15 октября 2021 23:21

Бензин и грипп не пугают Правительство

На первом в 2006 году совещании с членами правительства Президент Владимир Путин призвал министров обратить особое внимание на проблему роста цен на топливо. По его мнению, в прошлом году правительству удалось сдержать внутренние цены на бензин.

Министр экономразвития Герман Греф заверил Президента, что потенциал роста нефтяных цен не так очевиден, поэтому динамика повышения стоимости топлива не должна быть высокой. Участники рынка прогноз министра разделяют, но все же опасаются скачков цен на бензин из-за каких-либо природных катаклизмов.

Встречу с министрами Владимир Путин вчера начал с поздравления с завершением долгих рождественских каникул. Главу МВД он особо поблагодарил за «новогодние праздники без чрезвычайных происшествий». А первой темой для обсуждения стала глобальная проблема птичьего гриппа.

Впервые приглашенному на «правительственный час» главному государственному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко Президент напомнил, что вокруг российских границ расположены страны, уже столкнувшиеся с проблемой вируса: Украина, Румыния, Китай и Турция. И потребовал отчета о мерах по защите населения России от птичьего гриппа, который может быть занесен через аэропорты, вокзалы и даже перелетными птицами. «На сегодняшний день все под контролем, товарищ Президент, – заверил Геннадий Онищенко. – Усилены службы контроля на авиатранспорте, пограничных переходах». Прежде всего это касается переходов в Северной Осетии, откуда вирус может попасть в Россию из Турции. Главный санитарный врач тем не менее настойчиво рекомендует населению все же воздерживаться от визитов в Турцию. Госсанэпидемнадзор готовит и некое секретное оружие для борьбы с весенними перелетными птицами. Однако что это будут за меры, Геннадий Онищенко вчера так и не рассказал.

Герман Греф представил Владимиру Путину доклад об основных результатах экономического развития в стране, которые его ведомство успело проанализировать за время рождественских каникул. Самыми оптимистичными оказались темпы роста фондового рынка. Объемы торгов акциями российских компаний выросли в 2005 году на 85,3%. «Такой динамики не было в последние семь-восемь лет», – отметил министр. По словам Германа Грефа, самый большой вклад в рост фондового рынка внесли котировки акций «Газпрома» (выросли почти втрое – на 176%) и Сбербанка (рост – 162%). Положительную роль сыграли решения правительства о либерализации рынка акций газовой монополии. Все государственные обещания на этот счет оказались выполнены, и торги акциями «Газпрома» начались в намеченный срок.

Президент заявил после этого, что от фондового рынка стоит ожидать дальнейшего роста, когда «инвесторы проснутся после праздников». После этого Владимир Путин поинтересовался у министра, какие у него есть свежие данные по макроэкономическим показателям. «Пока есть только данные о динамике инфляции, – заявил Герман Греф. – В 2005 году она составила 10,9 процента. В декабре общий рост цен в стране не превысил 0,8 процента, что является лучшим показателем за последние семь лет». За что получил от Президента оценку «неплохо».

Но с инфляционными оценками Минэкономразвития согласны не все ведомства и компании. Как заявил «Гудку» директор департамента стратегического анализа инвесткомпании ФБК Игорь Николаев, подсчеты подчиненных Германа Грефа имеют немного лукавый характер. «Реальные расчеты инфляции, к сожалению, выше – заявил аналитик, – хотя бы потому, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги выше статистических. Хотя рост цен в секторе ЖКХ был законодательно ограничен, были пересмотрены и нормы потребления для предприятий и населения. В этом случае точная оценка реального роста тарифов становится затруднительной». По словам Игоря Николаева, в 2006 году инфляцию также не удастся сдержать в рамках, ранее заявленных правительством (10,5% – «Гудок»). Она будет не ниже 11%. Кроме продолжения роста тарифов в ЖКХ на инфляцию повлияют и цены на топливо, поскольку прошлогодний договор с нефтекомпаниями о замораживании цен на бензин несет в себе дополнительный инфляционный эффект.

Герман Греф вчера сам признался Президенту, что рост тарифов в секторе ЖКХ и на топливном рынке продолжится. По его словам, на услуги ЖКХ цены вырастут примерно на двадцать процентов. С регионами, которые превысят допустимые пределы роста цен в отрасли, правительство будет разбираться строго. Эти пределы еще в 2005 году были закреплены законодательно. Часть регионов самовольно их уже превысили. Герман Греф Президенту их не назвал. Зато с ценами на топливо ситуация, по оценке министра, складывается проще. Таких колебаний, как в 2005 году, на мировом нефтяном рынке не ожидается.

