16 октября 2021 05:27

«Окец» – лающий спецназ

Израильский опыт по борьбе с терроризмом получил заслуженную оценку во всем мире.

Но, оказывается, у Тель-Авива есть чему поучиться, не только когда речь идет о сотрудниках спецслужб и их заслугах, но и когда в центре повествования стоит собака. Наш рассказ – о секретном подразделении «спецпсов» Израиля.

Оскара хоронили через два дня после его трагической гибели. Янив произнес прощальные слова над свежей могилой друга:
– Он был всего лишь собакой. И, конечно, лучше, что погиб он, а не кто-то из солдат. Но мне трудно свыкнуться с мыслью, что его больше нет. Потому что это был не просто пес. Он был частью меня. Он не отходил от меня ни на шаг в самых тяжелых операциях. Мы укрывались одним одеялом, когда замерзали от холода в чистом поле.

Бельгийская овчарка Оскар погибла во время боевой операции в Хевроне. Она несла службу в особой части ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) – «Окец».

Недавно армейское командование включило «Окец» (другие названия этого подразделения – «7149», «Стинг», «Калбиа») в список спецподразделений – вместе со спецназом генерального штаба «Сайерет маткал», «Флотилией-13» ВМС и «Шельдагом» сухопутных войск. Штаб подразделения расположен на авиабазе Сиркин, а основным оружием, используемым для выполнения поставленных задач, являются поисковые и боевые собаки.

С сентября 2000 года, когда началась вторая «интифада» (восстание палестинцев), подразделение «Окец» постоянно находилось на передовой.

– Многие солдаты и офицеры просто не знают, что своей жизнью обязаны нашим псам, – говорит командир части подполковник Арик. – Наша основная проблема в том, что мы не успеваем участвовать во всех операциях, о которых нас просят. Собаки для ведения боевых действий и оперативно-розыскной работы есть только в нашем подразделении. Оно – единственное в своем роде. А на территориях воюют десятки подразделений.

Стены кабинета подполковника увешаны почетными грамотами от командования ЦАХАЛа. Арику 32 года, он женат, имеет двоих детей. С 1989 года служил на различных должностях в спецподразделении «Дувдеван». Перед назначением на пост командира «Океца» был заместителем начальника учебной базы израильской армии «Адам». Там он обучал солдат приемам борьбы с террористическими группами.

Подразделение «Окец» состоит из четырех рот: поисково-спасательной (поиск людей, оказавшихся в завалах), служебно-розыскной (преследование и задержание разыскиваемых на местности), разминирования (поиск и обнаружение взрывных устройств) и антитеррористической (задержание террористов, находящихся в укрытиях).

Собаки из последней роты применяются при проведении операций по освобождению заложников. Они первыми врываются в помещение и нападают на террориста.

Это специально обученные крупные собаки агрессивных пород: ротвейлеры, немецкие овчарки, доберманы. При проведении операции они помогают штурмовой группе быстро выделить террористов среди других людей, даже если они одеты в схожую с заложниками одежду и у них не видно какого-либо оружия.

Умению распознавать экстремистов среди заложников уделяется особое внимание при дрессировке. Таких собак учат нападать не только на вооруженных людей, но и на тех, кто ведет себя агрессивно (отдает приказы, избивает других и т.д.).

Один из вариантов использования собак при проведении операции по освобождению заложников может выглядеть следующим образом. Штурмовая группа находится у входа в здание, там же располагается кинолог с собакой. По команде вскрывается дверь, и кинолог запускает собаку, а сам уходит в сторону, освобождая проход штурмовой группе. Животное, попав в помещение, определяет цель и нападает, причем оно выдрессировано так, что должно выбирать объектом атаки самого агрессивного террориста. Вид свирепого зверя, неожиданно ворвавшегося в помещение, производит сильное впечатление и часто заставляет экстремистов сосредоточить свое внимание на нем, а не на штурмовой группе.

После того как устанавливается контроль над помещением, вмешивается кинолог. Если этого не сделать, пес в азарте боя может загрызть террориста или переключиться на членов штурмовой группы (они ведь тоже вооружены). И такие случаи бывали.

