08 декабря 2021 12:15

«Щука» на рельсах

Лучший «паровозник» страны помогал создавать первый тепловоз

Инженер Николай Щукин
Когда на рубеже ХIХ и XX веков началась замена старых пассажирских паровозов на новые локомотивы с нагрузкой на ось 14 –16 тонн, то строить их на петербургском Александровском заводе поручили Николаю Щукину.

Выпускник Технологического училища к тому времени был признанным конструктором техники для железных дорог. Но имя свое он увековечил, создав вместе с инженером Александром Раевским в 1906 году грузовой паровоз серии Щ. Этот локомотив машинисты между собой прозвали «щукой». Он мог везти до 30 двухосных вагонов общим весом до 680 тонн при скорости 30 км/ч. Для того времени это был серьезный шаг вперед.

Под руководством Щукина построили также новые пассажирские вагоны для массовых перевозок на дальние расстояния. По его инициативе в пассажирских поездах впервые ввели электрическое освещение. Николай Леонидович – автор проекта двухосного вагона грузоподъемностью 20 тонн с металлической рамой и стойками. Им разработан и план строительства по всей сети дорог паровозоремонтных заводов. Именно он добился замены устаревшей двухбуферной сквозной сцепки подвижного состава на более надежную однобуферную автоматическую сцепку.

Неоценимый вклад в развитие российских железных дорог внесла комиссия подвижного состава и тяги при Инженерном совете МПС и Техническом комитете НКПС. В течение 20 лет Николай Леонидович являлся ее бессменным председателем, и поэтому этот орган часто называли «Щукинской комиссией». За годы работы комиссия, в состав которой входили не только известные ученые и инженеры железнодорожного транспорта, но и представители заводов, занимавшихся выпуском подвижного состава, дала путевку в жизнь 70 типам новых и модернизированных паровозов и вагонов.

Основные размеры паровоза серии Щ (мм)

В результате нагрузка от ведущей оси паровоза на путь поднялась с 13 до 16 тонн, а скорость движения пассажирских поездов возросла до 115 км/ч. Это позволило увеличить провозную способность товарных составов и значительно сократить время нахождения пассажиров в пути на главных магистралях страны. Принимались меры и по совершенствованию конструкций товарных и пассажирских вагонов, повышению их прочности и грузоподъемности. За десять лет, с 1904 по 1914 год, грузоподъемность товарных вагонов возросла на 60%.

По оценке специалистов, новый подвижной состав, появившийся в России к 1916 году, был на уровне лучших зарубежных образцов, а по некоторым показателям даже превосходил иностранную технику. Кстати, Николай Леонидович постоянно защищал отечественную промышленность от конкуренции зарубежных фирм путем введения поощрительных тарифов и запретительных мер, обязывающих железные дороги приобретать подвижной состав только российского производства.

Много сделал Щукин и для улучшения работы железнодорожных мастерских, занимавшихся ремонтом паровозов и вагонов. В начале ХХ века они находились в крайне запущенном состоянии. Здания предприятий и их оборудование устарели, паровозы и вагоны простаивали в ремонте длительное время. При этом стоимость работ была высокой, а качество – низким. В связи с этим в министерстве создали особую комиссию мастерских под председательством Николая Леонидовича, в которую вошли лучшие специалисты по ремонту подвижного состава. Вскоре простой паровозов в ремонте сократился до 50 дней вместо 5 – 8 месяцев. Комиссия также разработала общий план переустройства мастерских в России. В его защиту Николай Леонидович неоднократно выступал в Государственной думе и Государственном совете. Благодаря его энергии и настойчивости реализация проекта началась в 1912 году. Первыми были реконструированы Двинские мастерские, рассчитанные на ремонт 200 паровозов в год. Затем были переоборудованы или выстроены заново Вятские, Вологодские, Ярославские, Калужские и другие мастерские.

Удивительно, но Николай Леонидович стал пионером трубопроводного транспорта в России. По его проекту в 1897 – 1907 годах был построен первый в мире трубопровод Баку – Батуми протяженностью около 900 км с пропускной способностью 1 млн тонн керосина в год.