Напомним, что в сентябре правительство добилось от крупнейших производителей бензина (компаний «ЛУКойл», ТНК-ВР, «Роснефть», «Татнефть» и «Сибнефть») договоренности о замораживании цен. Но с 1 января этот картельный договор производителей уже не действует. По словам аналитика инвестиционной компании «Проспект» Дмитрия Мангилева, нового соглашения с нефтяниками правительству не потребуется. В том случае, если рост цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не превысит 12,5%. «Однако подводные камни все-таки остаются, – заметил Дмитрий Мангилев «Гудку». – Обвал цен на топливо наступит, если какие-нибудь природные катаклизмы (например, ураганы) опять повлияют на нефтяные рынки. Правда, от российских производителей несложно будет добиться новых договоренностей с правительством. Им готовят существенное облегчение налогового режима». Однако Игорь Николаев со столь оптимистичным прогнозом не согласен. По его словам, цены на топливо пойдут в рост именно из-за прекращения срока прежних договоренностей правительства и нефтяников. И ценового скачка можно ожидать уже в феврале.

Сергей ЧЕРЕШНЕВ

Эксперимент будет продолжен

В 2006 – 2007 годах эксперимент по Единому госэкзамену (ЕГЭ) для выпускников школ будет продолжен. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Фрадков.

Список дисциплин, по которым проводятся тесты ЕГЭ, будет утверждать Федеральная служба по надзору в сфере образования. Этому ведомству поручено осуществлять методическое, организационное и информационное обеспечение эксперимента.

Вузы и колледжи субъектов РФ, не участвующие в ЕГЭ, вправе самостоятельно определять форму, в которой принимаются вступительные экзамены. В то же время, как предполагается, уже к 2007 году в форме ЕГЭ экзамены будут сдавать 100 процентов выпускников школ в крупных городах и большая часть выпускников сельских школ.

«Фиаты» возвращаются

ОАО «Северсталь-авто» подписало лицензионное соглашение с итальянской компанией Fiat Autо о производстве в России легковых автомобилей Fiat Palio и Fiat Albea. Выпуск этих моделей начнется с 2007 года на мощностях ОАО «ЗМА» в городе Набережные Челны. Предполагается, что завод будет собирать 30 тысяч автомобилей в год. «Северсталь-авто» и Fiat также продолжат переговоры о расширении сотрудничества и постановке на производство в России других моделей Fiat, в частности грузо-пассажирского фургона Fiat Doblo.

Судьи – за штрафы

Верховный европейский суд признал правомерными правила, по которым авиаперевозчики обязаны выплачивать компенсации пассажирам за длительную задержку или отмену рейса. Жалобу с просьбой отменить правила, введенные год назад, направили Международная ассоциация авиатранспорта и Европейская ассоциация низкобюджетных авиаперевозчиков. Согласно законодательству, европейские авиакомпании в случае задержек, отмены рейсов или отказа пассажиру в полете из-за отсутствия мест обязаны обеспечивать пассажиров питанием и едой, а в некоторых случаях и выплачивать денежную компенсацию до 600 евро. Авиаперевозчики настаивают, что они несут слишком большие потери.

Российские компании также выплачивают компенсации пассажирам, чьи рейсы по их вине были задержаны. «Если рейс задерживается более чем на 3 часа, мы бесплатно кормим наших клиентов горячей пищей, – рассказал «Гудку» директор по PR компании «Трансаэро» Сергей Быхан. – Если же рейс был по нашей вине отменен, мы всегда выплачиваем клиентам компенсации, размер которых в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Это справедливо, поэтому мы не видим особой проблемы в существовании этих правил».

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Сделка повисла в воздухе

Вчера акционеры ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» полдня рассматривали вопрос об одобрении сделки между «КрасЭйр» и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» о приобретении 10 самолетов Ан-148.

Государству, владеющему контрольным пакетом акций авиакомпании, сделка явно не нравится. На момент подписания номера пресс-служба авиакомпании сообщила «Гудку» следующее: «Сказать о том, что сделка не одобрена, было бы неправильно, а заявить об одобрении сделки – не совсем верно».

О непростой судьбе этого контракта редакция уже рассказывала. Решение о закупке самолетов у Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО) активно критикует российское правительство в лице Росимущества. Основному акционеру «КрасЭйр» не понравилось, что руководство авиаперевозчика выбрало «российско-украинский» Ан-148 без открытого тендера. Сумма контракта составляет 230 миллионов долларов и, как следует из заявления Росимущества, завышена.

Сама ситуация выглядит как попытка Росимущества поддержать ОАО «Компания «Сухой», которое до 2008 года обещает выпустить на рынок аналогичный среднемагистральный авиалайнер RRJ. Именно этот самолет, приобретать который собирается «Аэрофлот», получил публичную поддержку правительства России.

Вчера история противостояния частных акционеров и гендиректора «КрасЭйр» Бориса Абрамовича с Росимуществом получила продолжение. Росимущество обратилось в арбитражный суд Красноярского края с иском об отмене решения годового собрания акционеров авиакомпании о размещении облигационного займа альянса AirUnion на сумму 1,5 миллиарда рублей. Напомним, что альянс AirUnion создан в начале 2005 года по инициативе директора «КрасЭйр» (и кроме красноярской авиакомпании объединяет «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Омскавиа» и «Сибавиатранс»). Государство оспаривает решение акционеров о формате сделки по размещению облигаций альянса.

