15 октября 2021 23:17

Атомизация Ирана

Решение Тегерана «распечатать» свои ядерные центры взбудоражило мировое сообщество.

Как считает генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи, Иран уже через несколько месяцев может стать обладателем ядерного оружия.

В последние три месяца руководство Ирана методично испытывает терпение международного сообщества. То президент Ахмадинеджад предложит стереть Израиль (между прочим, обладающий ядерным оружием) с лица земли. То, сменив гнев на «милость», в Тегеране советуют отправить еврейское государство на Аляску, а Холокост называют чуть ли не пропагандистской выдумкой. А на днях все тот же Ахмадинеджад цинично пожелал побыстрее «отправиться к праотцам» больному премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону...

На фоне перечисленных угроз и призывов решение Тегерана снять с лабораторий в ядерном центре Натанз пломбы, которые были установлены там Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в 2004 году по соглашению с Европейским союзом (ЕС), выглядит особо вызывающе (хотя и не противоречит, надо признать, международному праву).

Подливая масла в огонь, официальный представитель Высшего совета национальной безопасности Ирана Хосейн Энтезами заявил, что Тегеран «может в одностороннем порядке расторгнуть дополнительный протокол с Международным агентством по атомной энергии и прекратить допуск в страну инспекторов МАГАТЭ с внезапными проверками, после чего возобновит работу по своей ядерной программе».

После выпада в адрес Шарона и объявления о снятии пломб даже Россия вынуждена была отказаться от поддержки Ирана (я употребляю слово «даже», потому что ранее Москва традиционно воздерживалась от резких оценок иранских, с позволения сказать, эскапад.– А.К.).

К тому же за последние несколько месяцев иранские власти несколько раз публично унижали Москву. Так, Россия предлагала решить проблему обогащения иранского урана, перенеся этот процесс на свою территорию. В этом случае Иран был бы застрахован от подозрений в желании создать ядерное оружие. Запад такой вариант поддержал. Однако иранские власти отвергли предложения Москвы и заявили, что никаких заслуживающих внимания идей от российских представителей Тегеран, дескать, не услышал.

Вызывающие слова, а главное, дела Тегерана вынудили международное сообщество действовать. Действовать взвешенно, но решительно. Первым отреагировал Евросоюз. Его ведущая «тройка» – Великобритания, Франция и Германия – заявила, что ядерные переговоры с Ираном зашли в тупик, и потребовала созыва чрезвычайного заседания МАГАТЭ, которое может передать иранское «ядерное досье» Совету Безопасности ООН.

Ядерные амбиции Тегерана должны быть обузданы, даже если это приведет к сокращению поставок иранской нефти на мировые рынки и дальнейшему росту цен на энергоносители. Такое мнение выразил ряд влиятельных членов сената конгресса США.

Республиканец от штата Аризона Джон Маккейн в интервью телеканалу Си-би-эс назвал перспективу получения Ираном ядерного оружия «самой серьезной ситуацией, с которой мы когда-либо сталкивались после окончания «холодной войны», не считая международной борьбы с терроризмом».

Согласие с такой оценкой подтвердила в эфире Си-би-эс и сенатор Дайэнн Файнстайн. На ее взгляд, иранская ядерная проблема, вероятнее всего, уже не будет урегулирована в рамках Международного агентства по атомной энергии и, следовательно, должна быть передана на рассмотрение Совбеза ООН. «Это тот самый случай, когда Совет Безопасности ООН должен вести себя решительно и принять жесткие меры», – полагает законодатель.

Между тем некоторые политики по обе стороны Атлантики заявили, что Америка должна рассмотреть возможность применения силы против Ирана с тем, чтобы эта страна не получила ядерное оружие. Демократ Диана Файнштейн сказала, что если Иран создаст ядерную бомбу, то может использовать ее против Израиля.

Немецкий еженедельник «Шпигель» в своем материале недавно утверждал, что Соединенные Штаты Америки в недалеком будущем намерены провести серию бомбовых ударов по ядерным комплексам Ирана.

Эксперты-политологи при правительстве США выражают надежды на то, что до серьезного конфликта дело не дойдет, «все закончится очередной психологической войной», утверждают они. Так, госсекретарь США Кондолиза Райс считает ошибкой проводить аналогию между сегодняшней ситуацией вокруг Ирана и периодом подготовки к войне с Ираком.

Вспомним, однако, что после вторжения американских войск в Ирак весной 2004 года многие мировые СМИ отмечали, что следующая цель Вашингтона – Иран. Конечно, у США, измотанных военными действиями в Ираке, нет сил для оккупации еще и соседней страны. Но удар по иранским ядерным объектам может нанести Израиль. И основания для такого предположения есть.

