27 ноября 2021 05:55

Человек за «Бортом»

В 2006 году около 300 тепловозов будут оснащены системой «Борт», которая выявляет неполадки в работе дизельно-генераторной установки и отслеживает несанкциони­­рованные сливы топлива.
Датчики системы «Борт», разработанной омским центром внедрения новой техники и технологий «Транспорт», держат под контролем всю топливную аппаратуру и саму дизель-генераторную установку. Они размещаются в различных частях ДГУ и в топливном баке, сама электронная система с табло устанавливается в кабине машиниста.

Весь процесс установки занимает не более суток. Все параметры в автоматическом режиме записываются на съемный картридж, который после смены сдается в депо. Это позволяет контролировать состояние дизеля, а также отслеживать незаконный слив горючего.

«Поначалу машинисты относились к системе с недоверием, – говорит теплотехник Новосибирского эксплуатационного депо Константин Тимченко. – Но мы наглядно продемонстрировали им объективность прибора: влили в бак 10 литров горючего, и он точно зафиксировал это. Отлили 10 литров – прибор моментально отреагировал».

Переменных, от которых зависит состояние дизеля, очень много. «Борт» позволяет контролировать все их в режиме реального времени, с точностью до секунды.

Вовремя сигнализируя о неполадке, он помогает избежать дорогостоящих внеплановых ремонтов дизель-генераторной установки.

Кроме того, контроль параметров позволяет сэкономить на планово-предупредительном ремонте. Сейчас машины ремонтируют вне зависимости от их объективного состояния. Иногда нуждающийся в ремонте дизель продолжают эксплуатировать. Иногда гонят на ремонт совершенно исправную машину, проработавшую большую часть времени на холостом ходу или на легких составах. При этом любая разборка двигателя снижает его надежность.

«Практика показывает, что отказы дизеля случаются очень часто после его переборки на заводе», – говорит заместитель директора центра внедрения новой техники и технологий «Транспорт» Вячеслав Бочаров. Он считает, что отправлять машину в ремонт следует, исходя из ее реального состояния, а не в соответствии с регламентом.

Еще одна важная задача, решить которую позволяет система, – борьба с несанкционированным сливом топлива. «Борт» полностью исключает возможность кражи даже зимой, когда отверстия в мерных стеклах перемерзают и измерительный прибор перестает функционировать.

В холодное время года полагается регулярно сливать образующийся в топливном баке конденсат. Существующая сегодня система учета топлива – мерные рейки и стекла – контролирует объем конденсата с такой долей относительности, что можно сливать вместо воды горючее, не боясь быть пойманным. Установленные в баке датчики «Борта» точно фиксируют количество воды и топлива и, когда уровень конденсата достигает предельного значения – 100 литров, сигнализируют об этом. Если попытаться слить вместо воды горючее, прибор это зафиксирует.

Когда внедрение системы только начиналось, некоторые намеренно выводили ее из строя. Но после того, как им пришлось оплатить ремонт дорогостоящей аппаратуры, таких случаев не повторялось.

По словам Вячеслава Бочарова, сегодня достигнута основная задача внедрения системы – машинисты стали видеть в ней своего помощника: «Тех, кто был нечист на руку, она засветила, зато те, кто честно работал, получили возможность избежать головомоек за перерасход, обычных при нынешней организации контроля расхода топлива».

Достоинства системы оценили и частные перевозчики. К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат «Светогорск», принадлежащий американской корпорации International Paper, заказал десять приборов для своих тепловозов ТЭМ2.

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск

    Справка

    Несмотря на высокую стоимость – около 300 тысяч рублей, система «Борт» пользуется популярностью на сети российских железных дорог. Срок ее окупаемости – от 6 месяцев до 2 лет.

    Разработка прибора началась в 1996 году. Двумя годами позже появился опытный образец. Первую партию изготовили в 2001 году в рамках программы ресурсосбережения МПС. Сегодня системами «Борт» оборудовано около 200 тепловозов ЧВЭ3 и ТЭМ2 российских железных дорог. В 2006 году по программе ресурсосбережения планируется поставить еще около 300 приборов.

