16 октября 2021 06:10

Сергей Лавров подводит итоги

Вчера в Москве министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал пресс-конференцию, посвященную итогам прошедшего года и перспективам нынешнего.

Оценивая прошлый год, министр сказал, что он «проходил под знаком укрепления страны, расширения возможностей внешнеполитической стратегии. Мы стремились продвигать национальные интересы, которые не отделяли от интересов мирового сообщества. Расширялся круг единомышленников на международной арене».

Переходя к событиям этого года, Сергей Лавров особо подчеркнул тот факт, что Россия выбрана председателем «большой восьмерки». Лавров обозначил три темы, которые РФ предложила своим партнерам по «восьмерке». Первая – энергетическая безопасность во всех ее аспектах. Вторая – борьба с эпидемиями. Третьей темой станет проблема образования.

Самое большое количество вопросов было задано по поводу ядерной программы Ирана. В этой связи министр, в частности, сказал: «У России много планов сотрудничества с Ираном, в том числе на рынках третьих стран, продолжает реализовываться проект АЭС в Бушере. Этот проект будет реализован в условиях, когда режим нераспространения будет полностью соблюдаться».

«В иранском ядерном вопросе Россия намерена действовать предельно аккуратно, избегать лишних резких движений, которые могут обострить ситуацию. Абсолютный приоритет – обеспечение режима нераспространения ядерного оружия», – отметил Лавров.

Отвечая на вопросы о последних событиях в российско-украинских отношениях, Лавров сказал, что Россия ждет от Киева «внятных официальных объяснений по поводу захвата Ялтинского маяка». Не обошлось и без газовой темы. «До сих пор поставки газа в Европу через Украину осуществлялись на основе ежегодных контрактов, – напомнил Лавров. – Теперь, когда контракт заключен на пять лет, он гораздо более надежный». В ходе пресс-конференции министр не единожды, в различных контекстах, когда речь шла и об Ираке, и об Израиле, предостерег от поспешного применения инструмента санкций при решении сложных проблем. «Санкциями едва ли можно решать проблемы», – заметил министр. «Решение проблем должно достигаться через договоренности со всеми заинтересованными сторонами, – считает Лавров. – Хотя требуется больше времени, усилий, дипломатической изобретательности, чем просто на введение санкций, все это окупится».

В 2006 году России предстоит председательствовать в «большой восьмерке», комитете министров Совета Европы, Организации черноморского экономического сотрудничества и Арктическом совете. Как считает министр, наступающий год не обещает быть легким. Все же трудности не пугают российский МИД: Сергей Лавров убежден в том, что, «как никто другой, мы в состоянии внести достойный вклад в поддержание межцивилизационного согласия в мире».

Евгения ПЯДЫШЕВА

Конкурентный коридор

Вчера были названы главные операторы контейнерного поезда по маршруту Поти – Баку – Актау – Алматы. На встрече представителей железных дорог Грузии, Азербайджана и Казахстана было решено, что ими станут грузинская компания Black sea tranzit LTD и турецкая компания Advantage international transport and logistic LTD. Как заявили в «Грузинской железной дороге», главный оператор с целью координированной работы до 15 февраля проведет переговоры с АО «Казтранссервис» (Казахстан) и ООО «Транскавказтранспорт», а также Бакинским международным морским торговым портом и Азербайджанским государственным морским пароходством. Оператор представит сторонам маркетинговый план развития маршрута контейнерного поезда. На трехсторонней встрече в Баку был также разработан окончательный график движения контейнерного поезда. Он будет совершать рейсы регулярно – два раза в месяц. «Функционирование маршрута Поти – Баку – Актау – Алматы будет способствовать повышению конкурентоспособности коридора TRACECA и осуществлению регулярных железнодорожно-паромных грузоперевозок», – сказали в «Грузинской железной дороге».

Заказ с большими габаритами

К реализации крупного международного заказа приступили корабелы Комсомольска-на-Амуре. На Амурском судостроительном заводе торжественно заложили головной танкер-химовоз по контракту с германской фирмой «Хансетик». Завод заключил с этой фирмой договор на строительство четырех таких судов. Грузоподъемность танкера – 18,5 тыс. т, длина – 163 и ширина – 23 м. По габаритам судно не вмещается в док, где предстоит вести сборку корпуса. Поэтому на предприятии создается специальный спусковой комплекс, куда будут доставлять секции на сборку. Условиями контракта предусмотрены жесткие сроки строительства: всего 20 месяцев отведено на все работы – проектирование, закупку оборудования, материалов и строительство. В ходе строительства головного судна возможны корректировки проекта. Тем не менее уже в этом году корабелы Комсомольска-на Амуре планируют отправить химовоз на достроечную базу и ходовые испытания.

