20 октября 2021 22:05

Болезненная реформа

В Забайкалье власть лишила 65 тысяч граждан права лечиться в дорожных больницах

По уровню оснащенности дорожные больницы на высоте
Проблема отказа региональных властей включать НУЗы ОАО «РЖД» в программы обязательного медицинского страхования остро стоит во многих регионах России. Показателен здесь пример Читинской области, где подобная политика властей привела к тому, что жители региона уже потеряли право выбора между районными и дорожными больницами – в ноябре завершена процедура перепрофилирования местных НУЗов ОАО «РЖД».

По решению губернатора Читинской области Равиля Гениатулина из списка негосударственных медицинских учреждений, ранее получавших финансирование из госбюджета, были исключены четыре негосударственных учреждения здравоохранения (НУЗ) ОАО «РЖД» – в Шилкинском, Борзинском, Хилокском и Карымском районах. Они не вошли в «Территориальную программу государственных гарантий 2007 года». «Пусть лечат бесплатно работников железной дороги. За счет средств ОАО «РЖД». А деньги из госбюджета должны быть направлены государственным медучреждениям. Только в Чернышевском и Могочинском районах области, где технические возможности районных больниц не позволяют полноценно лечить больных, оправдана государственная поддержка НУЗов», – считает исполняющий обязанности заместителя председателя комитета здравоохранения Читинской области Сергей Матвиенко.

Государственные средства в рамках территориальной программы, гарантирующей бесплатное лечение, были одним из основных источников финансирования НУЗов. И хотя за последние два года дорожные больницы Читинской области недополучили из средств ОМС более 75 млн руб., они продолжали оказывать бесплатные медицинские услуги населению. Около 50% пациентов данных лечебных учреждений не являлись при этом сотрудниками железной дороги, говорит начальник Региональной дирекции медицинского обеспечения на ЗабЖД Михаил Лазуткин.

Позиция местной власти не оставила Забайкальской железной дороге выбора. В июне 2007 года в Чите выездное совещание департамента здравоохранения ОАО «РЖД» решило реорганизовать негосударственные учреждения в Читинской области, которые не вошли в программы ОМС, лишив их статуса больниц и фактически «понизив» до поликлиник. К середине ноября реорганизация завершена.

Таким образом, почти 65 тыс. жителей области, которые были прикреплены к дорожным больницам для получения бесплатной медицинской помощи, лишились выбора и впредь будут вынуждены обращаться за медпомощью только в центральные районные больницы.

По мнению местных властей, граждане от этого не пострадают. «Муниципальные медучреждения полностью выполняют свое предназначение, и дополнительной помощи, ресурсов для обслуживания населения в этих районах не требуется», – сообщили о мнении совета региональной Думы депутаты Валентина Подойницына и Михаил Матафонов.

Однако жители районов, дорожные больницы которых исключены из ОМС, считают иначе. После принятия решения о реорганизации медицинских учреждений на железную дорогу и в органы исполнительной власти Читинской области стали поступать письма граждан с просьбой отменить перепрофилирование железнодорожных НУЗов. «Переход на обслуживание в районные больницы принесет пенсионерам массу проблем. Я не уверен, что в них способны оказывать услуги так же качественно, как в железнодорожных», – говорит председатель дорожного Совета ветеранов Вадим Бобровник, один из подписантов письма к заместителю губернатора Читинской области Константину Карасеву от имени ветеранов труда. В этом письме ветераны просят включить стационары в территориальную программу государственных гарантий.

Сомневается в том, что закрытие железнодорожных стационаров принесет жителям региона пользу, и начальник ЗабЖД Сергей Тимофеев. «Переадресация населения в территориальные лечебные учреждения может вызвать социально негативные последствия, так как центральные районные больницы не смогут обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь с соблюдением всех требуемых лицензионных условий», – сообщил он в обращении к губернатору Читинской области Равилю Гениатулину.

В том, что муниципальная система здравоохранения не справится с потоком больных после реорганизации НУЗов, убежден и Михаил Лазуткин. По его мнению, политика вытеснения негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» с рынка медицинских услуг будет иметь негативные последствия прежде всего для пациентов, которые десятилетиями были прикреплены на обслуживание к ведомственным больницам. «Кроме того, районные больницы еще и уступают железнодорожным по оснащению и качеству предоставляемых услуг», – подчеркивает он.

