29 ноября 2021 14:08

От свободы культуры – к культуре свободы

Вчера по случаю празднования Дня российской печати в Государственном доме народного творчества состоялась встреча министра культуры и массовых коммуникаций России Александра Соколова с представителями СМИ.

Профессиональный праздник журналистов нашей страны в четвертый раз отмечается 13 января – в память о том январском дне 1713 года, когда по указу Петра Великого вышел первый номер газеты «Ведомости о военных и новых делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и его окрестностях».

Нынешний праздник, учрежденный президиумом Верховного Совета РСФСР в декабре 1991 года, стал одной из первых точек отсчета в многотрудном деле создания современной России, ибо становление нового гражданского общества, его развитие немыслимы без работы с великим русским словом.

Именно яркое и убедительное слово журналистов, действенные и обстоятельные газетные материалы, сюжеты стремительно развивающихся электронных средств информации способствуют преобразованиям в экономике и социальной сфере.

В своем приветствии журналистам Александр Соколов не преминул заметить, что современная свобода слова не роскошь: «Если раньше мы боролись за «свободу культуры», то теперь зачастую вынуждены бороться за «культуру свободы». Эта свобода стала серьезным экзаменом для отечественной журналистики на политкорректность, гражданскую честность и ответственность перед миллионами читателей, зрителей, слушателей, которые наверняка присоединятся к поздравлению тех, кто посвятил себя журналистике, издательскому делу, теле- и радиовещанию».

Министр культуры вручил награды лауреатам премии правительства России 2005 года в области печатных средств массовой информации. Премиями отмечены декан факультета журналистики Ясен Засурский, колумнист «Новой газеты» Юрий Рост, ветеран отечественной журналистики Инна Руденко, главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин, обозреватель по культуре Петербургского регионального центра ИТАР – ТАСС Олег Сердобольский и другие журналисты.

Александр Соколов объявил благодарности и вручил поощрительные призы журналистам, наиболее отличившимся на ниве отражения и анализа политического, исторического и житейского опыта, ярко и образно представляющим калейдоскоп людских судеб, свершений, международных и внутренних событий, отображения культурной жизни страны. Награды вручены «за многолетнюю плодотворную деятельность по освещению вопросов культуры в СМИ и в связи с Днем российской печати», подчеркнул министр.

Нам приятно отметить, что среди четырнадцати награжденных журналистов оказались и наши коллеги – гудковцы Игорь Логвинов и Андрей Петров.

– Минувший год выдался для российских средств массовой информации очень интересным, – сказал Ясен Засурский. – Он прошел под знаком активного развития общероссийских и местных телевизионных сетей, рождения телеканалов, таких как «Звезда», Russia Today.

На встрече было обращено особое внимание на новую роль государственного заказа на создание медийных проектов, посвященных патриотической тематике.

По мнению Александра Соколова, в наступившем году российским журналистам предстоит решить много важных задач, связанных с развитием культуры, плюрализма в прессе, а также с поддержанием ее высокого этического уровня.

Феликс КРУТОЯРОВ

Фестиваль карманного кино

Колледж Итака в Нью-Йорке объявил конкурс фильмов, снятых мобильными телефонами. Его участники должны предоставить 30-секундный фильм, записанный встроенной в телефон видеокамерой. Победитель будет выбран из числа 10 финалистов.

На проведение подобного конкурса декана колледжа госпожу Диану Линч вдохновила конференция работников индустрии коммуникаций. Кстати, одной из активно обсуждавшихся на ней тем стала роль телефонов в современных массмедиа. Так, например, во время взрывов в Лондоне и урагана «Катрина» люди, снимавшие на встроенные камеры, поставляли зачастую самую актуальную информацию. Первым же фестивалем мобильных фильмов стал Фестиваль карманного кино, прошедший в Париже в октябре 2005 года.

