15 октября 2021 23:41

Соловей из Магадана

Артист Ансамбля песни и пляски Железнодорожных войск Егор Шорнинг стал лауреатом Первого войскового фестиваля солдатской песни, а также дипломантом фестиваля в Сочи «За Веру! За Отчизну! За Любовь!».

Раньше говорили: для того чтобы стать известным и знаменитым артистом, им надо родиться. В наше же время на эстраду многие певцы и музыканты попадают, имея либо хорошие связи, либо толстый кошелек.

У 21-летнего Егора Шорнинга никогда не было ни того, ни другого. Зато он рано понял, что мастерство и талант за деньги не купишь.

Первой музыкальные наклонности сына заметила мама Егора Любовь Васильевна, преподаватель музыкальной школы по вокалу. Она увидела, как сынишка легко подхватывал мелодии, услышанные по телевизору, и начала ставить сыну голос.

Уже лет в шесть Егорка по собственному желанию начал заниматься в музыкальной школе, где работала мама. В маленьком поселке Кадыкчан Магаданской области музыкальная школа была, по сути, единственной отдушиной для талантливого мальчишки. Он часто ездил в город Сусуман на различные музыкальные фестивали защищать честь своего поселка. И редкий случай, когда не привозил оттуда премии и дипломы за вокальное мастерство.

Позже семья Шорнингов переехала в Екатеринбург.

Молодой певец окончил школу, и надо было определяться с будущим.

Каждому человеку жизнь рано или поздно предоставляет возможность реализовать свой творческий потенциал. Главное в такую важную минуту – не упустить птицу удачи. Таким шансом для Егора стало приглашение в Ансамбль песни и пляски Железнодорожных войск.

Звездный час Егора Шорнинга наступил в СанктПетербурге на Первом фестивале солдатской песни Железнодорожных войск. Он поразил зрителей и жюри необычайно красивым голосом, исполнив две песни офицера-железнодорожника Александра Курочкина – «Армия» и «Путь до Москвы». Молодой исполнитель просто заворожил зал. В результате ни у жюри, ни у зрителей не было сомнения, кто победит в номинации «Исполнители песен профессиональных авторов».

– Честно сказать, я не рассчитывал на победу на таком престижном фестивале, ведь у меня были серьезные конкуренты, – улыбается Егор. – Только в моей номинации выступало около 50 человек. Но мы подобрали в репертуар отличные песни, с которыми было бы стыдно проиграть.

«Соловей из Магадана» Егор Шорнинг идет к своей цели непростым, но честным путем. Сейчас он занимается итальянским языком, чтобы расширить собственный репертуар, несколько раз в неделю посещает занятия опытного педагога Екатеринбургской консерватории Бориса Гуревича, оттачивая вокальное мастерство.

А недавно сам написал песню. И назвал ее «Мама».

Александр ЛЕВЧЕНКО
Екатеринбург

Наградная корова

Музей истории железнодорожного транспорта Магнитогорского металлургического комбината открывает новые страницы летописи знаменитого предприятия.

На Магнитке стальные пути существуют семьдесят лет.

По ним ходили локомотивы и вагоны, многие из которых стали экспонатами музея.

Никто их особенно не хранил, и они потихоньку исчезали. Стоял, например, возле локомотивного депо вагон, в котором легендарный директор магнитогорских металлургов Григорий Иванович Носов ездил в Москву. Но при каком-то очередном аврале по наведению порядка был сдан в утиль.

И решили тогда железнодорожники сохранить образцы старой техники. Хотя бы в миниатюре. Нашелся и умелец. Помощник машиниста электровоза Петр Рыбак мастерски изготовил макеты не только прибывшего первым на строительство комбината 10 июля 1929 года паровоза, но и заводских вагонов, тепловозов, электровозов, в том числе и совсем недавно прошедшего опытную эксплуатацию на путях комбината нового электровоза НПМ.

Большой интерес у посетителей музея вызывает автобиографический роман известного когда-то писателя-детективщика Александра Авдеенко «Я люблю».

