09 декабря 2021 04:12

Барьер для челноков

Правительство России существенно осложнит жизнь мелким предпринимателям, занимающимся перепродажей иностранного ширпотреба, или, как их называют, «челнокам».

Как вчера стало известно «Гудку», отдел политики таможенных платежей Минэкономразвития подготовил проект постановления правительства РФ, которое изменит порядок беспошлинного провоза багажа через российскую границу. Причем, как заверил представитель пресс-службы министерства, до конца января этот документ будет подписан и введен в действие.

На данный момент, если стоимость ввозимых товаров не превышает 65000 рублей, а общий вес «ручной клади» – 50 килограммов, груз можно провозить через границу бесплатно.

Чем и пользуются «челноки», применяя эту норму для ввоза и последующей перепродажи товара.

Кроме того, торговцы нередко доплачивают более «легковесным» попутчикам и через них ввозят в Россию дополнительные килограммы.

Проект нового постановления «О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 718» изменит существующий порядок. Периодичность «ввоза физическими лицами товаров» будет сокращена с одного раза в неделю до одного раза в месяц, а «весовой привес» снизится до 35 килограммов, отметили в ведомстве Германа Грефа. По мнению специалистов МЭРТ, такое соотношение позволит ограничить ввоз импортных товаров, которые вытесняют российские с внутреннего рынка, и в то же время не затронет интересы российских туристов.

По словам представителя МЭРТ, российские «челноки» оперируют гигантскими суммами. Количество обуви, ежегодно закупаемой ими только в Турции и Китае, например, значительно превышает численность населения России. Поэтому никакие таможенные льготы на ввоз импортного оборудования для наших обувщиков не сделают их продукцию конкурентоспособной.

Федеральная таможенная служба почин МЭРТ полностью поддерживает. По словам главы ФТС Александра Жерихова, его ведомство давно пытается усилить контроль за импортом товара из Китая и Юго-Восточной Азии.

«Мною уже подписан целый ряд приказов на эту тему». Стражи границы готовы пойти дальше Минэкономразвития и откорректировать планку ввозимого товара не только по весу, но и по стоимости.

До какого уровня нужна корректировка, прямо сказано не было, но глава ФТС вскользь упомянул, что до 2004 года общая сумма ввозимого товара должна была составлять 1 тыс. долларов. «Сейчас не то время, когда в России ощущается дефицит товаров народного потребления и нельзя ничего купить».

За счет этих мер МЭРТ и ФТС планируют поддержать отечественного производителя и освободить российский рынок от излишков низкосортной импортной продукции.

Сегодня проект этого документа направлен на рассмотрение в департамент международного сотрудничества правительства Российской Федерации.

По мнению Ивана Никитина, председателя правления Московской ассоциации организации финансовой взаимопомощи субъектов малого и среднего предпринимательства (МАССФИН), идея ведомства Германа Грефа — это глупость. «В одной Москве больше 200 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Если их труд за счет новых норм будет ограничен, то это удар по огромному количеству жителей столицы. Им по закону разрешается нанимать 14 – 15 человек. Вы представляете, сколько рабочих мест стоит за одним частником?

Они же все в таком случае окажутся безработными».

– На крупных поставках импортных товаров это решение никак не скажется, — считает Дина Крылова, руководитель Центра экспертных проблем предпринимательства «Опора России».
– Сильно ударит оно прежде всего по мелкой приграничной торговле.

Мельчайшему бизнесу будет нанесен ощутимый удар – как самим предпринимателям, так и людям, зарабатывающим просто на перевозке товара. У них появятся дополнительные расходы на доставку, но не настолько ощутимые, чтобы это всерьез сказалось на отечественных производителях.

От того, что усилятся барьеры на границе, производство в приграничных районах все равно не появится. А чтобы защитить внутренний рынок и помочь отечественному производителю, нужно не закрывать границы, а приложить серьезные усилия для снижения административных барьеров для предпринимателей внутри страны.

С вводом данного постановления эффект для государственной казны будет вообще минимальным, однако благосостояние таможенников явно возрастет.

Снижение максимального веса для беспошлинного провоза товаров с 50 кг до 35 кг ударит по гражданам, которые, бывая за границей, покупают вещи для себя и своей семьи. Они столкнутся с неприятными процедурами на таможне и дополнительной нервотрепкой.

Не в восторге от идеи МЭРТ и авиакомпании, специализирующиеся на шоп-турах. Владимир Лапинский, коммерческий директор компании «Авиалинии-400», отметил, что в случае принятия постановления произойдет снижение количества заказов со стороны туроператоров.

Однако, считает Лапинский, «челноки» – люди ушлые и быстро найдут разумный выход из положения». А уменьшение квот на беспошлинный провоз скажется не на объеме «челночного» завоза, а на конечной стоимости товара.

Кое-что потеряют и железнодорожники. Как отметили в департаменте дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД», специальный поезд со станции Уссурийск Приморского края ежедневно возит в Китай «челноков».

