02 декабря 2021 15:00

Проект мимо кассы

Текущий год станет ключевым для внедрения в России электронного билета на авиационном транспорте.

Как сообщили вчера «Гудку» в пресс-службе Министерства транспорта РФ, это ведомство сейчас готовит предложения по изменению положений Воздушного кодекса, которые позволят ввести в оборот электронные билеты и сделают легитимными онлайн-технологии их продажи.

Кроме того, в России начался процесс ратификации Монреальской конвенции, содержащей положения об электронном билете, разрабатываются необходимые поправки в Налоговый и Гражданский кодексы. На данный момент эти законы не признают электронной формы договора, поэтому бумажный билет остается единственной возможной формой как договора об услуге между пассажиром и перевозчиком, так и способом отчетности.

— В марте мы планируем организовать специальную презентацию для членов кабинета министров России и продемонстрировать преимущества новых технологий, — заявил вчера директор департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ Карл Руппель. — После того как необходимые нормативные документы будут приняты, на электронные билеты начнут переходить сначала крупные авиакомпании, связанные с зарубежными перевозками пассажиров, а позже и все остальные.

Электронный билет, в отличие от традиционного, в бумажной версии не существует. По сути, это образ билета, который хранится в базе данных авиакомпании. Его можно приобрести как в обычных кассах, так и через Интернет. При этом он будет обладать всеми свойствами своего аналога: являться перевозочным документом, по которому в аэропорту проводится регистрация, подтверждением совершения финансовой операции между пассажиром и перевозчиком, электронным договором со всеми юридическими последствиями. Выпускать его смогут как сами перевозчики, так и их агенты. На руки пассажир получит либо квитанцию, либо какую-то другую бумагу, в которой будут отражены, по сути, справочные данные – дата вылета, время, возможно, штрих-код и другая информация. Документами эти бумаги являться не будут.

Как отметили специалисты Транспортно-клиринговой палаты (ТКП – компания, которая занимается внедрением электронных билетов), в США около 90 процентов авиабилетов сейчас продается авиакомпаниями через Интернет и с помощью технологии е-тикет (электронный билет). Через сети происходят и все взаиморасчеты между авиакомпаниями, аэропортами и пассажирами. Российские же перевозчики к освоению этой технологии приступают только сейчас, да и используют они ее в усеченном виде: предоставляют в Интернете возможность бронирования авиабилета. Но даже после этого пассажир вынужден получать бумажный билет в кассе или аэропорту.

Как сообщила начальник пресс-службы ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Ирина Данненберг, компания полностью готова к переходу на электронные билеты. В декабре прошлого года «Аэрофлот» провел техническое тестирование автоматизированных систем по полному циклу обслуживания пассажиров электронными билетами на направлениях Москва – Лос-Анджелес – Москва, Москва – Дели – Москва. Было оформлено около 100 е-тикетов для всех типов перевозок, проверены функции обмена, возврата и погашения билетов. С помощью этого эксперимента компания доказала, что полностью удовлетворяет требованиям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) о переходе в 2007 году всех авиакомпаний на технологию использования электронных билетов. «Теперь все упирается в нормативную базу», – говорит Ирина Данненберг.

В AirUnion редакции тоже сообщили, что компания намеревается перейти к системе электронного билета. Своему подрядчику, ООО «ТАИС», перевозчик уже поручил организовать внедрение е-тикета в рамках глобальной дистрибутивной системы «Амадеус». Причем специалисты «КрасЭйр» (авиаперевозчик, входящий в AirUnion) отмечают, что компания готова инвестировать в этот проект, так как производство билетов, их обработка, сдача в налоговые органы – неудобная и весьма затратная для перевозчика процедура. В других крупных авиакомпаниях, опрошенных редакцией, так же подтвердили, что у них имеются планы приступить к разработке системы электронных перевозочных документов в 2006 году, а в следующем внедрить ее в эксплуатацию. Никто из опрошенных редакцией перевозчиков не смог назвать объем вложений, которые потребуются на внедрение нового порядка реализации билетов, ссылаясь на отсутствие законодательных требований к электронным документам.

Как отметил Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт», сегодня каждая авиакомпания вольна сама выбирать, каким технологическим решением пользоваться при оформлении документов. Так, для бронирования билетов «Аэрофлот» пользуется одной системой, «Сибирь» – другой. ТКП разработала нейтральную, универсальную систему электронного билета, доступную для всех. Компании могут выбрать и ее – никто их не обязывает использовать какую-то одну систему.

Для аэропортов переход на электронный билет потребует существенных изменений в технологическом обслуживании пассажиров, считает Олег Пантелеев. «Сегодня билет требуют на спецконтроле, предшествующем регистрации. Но у пассажира его не будет. Значит, регистрацию на рейс и получение посадочного талона придется осуществлять раньше спецконтроля. Такие технологии не катастрофичны, однако для аэропортов создадут неудобства. Компании же пока не выдвинули консолидированных требований к обслуживанию пассажиров», — отметил Олег Пантелеев.