В тридцатые годы прошлого века автор работал на Магнитке машинистом паровоза. В книге немало интересного, но председатель профкома Управления железнодорожного транспорта Владимир Потурнак обратил мое внимание на искусно вплетенный писателем в ткань повествования приказ №405 о поощрении передовых работников. Мастер доменного цеха Алексей Шатилин премировался домом, а мастер службы железнодорожного транспорта Василий Сухов в награду получил корову.

Не обходят стороной награды и звания и нынешнее поколение железнодорожников Магнитки. Машинист тепловоза Юрий Коробков стал недавно заслуженным работником транспорта РФ.

Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждены начальник грузовой службы Александр Бобровский и директор по железнодорожному транспорту Магнитки Владимир Андриянов.

В сутки железнодорожники Магнитки перерабатывают сегодня до 900 вагонов!

Такому достижению начала XXI века в музее железнодорожного транспорта Магнитки тоже будет посвящен специальный стенд.

Игорь ЛАВРЕНОВ

Русский музей за Уралом

Шестьдесят произведений из собрания Государственного Русского музея составили экспозицию выставки «Спасибо, Урал», которая открылась в Челябинске.

– Эта небольшая выставка, на которой лишь малая часть из тысяч произведений, спасенных на Урале, – наша дань памяти всем, кто не дожил до сегодняшнего дня, – ленинградцам, уральцам, россиянам, – отметил в своем приветствии к жителям Урала директор Русского музея Владимир Гусев.

На Урал в июле 1941 года было вывезено свыше 7,5 тысячи полотен.

На выставке представлены три века русской живописи – великие имена: Владимир Боровиковский, Алексей Венецианов, Илья Репин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Павел Филонов, Казимир Малевич... Экспозиция компактна, самое большое полотно – динамичная и искрящаяся энергией картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Выставка дает возможность познакомиться с направлениями, в которых работали русские художники, ощутить те мысли и чувства, которые ими владели.

– В Челябинской картинной галерее до 10 февраля расписан каждый день, график экскурсий напряженнейший, – рассказывает искусствовед Татьяна Батова. – В первые дни здесь побывали уже свыше полутора тысяч человек.

Едут из областных городов, с отдаленных населенных пунктов.

– Это настоящее событие, – делится своими впечатлениями жительница Магнитогорска Валентина Кудзоева. – Испытываешь истинное наслаждение от прикосновения к великому искусству. Мы благодарны петербуржцам. Здорово, что такое событие произошло в моей жизни.

Одна из картин получила особую прописку. Полотно «Черное озеро на Урале» Виктора Васнецова выставлено в зале Южно-Уральского государственного университета. Здесь же состоялось открытие виртуального филиала Русского музея. Теперь благодаря новейшим технологиям можно «совершить экскурсию» по художественно-архитектурному комплексу Петербурга, «пройтись» по Михайловскому, Строгановскому, Мраморному и Инженерному дворцам, «зайти» в залы музея и увидеть крупнейшее в мире собрание русского искусства, охватывающее тысячелетний период отечественной истории. Доступ к сокровищнице русского искусства через виртуальное пространство будет открыт и в вузах.

Евгения МУСИХИНА,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Сквозь призму времени

В Центральном доме литераторов состоялось обсуждение романа Владимира Пронского «Провинция слез». Трилогия, многие главы которой посвящены железнодорожникам, с интересом встречена как тружениками стальных магистралей, так и в профессиональных писательских кругах.

Чем привлекает проза Владимира Пронского? Не каждый писатель способен о сложном сказать просто и правдиво, в точных и выразительных деталях показать жизнь простых и незатейливых людей.

Для этого нужно прежде всего искренне любить их.

Потому что любовь эту не смогут заменить ни острый сюжет, ни заготовки из жутких уголовных историй...