В 1910 году Щукина назначили товарищем (заместителем) министра путей сообщения. Проработав на этом посту шесть лет, он многое сделал для развития железнодорожного транспорта в нашей стране. Например, благодаря его усилиям удалось добиться положительного решения в Государственной думе и Госсовете вопроса о преобразовании Московского инженерного училища путей сообщения в Московский институт инженеров путей сообщения, ныне – МГУПС.

После революции выдающиеся организаторские способности, прекрасное знание проблем железнодорожного транспорта Щукина пригодились и новой власти. Он активно включился в работу по восстановлению магистралей, ремонту мастерских. В 1918 году возглавил первый состав Высшего технического совета при НКПС, а в сентябре 1919 года Щукин был избран почетным председателем Технического комитета НКПС и проработал в нем до последних дней жизни. Когда в 1922 году в Петрограде Яков Гаккель начал строить первый магистральный тепловоз, Щукин с энтузиазмом возглавил технический совет по его созданию. Несмотря на преклонный возраст, он ездил на Балтийский и Путиловский заводы, ходил по мастерским, влезал в тепловоз и часто своими замечаниями и разъяснениями облегчал разрешение множества труднейших технических вопросов. К сожалению, Николаю Леонидовичу не суждено было дожить до завершения работы по созданию нового локомотива. В 1924 году выдающийся инженер и ученый скончался в возрасте 76 лет.

Александр Давидьянц

ОАО «Российские железные дороги» проводит открытый конкурс № 455

на право заключения договора на выполнение работ по модернизации вагонного парка ОАО «РЖД» в 2007 году


Конкурс состоится 28 ноября 2007 г. в 16.00 часов по адресу: Москва, ул. Новорязанская, д. 12.

Конкурсные предложения организаций принимаются до 12.00 часов 27 ноября 2007 г.

Залог серьезности намерений оформляется в виде банковской гарантии и составляет 1 000 000 (один миллион) руб.

Детальная информация, касающаяся предмета Конкурса, порядка его проведения, а также внесения залога серьезности намерений, содержится в конкурсной документации и на сайте www.rzd.ru (рубрика «Открытые конкурсы»).

Организатором открытого Конкурса является Центр организации конкурсных закупок – структурное подразделение ОАО «РЖД».

К участию в Конкурсе допускаются организации, выкупившие конкурсную документацию, подавшие в установленные сроки надлежащим образом оформленные конкурсные предложения и имеющие квалификацию, соответствующую требованиям Заказчика.

Конкурсная документация может быть получена организациями после осуществления безвозвратного платежа в размере 5 000,00 руб. (с учетом НДС). Реквизиты и порядок оплаты и получения документации содержатся на сайте www.rzd.ru в объявлении о проведении данного Конкурса (рубрика «Открытые конкурсы»).

Для получения конкурсной документации при себе необходимо иметь:
• паспорт;
• оригинал платежного поручения с отметкой банка об исполнении;
• оригинал акта в двух экземплярах, подписанный со стороны организации уполномоченным лицом и заверенный печатью организации;
• карточку с основными сведениями об организации (полное название организации, фактический и юридический адреса, банковские реквизиты, контактный тел./факс, контактное лицо);
• доверенность на право получения документации (на сотрудника) или копию протокола о назначении на должность (для генерального директора/директора);
• доверенность на право подписания акта (на сотрудника) или копию протокола о назначении на должность (если акт подписывается генеральным директором/директором).

При наличии всех вышеуказанных документов конкурсную документацию можно получить по адресу: Москва, ул. Новорязанская, д. 12, каб. 415 в рабочие дни с 9.30 до 17.30 (в пятницу до 16.30), перерыв с 12.00 до 13.00.

Информацию о проведении Конкурса можно получить по телефону: (495) 262-30-07, факс: (495) 504-03-91 (afanasyevaes@rzds.ru).

Заказчик оставляет за собой право внести дополнения и изменения в конкурсную документацию, принимать или отклонять любое конкурсное предложение, а также прекратить процедуру Конкурса и отказаться от всех конкурсных предложений в любое время до заключения договора без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед участниками, которым такое действие может принести убытки.

Победителем Конкурса будет признан участник, предложивший лучшие условия.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31