29 ноября 2021 23:58

Мотивировать нужно лучше

Людмила Романенко, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги по экономике и финансам:

– Ухудшение демографических показателей в условиях продолжающегося экономического роста приводит к усилению конкуренции на рынке труда и нацеливает российские предприятия на формирование имиджа привлекательного работодателя. Одним из его аспектов является мотивация персонала.

Все люди – абсолютно разные по материальному положению, интеллекту, культуре, интересам, и, соответственно, у них возникают разнообразные потребности и цели, что формирует и разные требования к мотивации труда. Мотивация может быть материальная – премии, вознаграждения, нематериальная – грамоты, благодарности, а также в виде социального пакета, возможности карьерного роста и прочих стимулов. В настоящий момент приоритетной является материальная мотивация, и я хочу остановиться именно на этом аспекте.

Специфика железнодорожной отрасли, связанная с обеспечением безопасности перевозок и обслуживанием технологически сложного оборудования, предъявляет повышенные квалификационные требования к персоналу и определяет длительный период его работы.

К сожалению, в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года текучесть кадров на СКЖД увеличилась в 1,6 раза, а дефицит рабочих основных профессий составил более 300 человек. Несмотря на переход с 1 апреля на новую корпоративную систему оплаты труда, во втором квартале произошел рост текучести кадров на 35% к уровню первого квартала.

Сегодня мотивационная функция, осуществляемая через действующую в ОАО «РЖД» систему материального стимулирования и закрепленная соответствующими нормативными актами (в нашем случае – Положением по премированию и Положением по оплате труда), является регламентированным материальным стимулированием.

Размер премиального фонда рассчитывается по шести плановым показателям деятельности дороги – общая погрузка, пассажирооборот, оборот грузового вагона, производительность труда, права по расходам эксплуатации без учета амортизации, взыскание общей выручки за перевозки, то есть фактически это то, за что платится заработная плата.

При переходе на новую корпоративную систему оплаты труда осталась премия, которая была снижена до 30% в целом по дороге, а на большинстве предприятий составила всего лишь 10%, и рассматривать ее как стимуляцию уже не представляется возможным.

Ясно, что любой человек хотел бы получать как можно более высокую плату за свой труд. Если ОАО «РЖД» хочет устойчиво работать на рынке, то компания должна рассматривать своих сотрудников как самую большую ценность, а их опыт – как главное свое достояние. Снижая уровень оплаты труда, мы рискуем потерять наиболее ценных сотрудников, а при найме на работу ограничиться менее квалифицированными людьми.

Задача организации производства – совпадение целей работодателей и работников или хотя бы то, чтобы они были как можно ближе друг к другу. Для этого надо, чтобы работники были вовлечены в процесс разделения прибылей (и убытков!) предприятия не как посторонние люди, вынужденные батрачить на кого-то, а как соучастники бизнеса.

Чтобы материальное стимулирование было действенным, надо сделать получаемые каждым сотрудником суммы зависимыми от успехов или неудач данного бизнеса. Отсюда напрашивается вывод: премиальный фонд на дорогах должен формироваться при перевыполнении планового показателя по взысканию выручки от перевозок. Почему предлагаем именно выручку – потому что на дорогах не формируется законченный баланс и не определяется финансовый результат. В настоящий момент прообразом является формирование мотивационного фонда за перевыполнение выручки от прочей реализации.

Традиционно расходы на оплату труда выступают как одна из значимых составляющих себестоимости. Однако организация, рассматривающая своих сотрудников как высшую ценность и стремящаяся совместить их интересы со своими, вынуждена провозгласить максимизацию фонда оплаты труда своей высшей целью. Для такой организации становится невозможным снижение себестоимости за счет этого элемента. Можно пересмотреть организацию бизнеса, кадровую политику, взаимоотношения с сотрудниками и другие социальные аспекты этого вопроса, совершенствуя их с точки зрения предприятия в целом, но не умаляя значимости конкретных людей.

Фото Игоря Евдокимова


Коротко

На Cеверо-Кавказской железной дороге за семь месяцев в пригородном сообщении было отправлено более 20 млн пассажиров. Доходы от пригородных перевозок составили около 550 млн руб., что почти на 15% превышает прошлогодние показатели.

На Иркутском отделении Восточно-Сибирской железной дороги инвестиции в капитальное строительство за семь месяцев этого года составили свыше 955,3 млн руб.

На Западно-Сибирской железной дороге за семь месяцев по самому популярному межобластному маршруту ОАО «Экспресс-пригород» Новосибирск – Омск было отправлено 19,2 тыс. пассажиров.

Северная железная дорога в первом полугодии потратила на мероприятия по профилактике непроизводственного травматизма более 19,2 млн руб. Количество несчастных случаев на производстве по сравнению с аналогичным периодом 2006 года снизилось на 10%.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30