом прочла в «Гудке» полосу «Пассажирские перевозки», посвященную питанию пассажиров на вокзалах и в поездах.

И хочу поделиться с читателями своим мнением.

Опыт работы в железнодорожном общепите у меня довольно большой – 20 лет, из них 10 – директором вагона-ресторана. Сейчас работаю администратором по вагонам-ресторанам участка сервисного обслуживания вагонного депо Барнаул. Система общепита по сравнению с той, что была в советское время, считаю, развалена.

В 1983 году под редакцией “Главдорресторана” вышла замечательная книжка, в которой был прописан технологический минимум для вагона-ресторана. Каждый вагон-ресторан должны были обслуживать не менее девяти человек! А я, работая директором ресторана на колесах, буквально не отходила от плиты, исполняя обязанности и повара – всего нас на каждую “кухню” осталось трое.

Когда-то четыре состава поезда № 95 Барнаул – Москва обслуживали 65 человек. Сейчас у нас пять вагонов-ресторанов, и с учетом взаимозаменяемости требуется 82 человека. А в штате осталось 32... Причем в поезде два вагона повышенной комфортности с обязательными обедами плюс те пассажиры, которые обедают «самостоятельно». Получается, в среднем мы предоставляем за рейс горячее питание примерно двумстам людям.

Но официанты должны не только красиво сервировать столики, но и обслуживать все технические узлы вагона. Людей стало меньше, но вагон-то не сузился! Штат явно требуется увеличить, но на Западно-Сибирской дороге закрыт прием на работу.

Другая проблема – аутсорсинг. Возможно, он и имеет право на существование, но в данный момент нам приходится перезаключать контракты со сторонними специалистами каждые три месяца. Как результат – они подпадают под категорию временных рабочих, и льготы, положенные по коллективному договору, на них не распространяются. Естественно, страдает качество обслуживания – ведь «временщики» не заинтересованы в повышении имиджа дороги.

Со штатными сотрудниками, которые трудятся за троих, другая история. Я разработала положение о премировании, чтобы каждый человек получал по результатам своего труда – но вот уже два года не могу его «пробить».

По этим же причинам возникает проблема и с поварами: не можем пригласить человека даже по контракту. Но для повышения корпоративных стандартов их надо не только удерживать и поощрять, но и воспитывать именно для железной дороги! Распространен стереотип: плохо учишься – пойдешь в кулинарное училище. А между тем повар – это очень сложная профессия, настоящих асов воспитывают чуть ли не с семи лет.

В советское время специалистов питания для всей сети готовил учебно-курсовой комбинат в Омске – по специальностям от директора вагона-ресторана до посудомойки. С середины девяностых комбинат перешел на коммерческую основу. Предприятие должно оплатить обучение работника, его проживание и среднюю заработную плату. Это минимум 10 тысяч рублей на каждого в месяц. Каждый ли, скажем, частник может себе такое позволить? Вот и получается, что любой сотрудник – и швец, и жнец...

Два года назад наше предприятие «Ресторан станции Барнаул», которому вот-вот должно исполниться 70 лет, передали в подчинение депо. До этого варились в собственном соку. Удалось пережить дефолт, и разваленное почти до основания из-за неправильного управления предприятие шесть лет назад восстановить. Было безумно тяжело, поэтому обрадовались, что попадем в грамотные руки. А оказалось – не очень-то нас там ждали.

Сразу оговорюсь – начальник депо Александр Борзенко поддерживает нас как может. Но вот «наверху», похоже, работают люди технического склада ума, у которых руки до творческой работы не доходят. Один ответ: не положено! Еле выбили недавно штатную единицу технолога, который разрабатывает меню по сезону, по спросу, следит за качеством продукции. Формировать меню до этого момента приходилось мне, хотя теперь работы меньше не стало – рабочий день начинается в 8 утра и длится до 10-11 вечера, практически без выходных: провожаю и встречаю все поезда, и еще кафе открыли на вокзале, где дел невпроворот. При этом убрали шесть дней из отпуска, ранее положенные за ненормированный рабочий день.

Должностную инструкцию не видела до сих пор. При этом с трудом приходится убеждать экономистов в управлении дороги, чтобы выдали денег хотя бы на самое необходимое. Ведь шторы, скатерти используются еще те, что мы два года назад шили сами. Уже получали замечания от ревизоров на эту тему. Есть ГОСТ, по которому скатертей должно быть не менее трех запасных комплектов. Но деньги на покупку инвентаря выбили только что. Также считаю, определенный процент с выручки должен идти на замену посуды, но это правило пока не работает.

Отдельно хотелось бы высказать пожелание по поводу поставки продуктов. В поезда, идущие несколько суток, загружать продукты полностью в пункте формирования не совсем удобно. Хорошо было бы создать централизованную систему мини-заводов компании (с единым ценообразованием), которые поставляли бы необходимые продукты в вагоны-рестораны по их заявкам на крупных станциях, вокзалах и перронах. Появилась бы система с четким контролем качества.

Словом, нужен корпоративный стандарт по предоставлению услуг общественного питания в пассажирских поездах. Многие проблемы с его появлением были бы сняты, и пассажир, покупая билет, всегда знал, что конкретно получит под логотипом ОАО «РЖД».

Татьяна ПАВЛОВА
Барнаул

И себе, и людям

В «Гудке» от 19 ноября прошлого года было опубликовано благодарственное письмо пассажира Елены Абраменко. Она отметила качественную работу сотрудников ОАО «РЖД», обслуживающих пассажирский поезд №33/34 сообщением Владикавказ – Москва.

На основании данной публикации издан приказ о вынесении благодарности и премировании работников Дирекции по обслуживанию пассажиров «Кавказ-экспресс». В их числе начальник поезда Т.Х.Караев, а также проводники В.А.Улубиева и А.А. Гегуев.

Пользуясь случаем, выражаем признательность за подобные публикации, способствующие росту привлекательности услуг железнодорожного транспорта и укреплению имиджа ОАО «РЖД».

Е.ГЛАДКИЙ,
главный инженер пассажирской службы
Северо-Кавказской железной дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31