27 ноября 2021 05:30

Когда человек болеет, у него повышается температура

Один известный медиамагнат как-то сказал: «В наше время событие считается реально произошедшим только тогда, когда его показали по телевизору». Утверждение, безусловно, спорное. Но бесспорным является то, что новости мы узнаем в основном из газет и телевизора. Там же черпаем сведения для понимания событий. Прошла неделя после крушения «Невского экспресса». Уже возбуждено уголовное дело по статье 205 УК РФ «Терроризм». Идет следствие, и официальных данных о причинах катастрофы еще нет. Но версий случившегося более чем достаточно. В том числе и самых абсурдных. Мы решили поговорить о том, откуда и почему берутся эти версии с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, которого и эксперты, и коллеги по цеху считают одним из самых информированных журналистов в России. К этой беседе подключился известный телеведущий и главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев.

– Алексей Алексеевич, у вас не возникает ощущения, что иногда комментаторы вступают в противоречие со здравым смыслом, интерпретируя те или иные события?
– К сожалению, в последнее время в информационном пространстве России плотно укоренилась теория заговоров. Как только речь заходит о заметных политических фигурах и событиях, находящихся в зоне их ответственности, тут же возникает версия о существовании некоего «бога из машины», который так все подстраивает, чтобы этого человека либо опорочить, либо, наоборот, «приподнять». Снег сам по себе не идет, дождь сам по себе не идет, девушки в бикини сами по себе по улицам тоже не ходят – они идут по этой улице для того, например, чтобы Лужкова наказать или опорочить. Другие объяснения в голову не приходят.

– Это предвыборное состояние или для него есть другие причины?
– Когда человек болеет, у него повышается температура и лейкоциты с эритроцитами начинают очень быстро бегать, иногда задевая друг друга. В момент приближения выборов всегда повышается политическая температура. Все начинают бегать быстрее. То есть сначала говорят, потом думают. Должно быть, конечно, наоборот. Но температура повышена, глаза блестят, пот выступает, ножки сучат…
Сейчас все озабочены приближающимся уходом Владимира Путина с поста президента. Рейтинги измеряются в микронах. Под политическим ковром идет «борьба бульдогов» за будущее политическое влияние. Поскольку такая борьба реально существует, в общественном мнении она распространяется даже на тех, кто не только под этим ковром не сидит, но даже не знает, где ковер находится. Распространяется потому, что эти люди по своему статусу и своему жизненному пути, по своим взглядам могут быть, например, кандидатами в президенты, если они этого захотят.
Поэтому любое событие в зоне ответственности такой фигуры связывается непосредственно с ним. Ракета не полетела – значит, что-то не так с Сергеем Борисовичем Ивановым, бюджетные деньги украли в школе – значит, «копают» под Дмитрия Анатольевича Медведева, никак не можем продать Китаю авиационный двигатель – значит, что-то затевается против Сергея Викторовича Чемезова и так далее.
И поэтому всякое событие, особенно такое заметное, как взрыв под «Невским экспрессом», ложится на хорошо унавоженную почву. Тут же возникают слухи, начинают обсуждать всяческие заговоры и прочее.

– Вы имеете в виду сообщения о том, что на самом деле взрыва под «Невским экспрессом» не было?
– Начнем с того, что взрыв, безусловно, был. Я не являюсь специалистом в области взрывотехники, но не секрет, что у «Эха Москвы» есть ряд собеседников, которые реально работают в спецслужбах. Они в силу специфики работы не могут давать интервью, но регулярно общаются с нами, консультируют нас. Хотя бы для того, чтобы мы не пороли «лажу» в эфире.
Нужно понимать, что эти люди не гонятся за славой, им не нужна публичность. И у меня нет оснований им не доверять. Они утверждают, что это действительно взрыв.
Более того, они утверждают, что все очень похоже на взрыв в грозненской электричке и на взрыв машины Чубайса. Никто не сомневается, что взрывали абсолютно реально.
По утверждениям специалистов, была использована очень простая и надежная система: аккумулятор, провода, взрывчатка. Никаких изысков в виде радиоуправляемых мин и прочее. Эту систему использовали наши саперы в Афганистане, она стара как мир, но при этом, повторяю, очень надежна.

– Одновременно некоторые СМИ растиражировали другой посыл: если взрыв и был, то организован самими «Российскими железными дорогами»…
– Что касается «выгоды» РЖД от этого взрыва – это вообще абсолютный бред. Более того, на мой взгляд, этот взрыв нанес ущерб бизнесу РЖД. Ведь у нас в стране, да и не только у нас, есть четкое ощущение, что поезд – это безопаснее, чем самолет. Особенно это убеждение укрепилось после 11 сентября.
Слава богу, в данном случае все живы. Но, несмотря на быстрые и профессиональные действия сотрудников РЖД, негативные последствия есть. Например, какая-то часть людей теперь предпочтет ездить в Питер на автомобиле.
Когда речь идет о том, что кто-либо получает выгоду от какого-то действия, я хочу понимать, в чем эта выгода. В данном случае ни одного вменяемого объяснения не существует.
Тогда уж нужно обвинять во всем авиакомпании, говорить, что это они что-то там уронили на пути, чтобы выиграть в конкурентной борьбе с железной дорогой.
Более того, за такие вещи, зная Владимира Владимировича Путина, можно было бы и место потерять.

