15 октября 2021 23:04

Как придумать университет

На знаменитом алтайском курорте Белокуриха состоялся первый в истории Сибирского университета путей сообщения фестиваль-конкурс «Студенческий лидер-2005».

Лучшим признан проект инженерно-экономического факультета «Студенческий научный совет», в личном зачете лидером-2005 стала студентка факультета «Мировая экономика и право» Наталья Баринова.

Идея проведения фестиваля родилась у ребят из студенческого профкома и была поддержана ректором СГУПСа Владимиром Верескуном. Перед самыми смышлеными студентами была поставлена задача создать проекты развития родного университета, железнодорожной отрасли, города. А потом лидеру каждого факультета предстояло посоревноваться с восемью (по числу проектов) коллегами. Этот конкурс включал не только блиц-опрос, который позволял оценить общую эрудицию, но и оформление предложений по организации воспитательной работы в университете, а также выступление на тему «Что для меня СГУПС?».

Свежим воздухом и пушистым снегом встретила будущих инженеров транспорта гостеприимная Белокуриха. Но очень скоро стало понятно, что работа предстоит очень серьезная. Лидеры должны показать себя! Были поставлены жесткие временные рамки, условия приближены к экстремальным. С одной стороны, лекции, бесконечные обсуждения, консультации, презентации факультетов... С другой – вполне естественное желание покататься на лыжах. Но стремление победить одержало верх. Все работали на износ: одну ночь – до трех часов, следующую – до пяти...

За пять дней студенты придумали, оформили и, наконец, защитили свои проекты перед авторитетным жюри, которое возглавлял ректор университета.

Команда факультета «Бизнес-информатика» разработала проект «Оптимизация процесса тестирования в СГУПСе». В университете существуют два варианта тестирования, но они, по мнению ребят, экономически нерациональны. Предложенный ими вариант требует меньших финансовых затрат и при этом позволяет быстрее обрабатывать результаты. Бригада факультета «Строительные и дорожные машины» выбрала актуальный для своей специальности проект создания центра, где будущие специалисты могли бы получать практические навыки на базе предприятий ОАО «РЖД».

Все девять рассмотренных проектов полезны для университета. Созидательная энергия студентов была направлена в конструктивное русло: что изменить в вузе в плане подготовки специалистов, как повысить качество образования. Хотя выбрать можно было любую тему, в том числе и развлекательную, ребята заинтересовались более серьезными проблемами.

Многие в сложной обстановке показали себя действительно лидерами, способными работать, опираясь только на собственные ресурсы. Научились распределять и делегировать обязанности в команде, генерировать идеи, проводить мозговой штурм, отсекать вторичную информацию, аргументированно и корректно отстаивать свою точку зрения. Словом, получили полезный для будущего руководителя опыт.

– Мы попытались сформировать студенческие коллективы, объединенные одной целью – проектом. Работали ребята самозабвенно, увлеченно. Ехали отдыхать, а оказалось, что работать интереснее, – такую оценку фестивалю дал ректор СГУПСа Владимир Верескун.

Наталья ЖЕРДЕВА
Новосибирск

Как попадают в календарь

Цветной календарь на 2006 год, выпущенный в Калининграде, рассказывает о необычном увлечении ветерана стальных магистралей, победителя городского конкурса по благоустройству двора Анатолия Тушмакова.

Отработав электромехаником на железных дорогах сорок лет, почетный железнодорожник Анатолий Тушмаков после выхода на пенсию оборудовал под окнами квартиры на первом этаже обычной пятиэтажки живой уголок, населив его декоративными петушками, курочками и голубями редких пород. А накануне новогоднего праздника поместил там еще и красавицу елку, и снеговика. Полюбоваться на сказочную красоту, созданную руками ветерана, из соседних кварталов матери приводят своих малышей, а детские сады устраивают экскурсии.

Александр ЗАКОВРЯШИН.
Калининград

Берите с горьковцев пример

Дипломом администрации Нижегородской области за победу в областном смотре на лучшую организацию работы по социальной поддержке ветеранов награждена Горьковская железная дорога.

