29 ноября 2021 14:36

Зимний ажиотаж

Накануне новогодних праздников ОАО «РЖД» был поставлен рекорд за последнее десятилетие по числу перевезенных пассажиров.

30 декабря со станций сети отправили 640,7 тысячи пассажиров, что больше даже самого высокого из летних пиков, да и прошлогоднего зимнего показателя. Рекордное число поездов ушло за сутки с Ленинградского вокзала – 52. И начавшийся год продолжил тенденцию предыдущего к росту спроса на услуги железнодорожников – за первую неделю января в путь отправилось на 12 процентов больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Благодаря тому что железнодорожники к такому повороту событий готовились загодя, новогодние перевозки прошли успешно и по графику.

– Главная наша задача – чтобы пассажир, обратившийся в билетную кассу, смог купить билет на то число и в тот поезд, который хочет. Считаю, что с этой задачей мы и в напряженные для нас дни справились, – рассказал начальник департамента дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Олег Никитин. – Поезда назначались в оперативном режиме согласно спросу, работу билетных касс мы тоже постарались организовать на достойном уровне. 30 декабря я лично и мои коллеги посещали вокзалы, контролируя ситуацию. И что порадовало: хотя поезда со столичных вокзалов отправлялись чаще обычного, у билетных касс очередей не было.

В новогодние праздники на сети ежедневно работало более 5000 терминалов по продаже проездных документов плюс 1800 билетных касс организаций, не входящих в структуру компании. С 23 декабря по 10 января было назначено 1080 дополнительных поездов, подготовлено плюс к регулярно курсирующим более 7 тысяч вагонов.

Основной пассажиропоток, конечно же, пришелся на Московский узел и Санкт-Петербург. Чтобы обеспечить перевозки в полном объеме, составы сюда присылали с других дорог. Решением главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина для перевозки пассажиров было направлено семь составов «горячего» резерва президента компании из 13 имеющихся. Причем, как отмечают в департаменте, вагоны дороги присылали лучшие и хорошо подготовленные. Также были задействованы вагоны, буквально за неделю до этого полученные с Тверского вагоностроительного завода. Помогла россиянам и Белорусская железная дорога, прислав свои составы.

При задании 12 фирменных поездов за прошедший год компания создала 15. Один из них – «Две столицы» сообщением Москва – Санкт-Петербург, отправившийся в первый рейс 26 декабря. За дни каникул он перевез свыше 13 тысяч пассажиров и «заработал» более 100 благодарностей и положительных отзывов.

Для организации туристических перевозок было назначено 22 турпоезда в Финляндию, Эстонию, Польшу и 6 – на родину Деда Мороза, в Великий Устюг.

И конечно же, с повышенным вниманием по традиции отнеслись к маленьким пассажирам. В период школьных каникул для перевозки организованных групп детей назначили 28 поездов. Всего перевезли около 130 тысяч ребят, это на десять процентов больше, чем в прошлом году. Почти четыре тысячи из них побывали на главной елке страны в Государственном Кремлевском дворце. Вагоны для юных путешественников подбирались самые лучшие, в пассажирских службах на вокзалах работали круглосуточные штабы. По инициативе Владимира Якунина был организован уникальный детский поезд «Узнай свою страну», прошедший от Иркутска до Москвы. В дороге детей ждали игры, мультфильмы, Дед Мороз и Снегурочка.

Взрослых тоже не обошли вниманием: помимо подарка от ОАО «РЖД» в виде 50-процентной скидки на проезд 31 декабря их ждали поздравления и конкурсы с призами на вокзалах, например Горьковской железной дороги. В поездах
№ 15/16 «Урал» сообщением Свердловск – Москва и №17/18 «Кама» сообщением Пермь – Москва проводники переоделись в новогодних сказочных персонажей и провели праздничные викторины.