Собак «Океца» готовят по пяти направлениям: поиск и обнаружение взрывчатых веществ, оружия, боевые псы, следопыты и спасатели. Существует пять соответствующих специализированных групп.

Широкой общественности знакомы больше всего четвероногие спасатели, участвующие в работах по ликвидации последствий природных катаклизмов. Они обходят завалы домов после землетрясений в поисках заживо погребенных. Некогда они вместе со своими проводниками, военнослужащими резерва, служили в частях войск тыла. Несколько лет назад спасателей перевели в «Окец».

Проводники воспитывают таких собак дома, и лишь раз в неделю они проходят сложнейшие тренировки на базе части. Труднее всего готовить собак-следопытов. Основная задача таких псов – преследование террористов. Они должны уметь догнать боевика на расстоянии до шести километров, а догнав, вступить с ним в схватку и задержать до подхода проводника.

Собаки, обученные на распознавание взрывчатки, идут впереди армейских колонн. Они первыми заходят в дома, где могут быть спрятаны или заложены взрывные устройства. Но больше всего в «Океце» гордятся боевыми псами.

– Их готовят к мгновенной нейтрализации врага на любом ландшафте, будь то пещера, туннель, дом или открытая местность, – объяснил мне Арик. – Если челюсти такого «бойца» сомкнутся на теле террориста, то освободиться он уже не сможет.

Однажды такой пес «работал» со штурмовой ротой «Гивати», которая вела поиск террориста в палестинской деревне. Собака забежала на второй этаж и там атаковала боевика. Когда солдаты приказали бандиту сдаваться, он выполз вместе с висевшим у него на плече псом.

Константин КАПИТОНОВ
Тель-Авив – Москва

Дымить разрешено только паровозам

С января 2006 года на всех вокзалах Австрии вступил в силу запрет на курение.

Отныне не разрешается курить даже на открытых платформах и перронах, которых, по статистике, в Альпийской республике насчитывается 1370. Нарушителей запрета ждет административный штраф в размере 40 евро. «Защита некурящих, детей и молодежи для нас является приоритетным делом и целиком вписывается в новую концепцию организации вокзального хозяйства, призванную улучшить качество обслуживания пассажиров», – сказал корреспонденту «Гудка» директор департамента инфраструктуры Австрийских железных дорог Петер Клугар.

Опрос пассажиров железнодорожного транспорта, проводившийся недавно по всей стране, выявил, что 74 процента австрийцев выступают за абсолютный запрет курения на вокзалах и перронах. В соседних с Австрией странах наблюдается аналогичная тенденция. На сегодняшний день запрет на курение на вокзалах существует в Италии, Германии и Швейцарии.

Игорь БЕЛОВ
Вена

Будем летать в гости

Казахстан и Афганистан открыли прямое авиасообщение. Первый пассажирский самолет из Кабула совершил посадку в аэропорту бывшей столицы республики Алма-Ате в минувшую субботу вечером. Авиарейс по маршруту Кабул – Алма-Ата – Кабул будет выполняться раз в неделю одной из частных афганских авиакомпаний.

Китай выпускает дракона

Частная китайская железнодорожная компания «Рейл Партнерс» планирует пустить между Шанхаем и Тибетом роскошный туристический поезд «Экспресс Дракона», путешествие на котором обойдется не менее чем в 1000 долларов в день.

Проект, запуск которого запланирован на апрель 2007 года, будет стоить 130 миллионов долларов. «Экспресс Дракона» станет китайским ответом на знаменитые «Восточные экспрессы», которые в настоящее время курсируют между Стамбулом и Парижем, а также между Сингапуром и Бангкоком. Маршрут «Дракона» будет проложен между крупнейшим городом Китая Шанхаем и столицей горного Тибета Лхасой с остановкой в Пекине и Сиане.

Ищут прохожие, ищет милиция

В Таджикистане создана комиссия по расследованию причин пожара в детском доме для детей-инвалидов в Душанбе.

Пламя охватило здание, построенное еще в 1934 году, в ночь с субботы на воскресенье. Трагедия унесла жизни 13 детей.

Местным жителям и милиции удалось вывести из горящего интерната 79 детей. При этом, как сообщают, никто не может сказать, где были во время пожара воспитатели и обслуживающий персонал детского дома.