Не исключено, что железнодорожники будут вынуждены сокращать количество рейсов.

Однако, по словам Бориса Фантеева, руководителя Российского союза производителей и импортеров, «предложения МЭРТ малоэффективны и не нанесут серьезного урона челночному бизнесу». До сих пор «челнок» сбивал туристическую группу из десяти человек, платил каждому по 300 – 500 рублей и из Благовещенска отправлял ее на день в Китай. Там «туристов» ожидали китайские продавцы с приготовленным заранее ассортиментом товаров. В результате «челнок» получал полтонны беспошлинного ширпотреба. Теперь эта группа будет состоять из 13 человек, а схема не изменится. Если эти 13 уже «засветились» на границе один раз в месяц, то завтра вместо них поедут 13 других «незасвеченных» туристов, говорит Борис Фантеев. По его мнению, на рыночной стоимости «челночного» добра это практически не отразится.

Единственным способом побороть «челноков», если уж мы ставим именно эту задачу, является возврат к системе, существовавшей при СССР. Тогда каждый гражданин, пересекающий границу, точно знал, сколько пар обуви или женских шуб он может провезти без пошлины, а что уже является товарной партией, за провоз которой придется раскошелиться. Вторым важным моментом Борис Фантеев считает снижение таможенной пошлины на товары легкой промышленности с существующих ныне 30 до 5 – 10 процентов. «Такую пошлину бизнесмены будут платить, а существующую — никогда.

Иначе они так и будут «договариваться» с таможенниками «по-хорошему», – уверен он.

В то же время в Министерстве экономического развития, комментируя свою идею, отметили, что постановление — лишь первый шаг на пути наведения порядка в «челночном» бизнесе. «Будут и другие, а подробнее мы пока не скажем», — заявили в пресс-службе ведомства.

Андрей МОШАТИН
Светлана КОМАГОРОВА

Железнодорожники говорят об ипотеке

Вчера в Ярославле открылось двухдневное совещание, посвященное реализации концепции жилищной политики ОАО «РЖД». В нем принимают участие руководители филиалов ЗАО «Желдорипотека», представители ТрансКредитБанка, департамента социального развития и непроизводственной сферы РЖД и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.

Напомним, что в июне прошлого года правление ОАО «РЖД» утвердило новую программу корпоративной поддержки работников отрасли при приобретении ими жилья на период до 2010 года. В ходе совещания подводятся итоги деятельности «Желдорипотеки» в прошлом году и намечаются задачи на 2006-й и последующие годы.

Мы в расчете

Россия рассчитывает завершить выплаты по досрочному погашению задолженности Парижскому клубу стран-кредиторов в этом году. Министр финансов Алексей Кудрин заявил об этом после встречи в Токио с японским коллегой Садакадзу Танигаки. По словам Кудрина, общая сумма долга России Парижскому клубу составляет сейчас около 21,5 млрд. долларов. Из них 9 млрд. долларов не подлежат досрочному погашению, поскольку Германия выпустила на них вторичные ценные бумаги. Таким образом, речь идет о погашении суммы в 12,5 млрд. долларов.

Каникулы могут урезать

Из-за морозов весенние каникулы в школах могут стать на несколько дней короче. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. Руководитель агентства пояснил, что «учителя могут не успеть из-за вынужденных каникул пройти с учениками весь запланированный материал, поскольку согласно санитарным нормам при температуре минус 25 градусов занятия в школах отменяются».

Фармацевтических пиратов будут сажать

Росздравнадзор предлагает ввести уголовную и административную ответственность для граждан за участие в обороте фальсифицированных лекарств. Об этом заявил заместитель руководителя управления Росздравнадзора Александр Топорков.

По его словам, соответствующие предложения внесены его ведомством совместно с МВД и другими министерствами в правительство России. Топорков сообщил, что согласно поправкам в УК изготовление, приобретение, хранение и перевозка в целях сбыта, а также сбыт поддельных лекарственных средств в случае причинения значительного ущерба гражданину или государству будут наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей. За это же преступление россиян, уличенных в содеянном, возможно, будут лишать свободы. Максимальный срок – четыре года.

Если же в результате употребления фальшивых лекарств человек погибнет, добавил он, то виновные будут наказаны лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Каждой деревне – по телефону

До 2008 года телефонная связь будет установлена во всех населенных пунктах России. Об этом заявил глава Мин информсвязи Леонид Рейман, отвечая на вопросы депутатов Госдумы после выступления на «Правительственном часе». По его словам, в министерстве утвержден график телефонизации населенных пунктов, в которых сейчас отсутствует телефонная связь. «Мы проводим конкурсы среди организаций, занимающихся установкой телефонов, во всех субъектах России», – сказал министр. Отвечая на вопрос о тех аппаратах, которые планируется установить в отдаленных населенных пунктах, Рейман сообщил, что «они будут надежными и морозоустойчивыми».