На учете в дорожном совете ветеранов – более двух с половиной тысяч участников войны, свыше 14 тысяч тружеников тыла, 27 работников прифронтовых формирований, 18 бывших узников концлагерей, 11 человек, отмеченных знаком «Житель блокадного Ленинграда». К Дню Победы через благотворительный фонд «Почет» были проведены праздничные выплаты всем ветеранам Великой Отечественной – бывшим работникам дороги на сумму 39 миллионов рублей. Также дорога подготовила для них памятные подарки более чем на 5 миллионов рублей. 58 фронтовиков получили право бесплатного проезда в поездах дальнего следования для участия в праздновании Дня Победы в Нижнем Новгороде и Москве.

Согласно условиям коллективного договора каждый ветеран в зависимости от стажа получает ежегодную доплату от 1800 до 3600 рублей. Им бесплатно установлены телефоны. В минувшем году в дорожных здравницах отдохнули 990 ветеранов. Неработающих пенсионеров магистраль за свой счет подписала на «Гудок» и на дорожную газету.

Игорь СИМОНОВ.
Нижний Новгород

Прощай, общежитие

Дом, возведенный с участием ипотеки, сдан на Курганском отделении Южно-Уральской дороги.

По словам начальника отделения Игоря Пракина, 39 квартир в девятиэтажке будет отдано под технологическое жилье. Переселиться из общежития смогут 15 семей машинистов, электромехаников, диспетчеров. Новоселье также справят работники с линии, станций Введенское и Утяк. Участникам ипотеки в новостройке отдано 133 квартиры.

Ипотечное кредитование позволило решить «квартирный вопрос» 117 семьям курганских железнодорожников. Еще 600 ждут своей очереди.

А всего за последние три года на отделении с помощью ипотеки построено четыре жилых дома.

Евгения МУСИХИНА.
Курган

Нацпроекты обсуждаем вместе

«Горячая линия», посвященная национальным проектам «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса», организована в Тюменской области. По многоканальным телефонам каждый желающий может задать вопросы, высказать предложения и пожелания.

Операторы ежедневно принимают десятки звонков. В основном от пенсионеров, ветеранов труда, инвалидов. «Люди, как правило, обращаются по житейским проблемам, их волнуют вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, увеличением объемов ипотечных кредитов, доступностью и качеством медицинского обслуживания, профилактического лечения, протезирования», – рассказывает оператор Надежда Бухал. Поступают и интересные предложения. Как сообщила начальник информационно-аналитического отдела управления социальной защиты населения Тюмени Наталья Игумнова, для обработки полученной информации при правительстве области создан координационный совет, в который входят специалисты департаментов образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и строительства. Сводные данные регулярно направляются Петру Латышеву, полпреду Президента в Уральском федеральном округе.

Николай БОТАЛОВ.
Тюмень

Дети получили дом

В небольшом карельском поселке Деревянное открылось дневное отделение реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Отремонтировано здание центра за счет Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги.

– С просьбой о помощи минувшей весной к нам обратилась директор реабилитационного центра Наталья Неплохо, – рассказывает заместитель начальника отделения по кадрам и социальным вопросам Виктор Молодцов. – В это время мы занимались передачей ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность. И согласно условиям отделение должно было перечислить району соответствующую сумму на капитальный ремонт своей бывшей недвижимости. С согласия депутатов райсовета была выбрана иная схема расчетов. Жилищный фонд мы привели в порядок, а на деньги, предназначенные для капремонта, силами специалистов Петрозаводской дистанции гражданских сооружений отремонтировали помещение реабилитационного центра.

Подобное выделение средств оправдано, считает Виктор Николаевич. Железная дорога – организация социально ориентированная и старается всегда идти навстречу таким просьбам.

По словам Натальи Неплохо, железнодорожники выполнили огромный объем строительных работ. Помещение, выделенное центру, было в катастрофическом состоянии: окна и двери отсутствовали, полов тоже практически не было. Отделение не только полностью отремонтировало школу, но и заменило проводку, купило специальную сантехнику, новый бойлер и многое другое, что необходимо детям с ограниченными возможностями.

Открывая центр, его директор подчеркнула, что без железнодорожников этот праздник не смог бы состояться: «Много добрых людей вложили сюда душу, и дети это чувствуют. Отныне это их родной дом, где они будут учиться, трудиться и проводить досуг».

Железнодорожники на новоселье приехали не с пустыми руками: новый телевизор стал еще одним подарком для ребятишек. От имени администрации Петрозаводского отделения Виктор Молодцов дал согласие войти в попечительский совет реабилитационного центра.