По одной из версий, причиной возникновения пожара стало возгорание электропроводки в чердачном помещении одноэтажного спального корпуса.

Материальную помощь воспитанникам сгоревшего детдома в оперативном порядке окажет российская военная база в Таджикистане. На собранные военнослужащими средства будут закуплены теплая одежда, постельные принадлежности и продукты питания.

Сингапур готовится к терактам

В Сингапуре прошли беспрецедентные учения по отработке действий на случай терактов в общественном транспорте. В них участвовали свыше 2 тысяч человек – сотрудников государственной транспортной службы.

Учения призваны были продемонстрировать подготовку транспортников к возможной серии терактов на автобусных станциях и в метрополитене, подобных тем, что произошли в Лондоне в июле прошлого года.

В Поднебесной снова травят реки

Инцидент с химическим загрязнением реки вновь зафиксирован в Китае. На этот раз, как сообщила вчера газета «Саут чайна морнинг пост», произошла утечка кадмиевых отходов в реку Сянцзян – приток крупнейшей в Азии реки Янцзы.За последнее время это уже четвертый инцидент с химическим заражением рек в Китае.

Японский интерес

Международные финансовые институты, базирующиеся в Японии, проявляют интерес к реализации проекта строительства железной дороги по маршруту Карс – Ахалкалаки, которая в перспективе позволит соединить железнодорожную инфраструктуру Азербайджана и Грузии с турецкой и европейской транспортными системами.

Страны-участницы (Турция, Азербайджан и Грузия) предусматривают создание консорциума по осуществлению проекта, а также предполагают привлечение к финансированию проекта других стран и организаций-доноров.

Наряду с этим предполагается упрощение таможенных и пограничных процедур для железнодорожных составов, курсирующих по маршруту Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс. Суммарная стоимость проекта строительства этого железнодорожного маршрута с учетом сопутствующей инфраструктуры оценивается примерно в 600 миллионов долларов.

Багдад опять взрывают

По меньшей мере 14 человек погибли и 25 получили ранения в понедельник в результате двух взрывов возле здания МВД Ирака в Багдаде, сообщили местные СМИ.

Взрывы осуществили два террориста-смертника во время прохода подразделений полиции, за которым наблюдали посол США в Ираке и два члена правительства.

Кроме того, по данным полиции, колонна была обстреляна из миномета.

НАТО поможет Украине присоединиться

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер назвал Украину в числе стран, которые могут войти в следующую волну расширения альянса в 2008 году.

Выступая перед журналистами в понедельник в Брюсселе, он в очередной раз подчеркнул, что перспектива членства зависит от самой Украины. «Ключ находится в Киеве», – сказал Схеффер.

Генсек НАТО также подтвердил готовность стран – членов Североатлантического блока оказать помощь Украине на пути приобретения членства.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Лучшие водители – без очков

В разгар новогодних праздников в моем почтовом ящике оказался конверт с неожиданным посланием. Министерство сообщений и дирекция безопасности дорожного движения выразили вашему корреспонденту благодарность за вождение автомобиля в течение последних полутора лет без штрафных очков.

В Латвии с июля прошлого года проводится эксперимент – за нарушение правил дорожного движения виновным начисляются штрафные очки. Эксперимент, надо сказать, не очень оригинальный: при советской власти в Латвии, как и по всему Союзу, подобная система существовала испокон веков. Потом, после развала СССР, во многих бывших республиках, в том числе в России, ее «демократически» отменили.

На каждого водителя службой безопасности дорожного движения заведено специальное досье, куда занесены данные его водительского удостоверения, паспорта автомашины, сведения о прохождении техосмотра. Это же досье является копилкой штрафных очков. Допустимый потолок – шестнадцать очков. (Вот здесь, если мне не изменяет память, суть латвийской новации: в прежние времена пределом для штрафника были только 15 очков.) После набора роковой нормы документы на право управления транспортным средством аннулируются. Необходимо заново сдать все экзамены.

Очки начисляются не за все нарушения, а за наиболее серьезные, угрожающие безопасности движения на улицах и магистралях, – за превышение разрешенной скорости, езду без прав, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и т. д.