– В основном, конечно, проведение разнообразных праздничных мероприятий – инициатива самих дорог, – уточнил Олег Никитин. – Мы их в проявлении фантазии не ограничиваем, а наоборот, ее приветствуем – это и положительно сказывается на имидже компании, и дарит ощущение праздника. В целом же новогодние перевозки – серьезное испытание для железнодорожников, которое в этом году, я считаю, мы прошли достойно. Хочется сказать спасибо работникам пассажирского хозяйства и всех служб – локомотивной, пути, связи и остальных, – благодаря слаженной работе которых мы сегодня имеем отрадные результаты начала года.

Елена МИРОШНИКОВА

«Люкс» открывает двери

Вокзал Ухта Северной дороги преобразился после евроремонта. На смену старым, еще довоенным глухим дверям и окнам пришли изящные стеклопакеты арочного вида. Элегантная отделка кассового зала, подвесные потолки – все это придало старому вокзалу современный облик. Появились в нем и новые помещения: справочное бюро, дополнительное кассовое окошко, милицейский пункт.

А вот на вокзале Усинск в отдельном крыле построены комфортабельные комнаты отдыха и уже набран штат горничных. Пассажиров ждут шестиместный номер, два трехместных и один одноместный «люкс» стоимостью 800 рублей в сутки. Раньше гостиничных услуг на вокзале не было, ближайший «отель» – за 10 километров от станции. Пока в новых апартаментах могут разместиться 13 пассажиров, но количество комнат планируется увеличить.

Николай ПОРЕЦКИЙ.
Ярославль

Под одним крылом

На строительстве железнодорожного вокзала в Новом Уренгое в 2005 году освоено около 200 миллионов рублей. Из них средства бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа составили чуть более 120 миллионов, бюджет Нового Уренгоя направил свыше 25 миллионов. Уже закончен монтаж стен одного из корпусов здания, завершено строительство наружных сетей тепловодоснабжения. Власти Нового Уренгоя планируют ввести в эксплуатацию железнодорожный вокзал (общая стоимость проекта – 450 миллионов рублей) в декабре 2006 года. Строительство его началось в августе 2004-го, заказчиком выступила администрация города, а исполнителем – компания «Уренгоймонтажпромстрой». Пассажирский комплекс будет состоять из трех корпусов и объединять железнодорожный и автомобильный вокзалы.

Алексей САВЕЛЬЕВ.
Новый Уренгой

Ключи – «визитка» магистрали

Вот уже вторую зиму начальник станции Ключи Галина Оруджева не знает проблем c тем, как разместить на маленьком вокзале пассажиров, ожидающих прибытия электрички. Здесь уютно, чисто и тепло. Решение о том, что самый восточный вокзал Красноярской магистрали в отличие от прежней деревянной развалюхи должен иметь современный вид, пришло во время первого комиссионного осмотра начальника дороги Владимира Супруна. Под реконструкцию выделили средства, и сегодня прежнее здание в Ключах не узнать.

Посадочная платформа выложена цветной тротуарной плиткой, ночью территорию освещают фонари в красивых плафонах. А само здание, выполненное в светлых тонах, достойно встречает проходящие по Транссибу поезда. Тем самым красноярские железнодорожники еще раз доказывают, что в сервисе чрезвычайно важно внимание к любому пассажиру вне зависимости от того, какое сообщение клиент предпочел – дальнее или пригородное.

Николай ЮРЛОВ.
Красноярский край

«Экспресс» гонится за доходами

Небывалым ростом были отмечены в 2005 году пригородные перевозки на Горьковской дороге. Лишь за одиннадцать месяцев прошлого года поезда дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении перевезли почти 79 миллионов человек.

Доходы выросли с 406 миллионов до 1,579 миллиарда рублей. Не результат ли это «легализации» множества льготников?

– Все это так. Но есть и более объективная цифра, – говорит заместитель начальника дирекции Александр Жуков. – Позапрошлогодние 406 миллионов рублей – это «живые» деньги, полученные кассирами с пассажиров, прошлогодняя сумма – 576. Почти 40-процентный рост при том, что билеты подорожали только на десять с небольшим процентов.

Руководство компании поставило задачу сделать пригородные перевозки безубыточными, а потом и доходными без резкого повышения тарифов. К решению этой проблемы специалисты подошли с разных сторон. На вокзалах с большой посадкой – в Нижнем Новгороде и Владимире – стали действовать турникеты. А контроль на началах аутсорсинга дирекция передала фирме «Каскад». Контролеры внушительного вида проверяют билеты у посадочных платформ и в электричках.