На вокзале отлакировали соцреализм

Завершился первый этап реконструкции вокзала станции Тула-1 Московской железной дороги.

Реконструкция началась весной прошлого года. Московская железная дорога инвестировала в этот проект 34,4 миллиона рублей. Менее чем за год в здании были заменены системы водо- и электроснабжения и вентиляции. Появилась новая крыша из металлочерепицы – осадки больше не будут досаждать пассажирам и работникам вокзала.

Однако большая часть восстановительных работ проведена в кассовом зале №4, самом большом на вокзале. Здесь установили новые деревянные двери, в оконных проемах разместили стеклопакеты. Колонны зала отделали мрамором, пол выстлали гранитом, а стены перекрасили из зеленого в бежевый цвет.

Строители постарались сохранить все детали декора, так как вокзал является историко-архитектурным памятником Тулы. К примеру, картины из жизни советской России, выполненные в стиле соцреализма прямо на стенах, покрыли специальными красками и лаком. Городское управление архитектуры следит за тем, чтобы оформление осталось в первозданном виде.

В здании и на привокзальной территории смонтирована система видеонаблюдения. За правопорядком следят четыре десятка камер и милиция.

«Для удобства пассажиров здесь откроются семь касс, которые будут оборудованы новыми машинами для печати билетов и переговорной системой. Рядом разместится справочная, современное табло с расписанием и часы. В буфете можно будет быстро перекусить или купить что-нибудь в дорогу», – рассказала начальник вокзала Ольга Гамоюнова.

Кроме того, на вокзале планируют открыть небольшой музей. «Он будет рассказывать не только об истории железной дороги, но и о самой Туле и области. Пассажиры смогут увидеть колесо от паровоза, которому уже более ста лет, и другие экспонаты», – говорит председатель профкома вокзала Ираида Брусенкова.

В 2006 году реконструкция вокзала продолжится. Будут полностью отремонтированы фасад здания, два зала ожидания, ресторан и другие помещения В 2008 году вокзал будет отмечать юбилей – 140 лет со дня открытия. К этому сроку строители планируют завершить все работы.

Последний раз здание капитально ремонтировали в середине 1950-х годов. Со временем его внешний и внутренний вид, состояние систем жизнедеятельности и условия для пассажиров перестали отвечать современным требованиям обслуживания.

Площадь вокзала – более 30 тысяч квадратных метров. Сегодня в дальнем и пригородном сообщении с вокзала отправляется около 6,5 тысячи пассажиров.

Дмитрий ПЕРЦЕВ,
cоб. корр. «Гудка»
Тула

    Справка

    Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении Московской железной дороги ежегодно принимает программу капитального ремонта объектов пассажирского комплекса. В соответствии с этой программой в минувшем году в столице были отремонтированы вокзалы Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Павелецкий, Рижский и Ярославский, а также вокзал на станции Тула-1. На эти цели магистраль направила более 320 миллионов рублей.

Железнодорожникам вручили «монету»

Восточно-Сибирская железная дорога получила 20 января региональную награду «Золотая монета». Магистраль стала одним из крупнейших налогоплательщиков Иркутской области.

«Золотая медаль» – почетный знак с изображением богини Юноны – учреждена губернатором области и региональным управлением Федеральной налоговой службы. Восточно-Сибирская дорога названа «налогоплательщиком, сыгравшим самую значительную роль в формировании консолидированного бюджета Иркутской области в 2005 году». Доля магистрали в общем объеме налоговых платежей в бюджет региона в минувшем году составила 9,4% (за последние два года она увеличилась на 2,8%).

«Рост налоговых отчислений в бюджеты региона свидетельствует о динамичном развитии компании «Российские железные дороги». В этом году мы заплатим еще больше», – отметил на церемонии награждения начальник ВСЖД Алексей Воротилкин.

С автобуса на электричку

Свердловская магистраль готова принять и доставить в пункты назначения пассажиров других видов транспорта, испытывающих трудности с работой в период низких температур.