По мнению федерального агентства, увеличение задолженности «КрасЭйр», которая выступает поручителем по займу, нецелесообразно.

Как сообщил «Гудку» источник в федеральной службе, своей позицией по отношению к «КрасЭйр» Росимущество пытается не только заставить руководство компании отказаться от покупки Ан-148, но и торпедировать другой проект Бориса Абрамовича – создать на базе альянса AirUnion новый авиахолдинг в составе «КрасЭйр» , ДАЛ, «Омскавиа», «Самары» и «Сибавиатранса». В случае реализации этого проекта государство может потерять контроль над «КрасЭйр», так как госпакет акций в холдинге составит лишь 42 процента, а это Росимущество не устраивает.

Андрей МОШАТИН

Государство построит рынок

Со второго квартала 2006 года в России начнется биржевая торговля нефтепродуктами. Минэкономразвития уже поддержало проект постановления правительства о госзакупках нефтепродуктов в режиме биржевых торгов. Но для того, чтобы запустить этот механизм, необходим еще один документ, который касается системы госрезерва. Как рассказал «Гудку» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, оба постановления должны быть в согласованном виде внесены на рассмотрение в правительство в первом квартале 2006 года.

Создать в России цивилизованный рынок нефтепродуктов власти пытаются с 2003 года. Каждый раз это не удается по различным причинам. То не готовы участники рынка, то не до конца принята необходимая правовая база. В результате цена на нефтепродукты в России формируется спекулятивно, ее диктуют производители и перепродавцы. На этот раз власти решили попытаться построить рынок при помощи биржевых закупок нефтепродуктов для нужд государства. Тем более что Министерство обороны, МЧС, МВД и другие госструктуры в сумме потребляют порядка пяти процентов общего объема нефтепродуктов, реализуемых в России.

По словам Анатолия Голомолзина, сейчас при продажах нефти, которые происходят по цепочке – от добычи до реализации нефтепродуктов, цены формируются не рыночным путем, а преимущественно в рамках трансфертного ценообразования вертикально интегрированных компаний. Происходит целый ряд перепродаж. В результате неизвестно, каковы рыночные котировки. По этой причине в том числе возникает целый ряд налоговых претензий к нефтяным компаниям. С появлением биржевой торговли цены станут реальными рыночными котировками, произойдет перетекание ресурсов со спекулятивного рынка в реальный сектор и упорядочится система налогообложения.

Кроме того, ФАС надеется, что введение механизма биржевых торгов вкупе с государственными интервенциями сгладит резкие колебания цен.

Эксперт информационно-аналитического центра «Кортес» Людмила Лурье считает, что после введения биржевой торговли вряд ли удастся сразу отрегулировать рынок нефтепродуктов. «Скорее всего, поначалу биржевые торги будут служить неким ценовым ориентиром для трейдеров. Сейчас очень трудно контролировать внутренний рост цен, который в большей степени ориентируется на мировую цену нефти. Поэтому такие меры, как биржевые торги и создание государственного резерва, безусловно, смогут в дальнейшем оказать влияние на стабилизацию российского рынка нефтепродуктов».

Светлана КОМАГОРОВА

Кабинет Еханурова отправили в отставку

Украинский парламент – Верховная рада – отправил вчера вечером в отставку кабинет министров, возглавляемый Юрием Ехануровым. За это решение проголосовали 250 депутатов из 405.

Парламент поручил нынешнему составу кабинета министров исполнять обязанности до начала работы нового правительства.

Проект постановления об отставке внесли депутаты фракции Социал-демократической партии (объединенной). Лидер фракции бывший президент Украины Леонид Кравчук сообщил после этого журналистам, что его фракция проголосует за отставку правительства «из-за непрофессионализма в газовых переговорах с Россией». «Я считаю, что члены правительства непрофессионально занимались проблемами газовых отношений, поставили Украину в сложное положение, даже неопределенное. Мы не знаем, какая цена на газ будет через полгода, не знаем, кто берет гарантии за поставку газа в страну», – сказал Кравчук.

В соответствии с политической реформой, положения которой вступили в действие 1 января, Верховная рада получила право распускать и назначать кабинет министров.

В момент принятия парламентом этого решения президент Украины Виктор Ющенко находился на пути в столицу Казахстана Астану, где он должен принять участие в инаугурации президента Нурсултана Назарбаева.

Юрий Ехануров возглавлял кабинет министров с сентября 2005 года, после того как было отправлено в отставку правительство Юлии Тимошенко.

Вчера украинский парламент также создал временную следственную комиссию для проверки финансово-хозяйственной деятельности национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», ее кадровой политики и условий обеспечения страны газом в 2006 году.

Комментируя решение Верховной рады, Юрий Ехануров заявил, что оно ухудшает позиции украинского правительства на переговорах с Россией по газовому вопросу.

Соб. инф.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31