Антон ЮХНОВЕЦ.
Нью-Йорк

Премьера «Снежной королевы»

В Северо-Осетинском государственном театре оперы и балета состоялась премьера оперы петербургского композитора Сергея Баневича «Снежная королева».

Эта постановка – первая в ряду масштабных творческих проектов, которые наметила воплотить на сцене театра в нынешнем сезоне его новый художественный руководитель Лариса Гергиева. Около двух десятилетий опера, написанная по знаменитой сказке Андерсена, с огромным успехом шла в Санкт-Петербургском Мариинском театре, руководство которого оказало поддержку в постановке коллегам из Владикавказа. В работе над оперой, занявшей рекордный для театра срок – около полутора месяцев, – приняли участие как ведущие солисты театра, так и молодежь.

Павел МАМЛЮКАЕВ.
Владикавказ

Встречи на сопке Любви

На Камчатке планируют создать этнографический, исторический и туристический центр на берегу Култучного озера.

Строительство такого центра стало частью программы благоустройства Петропавловска-Камчатского, в том числе реконструкции других культурных объектов города, которая должна быть завершена к 2008 году. Власти планируют отреставрировать исторический памятник «Батарея Максутова», площадку на сопке Любви, привести в порядок побережье бухты и Култучного озера.

Марина ДЕДКО.
Петропавловск-Камчатский

Не учитесь на ошибках

Тяжелее всего смеяться над собой. Но надо. Может быть, кому-нибудь поможет. Хотя давно подмечено – ущерб всегда возникает в новой форме.

Что я имею в виду?

Скажем так, рискнул я как-то перейти улицу на красный свет и не дошел до противоположной стороны...

За полгода, проведенные в больнице, твердо решил – на красный ни ногой!

Двумя руками голосую только за зеленый!

И вот, чтобы поскорее испытать на практике свою рожденную в больничных муках теорию, я, как только кость на ноге срослась, сразу отправился дорогу переходить.

День переходил, второй... Все радовался.

На третий, почти уже празднуя торжество своей теории, я, едва переключили светофор на зеленый, рванул на противоположную сторону.

А тут на беду троллейбус. Не успел затормозить.

Про тормоза мне потом родная тетка сказала, когда я в Склифосовского пришел в сознание.

Вот вам и ущерб. Буквально в новой форме – первый-то раз я шел на красный да и попал под «девятку»!

После «Склифа» окончательно решил – больше попадать не буду. Сам сяду за руль. Только вот куда мне, писателю, на машине ездить? Все ездят на дачу. А я чем хуже?! Решил – буду дачу строить!

Нашел я симпатичный участок со стареньким сарайчиком посередине и стал там с женой летом жить.

Но счастье длилось недолго.

Как-то утром, проснувшись от холода и ветра, мы решили модернизировать наше гнездышко. От слов быстро перешли к делу. Подвернулась четверка бравых молодых украинцев (раньше они в Харькове на велосипедном заводе работали), пообещавших вмиг разобрать дряхлое полувековое строение, освободить площадку для новостройки. За четыре пузырька «Черноголовки» и добрую закуску старый сарай рухнул, столбы и доски с облупившейся краской полетели в дальний угол огорода, а мы стали думать, как жить дальше.

Под соленый огурец и молодой лучок решили – «если делать, так по-большому»! А значит, заложить солидный фундамент, а там будет видно.

Я отправился в ближайший строительный магазин. Но не дошел.

Рядом был ресторан «Пахра» и там, не отходя от стойки, я нашел достойных собеседников, людей деловых, серьезных. Они из Липецка в Москву на рынок картошку возили. Ребята оказались оборотистые. Уже ближе к ночи они подогнали к нашему участку самосвал и вытряхнули из него кучу щебня-гравия.

С утра, подзаправившись пивом и стопкой, четверо усатых «мушкетеров» из Харькова и примкнувшие к ним липецкие взялись за лопаты и к полудню котлован был готов.