В период продолжающихся холодов на Среднем Урале железная дорога остается одним из самых востребованных видов транспорта. В отдельные населенные пункты севера Свердловской области в настоящее время можно добраться только железнодорожным транспортом. Как заявляют в пресс-службе Свердловской железной дороги, курсирование пригородных поездов и поездов дальнего следования не прекращается, пассажиропоток на железной дороге сохраняется на прежнем уровне.

Перейти границу станет проще

Реконструкцию пограничного пункта перехода на станции Валуйки Юго-Восточной железной дороги завершат в 2006 году. Такое решение было принято на совещании по организации пропуска пассажирских поездов через государственную границу с Украиной, которое состоялось 18 января на ЮВЖД. Кроме того, на станции появится здание технологического центра.

Для оперативной связи пограничных железнодорожных станций России и Украины планируется выделить дополнительные каналы локальной телефонной сети ОАО «РЖД». Работников поездных бригад составов международного сообщения обеспечат бланками миграционных карт и таможенных деклараций.

Чтобы создать оптимальные условия для проведения пограничного, таможенного и других видов контроля, в железнодорожных пунктах пропуска станций Белгород, Валуйки, Хотмыжск, Илек-Пеньковка и Нежеголь будут ограждены специальные платформы. Планируется улучшить их освещение в ночное время. Для размещения пограничных нарядов на железнодорожных пунктах пропуска будут выделены дополнительные служебные помещения.

Погрузили сверх плана

Около 30 миллионов тонн грузов перевезло Оренбургское отделение Южно-Уральской магистрали в минувшем году, в том числе более 40 тысяч тонн сверх плана.

Основную долю погрузки обеспечили нефть и нефте-продукты – более 8,5 миллиона тонн, что на 550 тысяч тонн больше, чем в 2004 году. Оренбургские железнодорожники перевезли более 3 миллионов тонн черных металлов, столько же цветной руды, 8 миллионов тонн строительных грузов, более 100 тысяч тонн муки. В среднем отделение грузило 77 тысяч тонн в сутки.

Пока гром не грянет

Только под угрозой 50-процентного сокращения курсирования пригородных электропоездов по территории Бурятии правительство этой республики признало свой долг перед Восточно-Сибирской магистралью. Первые 5 миллионов из долга 28 миллионов 600 тысяч рублей бурятские власти пообещали вернуть до конца января.

Весь 2005 год кабинет министров Бурятии игнорировал заключенный между ним и ВСЖД договор об организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Несмотря на многочисленную переписку с президентом – председателем правительства РБ Леонидом Потаповым и министрами финансов и промышленности республики, из бюджета на эти цели было выделено только 2,2 миллиона рублей.

Теперь правительство добивается от Народного хурала внесения изменений в республиканский бюджет 2006 года – планируется увеличить размер компенсаций ОАО «РЖД» за перевозки пассажиров в пригородном сообщении на 53 миллиона 600 тысяч рублей.

Сейчас все пригородные электропоезда Улан-Удэнского отделения ВСЖД курсируют по прежнему расписанию.

С новым качеством

На Орском железнодорожном узле Южно-Уральской дороги началась масштабная реконструкция очистных сооружений. На эти цели руководство ЮУЖД выделило более 100 миллионов рублей.

Реконструкция направлена на улучшение качества пропускаемых вод с помощью использования новой полимерной обработки чаш и усовершенствованной технологии очистки. В результате будет увеличена производительность очистных сооружений до 15 тысяч кубических метров в сутки, улучшится качество пропускаемых вод. Обновление очистных сооружений позволит исключить из схемы очистки поля фильтрации, что снизит налоговые платы за землю.

Реконструкцию планируется завершить в 2007 году.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Выросла горка большая

Каждый двадцатый транзитный вагон на станции Горький-сортировочный проходит переформирование сверх задания.

Через расположенную в самом центре магистрали станцию Горький-сортировочный ежедневно проходит до 70 составов. Здесь в среднем перерабатывают более 9266 вагонов в сутки, что почти на 40 вагонов больше установленного задания.

Путем объединения со смежными предприятиями – локомотивщиками и вагонниками – составлены единые комплексные бригады, что позволило существенно экономить время на техобслуживание вагонов в приемо-отправочных парках. Если ранее при переработке транзитные вагоны стояли около 10,5 часа, то сейчас время сократилось до 9 часов.

