27 ноября 2021 05:03

Остается только вкладывать средства

Олег Бетин, глава администрации Тамбовской области:

– Железные дороги для Центральной России – это основной вид транспорта. К примеру, в Тамбовской области более 70% перевозок грузов и пассажиров осуществляются именно железнодорожным транспортом. Для нас не заниматься развитием железных дорог – значит остановить развитие региона в целом, его экономики и социальной сферы.

Не так давно в регионах закончилось обсуждение «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года», в котором Тамбовская область приняла достаточно активное участие. Я благодарен Юго-Восточной железной дороге за то, что с ее помощью нам удалось многие наши предложения донести до руководства ОАО «РЖД» и Министерства транспорта России. Обсуждения этих предложений проходили нелегко, но благодаря настойчивости и грамотному профессиональному подходу начальника ЮВЖД Анатолия Володько нам удалось перейти от общих разговоров к технико-экономическим обоснованиям и экспертизе проектов.

И сегодня наши предложения уже нашли свое место в «Стратегии». Один из проектов – это электрификация большого участка Юго-Восточной железной дороги Ртищево – Кочетовка. Стоимость реализации замысла, воплощение которого в жизнь запланировано не позднее 2010 года, составляет 9 млрд руб. Причем подготовку технико-экономического обоснования берет на себя Тамбовская область. Кроме того, в проекте «Стратегии» учтено еще одно наше предложение, касающееся снижения затрат на подключение к электроэнергетике железных дорог.

Также мы получили поддержку со стороны ОАО «РЖД» и Минтранса и в вопросе строительства путепровода в городе Мичуринске, где существует необходимость развести автомобильные и железные дороги.

В ходе реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта» мы надеемся получить базовую расчетную модель для подсчета убытков от перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Проблема нынешней финансовой схемы в том, что производится общий расчет по всем перевозкам в целом, при котором очень сложно выделить уровень эффективности перевозок в пригородном сообщении. Но, насколько я знаю, новая модель расчетов, в которой пригородные перевозки будут выделены в отдельную графу, будет создана уже в ближайшее время.

Кроме того, Тамбовская область в ближайшей перспективе намерена осуществить целый ряд проектов, реализация которых представляет для Юго-Восточной дороги и ОАО «РЖД» в целом несомненный интерес. Это и строительство ГРЭС мощностью 700 МВт, работающей на угле, и разработка месторождения ильменит-рутил-циркониевых песков «Центральное» на территории региона. Принципиальные вопросы согласованы, остается только вкладывать средства и, собственно, заниматься добычей полезных ископаемых.

Фото Сергея Киселева


Поездам нужна электроника

Порядка 800 млн руб. потребуется на завершение комплексной реконструкции инфраструктуры хозяйств автоматики и телемеханики Куйбышевской железной дороги. Это позволит к 2009 году обеспечить пропуск поездов весом более 7 тыс. тонн на участке Самара – Сызрань.

Реконструкция хозяйства СЦБ на участке от Самары до Сызрани началась еще в 2002 году. Однако централизованные средства выделялись лишь на разработку проектно-сметной документации и строительство двух новых постов электроцентрализации (ЭЦ) на станциях Правая Волга и Обшаровка. В то же время, по данным службы автоматики и телемеханики, самый «проблемный» участок, входящий в транспортный коридор «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел», находится на Самарском отделении от Самары до Сызрани, где до сих пор работают устройства автоблокировки и посты ЭЦ на устаревшей релейной системе. А это не только отрицательно влияет на пропускную способность, но и влечет за собой дополнительные расходы на обслуживание оборудования. «Большая часть устройств СЦБ эксплуатируется свыше 40 лет. Ежегодные расходы дороги на содержание устаревших устройств СЦБ составляют около 30 млн руб.», – подчеркнул «Гудку» начальник службы автоматики и телемеханики КбшЖД Николай Кияткин.