По данным дирекции безопасности, проводимый эксперимент приносит положительные результаты. За одиннадцать месяцев 2005 года по сравнению с 2004-м снизилось число жертв на дорогах. Сократилось количество серьезных нарушений, облагающихся штрафными очками.

Любопытна статистика штрафников. Примерно половина получили за полтора года лишь по два-три очка. Значительно чаще лишаются документов молодые водители. Больше всего шоферов наказано за управление автомобилем без прав и в состоянии опьянения. Четверть всех нарушений связана с превышением скорости и несоблюдением дистанции, двадцать процентов – с неудовлетворительным техническим состоянием транспортного средства, еще двадцать – с нарушением различных требований правил дорожного движения, например ездой без использования ремней безопасности.

В чем эксперимент действительно отдает новизной, так это в новогодних письмах, которые получили все водители. Сегодня в республике, если судить по числу выданных водительских удостоверений, за рулем сидят семьсот тысяч человек. И к каждому из них министерство и дирекция безопасности движения обратились лично.

В этом послании не только сообщается о набранных конкретным адресатом штрафных очках. Не только даются рекомендации на будущее. Шоферам с небольшим количеством очков советуют впредь ездить внимательнее, солидных же штрафников призывают задуматься над своим стилем езды, ведь они представляют опасность для других участников дорожного движения. Тем, у кого истек или вот-вот истечет срок действия прав, напоминают о необходимости их обменять.

Но кроме этого послание латвийским водителям содержит разнообразную полезную и поучительную для каждого водителя информацию, в частности последние изменения в законодательстве республики, ужесточающие наказания за езду без прав и подшофе вплоть до тюремного заключения на пятнадцать суток.

Однако каждый из нас эту важную информацию отнюдь не праздничной тональности воспринял с пониманием.

Евгений ВОСТРУХОВ
Рига

Брюссельским пешеходам дадут по 400 метров

Минтранс Бельгии подсчитал: пробки на улицах стоят слишком дорого.

Жители Бельгии ежегодно проводят в автомобильных пробках свыше 9 миллионов часов. Согласно данным здешнего министерства транспорта, потери бельгийской экономики от сбоев движения на дорогах, вызванных заторами, каждый год значительно превышают 100 миллионов евро (в среднем полмиллиона евро за рабочий день и 33 тысячи – за выходной), а суммарный ущерб окружающей среде составил 360 миллионов евро.

Между тем в маленькой Бельгии автомобильный парк ежегодно увеличивается на 60 – 100 тысяч транспортных средств. В этой связи власти бельгийских городов пытаются оперативно решить задачу разгрузки населенных пунктов от возрастающего притока автомобилей и поддержания нормальных условий жизни для их населения.

При этом, по крайней мере, на ближайшее, будущее ставка делается не столько на внедрение экологически чистых транспортных средств, сколько на кардинальное изменение городской транспортной политики.

В частности, речь идет об ограничении маршрутов движения автомобилей, строительстве больших «отсекающих» парковок при железнодорожных вокзалах и станциях метро в спальных районах, внедрении маршрутных такси и  расширении сети велосипедных маршрутов средней протяженности.

Власти столицы Бельгии Брюсселя со своей стороны делают все возможное, чтобы уже к 2008 году для 98 процентов жителей  города остановка, по крайней мере, одного из видов общественного транспорта была расположена не далее чем в 400 метрах от их дома.

Кроме того, с целью разгрузки столицы от автомобилей, на которых сюда ежедневно приезжают на работу жители других городов Бельгии, предлагается передислоцировать многие предприятия за пределы Брюсселя в специализированные промышленные зоны.

Пока же специально для «пришлых» работников производственной сферы власти намерены уже в ближайшее время построить на въездах в бельгийскую столицу паркинги-«ловушки» на шесть тысяч машино-мест, где приезжие будут оставлять свои авто и добираться до фабрик и заводов уже на городском транспорте.

Таким образом, за счет комплекса мероприятий власти Брюсселя намерены снизить автомобильную нагрузку на город к 2010 году на 20 процентов.

Конечно, весьма благоприятным фактором при этом является то, что площадь столицы Бельгии составляет всего лишь 160 квадратных километров, а территория страны не превышает Московской области.

Александр ШИШЛО
Брюссель

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31