24 октября 2021 06:03

Время перемен

2007 год стал знаковым для железнодорожной отрасли

В этом году в ОАО «РЖД» проведено множество мероприятий, связанных с реформированием отрасли. Основано ОАО «Первая грузовая компания», появились другие дочерние компании, а также международные СП по пассажирским перевозкам. Но главное – сформирована «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года», согласно которой отрасль будет развиваться в ближайшие десятилетия.

Программа реформирования железнодорожного транспорта до 2010 года направлена так же, как и «Стратегия 2030», на достижение стратегических целей. По сути, эти документы являются взаимодополняющими. При подготовке «Стратегии развития до 2030 года» достигнутые и ожидаемые к 2010 году результаты реформирования учтены. Поэтому основные направления реформирования изменяться не будут. Реформа в соответствии с программой, утверждённой Правительством Российской Федерации, будет завершена в 2010 году. Вместе с тем и в настоящее время, и в перспективе продолжится формирование эффективных условий и инструментов для привлечения инвестиций в отрасль.


Стратегическое решение

6 сентября 2007 года правительство одобрило проект «Стратегии», по которому общий объём инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года составит 13,7 трлн руб. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в результате реализации «Стратегии» будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики России и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся экономических районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов.

Для обеспечения потребностей экономики в перевозках «Стратегией» планируется в срок до 2015 года полностью заменить локомотивы и вагоны с истекшим сроком службы. Технические характеристики нового подвижного состава будут соответствовать требованиям клиентов и мировым стандартам в части безопасности, надёжности, технической готовности, грузоподъёмности, экологичности и структуры жизненного цикла. Потребности железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава и технические требования к новым локомотивам и вагонам уже известны бизнесу и учтены в «Стратегии развития транспортного машиностроения».

«Реализация столь масштабных программ, как свидетельствует зарубежный опыт, становится возможной и эффективной только при взаимодействии государства и частного бизнеса, – подчеркнул Владимир Якунин. – В «Стратегии» предложен механизм, чётко увязывающий основные направления развития железнодорожного транспорта с участниками инвестиционного процесса.

«Не могу не сказать, что «Стратегия 2030» – амбициозный по своим задумкам и дорогостоящий план. Однако я не вижу предпосылок к тому, чтобы считать его невыполнимым. Российским железнодорожникам это вполне под силу», – заявил президент Владимир Путин на прошедшем в октябре Железнодорожном съезде.


Первые шаги

Другим важным событием этого года стало одобрение правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования железнодорожной отрасли. Уже сделаны и первые шаги по реализации целевой модели.

Так, в июне советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о создании ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) в форме дочерней структуры, одна акция которой принадлежит АНО «Желдорреформа», а остальные – материнской компании. Материалы, бизнес-план и учредительные документы Первой грузовой были подготовлены в соответствии с утверждённой концепцией развития рынка железнодорожных услуг до 2010 года, предусматривающей распределение вагонного парка РЖД между двумя «дочками».

Как сообщал ранее «Гудок», первоначальный бизнес-план ОАО «Первая грузовая компания» был изменён. Прежде ОАО «РЖД» планировало создание единой грузовой компании и передачу ей 531 тыс. вагонов, теперь – 200 тыс. вагонов. Поэтому сейчас капитализация ОАО «Первая грузовая компания» оценивается экспертами в $3,5 – 4 млрд, а в 2006 году Morgan Stanley оценивал ее в $6,5 – 6,8 млрд.

По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Фёдора Андреева, Первая грузовая будет владеть 21% всего грузового вагонного парка в стране. В период действия ПГК 41% вагонов останется в собственности ОАО «РЖД», 36% – у частных операторов.

По словам генерального директора ПГК Салмана Бабаева, в парк ПГК должны войти цистерны, цементовозы, минераловозы, хоппер-дозаторы и полувагоны. Таким образом, Первая грузовая получает подвижной состав, который работает в самых конкурентных сегментах перевозок. Часть вагонов, вносимых в уставный капитал ПГК, в течение переходного периода останется в пользовании РЖД.

На первом этапе Первая грузовая сможет оперировать 20% подвижного состава, в 2008 году – 67%, а в 2009 году компания станет полноценным оператором.

Планируется, что уже до 2012 года ПГК инвестирует в покупку подвижного состава около 105 млрд руб.

Кстати, одно только обособление компании в 2008 году приведёт к увеличению объёма услуг по ремонту грузового подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги», и при этом планируется получить дополнительно доходы в размере 10,3 млрд руб. и прибыль в 1,8 млрд.