Хотя по возрасту автор не мог быть свидетелем-очевидцем описываемых им событий, роман привлекает точностью, выверенностью, достоверностью изображаемых реалий, обаянием искренности. В основе трилогии – внимательнейшее исследование самобытного характера Надежды Савиной, главной героини романа.

Сколько невзгод испытала она, многодетная мать, рядовая рязанская крестьянка-труженица, но не сломилась, сохранила в себе неизбывную любовь к людям!

Роман «Провинция слез» о тех соотечественниках, на долю которых не выпало заметных почестей и наград (а таких миллионы!), которые, как и Надежда Савина, много и честно трудились на земле, своей врожденной порядоч - ностью и душевной чистотой врачуя людей, укрепляя в них дух и моральную стойкость. И они не виноваты, что конец их жизни совпал с началом «пиратского рынка», когда государство отвернулось от тех, кто многие десятилетия держал его на своих плечах.

В финале Надежда Савина умирает. Не от конкретной болезни, а от усталости, от сознания тщетных надежд на добрые перемены в жизни, от разрушающих душу свидетельств того, как в односельчанах, даже в родных детях резко убывает совесть.

На обсуждении трилогии было высказано много разных мнений. Кто-то упрекнул писателя в том, что роман несовременен, немоден. Но большинство участников творческого вечера сошлись в ином мнении: современно не то, что модно, а то, что народно.

Иван УХАНОВ

Предчувствие Николая Рубцова

Он прожил на свете 35 лет. Родился 3 января 1936 года, трагически погиб тоже в январе, в православный праздник Крещения. Вечный странник, бессребреник, скоморох, провидец: «Я умру в крещенские морозы. Я умру, когда трещат березы».

Судьба Николая Рубцова отлична от судеб многих поэтов, ворвавшихся в литературу в бурные 60-е годы. Он не блистал на модных вечерах в Политехническом, не примыкал ни к «деревенщикам», ни к поэтам андеграунда.

Его почти не замечала критика, хотя в популярных журналах того времени уже были напечатаны его лучшие строки: «Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи...»
Уже пели:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...


Дитя войны, он рано потерял мать. Воспитывался в детском доме, в селе Никольском Вологодской области. После окончания школы – бесприютность, голодуха, мечта о море, поиски своего пути: угольщик на тральщике «Архангельск», учащийся горно-химического и лесного техникумов, матрос на Северном флоте, слесарь на Кировском заводе в Ленинграде... Первая самиздатовская книга с романтичным названием «Волны и скалы».

И в ней «экспромт», в котором Николай Рубцов словно предугадал свою будущую славу:
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
пройду по волоку с мешком –
И буду жить в своем народе!


Наконец, Москва, Литературный институт имени Горького, откуда Николая Рубцова периодически исключали за неуживчивый характер, за вызывающее поведение и шокирующий внешний вид. В престижный и чопорный Центральный дом литераторов он мог заявиться прямо с поезда, как был – в валенках. А в общежитии однажды едва не довел коменданта до обморока, когда, сняв со стен портреты классиков – Пушкина, Лермонтова, Есенина, – решил выпить с ними.

По комнатам общежития Литературного института ходили такие его вирши:
Мое слово верное прозвенит,
Буду я, наверное, знаменит.
Мне поставят памятник на селе.
Буду я и каменный навеселе.


И действительно, в Вологде и Тотьме – родных местах поэта – поставлены памятники Рубцову.

Его именем названы улицы, открыты музеи. На доме, где 35 лет назад погиб поэт, установлена мемориальная доска. Выходят сборники его стихов и писем, книги воспоминаний, диски с песнями.

Основатель музея поэта в Москве Майя Андреевна Полетова, врач по профессии, говорит, что ее любовь к поэзии Рубцова безгранична. Она всегда находит повод, чтобы процитировать его строки.

– Я пожилой человек, и когда в трамвае мне уступают место, я благодарю:
За все добро расплатимся добром.
За всю любовь расплатимся любовью.

И вижу, как люди улыбаются, теплеют.