В оплату труда новые друзья потребовали водку с огурцом и луком, но теперь уже и с салом. Обед перешел в ужин и обещал превратиться в ранний завтрак с песнями и костерком в огороде. Откуда-то украинцы приволокли свое нехитрое имущество в мешках и чемоданах, двух девиц, велосипед, щенка на веревке и даже козленка. Так отряд моих «мушкетеров»-строителей превратился в цыганский табор.

По утру видим – липецкие засаживают наш участок картошкой.

И тут мы с женой поняли: дело со стройкой принимает крутой оборот. «Пока не поздно, надо менять пластинку», – сказала моя мудрая супруга, бывавшая в Италии в городке Коллоди под Флоренцией, где знаменитый писатель создал одну-единственную книгу, и ту – «Приключения Пиноккио» (у нас «Золотой ключик» А.Толстого), где рассказал не только о маленьком деревянном постреле, но и о большой всемирной Стране дураков, в которую мы очертя голову с женой устремились.

Мы понадеялись, что из Страны дураков и лабиринта русско-украинских застолий с песнями и гопаком нам помогут выбраться уравновешенные, тихие и спокойные дети Хорезма.

Началось все с одного узбека.

Мастер он оказался бывалый, знающий. Как выяснилось, кандидат каких-то сложных наук о поливе хлопчатника «тонкой струей по глубоким бороздам». По крайней мере, плов он сразу сварил отменный. На голодный желудок какая работа!

Ну сгонял я на своей «Ниве» за бараниной. Ну купил лучку, барбариса (рис у узбека был свой). «Главное, – думал я, – чтобы после трапезы работа закипела».

Не успел застыть фундамент, как бойкий узбек предложил нам замахнуться на целый коттедж!

– А почему бы и нет? – поддержала жена.

Засучив рукава, взялись за дело. Купили кирпич, сложили в две горки и принялись за кладку. Смотреть любо-дорого. Стены росли как на дрожжах.

Украинцы месят раствор, катят тачки, режут сало.

Узбеки кладут кирпич, пилят доски, варят плов.

Липецкие строят лестницу, окучивают картошку.

За наш счет они обзавелись в магазине всей необходимой техникой: от лопаты и кирки до отвеса. А мы, не теряя времени, купили кафельные плиты разных размеров, аксессуары, водяной мотор, ванну, рукомойник, краны и другие премудрости.

Харьковчане нас за ванну похвалили. Они поставили ее во дворе посреди огорода. «Лето, – говорят, – жарко!» – и положили вокруг плитку, чтобы мокрые ноги на землю не ставить...

Ну да мне не жалко. Пусть, думаю, ребята моются. Лишь бы дело спорилось.

Время шло ...

Начинаю вдруг понимать, что я чужой на этом празднике жизни.

Как потом в Склифосовского мне тетка сказала, я с верхней ступеньки крылечка вниз упал и у меня болевой шок случился.

Бывает.

Полежал я, шокированный, в больнице, подумал, как дальше жить. Больше, решил, на дачу не поеду – врачи говорят, мне волноваться нельзя.

Отныне, сделал я вывод, буду иметь дело только с фирмой, никакой самодеятельности в строительном вопросе!

Да и зачем мне этот загородный дом?! Лучше построю двухэтажную квартиру. Буду в ней жить!

Звоню на фирму. Тетка, молодец, название подсказала.

Вносите, говорят, предоплату 100 процентов – через месяц получите ключи от квартиры в новом доме.

Предоплату я сразу внес. А что, думаю, фирма солидная. Ее по телевизору в «Поле чудес» показывали. «Юнистрой» называется.

Прошел месяц. Поехал я с теткой для новой квартиры замки покупать, включил радио в машине и вдруг слышу, что «Юнистрой» этот разорился, а денежки наши, как в сказке про Буратино, себе в карман положил...

...Когда я в Склифосовского пришел в сознание, тетка сказала, что я сразу после объявления по радио в светофор врезался.

Помню только, что на нем как раз желтый дали...

Александр КАПРАЛОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30