Специалисты хозяйства автоматики и телемеханики в течение пяти лет за счет средств, выделяемых на эксплуатационные расходы дороги, проводили и капитальный ремонт устройств СЦБ на участке Самара – Сызрань. На перегонах, прилегающих к станциям Кряж, Новокуйбышевская, Липяги, была введена автоматическая блокировка с тональными рельсовыми цепями (АБТ). На действующих постах ЭЦ установлена система диагностики, позволяющая контролировать текущее состояние устройств СЦБ с определением предотказного состояния дорожной инфраструктуры без присутствия работника.

Но этого, по мнению главного инженера службы автоматики и телемеханики Дениса Аграфенина, недостаточно.

«Для обеспечения беспрепятственного пропуска поездопотоков требуется строительство новой системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями централизованной (АБТЦ) и постов микропроцессорной электрической централизации на участке Новокуйбышевск – Октябрьск»,– говорит он.

Существующая автоблокировка АБТ имеет одно слабое место – это рельсовые цепи с дроссель-трансформаторами (ДТ), создающие ограничения как по весовой норме, так и по количеству поездов на перегонах. «Сегодня дороге необходимо провозить поезда весом более 7000 тонн, а пока мы провозим 6000 – 6900 тонн, – подчеркивает Денис Аграфенин. – Интервал в движении поездов должен быть 5 – 7 минут, а фактически он составляет 10 –12 минут».

Еще одна проблема действующего оборудования СЦБ – его привлекательность для расхитителей цветного металла, содержащегося в ДТ и релейных шкафах (РШ). Переход же на АБТЦ, когда с перегонов исчезнет оборудование из цветного металла, решит эту проблему. Все движение будет регулироваться централизованно с поста ЭЦ, который находится под охраной.

При реализации проекта – введение в эксплуатацию системы АБТЦ – создается безлюдная технология обслуживания движения поездов для целого ряда хозяйств – путейцев, энергетиков, движенцев, СЦБ. В результате дорога получает возможность беспрепятственно пропускать поезда повышенного веса в четном и нечетном направлениях. Для этого необходимо включить в титул комплексной реконструкции участки, на которые уже имеется проектная документация. Дело в том, что до настоящего времени компания выделяла централизованные средства отдельно по каждому хозяйству. При этом на обновление инфраструктуры хозяйства автоматики и телемеханики денег не хватало. Например, в 2006 году на станциях Правая Волга и Обшаровка построено два новых поста электрической централизации (ЭЦ). Однако до сих пор они не оснащены системами ЭЦ.

В 2007 году на участках Воеводская – 626-й км, Аша – Симская, Новоотрадная – Толкай, Чишмы – Шингак-Куль, Талды-Булак – Приютово, Заглядино – Асекеево, Толкай – Подбельская, а также станций Симская и Самара планируется завершить обновление контактной подвески на 63 км электрифицированных путей основного транспортного коридора.

За счет установки новых устройств электроснабжения интервал движения поездов массой 6 – 6,3 тыс. тонн будет сокращен с 25 до 10 – 14 минут. Также вводятся в постоянную эксплуатацию вторые главные пути с комплексом сооружений на Сызранском узле. После завершения электрификации участка Сызрань – Сенная его пропускные возможности составят 32 пары поездов в грузовом движении и 15 пар пассажирских в сутки. А уже сегодня на этом направлении ежесуточно курсируют 25 пар грузовых поездов, 10 пассажирских и два пригородных электропоезда.

Для завершения комплексной модернизации в 2008 году потребуется дополнительно 419 млн руб., а в 2009 году – еще 372 млн руб. За это время планируется ввести в эксплуатацию два поста ЭЦ на станциях Правая Волга и Обшаровка. Далее модернизация пойдет до станции Жигули через станции Мыльная, Безенчук и Чапаевск.

В июле этого года вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Воробьев в рамках рабочего визита на Куйбышевскую дорогу оценил состояние инфраструктуры хозяйств пути и СЦБ. По его мнению, полигон дороги необходимо расширить именно за счет комплексной модернизации хозяйства СЦБ.