Новые игроки

Чтобы реализовать свои задачи и «Стратегию развития», руководство компании в течение 2004 – 2007 годов выделило из основного бизнеса и создало 44 дочерних зависимых общества (ДЗО) и совместных предприятия (СП). Эти компании функционируют в совершенно различных сферах деятельности.

В 2007 году советом директоров ОАО «РЖД» приняты ключевые решения о создании дочерних обществ в сфере капитального ремонта пассажирских вагонов, электропоездов и производства запасных частей для них. Созданы также ОАО «РейлТрансАвто» в области перевозок автомобилей, научно-исследовательские ОАО «ВНИИЖТ» и «НИИАС». Сформированы были и ОАО «Железнодорожная торговая компания», пригородная пассажирская компания «Дон-Пригород». Одобрены концепции реформирования ремонтного комплекса путевого хозяйства и реформирования заводов по ремонту локомотивов и производству запасных частей для них.

Также в целях диверсификации бизнеса ОАО «РЖД» и повышения качества услуг совместно с финскими партнёрами созданы ОАО Oy Karelian Trains Ltd для организации высокоскоростного движения на участке Санкт-Петербург – Хельсинки, ЗАО «ЕвразияРейл­Логистикс» – в области международных перевозок, а также компания по оказанию услуг на железнодорожных подъездных путях морского торгового порта Усть-Луга.

В апреле 2007 года начал работу новый филиал ОАО «РЖД» – Дирекция железнодорожных вокзалов.

Осуществляется работа по выводу на рынок вагоноремонтных депо, перечень которых утвержден советом директоров ОАО «РЖД».

В ближайших планах – создание дочернего общества в сфере строительства и капитального ремонта пассажирских вагонов, трёх дочерних обществ в сфере ремонта локомотивов и производства запасных частей для них, дочерних обществ на базе имущества промышленных предприятий путевого комплекса, несколько совместных предприятий с зарубежными партнёрами по оказанию логистических услуг, совместная компания на базе депо Грязи Юго-Восточной железной дороги, нескольких пригородных пассажирских компаний, среди которых «Башпригород», «Пермь-Пригород» и другие.

В конце 2008 – начале 2009 года будет создана Федеральная пассажирская компания, которая, по мнению топ-менеджмента РЖД, должна стать дочерним обществом ОАО «РЖД».


«Дочки» выходят на рынок

В целях увеличения инвестиционных возможностей железнодорожной отрасли в скором времени начнется активная продажа пакетов акций дочерних компаний ОАО «РЖД». Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава, повышение эффективности деятельности дочерних обществ за счёт участия в управлении миноритарных акционеров, которые помогут организовать экономическую жизнь дочерних обществ ОАО «РЖД» на основе рыночных механизмов.

Всего в течение ближайших трёх лет возможна продажа пакетов акций 29 дочерних компаний ОАО «РЖД» и совместных предприятий. Все вырученные средства пойдут на инвестиции. А всего от продажи акций РЖД планируют получить свыше 135 млрд руб.

От продажи акций ЗАО «Компания ТрансТелеКом» предполагается выручить 26 млрд, свыше 20 млрд планируется получить от продажи доли в ОАО «ТрансКонтейнер», от ОАО «ТрансКредитБанк» – 13 млрд. Ещё из наиболее значительных источников дохода стоит отметить ОАО «Росжелдорстрой» (4 млрд), ОАО «ВНИИЖТ» (1,79 млрд), ОАО «Железнодорожная торговая компания» (2,8 млрд).

Особняком в этом списке благодаря своим размерам стоит ОАО «Первая грузовая компания», IPO которого обсуждается в настоящее время. Размещение пакета акций этой компании, как ожидается, может принести до 60 млрд руб., то есть без малого половину от всей суммы.

Однако будет ли доля Первой грузовой компании в 2009 году реализована именно в виде IPO, пока не известно. Во всяком случае, как считают аналитики, для этого, может быть, не самый подходящий момент из-за финансового кризиса, который пока не преодолен. Кроме того, предстоит учесть ещё ряд нюансов, а именно: чего ОАО «РЖД» больше хочет получить от продажи акций – денег или выхода на международные рынки.

