21 октября 2021 02:02

Приоритет грузовладельцам

Чингиз Измайлов, председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ
Важной тенденцией рынка транспортных услуг в следующем году могут стать первичные биржевые размещения акций наших крупных операторских компаний – так называемые IPO. Уже можно говорить о том, что на IPO пойдет ОАО «ТрансКонтейнер». Высока вероятность, что его проведет и группа FESCO, а также выведут на биржу до 20% акций Новороссийского морского торгового порта его основные акционеры – Александр Скоробогатко и Александр Пономаренко.

Цель подобных действий понятна и ясна: привлечь инвестиции для развития компаний. Свободных денег у них, так же как и у «ТрансКонтейнера» и FESCO, нет – все в движении. Также ясно, что основной интерес акции этих компаний вызовут не у государственных, а у частных инвесторов. Причем ясно, что в данном случае о так называемых «народных IPO» речи вести не приходится. Мы пока не дожили до такого уровня, чтобы акции операторских компаний, пусть даже и самых крупных, вызывали бы у населения ажиотажный спрос. Нет у нас еще такого рынка и нужной ликвидности на нем. Зато на биржу придут те, чья собственная деятельность неразрывно связана с контейнерными перевозками, то есть грузовладельцы.

Ведь для них в отличие от тех же портфельных инвесторов не столько даже важно получать высокие дивиденды по своим акциям, сколько иметь рычаги влияния на деятельность операторской компании, дабы снижать долю транспортных издержек в себестоимости своих грузов. Если все произойдет именно по такому сценарию, это будет очень положительным явлением, более того, имеет смысл вообще принять закон, по которому при IPO операторских компаний «право первой ночи» на бирже имели бы именно грузовладельцы. Это позволило бы операторским компаниям получить надежного, заинтересованного в их развитии партнера.

Что же касается проектов, ради которых транспортники готовятся к IPO, то здесь ни у кого никаких изощренных планов нет. Задача у всех одна – прежде всего закупать подвижной состав, а также развивать логистические мощности. Поэтому назвать неожиданным обрисовывающуюся тенденцию выхода наших операторских компаний на биржу я не могу. Это совершенно логично следует из состояния нашей транспортной отрасли, испытывающей возрастающий спрос на свои услуги и потребность в модернизации своих мощностей.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31