Другой важной составляющей успеха стало удачное расписание пригородных поездов. В 2003 году, например, первая скоростная электричка пошла из Нижнего Новгорода на Муром. До Арзамаса в ней можно было доехать за два часа, а не за три с половиной, как в идущей со всеми остановками. Минувшей осенью с двухчасовой разницей по сравнению с муромским в южном направлении пошел экспресс на Казань. В нем удалось время проезда до Арзамаса сократить до полутора часов.

– Поначалу мы волновались: не пересядут ли люди с одной скоростной на другую, – рассказывает начальник оперативного отдела дирекции Леонид Тихонов. – Но в казанской прибавилось около 120 ежедневных пассажиров, а в муромской и других электричках их меньше не стало.

Объяснение тому простое. Во-первых, между Нижним Новгородом и Арзамасом в день совершается в одну сторону около полусотни автобусных рейсов. Автотранспортники предлагают билет стоимостью больше ста рублей за поездку, которая длится два с половиной часа. В электричке-экспрессе – полтора часа и 72 рубля!

Перед отходом в Муром экспресс делает из Нижнего Новгорода рейс в Дзержинск, и там на него можно купить прямой билет и до Мурома, и до Арзамаса. Автотранспортники были вынуждены за отсутствием пассажиров закрыть маршруты в эти города из Дзержинска. Леонид Тихонов постоянно отслеживает пассажиропоток в экспрессах – самых доходных поездах, где благодаря наличию проводников безбилетный проезд просто невозможен. Месяцами шел поиск оптимального режима работы скоростных поездов Горький – Дзержинск. Сейчас их в зависимости от дня недели четыре – шесть пар, и почти все сидячие места в вагонах заполнены. Особой удачей стали поезда Горький – Киров. Две их пары окупаются, если в месяц их пассажирами станут как минимум 15 тысяч человек. Реально же сейчас они везут до 30 тысяч.

Экспресс Казань – Горький начинал с четырех тысяч пассажиров в месяц. Дирекция упорно искала самый удобный для людей вариант – вводила и отменяла остановки, на 17 минут сдвинула отправление из столицы Татарстана, чтобы подстроиться под утреннюю работу городского транспорта. В ноябре число пассажиров приблизилось к десяти тысячам, и Леонид Тихонов уверен: скоро поезд выйдет на безубыточность.

Плюс ко всему и более 20 обычных электричек на многих направлениях удалось в 2005 году ускорить. К примеру, участок Горький – Владимир некоторые из них стали проходить на сорок минут быстрее. Конечно, желающих ехать в таком поезде прибавилось. А еще он в состоянии пройти в таком режиме за день маршрут большей длины и – следовательно – перевезти больше пассажиров, принести дополнительную выручку.

Летом 2003 года Горьковская возобновила движение поезда в город Бор. Годами пассажиры туда ездили из Нижнего Новгорода недешевой паромной переправой или автобусами, которые подолгу стояли в пробках на узком мосту через Волгу. И вот получили возможность поехать по железнодорожной линии, где долгое время перевозились только грузы.

Больше года длилось каждодневное изучение пожеланий пассажиров. В прошлом году, сократив на этом направлении одну пару поездов, дирекция получила увеличение выручки сразу на 27 процентов! Специалисты сумели с точностью до десяти минут «поймать» пик пассажиропотока, и единственный состав собрал сотни студентов, которым на одном поезде было ехать рано, а на другом уже поздно.

В дирекции убеждены: резервы безубыточности еще есть, и их надо искать.

В 2006 году, например, на Нижегородском узле будут опробованы более дешевые в эксплуатации рельсовые автобусы. Дорога закупает их два. К лету планируется ввести скоростное движение электропоездов от Казани до Зеленого Дола и Волжска. Пассажиры будут здесь экономить в пути до 25 минут и, разумеется, сделают выбор в пользу такой электрички.

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Покой нам только снится

Заметно снизилось количество поездов, курсирующих с юга на курско-московском направлении транзитом через Украину.