Сенаторы восхитились ледоколом

Делегация конгресса США посетила российский ледокол «Красин», работающий в районе антарктической станции «МакМердо». Во время встречи американских сенаторов с начальником рейса Виктором Ковальчуком и капитаном ледокола Леонидом Будрисом обсуждались технические вопросы предстоящей работы ледокола по проводке двух судов с грузом топлива и продовольствия для нужд станции «МакМердо». Это задание ледокол выполнит в соответствии с выигранным тендером, объявленным Национальным научным фондом США (NSF). «Мы очень рады, что нам довелось побывать на борту одного из самых мощных ледоколов мира и познакомиться с нашими российскими коллегами. Мы восхищены мастерством и профессионализмом их работы», – сказал сенатор МакКейн.

Хотят все знать

Федеральная таможенная служба (ФТС) России запросила у крупных производителей бытовой техники данные о поставках в Россию. Как сообщили в пресс-службе ФТС, в первую очередь это касается производителей сотовых телефонов и плазменных телевизоров. «Конкретного списка компаний нет, но запросы коснутся всех производителей высокотехнологичного оборудования», – сказал представитель пресс-службы. Ранее ФТС запросила подробную справочную информацию о ценах и номенклатуре поставок в РФ у компаний – производителей компьютеров, комплектующих и копировально-множительной техники. Как сообщила заместитель руководителя службы Татьяна Голендеева, перед ФТС стоит задача сбора информации от производителей о ценах на импортируемые товары и доведения этих сведений до таможенных органов. С этой же целью в рамках Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС будет создано специальное подразделение по сбору, анализу и обобщению ценовой информации.

Трагедия у берегов Сахалина

Вчера в Татарском проливе затонуло рыболовецкое судно. Об этом сообщил заместитель начальника Управления информации МЧС России Виктор Бельцов. По предварительным данным, экипаж состоял из 12 россиян. «Уже известно, что одному моряку удалось спастись самостоятельно на плоту», – сказал Бельцов. При патрулировании места крушения самолет МЧС Ан-74 обнаружил тела семи погибших моряков, которые были подобраны подошедшими морскими судами. Судьба еще 4 членов экипажа остается неизвестной.

Читинскую область подозревают в ящуре

Карантин в связи с подозрением на заболевание скота ящуром введен в селе Средняя Борзя Калганского района Читинской области. Клинические признаки ящура в селе Средняя Борзя выявлены у 229 коров и двух свиней. Всего в селе на 122 личных подворьях содержится 696 голов крупного рогатого скота и 300 свиней.

Небо взято под контроль

В России началась реализация единой системы разведки и контроля воздушного пространства. Об этом заявил главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Владимир Михайлов. «Мы пять лет занимались этой программой, к концу октября все согласования прошли. А в 2006-м приступили к ее реализации», – сказал он.

По словам Михайлова, контролируемое средствами противовоздушной обороны ВВС России радиолокационное поле будет расширяться. Так­же он сообщил, что в распоряжении ВВС и ПВО России находится одна станция загоризонтной локации, расположенная на территории России. В будущем таких станций будет установлено несколько. «Это позволит видеть не только территорию России, но и далеко за ее пределами, – сказал Михайлов. – В 2006 году ВВС России получат новые летательные аппараты. Это и Су-34, и вертолет Ми-28, а в конце года – новый Як-130. Будет продолжена и модернизация имеющихся у нас самолетов Су-24, Су-27, Су-25, МиГ-29 и МиГ-31». Те же аппараты, которые уже сегодня состоят на вооружении российских ВВС, будут модернизированы с учетом существующих возможностей размещения нового оборудования, позволяющего увеличить эффективность летательных аппаратов в два-три раза.

По информации корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

На маяке буза, а в киеве дядька

Пока Москва ожидает от Киева официальных внятных объяснений по поводу ситуации, сложившейся вокруг гидрографических и навигационных объектов в Крыму, история с захватом Украиной Ялтинского маяка Черноморского флота РФ обрастает новыми сюжетами.