– Вообще, катастрофа «Невского экспресса» уникальна сравнительно небольшим количеством версий. Есть попытки обнаружить «чеченский след». Есть желание провести параллель с подрывом поезда Москва – Грозный и покушением на Чубайса. Ответа на вопрос «Кому это выгодно?» не дал ни один значимый комментатор. Есть еще одна версия, которая была озвучена Валентиной Матвиенко: теракт был направлен против кого-то из пассажиров «Невского экспресса».
– С таким подходом вполне можно согласиться. Бывали случаи, когда, например, самолет взрывали из-за одного человека. И я был бы полностью солидарен с Валентиной Ивановной, если бы в поезде были заметные, федерального уровня чиновники или бизнесмены. Но, насколько мне известно, в списках пассажиров, которые ехали этим поездом, таких фамилий нет. Можно, конечно, предположить, что объектом теракта мог стать пассажир, чья фамилия не на слуху. Но здесь уже нечего комментировать. Это лежит в компетенции силовых ведомств. Только они могут и должны проверить, насколько вероятна такая история.

– У наших читателей осталось очень неприятное ощущение от того, что ряд СМИ подробно перечислил ошибки террористов, минировавших путь под «Невским экспрессом». Писали не столько о том, что произошло, сколько о том, как именно надо было взорвать поезд.
– Я думаю, что в данном случае не стоит сильно наезжать на коллег-журналистов. Уверен, что основной целью были не «советы террористам», а желание подробно объяснить, что именно произошло.
В данном случае объясняли, что это не фальшвзрыв. Согласитесь, нам в кино показывают, что когда поезд взрывают, то он идет под откос. Здесь же ситуация, слава богу, другая. Поезд со 160 пассажирами на скорости почти 180 км/ч взрывают, и все обходится без жертв.

– А раз нет жертв и кровавых подробностей, некоторые наши коллеги не могут устоять перед соблазном сделать сенсацию из того, что и взрыва не было. Либо был фальшвзрыв. Так получается?
– Естественно, у товарищей – сторонников теории заговора – возникает вопрос: а не имитация ли это для каких-то политических целей? И это уже общественно важная история. Ее нужно объяснять. Именно поэтому важно объяснить, на каком рельсе лежала взрывчатка, как именно пошел поезд, почему именно он не свалился под откос и так далее.
Именно для того, чтобы объяснить, что случилось, газеты подробнейшим образом писали о том, как именно готовилось и совершалось покушение на Чубайса. Рисовали планы, как шли машины, где была заложена взрывчатка и прочее.
Кстати, подобного рода истории рассматриваются и разбираются в суде на открытых заседаниях. И там тоже подробно все объясняют и рисуют.
Тем более, что в данном случае история вполне очевидна. Технологии старые – еще с партизанских времен. Кому надо, те умеют.
Другой вопрос, что во всяких такого рода историях нужно быть очень осторожным и не переходить определенную грань. И это, безусловно, ответственность главного редактора. Но я думаю, что в данном случае у абсолютного большинства СМИ задача была в том, чтобы показать, что катастрофа «Невского экспресса» – это реальный теракт, это не имитация, что угроза очень серьезна.


Никаких радостей, кроме геморроя

Михаил Леонтьев, телевизионный ведущий, главный редактор журнала «Профиль»:
    – Прокуратура заявила, что рассматривает все версии подрыва поезда «Невский экспресс». Называются правые экстремисты, чеченские боевики, криминальные структуры. Главная проблема – совершенно невнятные мотивы. Невозможно понять, зачем нужен сегодня этот теракт так называемым правым экстремистам, боевикам или кому-то другому. Это не принесет им никаких радостей, кроме достаточно серьезного геморроя.
    Если предположить, что кто-либо из заговорщиков действовал по найму, то в исполнители можно смело записывать и тиморских повстанцев, и «Тигров освобождения Тамил-Илама».
    Деликатность официальных оценок подвигла впечатлительных коллег к экзотическим версиям. Здесь, кстати, удивительно, что среди версий остался невостребованным битцевский маньяк. Эта версия была бы принята всем прогрессивным человечеством и людьми доброй воли в странах развитой демократии с восторгом.
    Зато есть две совершенно потрясающие версии, которые можно обозначить как «месть Прусака» и «членовредительство РЖД».
    Месть Прусака: за 18 лет губернаторства Михаил Прусак имел достаточно времени, чтобы сформировать изощренную инфраструктуру партизанского подполья, которая просто ну никак не могла не отреагировать на его вероломное увольнение.
    Чемпионская версия: теракт подготовило руководство РЖД и лично Владимир Иванович Якунин. В пользу этой версии играет странное и вопиющее совпадение теракта с ребрендингом РЖД. Очевидно, что с обвальным ростом упоминания компании в прессе стоит в ближайшее время ожидать критического роста наполняемости вагонов, в том числе питерского экспресса. Есть слух, что компания готовит в продажу новый продукт – стоячие билеты.
    А если серьезно, то только фантастическое везение и поразительное хладнокровие машиниста-профессионала, благодаря которым пострадавшие, к сожалению, есть, но жертв, к счастью, нет, позволяют свести эту катастрофу к шутке.
    Есть основание предполагать, что с развитием избирательного цикла шутить нам не придется.
    Но все-таки тот факт, что для системной дестабилизации страны недостаточно информационных войн и даже, слава богу, тротила, является свидетельством некоторой прочности наших государственных институтов.