Однако власти не только не вняли этим доводам железнодорожников и пациентов, но и, наоборот, пытаются еще больше усугубить ситуацию. От глав районных администраций и представителей региональных властей начали поступать предложения о безвозмездной передаче высвобождаемого при реорганизации больниц имущества муниципальным образованиям. «Это около десятка зданий и оборудование. Если районные больницы и так в состоянии справиться с потоком больных, как утверждают чиновники, то почему возникли такие предложения? Как это вяжется с обоснованием о невключении наших стационаров в программы государственной гарантированной помощи?» – отмечает Михаил Лазуткин.

Андрей Метелев
Чита


Справка «Гудка»
    По информации, предоставленной на железнодорожном съезде Развитие 2030 вице-президентом ОАО «РЖД» Олегом Атьковым, на сегодня исключено из системы ОМС 18 больниц компании, в полном объеме в муниципальный заказ включено лишь 76 больниц (около 32% от общего числа). При этом лечебные учреждения ОАО «РЖД» не включены в реализацию национального проекта «Здоровье».

Принципы неравенства

Александр Саверский, президент «Лиги защиты пациентов»:

    – То, что частный сектор здравоохранения (в том числе НУЗ ОАО «РЖД») не допускается к участию в программах обязательного медицинского страхования (ОМС), как минимум нарушает конституционный принцип равенства экономических субъектов. Государство и муниципалитеты, боясь потерять непосредственный контроль над финансовыми потоками и назначением кадров (а это уже политика), стремятся сохранить этот контроль любыми средствами, жертвуя демократическими принципами и здравым смыслом. Ведь недопущение частного сектора в ОМС не только ставит барьер гражданам при реализации права пациентов на выбор лечебного учреждения и врача, но и лишает здравоохранение так необходимой ему конкуренции, которая реально может повлиять на уровень медицинской помощи. А в том, что ведомственные и частные организации здравоохранения вполне могут составить конкуренцию муниципальным и государственным учреждениям, не сомневается, я думаю, никто.

    Одновременно отмечу, что наряду с возможностью участвовать в государственном финансировании государство должно решить вопрос и об эффективном контроле за работой негосударственных медорганизаций, который должен отвечать современным демократическим и научным принципам объективности, непредвзятости и воспроизводимости, то есть быть таким, чтобы любое лицо при тех же исходных данных пришло к таким же выводам.


Наталья Бурова, заведующая отделом ЦК Роспрофжел:
    – Все объекты выводятся по согласованию с профсоюзом. Действует положение о социальном партнерстве, действует коллективный договор. Взвешиваются все «за» и «против»: необходимость, использование, востребованность – все учитывается.

    В прессе в основном возникают темы, связанные с медициной. У наших заведений – НУЗов – большие проблемы связаны с тем, что они практически не участвуют в общих программах оздоровления и лечения. При том, что они обслуживают и местное население, государство не включает наши учреждения в программы ОМС. Поэтому у нас проблемы с компенсацией лечения, хотя мы выполняем и социальную функцию, а не только обслуживаем наших железнодорожников. Поэтому в ряде случаев мы вынуждены отказывать местным жителям.


Игорь Ромашов, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта:
    – Подготовка высококвалифицированных специалистов невозможна без системного подхода к образованию, необходимой составляющей которого является социальная инфраструктура.

    Взаимоотношения с ОАО «РЖД» позволяют нашим транспортным вузам поддерживать ее уровень выше, чем в среднем по стране. Не последнюю роль играет и материально-техническая база, которую мы получили в наследство от Министерства путей сообщения. Наша задача – не только ее сохранить, но и приумножить.

    Сегодня подведомственные Росжелдору вузы имеют на своем балансе 4 Дворца культуры, 8 оздоровительных учреждений, 18 спортивных сооружений. Загруженность и востребованность всех объектов практически стопроцентная. При этом ежегодные затраты на их содержание составляют почти 150 млн руб., которые привлекаются, к сожалению, в основном из собственных средств учебных заведений.

    В перспективе планируется дальнейшее развитие имеющейся инфраструктуры, ее реконструкция, модернизация.

    Например, мы намерены решить вопрос по круглогодичному оздоровлению студентов на имеющихся летних базах. Их популярность среди учащихся и сотрудников учебных заведений объясняется более доступными ценами и возможностью использования льгот по бесплатному проезду железнодорожным транспортом.

    Или сокращение дефицита спортплощадок, который наблюдается в настоящее время. Физкультура в железнодорожных вузах имеет особое значение, ведь производственная деятельность специалистов отрасли связана с большими физическими и психическими нагрузками.

