18 октября 2021 21:01

Неразменный рубль Владивостока

19 мая 1891 года импе­ратор Александр II специальным рес­криптумом поручил совершить закладку Сибирского железнодорожного пути наследнику престола Николаю, который в этот день присутствовал на торжественной укладке первых рельсов великой магистрали во Владивостоке.

В 1887 году на совещании министров было принято решение приступить к изысканиям Южно-Уссурийского участка дороги. Работы велись в исключительно сложных условиях. Газета «Приамурские ведомости» писала: «Утопая в снегу, в тяжелой одежде, ослепленные снегом, шли наши изыскатели день за днем все дальше в девственную тайгу. …Случалось целыми сутками не спать и не есть, и ночевать под открытым небом». Военные топографы выполнили съемки восточного участка дороги. За два года были выполнены все необходимые работы. Однако в 1890 году Кабинет министров отверг представление Министерства путей сообщения о начале строительства Уссурийской железной дороги «ввиду значительных средств, потребных на строительство этой линии». Только благодаря настойчивости Приамурского генерал-губернатора Андрея Корфа, который написал в докладной на имя царя, что без строительства железной дороги «наш порт на Тихом океане является как бы отрезанным от удобных сообщений с внутренними частями страны и лишенным всякой базы», Александр наложил на петиции резолюцию: «Необходимо приступить скорее к постройке этой дороги».

И вот 19 мая 1891 года на площади, которая сейчас называется Привокзальной, собралось буквально все население Владивостока. Выполняя волю отца, Николай Александрович, будучи проездом из Японии в Петербург, лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала. А в стены этого вокзала были замурованы в честь такого события серебряная доска и царский серебряный рубль, который, как утверждала людская молва, должен притягивать деньги, как неразменный рубль. Вокзалы в начале и в конце Великой Сибирской магистрали строились по похожим проектам: это Северный (Ярославский) в Москве и вокзал во Владивостоке. Однако если Северный – это вольная фантазия архитекторов на тему Древней Руси, то во Владивостоке обращают на себя внимание шатровые крыши, оригинальные столбики. Центральная часть напоминает русскую крепостную башню.

В 2,5 верстах от города Владивостока наследник престола собственноручно подвез и опрокинул тачку с землей, символически ознаменовав этим начало работ по сооружению будущей магистрали. И деньги пошли. На строительство Южно-Уссурийской дороги (Владивосток – Никольское (г. Уссурийск) – Спасское (г. Спасск-Дальний) до станции Графской (ныне г. Дальнереченск) было выделено 7 млн руб. Дорога строилась быстро. Ежегодно вводили в эксплуатацию 575 верст «чугунки». Впервые инженеры-путейцы под руководством Ориеста Вяземского применили здесь облегченные технические условия, которые затем были перенесены на всю трассу Великого Сибирского пути. Ширина земляного полотна устанавливалась 5,1 м в насыпи и 4,7 м в выемке (в европейской части России она была 5,5 м).

Учитывая суровый климат, бурный разлив рек, Вяземский предложил строить более высокие насыпи. Инженер Николай Дормидонтов впервые применил метод скоростного сооружения мостов. Вяземскому удалось собрать лучших строителей железных дорог со всей России, которые не жалели своих сил, а порой и жизни, добиваясь цели. Они были главным богатством восточной ветки Транссиба. В то же время на стройке умер инженер Владимир Иловайский, разбился инженер-изыскатель Владимир Шмаков, его именем названы станция и курорт Шмаковка.

Традиционно на Дальневосточной магистрали многие станции носят имена первых строителей железной дороги: Барановский, Дормидонтовка, Эбергарт, Кноррин, Свиягино…

Когда Вяземский уезжал с Дальнего Востока, генерал-губернатор Николай Гродеков послал ему телеграмму: «Ваше имя и имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться подобно именам лиц, содействовавших закреплению Амурского края за Россией». К сожалению, некоторые из них впоследствии были переименованы без всяких на то оснований.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31