Тель-Авив уже в 1981 году разбомбил ядерные объекты иранского соседа – Ирака. И весьма успешно. Так что опыт имеется, и разговоры о бомбардировке Израилем иранских ядерных центров никак нельзя сбрасывать со счетов. Это не блеф. Особенно в свете уже упомянутых угроз Тегерана в адрес Тель-Авива.

Руководство Израиля многократно заявляло о том, что Израиль готов напасть на иранские ядерные объекты, если они не будут заморожены. Первоочередными целями израильского военного нападения могут стать Бушерская АЭС, еще недостроенный исследовательский ядерный центр в Исфахане и достраиваемый завод по обогащению урана в Араке. Кроме этих объектов, планируется уничтожить еще девять других важнейших военно-промышленных объектов Ирана.

Да, Иран поступил умно: он рассредоточил ядерную программу по стране, спрятав объекты в недоступных для контроля местах. Уничтожить их, как в Ираке, не получится. Но ведь и Тель-Авив не лыком шит.

Судя по всему, у Израиля имеются не только декларативные решения по поводу ядерной программы Ирана, но и конкретно разработанный план нападения на иранские ядерные и важнейшие военно-промышленные объекты. Согласно этому плану, по каждому объекту будут нацелены по шесть ракет средней дальности с самонаводящимися боеголовками с ядерной начинкой.

Решение Тегерана снять пломбы со своих ядерных объектов – без преувеличения сюрприз Тель-Авиву для реализации его планов. И пока только болезнь Шарона тормозит их осуществление.

В свете реальных угроз Иран форсировал было программу самозащиты, чтобы иметь возможность еще на подступах к израильской границе решить вопрос ликвидации возможного вторжения. Однако после решения о снятии пломб находившаяся в Тегеране российская делегация спешно свернула переговоры о поставке Ирану ракет противовоздушной обороны С-300.

Сегодня у Ирана остался один шанс избежать худшего сценария развития событий: согласиться на предложение Москвы обогащать уран, необходимый для иранской мирной атомной программы, на российской территории. Однако, похоже, в Тегеране считают, что никакие санкции ему не страшны...

Александр КАПРАЛОВ


Новые горизонты Плутона

Американский межпланетный аппарат вчера отправился к самой отдаленной планете Солнечной системы Плутону. На первой ступени американской ракеты-носителя «Атлас-5», которая выведет межпланетный аппарат «Новые горизонты» на траекторию межпланетного перелета, установлен уникальный российский двигатель РД-180.

Запуск «Новых горизонтов» – это 13-й старт американских ракет, оснащенных российскими двигателями. По мнению экспертов, «РД-180 будет еще лет 8 –10 вне конкуренции на мировом рынке жидкостно-ракетных двигателей». Всего по контракту, заключенному в 1997 году с крупнейшей американской корпорацией «Локхид-Мартин» на сумму около 1 млрд. долларов, «Энергомаш» должен поставить в течение 10 лет 101 двигатель РД-180.

Увидеть хадж и умереть

Во время хаджа в Саудовской Аравии скончались трое российских паломников. Как сообщил руководитель российской хадж-миссии, депутат Госдумы Ахмед Билалов на пресс-конференции 16 января в Москве, «у нас в этом году естественной смертью умерли три паломника. Это женщина 32 лет, мужчина в возрасте от 40 до 50 лет из Дагестана и женщина из Чеченской Республики в возрасте 107 лет».

«Смерть паломников из Дагестана наступила в результате сердечного приступа, который подтвержден соответствующим медицинским заключением, – сказал Билалов. – По согласованию с родными всех похоронили в Саудовской Аравии».

Билалов также добавил, что всем российским паломникам, возвращающимся после хаджа из Мекки, предстоит пройти жесткий санитарный контроль на границе и в аэро­портах. По его словам, уже имеются соответствующие указания главного государственного санитарного врача Геннадия Онищенко.

Напомним, что в результате давки в долине Мина, возникшей 12 января 2006 года рядом со стелой, которую паломники забрасывают камнями в ходе ритуала побивания дьявола, погибли, по меньшей мере, 362 человека. Еще 289 человек получили различные ранения. Согласно заявлениям саудовских властей, большинство погибших – граждане Индии, Пакистана и ряда стран Юго-Восточной Азии. Российские паломники в инциденте не пострадали.

В этом году в районе моста Джамарат в долине Мина, где проходит ритуал, собрались более 2 млн. человек.

Как сократить число автомобилей в центре?