Во вторник при посещении города Обнинска заместитель председателя правительства – министр обороны России Сергей Иванов заявил, что охрана объектов Черноморского флота на Украине «располагает всеми полномочиями, которые предусмотрены Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил РФ». «О деталях я говорить не буду», – добавил вице-премьер.

В Киеве «детали» на свой лад уточнили и слова нашего министра истолковали в одном ключе: если завтра война. «Если в Крыму начнут стрелять военные, это станет приговором и Украине, и России, и Европе в целом. Я категорически отвергаю и исключаю такой вариант развития событий по команде из Киева или из Москвы», – заявил в одном из вчерашних интервью министр обороны Украины Анатолий Гриценко.

Сергей Иванов не употреблял слова «стрелять», но, как говорится, имеющий уши да услышит! И это не­удивительно. Ведь когда российских представителей не допустили на Ялтинский маяк и состоялись захват документов и замена замков на этом объекте, МИД РФ обратился к Киеву за разъяснениями, и по линии администрации президента Украины ему сообщили, что сами узнали об этом событии из газет!

Администрация президента Украины сослалась на некую молодежную организацию, которая якобы и «устраивает бузу».

«В этой ситуации, – справедливо подметил вчера министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, – трудно понять, кто является голосом Украины – администрация украинского президента, некое молодежное движение «Братство» или МИД Украины». «Нам непонятно, – сказал Лавров, – когда из Киева говорят сначала, что это «бузит» некая молодежная организация, а потом вроде бы это оказывается не «буза».

Нам тоже непонятно, кто собрался воевать с Киевом. Ау!

Так и хочется вспомнить:
– Василь Иваныч, буза на эскадроне!
– По ко-ням!!!

Александр КАПРАЛОВ

Без границ

Компания «ТрансТелеКом» получила лицензии Минсвязи № 33767 и № 34254 «Услуги связи по предоставлению каналов».

Они позволят расширить поле деятельности компании по предоставлению услуг транзита международного трафика. В прошлом году компания «ТрансТелеКом» провела модернизацию магистральной сети. В результате внедрения технологии спектрального уплотнения сигнала емкость сети была увеличена в 20 раз на основных каналах.

Существенно расширились возможности по использованию наземного телекоммуникационного резервированного маршрута, соединяющего Лондон, Стокгольм, Москву, Пекин и Гонконг.

Со снятием некоторых ограничений в прежних лицензионных условиях по транзиту международного трафика перед «ТрансТелеКомом» открылись новые возможности для сотрудничества с крупнейшими телекоммуникационными компаниями, работающими на рынке Европы и Юго-Восточной Азии.

«Эффективное использование телекоммуникационного маршрута Европа – Азия является не только планами компании, но и отвечает стратегическим интересам нашего государства.

Благодаря географическому положению нашей страны он может и должен составить успешную конкуренцию существующим телекоммуникационным путям. Мы должны использовать транзитный потенциал нашей страны в полной мере», – заявил президент компании «ТрансТелеКом» Сергей Липатов.

Анна РОКИНА
Москва

Автомобильный бум в Чехии

В Чешской Республике в прошлом году было выпущено 600 тыс. автомобилей, что на 164 тыс. больше, чем в 2004-м.

Прогноз на текущий год предсказывает автомобильной промышленности страны объем суммарного производства автомобилей уже в размере 800 тыс. Этот существенный прирост объясняется в первую очередь активностью иностранных инвесторов – концернов «Тойота», «Пежо» и «Ситроен», начавших в феврале прошлого года сборку ряда моделей в городе Колин, расположенном в центральной Богемии. Там на сегодняшний день с конвейера сошло 106 тыс. автомобилей, но в производственных мощностях заложена способность на трехкратное увеличение продукции.

494 тыс. автомашин было произведено в городе Млада Болеслав на знаменитом заводе «Шкода», ставшем несколько лет назад дочерним предприятием германского концерна «Фольксваген».

К уже существующим производствам в ближайшее время может добавиться еще один новый автозавод. Уже в течение нескольких месяцев компетентные чешские ведомства ведут переговоры с южнокорейским концерном Hyundai о строительстве автосборочного завода на 300 тыс. машин в год в североморавском городе Остраве. Если стороны обо всем договорятся, то уже в 2008 году новое автопроизводство будет давать первую продукцию.