Свой частный музей открыла в Вологде журналист Нинель Старичкова, дружившая с Рубцовым. Музей – это две скромные комнаты, наполненные книгами, фотографиями, предметами, так или иначе связанными с жизнью и творчеством поэта.

– Он же воспитанник детского дома, и жилья у него своего не было. Только незадолго до гибели дали ему квартиру на улице Александра Яшина. Вот и ночевал он часто здесь, где жила я с родителями. То приезжал, то уезжал. Он был по натуре скиталец.

И в самом деле, Николая Рубцова всегда манили гудок отплывающего парохода, стук колес мчащегося поезда. Или как говорил он в «Старой дороге»:
Здесь каждый славен – мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдет через века!..


Именно в селе Никольском, «в одной из самых старых и самых почерневших избушек» написаны им лучшие стихи и слышались ему «печальные звуки, которых не слышит никто».

Лариса Васильева, посвятившая Николаю Рубцову не одно стихотворение, заметила, что сегодня к поэзии Рубцова притягивает «какая-то осенняя, щемящая нота, созвучная нашему времени».

«Он – человек не от мира сего. Божья дудка», – отчеканил поэт Станислав Куняев.

«Такой чистоты, такой одухотворенности, такого молитвенного отношения к миру – у кого еще искать!» – писал Федор Абрамов.

Наверное, так. И, думается, не случайно интерес к поэзии Рубцова нарастает как бы стихийно, исходя из самой глубины сегодняшней народной жизни.

И над «холмами задремавшей Отчизны», которые с такой пронзительностью воспевал Рубцов, восходит его звезда. Восходит все ярче и полнее. И горит, «горит, не угасая, для всех тревожных жителей земли».

Татьяна ЗЕМСКОВА

В мире поющих жестами

Победителем четвертого областного конкурса переводчиков жестового языка стала Оксана Воронина – сурдопереводчик Иркутского городского отделения Всероссийского общества глухих.

Она, как и призеры конкурса Вера Ульяновская, Елена Хабибуллина и Ирина Сапожникова, – специалист со стажем.

К сожалению, достойной смены им из числа молодых специалистов сегодня почти нет. Оплачивается этот достаточно напряженный и ответственный труд не очень высоко, и желающих идти в эту профессию немного.

Даже при том, что в рамках специальной областной программы выделяются немалые бюджетные деньги для их подготовки в учебных заведениях Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Евгений БОГАЧЕВ.
Иркутск

Конкурс имени Есенина

В Тюмени прошли Дни памяти Сергея Есенина «Поэт земли русской. Жизнь. Судьба. Творчество». Устроители – комитет по делам национальностей Тюменской области и организация «Общество русской культуры» – составили программу, в которую вошли различные творческие конкурсы.

В них приняли участие сотни студентов вузов и средних специальных учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ, ученые, исследователи, поклонники творчества поэта.

Николай БОТАЛОВ.
Тюмень

Мастера светописи

Сразу четыре новые выставки открылись в Нижегородском государственном русском музее фотографии. Они отразили разные грани давней привязанности нижегородцев к тому, что в позапрошлом веке называли искусством светописи.

Экспозиция «Рождественская сказка» стала одним из итогов творческого конкурса. Работы более 70 детей и подростков объединила тема зимних праздников.

Около ста авторов участвовали в итоговой выставке областного фестиваля фотографии, посвященного всемирно известным нижегородским мастерам XIX века Андрею Карелину и Максиму Дмитриеву.

На суд жюри, в состав которого вошли известные нижегородские фотографы, было представлено более 700 работ. Открылась и выставка лучших снимков учеников Нижегородской фотошколы, которая работает при музее. Зрители увидели на ней 38 фотографий в различных жанрах.

Однако самый большой интерес вызвала фотографическая галерея. Решено, что она будет отныне действовать в музее постоянно. В ее экспозиции представлены работы лучших нижегородских фотохудожников – Георгия Ахадова, Ильи Бубиса, Николая Мошкова, Александра Якубовича.

Николай МОРОХИН.
Нижний Новгород

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31