Кроме того, он заверил, что испортить такой таксофон будет сложно. Новые модели телефонных аппаратов появятся более чем в 150 тыс. населенных пунктов, однако «пока министерство может установить только по одному такому аппарату в каждом поселке или селе».

ВВС поддержали

С 1 января значительно увеличено денежное содержание летно-подъемного состава, особенно летчиков первого и второго классов», заявил главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Владимир Михайлов. Если раньше летчик первого класса получал примерно 10 тысяч рублей, то сейчас будет получать чуть более 15 тысяч рублей.

Владимир Михайлов уточнил, что в увеличение денежного содержания летного состава не включено повышение на 15 процентов денежного содержания всех военнослужащих Минобороны РФ. «У нас долгое время выпуск летчиков и увольнение были несоизмеримы. Иногда увольнялось больше, чем выпускалось», – сказал главнокомандующий.

Однако после такого увеличения жалованья, отметил генерал, ситуация изменится.

Депутаты заступились за красный фонарь

Госдума в среду обратилась к председателю правительства Михаилу Фрадкову с просьбой приостановить действие ряда норм, внесенных в Правила дорожного движения кабинетом министров 14 декабря.

Речь в первую очередь идет о требовании устанавливать в автотранспорте для перевозки детей до 12 лет специальные детские удерживающие устройства, а также о запрете использования красных световых приборов (поворотников).

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Дороги «согреют» административными мерами

На специальном селекторном совещании по вопросам соблюдения графика движения пассажирских и пригородных поездов, проведенном вицепрезидентом ОАО «РЖД» Сергеем Козыревым, выяснилось, что не все железные дороги оказались готовы к сильным морозам.

Хотя руководителей магистралей заранее предупреждали о работе в экстремальных условиях.

Сергей Козырев заявил, что ситуация с прошлого года в лучшую сторону не меняется. В 2005 году было задержано 5413 пассажирских поездов и 12633 пригородных. Было выявлено 2183 случая выхода из строя технических средств, оборудования контактной сети. Это и стало основной причиной сбоя графика.

За прошедшие дни января ситуация на некоторых дорогах только ухудшилась.

График выполняется на 99,6 процента, что ниже прошлогоднего уровня на 0,2 процента. Выбиты из графика 126 пассажирских поездов. Московская, Северная, Приволжская, ЮжноУральская, Куйбышевская, Северо-Кавказская дороги не справляются с задачами по своевременному отправлению поездов. Основные сбои во время морозов дают локомотивное хозяйство, системы централизации и блокировки и энергетики.

Однако, отметил вицепрезидент, Свердловская магистраль, где на отдельных участках столбик термометра зашкаливает за –60 градусов, ситуация не вышла из-под контроля и все обошлось без происшествий. Западно-Сибирская, Дальневосточная, ЮгоВосточная дороги также справляются с морозами.

Пассажирские поезда там идут по графику.

Ночь на 18 января стала «обвальной» для Московской дороги. Составы останавливались из-за неисправности электрооборудования и обрывов контактной сети 14 раз.

Произошло 5 изломов рельсов. Задержано 22 пассажирских поезда.

Сергей Козырев напомнил, что при входе в зиму руководители всех магистралей заверили президента компании Владимира Якунина в том, что все хозяйства дорог имеют максимальную степень готовности, указания правления ОАО «РЖД» по улучшению соблюдения графика движения пассажирских поездов будут выполнены на 100 процентов.

Но даже Северо-Кавказская дорога, где влияние низких температур практически незаметно, оправдывалась за срыв графика. Печорская и Воркутинская дистанции пути Северной дороги пытались выйти из ситуации со срывами путем предоставления фиктивных отчетов.

Недостаточная компетентность в работе руководства службы СЦБ на Октябрьской дороге также привела к задержке свыше двух десятков поездов в январе 2006 года.

Вице-президент компании объявил нескольким руководителям дорожных служб строгие выговоры.

Отдельные руководители, например первый заместитель начальника Октябрьской дороги Анатолий Краснощек, были вызваны для разбора к первому вице-президенту компании Вадиму Морозову.

На исправление ситуации на дорогах Сергей Козырев дал железнодорожникам 2 – 3 дня. Затем последуют серьезные административные меры.

Александр ШУГАЕВ

    На всю сеть

    Первый заместитель начальника Московской дороги Владимир Молдавер: – Все руководители служб находятся на линии и лично руководят ремонтными и профилактическими работами. Для исправления ситуации делается все возможное. На отдельных перегонах организовано круглосуточное дежурство экстренных ремонтных бригад.



Прогноз

Железнодорожный транспорт будет работать в экстремальных условиях до конца зимы. В январе – феврале резкие колебания температур, подобные нынешнему, произойдут еще трижды.

На отделениях Свердловской дороги столбик термометра еще неоднократно опустится до минус 50 градусов и ниже. Мощная стужа надолго установилась на БАМе, в Восточной Сибири, почти на всем протяжении Западно-Сибирской дороги.

На Северной дороге в районе Печоры и Воркуты температура не раз упадет до 40.