03 декабря 2021 07:35

Общее дело

Объем контрактов за время работы салона превысил 100 млрд руб.

На РЖД придут новые качественные вагоны
Первый Международный салон железнодорожной техники и технологий «ЭКСПО 1520», который прошел 19 – 22 сентября в подмосковной Щербинке, стал площадкой для заключения крупных контрактов.

Открывая ЭКСПО 1520, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что в России впервые появилась возможность масштабной демонстрации достижений железнодорожного машиностроения не только представителям отечественных транспортных компаний, но и их коллегам и экспертам десятков стран.

По его словам, это отражает реализацию требований к российскому железнодорожному транспорту, выдвинутых чуть более двух лет назад президентом страны Владимиром Путиным.

«Железнодорожное машиностроение вышло из спячки. В распоряжении железнодорожников многие десятки образцов новых локомотивов и вагонов, большое количество техники готовится к выпуску. Развеяны сомнения, которые были у участников транспортного рынка по поводу невозможности возрождения отечественного железнодорожного машиностроения два-три года назад», – считает глава ОАО «РЖД».

В целом состояние железнодорожного машиностроения соответствует ожиданиям отрасли, которая готовится к началу реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года». «Эта стратегия станет поводом для консолидации вокруг РЖД транспортников и машиностроителей не только стран СНГ и Балтии, но и стран дальнего зарубежья, которые проявляют активный интерес к российскому железнодорожному транспорту», – сказал Владимир Якунин.

На ЭКСПО 1520 приехали более 400 представителей крупнейших российских и зарубежных транспортных фирм, количество участников салона только в первый день его работы превысило 1,5 тыс. человек. До его закрытия 22 сентября там побывали еще тысячи специалистов и посетителей. В Щербинке было представлено свыше 150 образцов новой железнодорожной техники, среди которых российские электровозы 2ЭС5К, Э5К, тепловозы 2ТЭ25К, новые пассажирские и грузовые вагоны, сотни образцов оборудования для железнодорожного транспорта.

Владимир Якунин осмотрел выставку нового подвижного состава. И особо отметил последнюю машину Коломенского завода (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг», ТМХ) – ЭП2К, сказав, что это уникальный, по отзывам машинистов и экспертов, пассажирский электровоз постоянного тока. По его словам, конструкторский коллектив завода создал первую подобную машину в стране, которая по своим эксплуатационным качествам намного превосходит даже многие зарубежные аналоги. ОАО «Синара – Транспортные машины» (Уральский завод железнодорожного машиностроения) показало свой грузовой электровоз 2ЭС6К, который также по своим характеристикам находится на мировом уровне.

ЭП2К признан уникальным по своим характеристикам
Главным событием ЭКСПО 1520 стало заключение ОАО «РЖД» двух крупных долгосрочных контрактов. Владимир Якунин и председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Дмитрий Комиссаров подписали трехлетний договор на поставку для РЖД двух типов локомотивов. В 2007 – 2009 годах ТМХ поставит 212 новых магистральных электровозов серий Э5К и ЭП2К, 109 четырехосных грузовых электровозов переменного тока модели Э5К производства Новочеркасского электровозостроительного завода и 103 шестиосных пассажирских электровоза постоянного тока модели ЭП2К производства Коломенского завода. Контракт оценивается в 13 млрд руб.

Договор об изготовлении и поставке более 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб. Владимир Якунин подписал с генеральным директором ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ) Николаем Малых. Главы двух предприятий заверили, что совместно с РЖД благодаря долгосрочным договорам удастся в течение короткого времени существенно увеличить объемы выпускаемой продукции, а также улучшить качество техники.

По словам Владимира Якунина, трехлетние контракты на сумму свыше 80 млрд руб. являются знаковым событием в масштабах российской экономики. ОАО «РЖД» впервые заключает долгосрочные контракты одновременно с несколькими отечественными производителями железнодорожной техники. По мнению Владимира Якунина, это показатель инновационного подхода к развитию машиностроения. Новые локомотивы ЭП2К помогут заменить устаревшие чехословацкие электровозы серии ЧС2, а Э5К придет на смену грузовым электровозам ВЛ60К советского производства. Следующий год Владимир Якунин назвал беспрецедентным с точки зрения поставок новых локомотивов. На РЖД должны поступить свыше 500 электровозов и тепловозов. В течение 2008 – 2010 годов компания закупит свыше 1900 локомотивов. Трехлетней инвестиционной программой ОАО «РЖД» на закупку подвижного состава предусмотрено свыше 101 млрд руб.

Президент французской компании Alstom Transport (крупный европейский производитель высокоскоростного подвижного состава) Филип Мелье, делясь с «Гудком» впечатлениями от ЭКСПО 1520, сказал, что поражен тем, как РЖД за короткий промежуток времени удалось объединить вокруг себя производителей, возродить отраслевое машиностроение практически из пепла и показать столь впечатляющие результаты. По его словам, это говорит о том, что в России, по сути, за несколько лет удалось создать прочное взаимодействие участников транспортного рынка и промышленников. Обычно на это уходят десятилетия.