Дмитрий ПОПОВ,
соб. корр. «Гудка»
Самара


Справка «Гудка»
    Эксплуатационная длина Самарского отделения Куйбышевской железной дороги составляет 1160 км, или почти одну четвертую часть длины всей дороги. На отделении эксплуатируется 81 станция. В их числе три станции сетевого значения – Сызрань-1, Октябрьск и Кинель. Ежесуточно Самарское отделение грузит около 70 тыс. тонн грузов по 28 номенклатурам. К тому же через южный ход отделения проходит мощный транзитный грузопоток, который составляет свыше 25 пар поездов в сутки.

Тренировка на безопасность

Ни одного случая производственного травматизма не зафиксировано с начала года на предприятиях Калинин­градской магистрали.

К августу же прошлого года на дороге произошло четыре ЧП на производстве, причем одно из них привело к тяжелым травмам.

Как сообщила «Гудку» начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Калининградской дороги Регина Савинова, в этом году дорога серьезно подошла к охране здоровья своих работников. Так, только в строительство, содержание и ремонт служебных проходов на территории станций и внутри производственных помещений и установку ограждений с начала года было вложено почти 1,7 млн руб., а на улучшение условий труда, не считая затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, направлено 10,2 млн руб.

Всего же на реализацию программы по обеспечению безопасных условий труда на предприятиях КЖД за семь месяцев израсходовано около 16 млн руб.

На эти средства внедрены десятки технических устройств, снижающих долю ручного труда и риск получения травмы на рабочем месте. В частности, на магистрали ждут комплектов технических средств, защищающих от поражения электрическим током работников хозяйств электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи и вычислительной техники. До конца года дорога получит девять таких комплектов.

Кроме того, на станции Калининград-сортировочный отремонтированы производственные и бытовые помещения, обновлены устройства сигнализации. А между путями служебные проходы выложены бетонной плиткой. Теперь составители поездов и другие специалисты в полной безопасности могут ходить во время роспуска вагонов.

Более 1 млн руб. потрачено на ремонт санитарно-бытовых помещений службы монтеров пути на станциях Калининград-сортировочный, Большаково, Луговое-Новое, Кутузово, Багратионовск, Пионерский Курорт, Балтийский Лес.

Повысить безопасность поможет и оснащение системами электрообогрева 31 автоматического стрелочного перевода на станциях Балтийск и Черняховск, на что выделено 4 млн руб.

По мнению заместителя начальника КЖД по социальным вопросам и управлению персоналом Владимира Вербича, на повышении уровня безопасности сказывается и обучение персонала. В частности, в оснащенном компьютерными тренажерами передвижном вагоне охраны труда, курсирующем по магистрали уже три года. Здесь демонстрируют учебные видеофильмы, а также воспроизводят моменты возникновения опасных ситуаций. В вагоне-тренажере уже прошли школу безопасности более 900 железнодорожников.

Александр ЗАКОВРЯШИН,
соб. корр. «Гудка»
Калининград

Потери из-за роста

Как и предупреждали специалисты ЮУЖД, ряд параметров работы магистрали выполнить по итогам полугодия не удалось. Основная причина – значительный рост перевозок в связи с ремонт­ными работами на Свердловской железной дороге.

Например, работа хозяйства автоматики и телемеханики, а также локомотивного и вагонного хозяйств Южно-Уральской железной дороги признана неудовлетворительной по обеспечению безопасности движения. Об этом заявил начальник ЮУЖД Владимир Молдавер на конференции трудового коллектива дороги, где подводили итоги выполнения коллективного договора за первое полугодие 2007 года.

Как сообщил начальник магистрали, количество случаев брака по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года в локомотивном хозяйстве Южно-Уральской возросло на 30% (с 57 до 74), в вагонном – на 25% (с 24 до 30), в хозяйстве автоматики и телемеханики – более чем в два раза (с 3 до 7).