    Однако все улучшения вузы могут осуществить опять же только за счет собственных средств, так как согласно законам «Об образовании» и «О высшем послевузовском образовании» федеральный бюджет финансирует лишь учебную деятельность. Хотя и здесь финансирование отраслевых вузов составляет не более 40 – 50% стоимости подготовки в перерасчете на одного студента, получающего образование на бюджетной основе. Что уж говорить о социальной сфере – в этой части не дотируется ни один российский вуз.

    Выходом из положения могла бы стать специальная программа, которая позволит поднять уровень вузовской социальной инфраструктуры. Это необходимо сейчас обсуждать с Минобрнауки.

Горячая тема

Социальные гарантии, доступные железнодорожникам, все еще повод для зависти

Вопросы социальной ответственности ОАО «РЖД» традиционно находятся в центре внимания СМИ и зачастую используются для критики руководства компании. Впрочем, от этого не застраховано любое крупное промышленное предприятие. Особенно в разгар выборной кампании федерального уровня.

В 2007 году периодически в СМИ появлялась критика благотворительных и спонсорских проектов ОАО «РЖД» (например, Кубка по футболу и Фестиваля прессы), а также материалы о снижении социальной поддержки ветеранов железнодорожного транспорта после образования компании. Особенно часто подобные публикации стали появляться в последнем квартале года.

Как правило, они пестрят анонимными критическими замечаниями. При этом можно констатировать, что многие статьи изрядно политизированы: содержат намеки на попытку отдельных политических деятелей «разобраться в ситуации» и «получить ответ от ОАО «РЖД».

Все вместе позволяет предположить прямую связь подобного освещения проблемы с выборной кампанией в Государственную думу.

Что касается действительно имеющих место проблем, то проведенное аналитическим отделом «Гудка» исследование информационного пространства показало, что в 2007 году главным образом СМИ интересует проблема взаимоотношений компании, региональных и местных властей в вопросах передачи муниципалитетам объектов социальной инфраструктуры. При этом можно констатировать, что в основном данные проблемы находятся в сфере внимания региональных, а не федеральных СМИ. Это, впрочем, неудивительно – ведь решение подобных проблем напрямую затрагивает жителей конкретных регионов.

Как пример – власти Челябинска критикуют в местных СМИ отказ Южно-Уральской железной дороги передать в муниципальную собственность детские учреждения. Звучат и обвинения в том, что дорога собирается перепрофилировать детские сады, с тем чтобы они стали прибыльными. Понятно, что ситуация во многом спровоцирована дефицитом муниципальных детских учреждений, который существует не только в Челябинске, но и в абсолютном большинстве крупных российских городов. За последние 10 – 15 лет детские сады были большей частью приватизированы и проданы с аукционов, в то время как ОАО «РЖД» ведомственную сеть детских учреждений сохранило и на этапе реформирования.

И данный случай далеко не единичен – аналогичные публикации были в СМИ различных регионов и касались не только детских учреждений, но и многих других объектов соцсферы.

Анализ информационного пространства показывает, что по-прежнему остро стоит проблема включения некоммерческих учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в обязательную систему медицинского страхования (пример тому – подобный инцидент в Чите). При этом проведенные интервью показывают, что эксперты в целом занимают по данному вопросу позицию, аналогичную ОАО «РЖД»: НУЗы должны быть включены в обязательную систему медицинского страхования. Ведь они обслуживают не только работников дорог, но и рядовых граждан.

Очень важно, что эта проблема нашла отражение в ходе работы железнодорожного съезда, где возник публичный диалог на эту тему между топ-менеджерами ОАО «РЖД» и руководителями Минздравсоцразвития. По сути, замглавы этого ведомства Любовь Глебова поставила точку в этом споре, заявив, что проблема найдет свое решение в рамках соглашения между ОАО «РЖД» и Минздравсоцразвития, которое готовится к подписанию.

Один из наиболее позитивных факторов в освещении социальной политики ОАО «РЖД» связан с работой так называемых «медицинских поездов». «Поликлиники на колесах» не только обеспечивают медицинским обслуживанием население удаленных населенных пунктов, но и сам факт их прихода в такой населенный пункт генерирует позитивный информационный повод.

В целом же можно говорить о том, что в 2007 году в СМИ преобладала позитивная и нейтральная оценка социальных программ ОАО «РЖД», а негативный сегмент не является критическим.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31