Редакция



Школы сдают анализы

Пристальное внимание со стороны санитарных и противопожарных служб к подготовке школ к учебному году, по мнению чиновников, принесло свои плоды. Опасные школы закрыты, остальные практически готовы к первому сентября.

«Благодаря принятым мерам с 2005 года в школах от пожаров не погиб ни один ребенок», – заявил в пятницу на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций глава МЧС Сергей Шойгу. В общем количество пожаров в учебных заведениях сократилось за это время более чем в 2 раза.

Напомним, несколько лет назад после ряда пожаров в школах и интернатах Госпожнадзор (МЧС) ужесточил требования к противопожарной безопасности учебных заведений, потребовав их оборудования пожарными сигнализациями, смены обветшалой электропроводки и так далее.

При этом муниципалитеты, в ведении которых находятся школы, не располагали финансовыми средствами для одномоментного выполнения всех требований пожарных, а потому в 2004 году количество школ-нарушителей исчислялось десятками тысяч. В августе прошлого года грубые нарушения были выявлены в 16,5 тыс. общеобразовательных учреждений, причем 88 из них так и не смогли выполнить предписания и оставались закрытыми до конца сентября и даже более.

По данным проверяющих комиссий на 15 августа этого года, не готовы к новому учебному году только 4% (2,2 тыс.) школ.

Как сообщил главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Геннадий Кириллов, на данный момент 835 школ временно закрыты: «Но мы уверены, до Дня знаний большинство из них справится с нарушениями». В противном случае учащиеся будут переведены в соседние школы.

В основном не справились с поставленной пожарными задачей учреждения в Сибири и на Дальнем Востоке. Впрочем, неудивительно, ведь именно здесь располагается большинство школ с печным отоплением, которых всего в России насчитывается 10 –12%.

Вместе с представителями Госпожнадзора школы инспектируют санитарные комиссии. Полностью готовы к началу нового учебного года по санитарным нормам 34% учреждений. Предписания по ликвидации нарушений получили 54% школ, то есть почти 32 тыс. учреждений. Пять школ закрыты.

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко пояснил, что для середины августа эта ситуация обычная. «За оставшееся до 1 сентября время школы успеют закончить подготовку, исправить недостатки, но уже можно сказать, что наши строгие меры дают хорошие результаты», – отметил главный государственный санитарный врач РФ.

Основные нарушения: несоответствие специализированных кабинетов (спортзалы, мастерские, кабинеты химии и др.) санитарным нормам, нехватка мебели, износ сантехники, неудовлетворительное состояние пищеблоков, проблемы с освещением, водоснабжением, отоплением и канализацией.

Наибольшее число школ, получивших санитарный «неуд», находится в Татарии, Красноярском и Пермском краях, Волгоградской, Московской, Новосибирской, Омской, Оренбургской и Свердловской областях.

Несмотря на улучшение санитарного состояния школ, остается нерешенным вопрос полноценного питания школьников.

«Недостатком в организации питания по-прежнему является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. Используются также приемы уменьшения веса блюд», – отмечают в Роспотребнадзоре. В этой связи ведомство обещает усилить контроль за организацией школьного питания в новом учебном году.

Сергей НАГОРНЫЙ


Западно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» объявляет о проведении конкурсов :

– конкурс № 171 «Капитальный ремонт объектов дирекции по ремонту пути»;
– конкурс № 172 «Капитальный ремонт котлов РПЗ-23 ст. Новосибирск-Восточный»;
– конкурс № 173 «Капитальный ремонт фундамента здания деревообрабатывающего цеха вагонного депо Татарская»;
– конкурс № 174 «Капитальный ремонт земляного полотна».

С описанием объекта конкурса и конкурсной документацией можно ознакомиться бесплатно на сайте www.zszd.ru (раздел «Бизнес-информация»).

Вы можете получить информацию по вопросам, связанным с конкурсом, по адресу: 630004, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 12 – служба МТС ЗСЖД, комн. 253. Телефон: (383) 229-43-96, 229-45-08; факс:(383) 229-91-65; 229-45-84. E-mail: ZheleznovaUO@wsr.ru; tomilovavg@wsr.ru.

Регистрация участника конкурса производится после получения организатором уведомления о его намерении участвовать в конкурсе.

Конкурсные заявки принимаются по адресу: 630004, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 12, служба МТС, комн. 253.
Последний срок приема заявок 21 сентября 2007 года до 12.00 местного времени.

Конкурсная комиссия

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30