Генеральный директор ОАО «Синара – Транспортные машины» Евгений Копеин, в свою очередь, сказал, что ЭКСПО 1520 стал проектом, где железнодорожники и машиностроители еще раз подтвердили, что делают общее дело. Заказы от РЖД растут, предприятия стараются выйти на рынок с наиболее выгодными предложениями, обеспечивая качество продукции. Салон, по словам г-на Копеина, стал эффективным инструментом общения коллег по бизнесу, а это важно, потому что сейчас необходимо не только конкурировать, но и объединять усилия для превращения российских железных дорог в магистрали мирового уровня.

Евгений Копеин также сообщил, что, по предварительным договоренностям с ОАО «РЖД», ОАО «Синара – Транспортные машины» до 2009 года поставит на дороги 25 двухсекционных грузовых электровозов 2ЭС6К. Однако есть все предпосылки к удвоению этого заказа.

«Сименс» на пути в Россию

На сеть РЖД придут современные высокоскоростные поезда

Высокие скорости на РЖД вскоре станут обычным явлением
На заводе компании «Сименс» в городе Крефельд-Юрдинген (Германия) в июле 2007 года началась сборка высокоскоростных электропоездов Velaro RUS по заказу ОАО «Российские железные дороги».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и председатель правления департамента «Транспортная техника» компании «Сименс АГ» Ханс Шаберт присутствовали на символичной сварке профилей кузова для поездов Velaro RUS.

Всего в рамках заказа будет построено восемь поездов, разработанных специально для эксплуатации в России.

Как уже сообщал «Гудок», договор о поставке электропоездов Velaro RUS стоимостью 276 млн евро компании подписали в мае 2006 года в ходе международного форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. Кроме того, был подписан договор, по которому «Сименс» обеспечит техническое обслуживание этих поездов в течение 30 лет. Общая стоимость контрактов составляет около 600 млн евро.

Максимальная эксплуатационная скорость поездов составит 250 км/ч с возможностью модернизации до 330 км/ч. Поезда будут рассчитаны на 600 и более пассажиров и состоять из 10 вагонов.

«В истории современной России, пожалуй, нет таких контрактов со сроком действия 30 лет. Фактически мы открываем новую страницу в долговременном сотрудничестве между нашими компаниями и странами», – отметил глава РЖД.

«Этим проектом компания «Сименс» хотела бы внести свой вклад в модернизацию российских железных дорог, совершенствование транспортной инфраструктуры и стимулирование дальнейшего экономического роста в России», – заявил Ханс Шаберт. Старший вице-президент ОАО «РЖД» Федор Андреев рассказал «Гудку», что схема финансирования поставок поездов рассматривалась параллельно с обсуждением технических деталей контракта. Окончательное соглашение, по которому Дойче Банк (Deutsche Bank) открыл РЖД кредитную линию на сумму договора поставки восьми Velaro RUS, по его словам, было подписано около полугода назад. «Это не будет единовременный платеж. Мы сможем брать средства по мере готовности поездов», – отметил господин Андреев.

Владимир Якунин рассказал, что первый поезд Velaro RUS появится в России в начале 2009 года. Услуга скоростного перемещения будет прежде всего востребована деловыми людьми, совершающими частые поездки между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоимость билета будет ниже расценок на авиаперелет между этими городами. С использованием Velaro RUS планируется ускорить сообщение между столицей и Нижним Новгородом.

Электропоезда с распределенной тягой будут поставляться в двух вариантах: четыре односистемных (постоянного тока) и четыре двухсистемных (постоянного и переменного тока).

Как пояснил «Гудку» куратор проекта первый заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Александр Назаров, это позволит разработать наиболее эффективную схему эксплуатации поездов на участках Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород.

В беседе с журналистами Дитрих Меллер напомнил, что первоначально при обсуждении проекта между РЖД и «Сименсом» рассматривался вариант строительства 60 электропоездов. По его словам, после реализации первого этапа развитие высокоскоростного движения на железных дорогах России, например от Москвы до Екатеринбурга, Омска или Сочи, потребует наращивания парка высокоскоростного подвижного состава. «Ясно, что при таком заказе РЖД не стали бы импортировать поезда. Мы готовы к продолжению сотрудничества в этой области с созданием производства на территории России и передачей технологий», – отметил топ-менеджер «Сименса».

Вице-президент – главный инженер РЖД Валентин Гапанович рассказал «Гудку», что для обслуживания новых поездов будет реконструировано депо Металлострой Октябрьской железной дороги (ОЖД). Дитрих Меллер сообщил, что поставкой оборудования, инструмента и обучением персонала займется «Сименс».