Насколько эта система придется по душе самим пассажирам, сегодня не могут сказать ни эксперты, ни перевозчики. Пока у людей не будет пластиковых карт, электронная торговля не получит развития. По данным различных СМИ, ежегодно количество владельцев банковских карт увеличивается на 25 – 30 процентов и сегодня составляет около 25 миллионов человек. Но согласятся ли люди доверить номер своей пластиковой карты системе интернет-продаж после всех историй о мошенничестве во Всемирной паутине или все-таки предпочтут покупать обычный билет? Ответить на этот вопрос эксперты затрудняются, хотя и подчеркивают, что если электронный билет будет дешевле, не исключено, что количество таких продаж постепенно будет увеличиваться.

Однако, судя по ситуации на рынке авиаперевозок, у российских авиакомпаний особого выбора нет. Массовое распространение электронных билетов в мире может привести к потере отечественными перевозчиками интерлайн-соглашений с западными партнерами. А без этого невозможно расширять географию полетов и гарантировать пассажирам наиболее удобные стыковки с рейсами авиакомпаний-партнеров. «Если мы не перейдем на электронный вариант продаж и бронирования в 2007 году, мы попросту потеряем всех серьезных западных партнеров», – отметили в пресс-службе «Аэрофлота».

Андрей МОШАТИН


    Справка

    По экспертным оценкам, с внедрением технологии электронных билетов перевозчик может снизить свои расходы на печать билетов. На Западе стоимость производственного цикла от печати до архивирования одного бумажного билета составляет 7 – 9 долларов. У российских авиакомпаний расходы скромнее – чуть меньше доллара, электронный билет все равно привлекает своей экономичностью. По расчетам, издержки на один е-тикет составят 20 центов. В эту сумму входит 10 центов на оплату услуг самой системы, обрабатывающей билет, и еще 10 – на оплату системы контроля отправки пассажиров (Departure Control System, или DCS).

У Союза появился бюджет

Проект бюджета Союзного государства России и Белоруссии на 2006 год принят в первом чтении в ходе 29-й сессии Парламентского собрания Союза России и Белоруссии, проходящей в Москве. Как сообщил госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, бюджет на текущий год составит 3 миллиарда 100 миллионов 166,9 тысячи российских рублей. При этом Россия перечислит в бюджет 1 миллиард 700 миллионов, Белоруссия – 948 миллионов рублей. Кроме того, спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что на заседание Высшего Госсовета Союзного государства вынесены вопросы, которые касаются пребывания граждан России и Белоруссии на территории стран, а также уравнивают граждан в правах на получение медицинского обеспечения, налогообложения доходов.

Скольких свеч стоят зимние Игры

Проведение зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи обойдется в 328 миллиардов рублей. Об этом заявил мэр города Виктор Колодяжный. По его словам, данная сумма учитывает различные уровни бюджета – федеральный, краевой, городской, а также инвестиции.

После того как программа проведения зимних Олимпийских игр в городе будет окончательно проработана, сумма может сократиться на 20%. Оценивая шансы Сочи войти в тройку кандидатов на роль столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, Колодяжный сказал: «У нас есть реальные шансы. Если в июне 2006-го мы войдем в тройку фаворитов, будем работать над тем, чтобы стать столицей Олимпийских игр». Помимо России, на роль хозяина зимних Олимпийских игр 2014 года претендуют Австрия, Болгария, Грузия и Южная Корея.

Французы рвутся в Шереметьево-3

Глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази подтвердил стремление французской стороны принять участие в проекте строительства терминала Шереметьево-3. На брифинге в четверг по итогам переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым французский министр сообщил, что этот вопрос в числе прочих обсуждался с российской стороной. «Очень важно, что решение будет зависеть от рынка, объявлен тендер, и мы надеемся, что парижский аэропорт представит достойный проект», – сказал дипломат.

Определен размер пособия

Минимальная величина пособия по безработице в 2006 году составит 720 рублей, максимальная – 2880 рублей. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Эти размеры пособия по безработице установлены для граждан, которые официально признаны безработными с 1 января 2005 года. Правительственное постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2006 года.

Первые по стартам

В этом году Россия намерена сохранить мировое лидерство по космическим запускам. «С космодрома Байконур запланированы 23 запуска, из них 6 – к Международной космической станции. Еще три ракеты-носителя должны стартовать с Плесецка и одна – со Свободного», – сообщил официальный представитель Федерального космического агентства (Роскосмоса) Константин Крейденко. Помимо этого, запланировано несколько пусков с субмарин из подводного положения.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Правительство залезает в резервы

На прошедшем вчера заседании правительства России премьер Михаил Фрадков сообщил, что подписал распоряжение об утверждении среднесрочной программы социально-экономического развития страны на 2006 – 2008 годы и план действий по ее реализации в 2006 году.

