16 октября 2021 00:26

Железнодорожный батюшка

8 января исполнилось 80 лет со дня рождения владыки Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского, жизнь и служение которого были теснейшим образом связаны с Московским институтом инженеров транспорта.

К этой памятной дате Московский университет путей сообщения приурочил проведение третьих Питиримовских чтений.

События двух лет, прошедших со дня кончины Высокопреосвященного митрополита Питирима, подтверждают: это был выдающийся иерарх и государственный деятель России. Список точек приложения его талантов настолько велик, что достоин отдельного серьезного исследования. Ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Лёвин, вспоминая его подвижническую деятельность, подчеркнул: «Чем дальше тот день, когда мы простились с владыкой Питиримом, тем более каждый из нас ощущает потребность в общении с ним; по-новому и с особым почитанием вспоминает слова, поступки этого великого человека. И все мы, кто знал владыку Питирима, испытываем определенное тяготение друг к другу. Хочется еще раз вспомнить его, обменяться воспоминаниями».

Недавно начал свою работу Фонд наследия митрополита Питирима. При содействии Московского метрополитена и его руководителя Дмитрия Гаева 26 октября прошлого года на Даниловском кладбище был открыт памятник владыке. Издана книга, снят документальный фильм о подвижнической деятельности владыки.

Владыка Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в семье священника в г. Козлове Тамбовской области. В 1943 году поступил в Московский институт (ныне университет) инженеров транспорта. Жил Константин Нечаев на Маросейке вместе с матерью и сестрами, каждый день отправляясь пешком до площади Борьбы, где меж улиц Бехметьевской и Новосущевской располагался МИИТ.

«Самым теплым местом в плохо отапливаемом институте были «чертежки» с еще старинными высокими столами – пюпитрами, липовыми досками. Они были залиты тушью, исколоты кнопками, что говорило об их необычайно долгом сроке службы обучению и науке. Там мы делали первые задания. Требовалось быть внимательным и точным в миллиметрах», – писал в своих воспоминаниях митрополит Питирим.

Два года Константин Нечаев совмещал учебу в техническом вузе и в Богословском институте. Но потом... душа потребовала избрать «благую часть, которая не отнимется».

Учась на третьем курсе МИИТа, перешел в открывшийся Православный богословский институт, позже преобразованный в Московскую духовную академию.

В 1952 году был рукоположен Святейшим Патриархом Алексием I в сан диакона, а в 1954 году – священника.

Пять лет спустя Константин Нечаев принимает монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Питирим, в честь святителя Тамбовского Питирима-Небесного – покровителя его священнического рода.

С конца 50-х годов и до самой кончины он занимал ряд ответственных должностей. Инспектор Московских духовных семинарии и академии, главный редактор «Журнала Московской патриархии», доктор богословия, профессор, глава издательского отдела Московской патриархии.

Его богослужения привлекали научную и творческую интеллигенцию, но «подобрать ключик» владыка умел к людям всех возрастов и профессий.

С 15 мая 1989 года – дня возвращения церкви Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря – и до самой кончины владыка Питирим был его неутомимо деятельным игуменом-наместником.

Особую любовь, трогательную, но и, как всегда, деятельную, он питал к своей аlma мater. Усилиями владыки в МИИТе, первом из крупнейших технических вузов страны, в ноябре 2001 года начала работу кафедра теологии. Владыка просил предоставлять полную характеристику каждого кандидата в преподаватели: образование, квалификация... С каждым он разговаривал, просил кандидата ответить, в чем тот видит цель обучения студентов, выделить вопросы, которыми более всего владеет, рассказать, чем он, кроме преподавания, может быть полезен кафедре. Отбор был очень строгий.

Владыка посещал занятия, очень требовательно относился в первую очередь к себе, а также и к другим преподавателям. Сам он был блестящим лектором. На его занятия ходили не только студенты, но и преподаватели, и сотрудники разных кафедр университета.

С марта 1999 года начал работать общеуниверситетский постоянно действующий семинар «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». На заседаниях семинара выступали православные ученые, священники. Председателем семинара до своей кончины являлся владыка Питирим. Несмотря на крайнюю занятость, он часто принимал участие в заседаниях семинара, выступал перед слушателями.