Производительность одного маневрового тепловоза увеличилась на 5%, число распускаемых с горки вагонов выросло на 7%.

В течение года на станции активно велись работы по ремонту путевого хозяйства. Согласно плану капитальному ремонту подлежали 15,5 километра колеи, но в итоге удалось обновить 16,4 километра. Почти вдвое перевыполнено задание по замене стрелочных переводов. В парке формирования и на стрелочной горке установлены новые мачты с яркими светильниками.

Согласно новому подходу к подбору и обучению кадров каждому инженеру-новичку станции Горький-сортировочный приходится осваивать рабочие специальности – регулировщика скорости движения и оператора сортировочной горки. Руководство станции считает, что, овладев рабочими профессиями, в дальнейшем им легче понять нужды подчиненных и вникнуть в суть решаемых задач.

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Связь поставили на подзарядку

На станции Нижневартовск–2 Сургутского отделения Свердловской магистрали внедрена система релейной электрической централизации.

В модернизацию средств сигнализации и связи Нижневартовска-2 вложено около 22 миллионов рублей. Современное оборудование, которое здесь появилось, значительно ускорило процесс приема-отправления поездов и подачи вагонов под грузовые операции. Кроме того, теперь обеспечивается более высокая степень безопасности движения.

Если раньше с помощью устройств электрической централизации на станции обслуживались лишь 8 стрелочных переводов, то сейчас – 18. По словам работников Сургутского отделения, это существенно облегчило и ускорило маневровую работу.

Прежде движение маневровых поездов производилось по «радиоприказу» дежурного по станции. Стрелки переводили вручную, а составителям поездов приходилось прыгать с вагона на землю и обратно. Теперь современная релейно-процессорая аппаратура позволяет производить все операции автоматически и полностью контролировать работу устройств СЦБ.

В случае какого-либо сбоя специалистам достаточно открыть протоколы АРМа электромеханика и посмотреть, в какой момент и что произошло. «Для нас это серьезный шаг вперед», – говорит начальник Сургутской дистанции сигнализации и связи Валерий Садайкин.

В ближайшее время на станции появится диагностическая система, которая обеспечит полный контроль состояния изоляции и напряжения на путевых реле и светофорах.

«Уже проведена замена приводов электродвигателей на более надежную трехфазную систему питания, что значительно облегчает управление стрелками», – рассказал заместитель начальника Сургутской дистанции сигнализации и связи Валерий Проваленко.

Кроме того, выполнено резервирование ламп светофоров, включена резервная «нитка». Все это позволило повысить надежность работы входных, выходных и перегонных светофоров. Задействована автоблокировка типа АБТЦ-2000, успешно функционирующая в сложных климатических условиях. На перегоне между станциями Нижневартовск-1 и Нижневартовск-2 установлена автоблокировка с тональными рельсовыми цепями. Отныне на перегоне нет релейных и громоздких батарейных шкафов с аккумуляторами, обслуживание которых требовало серьезных затрат.

Специалисты Сургутской дистанции электроснабжения и связи также подготовили к вводу двухпутный перегон Пыть-Ях – Пучип – Усть-Юган. По обоим направлениям перегона установлена автоблокировка. В работу включены три установки КТСМ, позволяющие выявлять неисправные буксы. Введена в эксплуатацию автоматическая система контроля подвижного состава. «Информация с каждой сводки КТСМ автоматически передается оператору вагонного депо Сургут, – пояснил Валерий Садайкин. – На монитор компьютера оператора выводится вся оперативная информация участка от Тобольска до Сургута. На основании этих данных он может принять правильное решение».

Николай БОТАЛОВ,
соб. корр. «Гудка»
Сургут – Нижневартовск

Строительно-монтажной организации требуются на постоянную работу

инженеры-энергетики и инженеры-строители не старше 40 лет с высшим образованием и опытом работы на железной дороге не менее 5 лет.

Знание проектно-сметной документации обязательно.
Зарплата – по результатам собеседования.

Телефон: (495) 955-16-26, моб.: 8-903-580-32-69.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30