Власти Копенгагена нашли самое простое решение вопроса сокращения численности легкового транспорта в центре датской столицы. Они не стали увещевать автолюбителей, взывая, в частности, к их экологическому сознанию. Руководство копенгагенской коммуны приняло постановление о значительном повышении платы за парковку автомобиля в центральных районах. Теперь за то, чтобы машина лишь один час постояла на одной из парковок, ее владельцу нужно будет выложить кругленькую сумму, эквивалентную четырем долларам США (около 112 рублей). Легко подсчитать, во что обойдется парковка в течение дня. Кроме того, если ранее парковка оплачивалась лишь до 18 часов вечера, то теперь обязательная оплата продлена до 22.00 местного времени. Также увеличено время оплаты и в субботу, когда многие магазины работают до 17.00.

Кондолиза Райс не хочет быть президентом США

Госсекретарь США Кондолиза Райс исключает возможность своего участия в борьбе за президентское кресло в 2008 году. Об этом она заявила журналистам во время визита в Либерию.

Поводом для новых разговоров на эту тему послужили недавние высказывания первой леди США Лоры Буш. В интервью Си-эн-эн на прошлой неделе она заявила, что уже в обозримой перспективе на высший государственный пост в Америке будет избрана женщина. Как призналась Лора Буш, ей лично хотелось бы, чтобы за президентское кресло поборолась Кондолиза Райс, которая в первой администрации Джорджа Буша была помощником президента по национальной безопасности, а ныне возглавляет государственный департамент.

В понедельник вместе с Лорой Буш она присутствовала на церемонии инаугурации Эллен Джонсон-Серлиф – первой женщины-президента в истории Либерии и всей Африки.

Великий потоп возник в Канаде

Истоки библейской легенды о Великом потопе и Ноевом ковчеге следует искать в... Канаде. К такому неожиданному выводу пришли геофизики из университета канадской провинции Манитоба и Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). По версии ученых, ветхозаветное сказание – это отголосок природного катаклизма, произошедшего в Северной Америке более 8 тыс. лет назад.

Научные данные, подтверждаемые детальной компьютерной моделью, позволяют предположить, что вслед за окончанием 10 тыс. лет назад последнего Ледникового периода произошел прорыв естественной ледяной дамбы, отделявшей гигантское доисторическое озеро Агассиз от океана. Так завершилась недолгая история озера Агассиз, и так возник Великий потоп. И, хотя Северную Америку во времена Ноя еще не открыли, его современники на другом конце Земли не могли не ощутить на себе последствий этого природного катаклизма.

Диснейленд с китайским акцентом

Китайская столица стала претендентом на право построить второй в Китае парк «Диснейленд». Ранее американская компания «Уолт Дисней» вела соответствующие переговоры с Шанхаем, однако Пекин неожиданно «перехватил» эту инициативу, сообщила вчера гонконгская газета «Саут чайна морнинг пост».

Более того, план строительства к 2010 году грандиозного тематического парка в южном пригороде Пекина уже инициирован для включения в стратегию городского развития. Таким образом власти китайской столицы, очевидно, заручились поддержкой центрального правительства в этом вопросе и имеют гораздо большие преимущества по сравнению с Шанхаем.

Появление Диснейленда повлияет на развитие туризма в Пекине в период после Олимпийских игр 2008 года.

Первый в Китае парк «Диснейленд» был открыт в сентябре прошлого года на острове Лантау в Сянгане (Гонконг) и пользуется огромной популярностью, особенно у жителей материковой части страны.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Докеры гонят волну

Несколько тысяч докеров, прибывших из Германии, Великобритании, Бельгии, Голландии и ряда других стран – членов Евросоюза, совместно со своими французскими коллегами приняли участие в профсоюзной акции протеста у здания Европарламента в Страсбурге.

Докеры собрались здесь, чтобы заявить о своем несогласии с проектом директивы ЕС о либерализации работы портовых служб, к рассмотрению которой после продолжительной паузы вновь приступают сегодня европарламентарии.

На минувшей неделе специалисты погрузочно-разгрузочных работ из европейских стран провели 24-часовую предупредительную забастовку.

В серьезности намерений докеров членам Европарламента сомневаться не приходится: в ноябре 2003 года первая попытка принять директиву ЕС окончилась провалом после нескольких дней общеевропейской стачки, полностью парализовавшей работу европейских портов.

Ныне докеры готовы согласиться с принятием документа при условии внесения в него поправок, гарантирующих соблюдение их прав и интересов.

В Еврокомиссии, со своей стороны, заверяют, что реализация доработанного высшим органом исполнительной власти ЕС проекта директивы обеспечит развитие конкуренции в отрасли и создание дополнительных рабочих мест.

В Ассоциации европейских портов, напротив, утверждают, что предлагаемые законодательные изменения приведут к массовым увольнениям и понижению оплаты труда докеров.

Эти опасения связаны главным образом с тем, что предлагаемая директива предусматривает предоставление судоходным компаниям права разгружать или загружать суда силами своих экипажей, а не при помощи портовых докеров.