Деятельность владыки, помимо всего прочего, как бы «сшивала исторические российские разрывы». Его совместные с руководством МИИТа усилия привнесли в облик вуза множество изменений, сделавших его в еще большой мере правопреемником знаменитого Императорского училища. Сегодня в Московском университете путей сообщения бережно хранят все, связанное с именем владыки Питирима, ведь не зря его еще при жизни называли «наш железнодорожный батюшка».

Игорь ШУМЕЙКО

Соединение приятного с полезным

Художники объединения «Ноосфера» выставили на аукцион портреты известных людей России.Таким образом они внесли вклад в восстановление Харлампиевской церкви в Иркутске, где в 1904 году венчался адмирал Александр Колчак .

С первой попытки удалось продать семь картин на сумму 59 тысяч рублей. Свои изображения охотно приобрели председатель Законодательного собрания Виктор Круглов и три его заместителя. Без торга «ушел» портрет бизнесмена Виктора Вексельберга – его купила за десять тысяч рублей сотрудница одной из принадлежащих олигарху иркутских компаний.

Портрет губернатора Иркутской области Александра Тишанина приобрел один из депутатов областного парламента. Не нашли пока своих покупателей портреты экс-губернаторов Ножикова и Говорина. Но президент «Ноосферы» Андрей Жилин уверен, что все картины рано или поздно будут проданы. Однако, считает он, важнее то, что художники еще раз напомнили власти о необходимости и важности возрождения в Иркутске одного из красивейших памятников русской истории, каковым является Харлампиевская церковь.

Крылатый конь Ивана Бушуева

Исполнилось 190 лет Златоустовской оружейной фабрике. Впервые легендарный «златоустовский Пегас» появился на клинке мастера Ивана Бушуева в конце XIX века. С этого момента берет начало знаменитая бушуевская школа, традиций которой уральские художники придерживаются до сих пор.

Златоустовские клейма стоят на изделиях, украсивших храм Христа Спасителя, Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе и частные коллекции.

Знаки отличия

Одной из последних работ челябинского художника Бориса Матвеевича Гриневича стал эскиз знака «Ветеран Челябинского отделения» Южно-Уральской железной дороги. Изготовленный в металле, знак этот теперь с гордостью носят те, кто проработал на отделении от двадцати до сорока лет.

За свою жизнь Борис Гриневич создал эскизы 320 знаков. И все они отличаются подробной проработкой мельчайших деталей, глубоким знанием темы.

Бесплатные таксофоны возвращаются

Глава города Владимира Александр Рыбаков подписал постановление, согласно которому в городе 41 таксофон будет работать в бесплатном режиме. Это телефонные аппараты, установленные в городских и детских больницах, родильных домах, травматологическом пункте и специальном доме для ветеранов. ООО «Владимирский таксофон» за счет городского бюджета будут возмещены расходы на их обслуживание.

Старики-разбойники

Два «Деда Мороза» совершили вооруженный разбой в Приморье. Двое неизвестных в костюмах Деда Мороза появились в продуктовом магазине на улице Луговой в уссурийском поселке Новоникольск. Пригрозив продавцу ножом, они похитили продукты, сотовый телефон и выручку. Общий ущерб составил 13 тысяч рублей.

Начавшая розыск милиция обнаружила костюмы в тайнике в восьми километрах от места происшествия. Уже установлен круг подозреваемых в совершении этого преступления.

На Украине появился рельсовый автобус

В Харькове 8 января отправился в рейс первый на Украине рельсовый автобус. Произведенный в Польше автобус на рельсах представляет собой вагон на дизельном приводе, который рассчитан на 170 пассажиров. Курсировать он будет из Харькова в один из самых отдаленных пунктов области по маршруту Харьков – Чугуев – Купянск – Двуречная – Тополи три раза в неделю. Его скорость – до 140 км/ч, в среднем почти вдвое больше, чем у обычной электрички. По словам представителей железной дороги, проезд на автобусе будет стоить максимально 12 гривен и все существующие для обычных поездов льготы будут сохранены и здесь. В ближайшее время железнодорожники планируют запустить и второй автобус – в сумском направлении, а также разработать совместно с Крюковским машиностроительным заводом рельсовый автобус украинского производства.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Православной культуре дали один час

С нового учебного года в Калужской области в школьную программу будет введена новая учебная дисциплина «Основы православной культуры».