Светлана МИНИНА
Петрозаводск

Банный день на околотке

Сразу два новоселья отметили на Тульской дистанции пути Московской железной дороги. В Хомякове после капитального ремонта открылась контора дорожного мастера, а на станции Тула-1 распахнул двери санитарно-бытовой корпус.

Зинаида Николаевна посмотрела на часы: пора ставить самовар, скоро придут ребята. И действительно, с первым пыхтением тульского красавца в санитарно-бытовой корпус потянулись путейцы. Кто-то решил освежиться и сразу отправился в душ, другие, переодевшись, стали разогревать обед... Когда дежурная по корпусу Зинаида Бобкова работала в лесном хозяйстве дистанции, о таком комфорте даже не мечтала: «Бывало, зимой обед начнется, а еда уже замерзла. Спецодежду, чтобы как следует просушить, приходилось брать с собой домой». Так что за своих подопечных она искренне рада.

Этот санитарно-бытовой корпус на станции Тула-1 путейцы ждали долго. Его строительство началось несколько лет назад, но в силу разных причин, по большей части финансовых, работы тормозились. Наконец необходимые средства – около трех с половиной миллионов рублей – дорога выделила, и теперь народ доволен. Внешне это двухэтажное здание выглядит непритязательно, зато внутри...

На площади более четырехсот квадратных метров предусмотрено все, что требуется рабочим для отдыха, – и раздевалки, и просторные сушилки для одежды. Есть даже небольшой спортзал: тренажеры обещали установить в ближайшее время. В комнате, где обедают путейцы, уютно. На столах свежие скатерти, есть холодильник, электропечь, микроволновка.

– Рядом будет комната отдыха, – рассказывает председатель профсоюзного комитета Тульской дистанции пути Николай Леднев, взявший под свою опеку этот корпус. – Поставим телевизор, диваны и аквариум. В обеденный перерыв путейцы смогут узнать последние новости. А в период ночных дежурств просто отдохнуть.

А мастер по техническому содержанию земляного полотна Александр Гореликов так просто не нарадуется, ведь здесь есть даже кабинет технической учебы. «Установить бы еще несколько компьютеров с обучающими и проверяющими программами, тогда с учебой вообще проблем не будет».

Обеденный перерыв подошел к концу, народ расходится по рабочим местам. По лицам видно – довольны.

Контора дорожного мастера на станции Хомяково – уменьшенная копия санитарно-бытового корпуса. Комната приема пищи со всем необходимым, помещение для технической учебы, сушилка с автоматическим котлом, раздевалка, душ. Кроме того, здесь есть и небольшая сауна. Так что коллектив 6-го околотка каждую субботу охотно изгоняет усталость с помощью веника и горячего пара. Кстати, это сразу же отразилось и на физическом состоянии. Здесь уже забыли, что такое больничный лист.

– Хорошие условия стали залогом успешной производственной деятельности, – поделился дорожный мастер Александр Шестов. – В этом году уложили более тысячи деревянных шпал, увеличили установку стрелочных переводов. Балльная оценка пути – «отлично».

В небольшой деревянной пристройке организовали кладовые для хранения запчастей и инструментов. Здесь же в столярном отсеке местные умельцы мастерят ручки для лопат и прочие необходимые приспособления.

– Бытовые условия для путейцев в последние годы заметно улучшились, – рассказала инженер по охране труда Наталья Козлова. – Около 60 процентов пунктов обогрева и контор дорожных мастеров оборудованы всем необходимым. Начали ремонтные работы в помещениях на станциях Лазарево, Тарусская и в цехе дефектоскопии Тула-1. Собираемся строить контору дорожного мастера в Ревякине.

Так что в наступившем году путейцев и других околотков Тульской дистанции можно будет поздравить с новым бытом.

Дмитрий ПЕРЦЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Тула

Семьсот лет стажа

На Восточно-Сибирской магистрали более ста династий, в которых четыре поколения железнодорожников.

В управление дороги пригласили семь, но каких! Общий железнодорожный стаж Симакиных составляет более 700 лет. Основателем был прадед Дмитрий Ильич, который пришел работать на «железку» в 1918-м. Его 45-летний добросовестный труд отмечен орденом Ленина, медалями, знаком «Почетный железнодорожник». Сегодня дело Дмитрия Симакина продолжают 18 потомков.