Теперь 23-й сообщением Адлер – Москва идет через день; ставший на СКЖД фирменным скорый № 43/44 Новороссийск – Санкт-Петербург еще с лета ходит в обход «самостийной». В ежедневном обращении находится один кисловодский № 27/28. Нелегко приходится его пассажирам из-за долгих стоянок на границе, частых проверок пограничников, таможенников и сотрудников транспортной милиции. Между тем если человек заплатил за вояж по железной дороге от Ростова-на-Дону, допустим, до Белгорода около тысячи рублей, то вправе рассчитывать на элементарное к себе уважение. Однако...

Вот как началась моя поездка в 27-м поезде до Белгорода. Около семи утра, спустя 15 минут после того как скорый вышел из столицы Дона, в купе настойчиво постучали: «Откройте, транспортная милиция!» Два сотрудника потребовали предъявить документы, хотя сами не представились, как положено. Когда сказал им, что меня тщательно проверили еще до посадки при входе на вокзал Ростов-Главный, те заявили: их это не волнует.

В общем, на участке Ростов – Успенская – Иловайск тем утром мне пришлось предъявлять людям в разной форме паспорт 5 раз, показывать содержимое сумки 3 раза. Об отдыхе забудьте!

Погранично-таможенные досмотры при въезде на Украину прошли в целом гладко.

Но слишком долог в этом скором путь через кордоны. При следовании в северном направлении время стоянок: в Успенской – час, Иловайске – полчаса, Харькове – 35 минут, Казачьей Лопани – полчаса, Белгороде – 40 минут. Вот вам и скорый! А по прибытии в Белгород пассажиров ожидает еще один «сюрприз»: никого не выпускают из вагонов до тех пор, пока пограничники досконально не проверят. Отчего бы нашим пограничникам не подсаживаться в поезд на станции Казачья Лопань и в течение 45 минут, пока экспресс идет до Белгорода, проверять документы?

Есть нюансы и при следовании 27-го в южном направлении. В той же Казачей Лопани он не останавливается, а вот в Успенской «мается» почти 1,5 часа. Почему так долго? Как пояснил заместитель начальника пассажирской службы СКЖД Василий Дубовик, данное решение в свое время было принято совместно с пограничниками по их просьбе: не успевают они за меньшее время проверять этот поезд. Пограничники упирают на то, что пункт пропуска Успенская не оборудован, как положено, заграждениями и видеокамерами. Поэтому на перрон во время досмотра пассажиров приходится вызывать лишнее количество пограничников.

Неубедительный аргумент! В свое время СКЖД вложила не один миллион рублей в обустройство погранпереходов. Напрашивается вывод: пограничники и таможенники в основном заботятся о том, как им облегчить свою «технологию», а вот о пассажирах думают в последнюю очередь.

Владимир ТИХОВ
Ростов-на-Дону – Белгород


    Комментарий

    Начальник департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ генерал-лейтенант милиции Вячеслав Захаренков:
    – К сожалению, сотрудники транспортной милиции при досмотрах в поездах не только допускают перегибы – хотя и в целях обеспечения безопасности, – но и применяют неправильные технологии. Увы, не только украинцы, но и наши грешат этим, превышая служебные полномочия. Мы пытаемся искоренить это негативное явление и обсудить подобные вопросы с нашими украинскими коллегами в ближайшее время.

    Заместитель начальника управления Погранслужбы РФ по Белгородской и Воронежской областям полковник Николай Гончаров:
    – Согласен, что нам пора сообща заботиться не только о безопасности, но и об удобстве пассажиров. Но пограничникам в свое время не были созданы надлежащие условия для нормальной работы – погранпункты организовывались по временной схеме. Многие пограничные переходы на железных дорогах в таком виде до сих пор и функционируют, да еще не хватает техники, людей. Что касается Казачьей Лопани, то это территория Украины. Чтобы нам организовать там начало досмотра по ходу движения поезда, требуется указание вышестоящих органов совместно с украинской стороной. Сейчас в столице рассматривается возможность такой схемы досмотра пассажиров.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30