Региональное министерство образования, культуры и спорта уже поручило областному институту повышения квалификации работников образования совместно с методическими службами обеспечить обучение педагогических работников «Основам православной культуры», а также создание методических пособий, сообщила сотрудник этого министерства Татьяна Курская.

Предполагается, что новая дисциплина будет преподаваться с 5-го по 11-й класс. На предмет отводится один час в неделю.

Музей на ГЭС

В городе Угличе Ярославской области в 2006 году откроется Центральный Российский музей истории гидроэнергетики. Музей будет открыт на одной из старейших гидроэлектростанций России – Угличской ГЭС. Сейчас идет стадия формирования экспозиции, однако начало ей уже положено: собрана фотолетопись строительства уникального гидросооружения. Отдельной страницей будет вписана в нее история сталинского концлагеря Волголага, заключенные которого строили Волжский гидрокаскад Рыбинской и Угличской ГЭС. Более 880 тысяч человек погибли здесь из-за невыносимых условий, голода и жестокого обращения. «Открытие музея – это дань памяти всем, кто строил гидроэлектростанции и стоял у истоков отечественной гидроэнергетики – отрасли, сыгравшей ключевую роль в становлении экономики нашей страны, – так считает начальник Угличской ГЭС Михаил Борисов.

Каникулы «по интересам»

Обновленное здание управления Забайкальской дороги оказалось в центре новогодних торжеств.

Его украшенный лепными фигурами и колоннами фасад выходит на центральную площадь Читы, где в дни зимних школьных каникул для детей был построен ледовый сказочный городок.

Хорошая традиция поздравлять детвору с Новым годом сложилась у читинских локомотивщиков. Машинисты надевают костюмы Деда Мороза и со своими помощницами Снегурочками развозят малышам подарки по домам. Ребятишки и их родители навсегда запоминают таких сказочных гостей...

В клубах и дворцах культуры железнодорожников подготовили праздничные программы для тружеников станций Борзя, Могоча, Шимановская, Белогорск и Завитая. А в поселках Яблоновая, Зилово и Амазар клубы железнодорожников являются практически единственными очагами культуры.

Целая программа праздничных мероприятий была подготовлена на станции Хилок. Вот что рассказала «Гудку» директор Дворца культуры Марина Коновалова:
– Самое большое массовое веселье прошло в ночь на первое января. Наш бал-маскарад продолжался до утра. Вслед за ним прошла Рождественская вечеринка – с развлечениями, танцами при свечах и бенгальских огнях. Специально для детей мы подготовили театрализованное представление. На этот раз оно получило название «Добро пожаловать в Простоквашино». Ребятишек порадовали живые герои любимой сказочной повести.

Особой для хилокских железнодорожников стала елка, подготовленная на средства Читинского теркома профсоюза. Такого еще не бывало на Забайкальской дороге. Пригласили на елку сто мальчишек и девчонок, чьи родители отличились в труде. Детей поздравляли с зимним веселым праздником, руководители отделения, и профсоюзные лидеры вручили им подарки.

«Клуб по интересам» ветеранов узла Хилок собрался на «Новогодний огонек». Там можно было и спеть, и сплясать.

Самой обширной новогодней программой порадовал читинский Дворец культуры. Перед Новым годом здесь встретились за праздничными столами взрослые. А уже в каникулы все три зала дворца с утра до вечера были отданы детям.

Гостей порадовали танцоры хореографического ансамбля «Россияночка». Их знают не только на Забайкальской дороге. За двадцать лет они много раз добивались призов на региональных конкурсах. Участвовали в большом турне по Северной Корее. А в Китай ездят по несколько раз в год. Руководители ансамбля – Марина Ванчурина и Марина Масьянцева – настойчиво ведут своих учеников к высотам мастерства.

Центром новогодних праздников в читинском микрорайоне железнодорожников стала дорожная библиотека. Весь декабрь готовили ее работники специальную программу. Устроили литературную выставку «Новогодний серпантин». Журналы, сборники и справочники помогали мамам подготовить для детей сказочные костюмы, отобрать стихотворения для конкурсов, шутливые поздравления.

Не забыли и о дошкольниках. Для них был устроен отдельный утренник. На итоговом конкурсе «Зимушка-зима» ребята получили книжки, игрушки и конфеты.

Виктор ГРАНИН,
соб. корр. «Гудка»
Читинская и Амурская обл.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31