В местных СМИ по этому поводу все чаще и не без пафоса поговаривают о Чехии как о «великой автомобильной державе», способной к концу текущего десятилетия перешагнуть миллионный рубеж. Для сравнения: в соседней Австрии на единственном в стране автосборочном заводе Magna Steyr в Граце ежегодно выпускается чуть менее 230 тыс. легковых автомобилей.

Однако чешский автомобильный бум имеет и теневую сторону. Землеотвод под вновь создаваемые заводы нередко сопровождался ожесточенными спорами и судебными разбирательствами. Крестьяне, владевшие до этого землей, не без оснований считали, что подчас государство им буквально «выкручивало руки», забирая в конечном итоге землю значительно ниже ее рыночной стоимости.

Игорь БЕЛОВ
Прага

Птичий грипп всем нам влетит в копеечку

Пандемия птичьего гриппа может иметь «невиданные последствия» для Земли. Об этом объявлено на проходящей в Пекине международной конференции.

Эксперты отмечают, что для человека опасной является лишь одна разновидность птичьего гриппа – H5N1.Стартовая цена борьбы с этим злом – свыше миллиарда долларов. Именно столько ООН и Всемирный банк собирают пока в фонд для борьбы с вирусом. «Пока», потому что реальная цена вопроса может оказаться в сотни раз выше.

Пандемия птичьего гриппа, отмечается в документах конференции, «может не только унести жизни многих миллионов людей, но и серьезно дестабилизировать экономику, общество, политические системы во всех частях мира». По мнению Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, наилучшим подходом к решению проблемы птичьего гриппа является объединение финансовых ресурсов ведущих мировых организаций с последующим их распределением по проектам в соответствии с их приоритетностью.

Пока в Поднебесной идет обсуждение, смертельный штамм H5N1 унес по состоянию на середину января 2006 года жизни 80 человек в странах Азии и достиг окраин Европы.

Главным образом птичьим гриппом заболевают те люди, которые находятся в непосредственном контакте с больными птицами. Поэтому в разных странах уже уничтожены миллионы птиц.

Однако ученые опасаются, что штамм H5N1 может мутировать, после чего птичий грипп будет передаваться от человека человеку и начнется пандемия. Чтобы защититься от нее, и собирают с миру по нитке миллиард долларов. Много это или мало? По прозвучавшим на конференции в Пекине оценкам, если вирус начнет мутировать, глобальные убытки только за один год могут составить 800 млрд. долларов!

В минувший понедельник в Турции был подтвержден четвертый случай смерти человека от птичьего гриппа. У девочки, скончавшейся в провинции Ван, был обнаружен вирус H5N1.

Юрий ДЫМОВ

Пять звезд для заправки

В течение года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разработает систему добровольной сертификации автомобильного топлива.

Как сообщил «Гудку» руководитель агентства Григорий Элькин, система добровольной сертификации позволит нефтяным компаниям помечать с помощью знака соответствия АЗС, торгующие топливом, отвечающим согласованным стандартам. Требования должно будет разработать агентство, сказал Григорий Элькин. Стандарты качества дизельного топлива уже готовы, а в течение 2006 года планируется разработать требования и к бензину.

Если АЗС помечена знаком соответствия, а топливо требованиям не отвечает, агентство может подать на АЗС в суд за «введение потребителя в заблуждение», пояснил Григорий Элькин.

По его словам, в такой системе заинтересованы нефтяные компании и агентство уже сотрудничает с Московской топливной ассоциацией. Пока что речь идет о введении этой системы на московских заправках.

Как сказал «Гудку» исполнительный директор Московской ассоциации топлива Григорий Сергиенко, принятый летом 2003 года закон о техническом регулировании вывел функцию контроля качества продукции из сферы ответственности государства, так как качество является способом обретения конкурентного преимущества на рынке.

Теперь контролировать его может любая аккредитованная при Федеральном агентстве по техрегулированию частная структура, которая и выдает знак соответствия. В 2001 году ассоциация ввела знак качества для тех АЗС, к которым контролирующие органы в течение года не предъявляли претензий, сказал Сергиенко: «Эта система позволяла выявлять лучших, и мы выдали знак 360 АЗС». Он предположил, что новая система добровольной сертификации позволит контролировать качество продукции более эффективно.

Юлия КАРУЛИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31