Речь идет о шагах государства в экономике, которые позволят все-таки удвоить ВВП. В программу заложены меры по снижению темпов инфляции, налогового бремени, развитию ипотечного кредитования и ряд других.

Не прошел господин Фрадков и мимо аномальных морозов, установившихся в стране (см. стр. 2). По его словам, население и промышленность не должны пострадать от понижения температуры. В свою очередь министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что подготовлено решение по разбронированию резервов топлива. «Сегодня мы идем по максимальному отбору газа из хранилищ и скважин, предполагаем задействовать резервное топливо – мазут и уголь», – сказал министр. В целом Россия хорошо подготовилась к зиме – запасы топлива на 30 процентов превысили норму. «Но ситуация складывается сложная из-за того, что низкий температурный фон имеет сплошной характер», – сказал В.Христенко. Это создает трудности из-за роста энергопотребления: за три последних дня побиты все предыдущие рекорды. Подобная ситуация предполагает введение так называемого «графика
№ 1», понижающего риски и ограничивающего потребление для определенных групп. Речь идет о таких второстепенных объектах, как рекламные щиты и игровые заведения.

Правительство на своем заседании поручило Министерству здравоохранения и социального развития утвердить перечень продукции медицинского назначения и оборудования для оснащения машин «скорой помощи». Кроме того, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию поручено осуществить централизованную закупку карет «скорой» и реанимобилей, включая их доставку медицинским учреждениям. Всего на закупку реанимобилей и машин «скорой помощи» из федерального бюджета выделяется 3,6 млрд. рублей. Еще 14,3 млрд. рублей будут выделены из бюджета на закупку диагностического оборудования для поликлиник.

Во время заседания правительства глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что в ходе реализации федеральной целевой программы по развитию судебной системы на 2002 – 2006 годы была решена задача повышения зарплат судей. Если в 2001 году средняя зарплата судей составляла 11347 рублей, то к декабрю 2005 года она достигла 59,2 тыс. рублей. Кроме того, проект бюджета на 2006 год предусматривает выделение средств на повышение зарплат судей с 1 июля на 32 процента. Также в 2007 году планируется увеличение зарплат судей еще на 7,5%. По словам Грефа, теперь необходимо перейти к следующему этапу реформирования судебной системы, уделив основное внимание повышению доступности системы правосудия, увеличению ее эффективности и прозрачности, защите прав участников судебного процесса, борьбе с коррупцией в судебной системе.

Артем КОБЗЕВ

Бизнес вместо политики

Вчера президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин провел рабочую встречу с начальником ЗАО «Армянская железная дорога» Араратом Хримяном и генеральным директором
АО «Грузинские железные дороги» Ираклием Эзугбайя.

Владимир Якунин, комментируя «Гудку» результаты встречи, сказал, что достигнута договоренность о начале бизнес-проекта по организации железнодорожного сообщения в направлении Сочи – Тбилиси через территорию Абхазии.

По словам Владимира Якунина, будет создан международный консорциум с участием РЖД, грузинских, армянских железных дорог и абхазских железнодорожников. Возможно, участие в проекте примут и железные дороги Азербайджана. Это будет коммерческая структура, в состав которой мы приглашаем других представителей бизнеса наших стран. Ими могут стать компании, которые заинтересованы в транспортировке грузов по указанному направлению.

В ближайшее время будет создана рабочая группа, которая займется организацией консорциума. Мы намерены внести кандидатуру руководителя этой структуры», – заявил президент ОАО «РЖД». Владимир Якунин оценил первоначальные затраты на организацию движения при тепловозной тяге в 1 млрд. рублей, при электровозной – в 7 млрд. рублей, а предполагаемый грузооборот – приблизительно в 2 млн. тонн в год.

Как ранее сообщал «Гудок», решение приступить к восстановлению сквозного железнодорожного сообщения в направлении Сочи – Тбилиси через территорию Абхазии было принято на 6-м заседании Межправительственной российско-грузинской комиссии.

Заседание комиссии состоялось впервые после трехлетнего перерыва. На нем был определен и механизм реализации достигнутых договоренностей. Комиссия решила поддержать предложения ОАО «РЖД» и АО «Грузинские железные дороги» и Армянских железных дорог по совместной разработке организационно-финансовой модели международного консорциума с целью привлечения инвестиций для проведения работ по восстановлению инфраструктуры участка Веселое – Ингири как самостоятельного бизнес-проекта, не связанного с какими-либо политическими условиями. В октябре прошлого года грузинские специалисты подтвердили результаты обследования линии Псоу – Ингири, выполненного абхазскими и российскими железнодорожниками летом.

На Северо-Кавказской дороге идет подготовка к открытию сквозного сообщения по транскавказскому маршруту. Проведена реконструкция станции Веселое. Удлинены приемо-отправочные пути и две пассажирские платформы, изменена схема контактной сети. К вокзалу проложена автодорога.

Петр АЛЕКСЕЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31