В настоящее время на главном ходу ОЖД продолжается реконструкция инфраструктуры под высокоскоростное движение. «Скорость 250 км/ч будет достигаться на участке Бологое – Санкт-Петербург, все работы по реконструкции данного участка мы закончим в ноябре 2008 года, чтобы к моменту получения первого поезда он был полностью готов к движению», – отметил Валентин Гапанович. Поезд Velaro RUS будет проверен на Испытательном кольце ВНИИЖТа в Щербинке и на полигоне скоростного движения Белореченская – Майкоп Северо-Кавказской железной дороги.

«Пендолино» с приставкой

От Санкт-Петербурга до Хельсинки можно будет доехать за 3 часа

Современные поезда привлекут пассажиров
5 сентября в Хельсинки был подписан пакет документов о начале финансирования строительства скоростного подвижного состава для обслуживания маршрута Санкт-Петербург – Хельсинки.

Первые поезда Pendolino, которые для России будут иметь приставку new – «новый», выйдут на маршрут уже в сентябре 2009 года. Время в пути до Хельсинки составит 3 часа.

Начало проекту было положено 23 ноября 2006 года в Хельсинки. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и председатель совета директоров VR Ltd («Железные дороги Финляндии») Хенри Куйтунен подписали договор о создании совместного акционерного общества Oy Karelian Trains Ltd. СП станет собственником подвижного состава. Председателем совета директоров СП был назначен вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов.

Oy Karelian Trains Ltd приобретет подвижной состав, организует техническое обслуживание и передаст его VR Ltd и ОАО «РЖД» для коммерческой эксплуатации на условиях аренды.

«Гудок» сообщал, что после подписания договора были проведены международный тендер по выбору поставщика подвижного состава, а также конкурс по определению банка, который предоставит кредит для приобретения поездов. Михаил Акулов сообщил «Гудку», что в конкурсе производителей поездов принимали участие Alstom, Siemens, Bombardier, Talgo и CAF. Однако лишь Alstom представил реальные коммерческие условия.

СП направило предложения по финансированию в 16 зарубежных банков. В результате был отобран финский OKO Bank Group, который выделит 140 млн евро на 25 лет. Михаил Акулов не сказал, какова будет процентная ставка по кредиту, однако отметил, что она намного выгоднее, чем самые минимальные ставки российских банков.

5 сентября в Хельсинки руководители Oy Karelian Trains Ltd во главе с Михаилом Акуловым подписали с OKO Bank Group (Finland) кредитный договор. В свою очередь банк и представители топ-менеджмента Alstom г-н Шахбаз и Майкл Андерсен обменялись взаимными гарантиями на своевременную оплату и поставку поездов. Михаил Акулов и заместитель исполнительного директора VR Ltd Марко Пессенен также предоставили OKO Bank поручительства по кредиту, в которых ОАО «РЖД» и VR Ltd делят свои обязательства по принципу 50 на 50.

Для российско-финского проекта будут приобретены двухсистемные электропоезда (с возможностью работы от постоянного и переменного тока), которых Alstom ранее не делал. Максимальная скорость поезда составит 220 км/ч. Каждый будет состоять из 7 вагонов: один вагон – для пассажиров первого класса, пять – 2-го класса и вагон-ресторан с изолированным помещением для курящих. Стоимость проезда составит 110 евро в первом классе и 68 евро – во втором. СП купит четыре таких поезда.

Таможенный и пограничный контроль предполагается проводить во время движения поездов. Обслуживающий персонал будет состоять из финских и русских сотрудников. Смена локомотивных бригад – на границе.

Совместный проект эксперты оценивают как потенциально успешный. В Европе высокоскоростное железнодорожное сообщение весьма популярно. Все больше людей автомобильному и воздушному транспорту предпочитают комфортабельный поезд.

Председатель исполнительного комитета координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов сказал «Гудку», что в ближайшие несколько лет на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки возможен рост объема пассажиропотока в 1,5 – 2 раза, до 500 тыс. человек в год, в том числе с других видов транспорта может быть привлечено 100 – 120 тыс. пассажиров.

Чингиз Измайлов убежден, что новый маршрут будет популярен. Он сообщил, что сейчас Таллин посещают свыше 2 млн зарубежных туристов в год, а Санкт-Петербург – лишь около 100 тыс. Пока поезда, следующие около шести часов, проигрывают авиации, но самолет, по мнению европейских туристов, дорог.

Скоростные поезда открывают широкие перспективы. Это быстро, комфортно и дешево.

«Туристы и бизнесмены, которые курсируют между двумя странами, быстро освоят новый маршрут. Кроме того, скоростные поезда позволят значительно упростить организацию туров Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва», – считает Чингиз Измайлов.

«Оставив вечером на вокзале в центре Хельсинки свои автомобили, пассажиры смогут без многочасовых очередей на регистрацию сесть в поезд, за день успеть побывать в двух российских столицах и с комфортом вернуться назад уже к вечеру. Люди прежде всего ценят комфорт и безопасность. По этим показателям железнодорожный транспорт намного обходит все другие», – уверен эксперт.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31