С 1929 по 1975 год (46 лет!) работал бригадиром монтеров пути на станции Селенга основатель династии Шишкиных Иван Михайлович – дважды почетный железнодорожник. Предотвратил два крушения пассажирских поездов, за что получил высокое звание.

Или династия Алексея Долгого. На железной дороге работали его отец и дед. Сам Алексей Иванович имеет полувековой непрерывный стаж работы на магистрали, в том числе первым заместителем начальника Восточно-Сибирской и начальником Улан-Баторской железных дорог. Трижды почетный железнодорожник – СССР и Монголии. Не остались в стороне от семейного дела его жена, сын и дочь. Учатся в Иркутском государственном университете путей сообщения внуки – представители уже пятого поколения Долгих.

Людям, создавшим одну из самых содержательных страниц истории Восточно-Сибирской железной дороги, были адресованы в этот вечер приветственные слова руководителей магистрали и дорпрофсожа, концертные номера в исполнении воспитанников детской железной дороги, технического лицея №36 и Иркутского центра культуры.

Евгений БОГАЧЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск

Ключи за грузы и багаж

Ветеран войны и труда, почетный железнодорожник Владимир Фалей получил ключи от однокомнатной квартиры.

У Владимира Васильевича 12 боевых орденов и медалей. Показывает мне одну – «За взятие Кенигсберга». До сих пор, говорит, не пойму, как выжил в той мясорубке...

После демобилизации в 1947 году Владимир Фалей вернулся в родной Омск. В послевоенные годы там быстро развивались эвакуированные заводы, рос объем железнодорожных перевозок. В 1947-м построили сортировочную станцию Московка.

– А я рядышком жил, – вспоминает Влади мир Васильевич. – Увидел как-то объявление: «Требуются приемосдатчики грузов и багажа». Пришел туда, да так и остался на всю жизнь. Профессия нравилась. Надо ведь за всем уследить, каждый вагон обойти, проверить крепление груза. Большая ответственность...

В отделе кадров предприятия трудовая книжка Владимира Фалея пролежала до 1992 года. Мог уже и на пенсию выйти, но продолжал работать еще 15 лет. А общий его трудовой стаж – 47 лет. Службу оставил, когда ухудшилось зрение.

Потом начались проблемы с ногами. Стало тяжело таскать воду и уголь для печки в дом, построенный им полвека назад. Тогда-то и обратился к руководству Омского отделения Западно-Сибирской дороги с просьбой о помощи. 88-летнему ветерану войны и труда выделили просторную квартиру в только что сданном доме. Ключи вручил собственноручно начальник отделения Анатолий Регер.

– Квартира хорошая, – говорит Владимир Фалей. – Очень доволен. Да и не только я. В доме квартиры дали троим ветеранам.

Валерий ФИЛОНЕНКО
Омск

Жилищный ответ

Двухкомнатную квартиру Уваровы получили благодаря программе ипотечного кредитования молодых специалистов Свердловской железной дороги.

Андрей Уваров – главный механик эксплуатационного вагонного депо Каменск-Уральский. Его жена Виолетта – главный бухгалтер ремонтного вагонного депо.

Первый взнос составил 160 тысяч рублей. За 80-метровую «двушку» в кирпичном доме это не так уж много. Теперь им предстоит вносить доступный ежемесячный взнос и оплачивать коммунальные услуги. Андрей уверен, что двух зарплат вполне хватит, чтобы в семейном бюджете не образовалось после этого большой прорехи. Тем более что проценты для молодых специалистов установлены щадящие. Полностью рассчитаться за жилье Уваровы планируют за пятнадцать лет.

Благодаря ипотечному кредитованию скоро отпразднуют новоселье еще несколько работников депо. Для железнодорожников Каменск-Уральского узла сейчас строится многоэтажный дом. К слову, в «ипотечной» квартире живет и начальник депо Юрий Ребрин.

В депо почти четверть работников – моложе 30 лет. Особенно быстро процесс омоложения кадров идет последние три года. И вложение средств в жилье – это забота о будущем предприятия и дороги.

Евгений УШЕНИН,
соб. корр. «Гудка»
Каменск-Уральский

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31