Кроме того, доступ к перевалке грузов в портах предлагается разрешить сторонним фирмам: пароходства смогут нанимать дешевую рабочую силу в государст­вах, не входящих в ЕС.

Согласно директиве ЕС, арендаторов терминалов и причалов будут выбирать по итогам тендера.

При этом заключать с администрацией портов договоры об оказании разгрузочно-погрузочных работ предложено сроком на 8 лет, а также на 12 лет, если предполагаются крупные вложения в движимую инфраструктуру терминала, и до 30 лет при крупных инвестициях в недвижимую инфраструктуру.

В Ассоциации европейских портов в этой связи высказывают недовольство тем, что срок договоров является слишком малым для того, чтобы инвесторы могли вернуть вложенные средства.

На сегодняшний день договоры об оказании портовых услуг разрешено заключать на срок до 30 лет. Он может быть и большим, если капиталовложения в инфраструктуру превышают 90 млн. долларов США.

По мнению независимых экспертов, в принятии директивы ЕС о либерализации портовых услуг заинтересованы крупные судовладельцы и арендаторы терминалов и причалов, которые в состоянии предложить в ходе тендеров пониженные ставки на свои услуги.

При этом представители новых стран ЕС, в частности прибалтийских республик, обеспокоены перспективой  прихода крупных компаний с большими возможностями по инвестированию в портовую инфраструктуру.

В случае вступления новой директивы ЕС в силу она будет действовать в отношении портов с ежегодным грузооборотом более 1,5 млн. тонн или пассажирооборотом, превышающим 200 тыс. человек в год.  

Александр ШИШКИН
Брюссель

Прибалтов... оштрафовали

Недавно Европейская комиссия оштрафовала Эстонию на 36,5 млн. крон.

При расширении Евросоюза странам-новобранцам обещали в Брюсселе многочисленные пособия из различных фондов на развитие экономики, науки, культуры. Особенно щедрые инвестиции сулили для обновления транспортной инфраструктуры. Однако за короткий срок пребывания в единой европейской упряжке новички убедились, что финансовая помощь ЕС может стать не спасательным кругом, а мешком с камнями, которые тянут на дно.

Одними из первых в этом убедились в Эстонии. За то, что частная компания «Эстонские железные дороги» (ЭЖД) не выполнила условия реализации денежного пая, выданного из фонда ЕС, республика была оштрафована Европейской комиссией. Чиновники правительства союза обвинили эстонцев в том, что они уклонились от выполнения ранее согласованного проекта по замене рельсов железной дороги. А деньги европейских налогоплательщиков потратили по своему усмотрению.

В чем конкретно провинились балтийские железнодорожники? ЭЖД за фондовые деньги решили обновить один из напряженных участков дороги, ведущей к нефтяному терминалу в морском порту Мууга. Средства же Брюсселя выдавались на ремонт магистрали совсем в другом районе страны – на замену рельсов между станциями Тапа и Лехтсе. Заплатив предъявленный штраф из государственных средств, министерство экономики и коммуникаций потребовало объяснений от правления ЭЖД. Замену проекта компания объяснила тем, что с точки зрения безопасности самый критический участок находится на дороге Таллин – Нарва, куда и вложены деньги. Частники при этом выразили удивление – какая разница, где истрачены отпущенные суммы, ситуация может меняться
Но Европейскую комиссию эти объяснения компании и правительства Эстонии не удовлетворили. Тем более что железнодорожники не смогли дать внятного ответа на вопрос, почему освоение евроденег «на самом опасном участке» прошло с опозданием на год с лишним. Таллин предупредили: и впредь ЕС будет финансировать лишь предусмотренные проектом работы – самодеятельность в расходовании союзных средств воспрещается.

Правительство Эстонии, безропотно уплатив огромный штраф, намерено взыскать его сумму с транспортников. Однако, по словам пресс-секретаря компании Прийта Коффа, владельцы «железки» виновными себя не считают. По их мнению, дело до наказания довели пассивные министры и другие члены правительства, которые «мало общались с еврочиновниками». Впрочем, владельцам компании скандальный штраф и последовавшие за ним события могут обернуться большими неприятностями, вплоть до потери своей собственности – железной дороги. Министерство экономики и коммуникаций создало специальную комиссию, которая проверит выполнение ЭЖД утвержденного приватизационным договором плана инвестиций. «Если при этом будут обнаружены и другие серьезные нарушения, не исключено досрочное прекращение государственного приватизационного договора», – полагает министр экономики и коммуникаций Эстонии Эдгар Сависаар.

На практике это означало бы возвращение всей магистрали снова в собственность государства после ее приватизации в 2001 году.

Евгений ВОСТРУХОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31