В целом количество случаев брака по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 24%. Самый большой рост отмечен на Оренбургском, Курганском, Карталинском отделениях.

При этом Владимир Молдавер отметил, что во многом возросшее количество брака связано с тем, что в отчетное полугодие ЮУЖД работала в условиях значительного роста объемов перевозок, особенно в период проведения капитального ремонта пути на соседней Свердловской дороге, обеспечивая пропуск всего предъявляемого потока поездов. Южно-Уральской дороге удалось на 6,5% перевыполнить плановые задания по обороту грузов и на 2,4% – по погрузке, подняв при этом производительность труда на 16,6% к уровню прошлого года. Рост показателей сказался и на заработной плате. По сравнению с прошлым годом она выросла на 15,1% и составляет в среднем 14,9 тыс. руб. Однако у этой статистики есть и оборотная сторона.

«Объем выполняемой работы превысил плановый, исходя из которого рассчитывалась численность контингента локомотивных бригад магистрали. Но даже ныне имеющийся штат локомотивных бригад используется на магистрали нерационально», – сообщил начальник магистрали.

По данным заместителя начальника ЮУЖД по экономике Александра Сельменских, с начала этого года непроизводительные потери локомотивных бригад составили 739 тыс. часов (рост к 2006 году – 7,4%). На 22% выросло время следования локомотивных бригад в качестве пассажиров, на 33,2% увеличился срок ожидания следования локомотивными бригадами, на 18,3% – следование резервом.

Из-за этих непроизводительных потерь возрос и объем сверхурочных часов: к уровню прошлого года сверхурочные выросли в 4,2 раза, а в локомотивных депо Челябинск и Курган – почти в пять раз.

«На оплату сверхурочных часов на дороге ежемесячно расходуется почти 20 млн руб., каждый час приходится оплачивать с коэффициентом от 1,5 до 2,0, – сообщил Александр Сельменских. – Эти средства фактически «оттягиваются» от других производственных групп, снижая размер зарплаты и премии».

Евгения МУСИХИНА,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Коротко

На Забайкальской железной дороге начались работы по пере­воду станции Ангарич на обслуживание новыми устройствами связи, сигнализации, централизации и блокировки.

На Западно-Сибирской железной дороге за 7 месяцев принято к перевозке в контейнерах 852 тыс. тонн грузов, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них в крупнотоннажных – 703 тыс. тонн грузов (рост составил 9,4%).

На Астраханском отделении Приволжской железной дороги за первое полугодие было предотвращено 82 попытки хищений, сумма предотвращенного ущерба составила 753,8 тыс. руб., по подозрению в совершении данных преступлений задержано 123 человека.

На Горьковской железной дороге с января по июль погружено 63434 контейнера, в том числе крупнотоннажных – 17792. Погрузка в контейнеры за семь месяцев составила 518 тыс. тонн, в том числе в крупнотоннажные – 358 тыс. тонн.

Северо-Кавказская магистраль за счет эффективного использования подвижного грузового состава сэкономила за 7 месяцев более 150 млн руб.

На Комсомольском отделении Дальневосточной железной дороги достигнута рекордная за все время его существования среднесуточная погрузка – 52559 тонн при плановом задании 42900 тонн, что более чем на 20% выше плана.

На Восточно-Сибирской магистрали с начала года дирекцией по ремонту вагонов отремонтировано 10350 грузовых вагонов. Доходы от этой деятельности составили более 704 млн 205 тыс. руб., что вдвое превышает показатель прошлого года.

На Красноярской железной дороге за два последних месяца путейцы на 20 баллов повысили показатели качественного состояния рельсовой колеи.

Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги за счет увеличения объемов погрузки в июле заработало на 1 млрд руб. больше, чем за тот же период прошлого года.

На Северной железной дороге в поездах пригородного сообщения в июле было перевезено 2,22 млн пассажиров.

На Белгородском отделении Юго-Восточной железной дороги за 7 месяцев отправлено более 27 млн тонн грузов, почти 19 млн тонн составила погрузка руды.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30