«Выход на IPO – это достаточно серьёзный шаг для компании, накладывающий дополнительные требования к прозрачности, уровню корпоративного управления и объёму отчётности, – считает первый заместитель генерального директора компании «Ernst & Young – Бизнес­Консультирование» Сергей Закатий. – Учитывая величину соответствующих расходов, многие компании считают, что IPO далеко не оптимальный способ привлечения финансирования. Поэтому поиск стратегического инвестора, выпуск облигаций и иные аналогичные формы привлечения финансирования нередко пользуются большей популярностью, чем IPO».

Иными словами, первичное размещение акций на бирже – удовольствие не из дешёвых. Только инвестиционные консультанты просят обычно 7 – 8% от суммы, а ведь еще существует много других накладных расходов: презентаций, рекламных кампаний. Помимо этого, всегда есть риск разместиться по нижней границе цены и попросту недобрать значительные средства.

Но на эти риски идут компании, которые хотят стать публичными.

Кроме того, как считает Сергей Закатий, выход на IPO может представлять ряд преимуществ для инвесторов: например, повышение ликвидности ценных бумаг, возможность привлечения значительного (по сравнению с простой продажей акций) объёма финансирования.

Учитывая, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2030 года просто огромна (порядка 13 трлн руб.) и перед компанией стоит непростая задача собрать эти средства из разных источников, вполне возможно, что приоритет будет отдан другим формам привлечения инвестиций, а, возможно, будут и скомбинированы несколько механизмов.

В дополнение к реализации пакетов акций материнская компания за три года рассчитывает получить в виде дивидендов от своих «дочек» еще 2,3 млрд руб. По новым законам

Компания совместно с министерствами и ведомствами также продолжает работу по приведению к современным нормам законодательной базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта. Часть этих нормативов были разработаны и приняты на первых этапах реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной ещё в 2001 году. В первую очередь это Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

Сейчас многие из этих актов требуют приведения в соответствие с изменившимися условиями рынка, и над этим ОАО «РЖД» активно работает совместно с Минтрансом России.

Для достижения целей реформирования железнодорожного транспорта предстоит разработать и принять большое количество нормативных актов в сфере регулирования деятельности участников рынка и управления имущественным комплексом ОАО «РЖД», принять прейскуранты на перевозку грузов и пассажиров в новой редакции.

Александр Шугаев








Прямая речь

Александр Жуков, вице-премьер правительства, председатель совета директоров ОАО «РЖД»
– В вопросах реформирования железнодорожной отрасли достигнуты важные результаты. Созданы условия для развития конкуренции в самых различных сферах рынка железнодорожных транспортных услуг, активно развивается рынок оперирования грузовыми вагонами. Важным этапом реформы стало одобрение целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг, которая достаточно полно описывает изменения, которые должны происходить в этой сфере до 2010 года.

Сделаны первые шаги по реализации целевой модели. В июне этого года советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о создании Первой грузовой компании, в уставный капитал которой будет внесено более 200 тыс. грузовых вагонов ОАО «РЖД». Продолжается также системная работа, направленная на совершенствование нормативно-правовой базы реформирования, разработку условий перевозок собственными поездными формированиями.

Достаточно активно идёт выдвижение на рынок акций дочерних обществ ОАО «РЖД». Это дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава. В 2007 году от продажи акций некоторых ДЗО и непрофильных активов ОАО «РЖД» получило 18 млрд руб.

Акции многих ДЗО планируется продать в 2008 – 2010 годах после реализации мероприятий по повышению их стоимости и получения одобрения Правительства Российской Федерации на совершение сделок. Общий объём доходов ОАО «РЖД» от продажи акций дочерних обществ и вывода активов на рынок составит к 2010 году 150 млрд руб.

Активизируется формирование конкурентной среды в сфере ремонта вагонов. Планируется выставить на аукцион более 20 вагоноремонтных депо, перечень которых утверждён советом директоров ОАО «РЖД». После получения разрешения Правительства Российской Федерации на совершение сделки эти депо будут выставлены на аукцион.

Однако наиболее существенные преобразования третьего этапа ещё предстоит провести. Необходимо определить степень государственной поддержки отрасли и пределы её государственного регулирования, одновременно создавать условия для развития конкуренции, в то же время не допуская снижения устойчивости и эффективности работы государственного сектора железнодорожной отрасли. Нужно обеспечить привлечение в отрасль значительных инвестиционных ресурсов, которые должны пойти во все сегменты железнодорожного транспорта. Приоритетным направлением при этом является развитие государственного и частного партнёрства.

Из выступления на заседании правления ОАО «РЖД»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31