27 ноября 2021 03:18

Владимир Якунин: Мы делаем ставку на человеческий капитал

О перспективах развития железнодорожного транспорта в стране, взаимодействии с европейскими партнерами и регионами РФ «Гудку» накануне профессионального праздника отрасли рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

– Владимир Иванович, сейчас большинство регионов включилось в обсуждение программы развития отрасли до 2030 года. Насколько эта программа синхронизирована со стратегиями развития других отраслей экономики? Нет ли противоречий в позициях?
– Начнем с того, что РЖД на 100% принадлежат государству. И в нашей программе развития до 2030 года уже заложены государственные подходы к развитию железнодорожного транспорта. И коль скоро это так, то подходы к реализации программы, наше сотрудничество с рядом отраслей и предприятий не могут противоречить интересам государства.
Когда мы говорим о синхронизации программ промышленного развития, которая должна обеспечить выполнение нашей стратегии до 2030 года, мы, по сути, говорим о формировании промышленной политики Российской Федерации. И здесь не все так просто.

Когда вопрос о стратегии экономического развития рассматривался на правительстве, оказалось, что документ фактически не готов. Он был возвращен на доработку. Безусловно, с учетом наших замечаний и дополнений.
Для того чтобы сформировать по-настоящему комплексную, долгосрочную программу промышленной политики страны, должны быть выработаны предельно конкретные, долгосрочные инвестиционные программы развития отраслей промышленности, регионов, предприятий. Только тогда это будет по-настоящему работоспособная программа.
Мы пока таких документов не видели.

– Одной из наиболее важных новостей нынешнего года стал проект продления колеи 1520 в Европу. Что получают от его реализации Россия, страны Восточной Европы и ЕС?
– Мы должны совершенно иначе подходить к вопросу интеграции России и Европы, в том числе и в области транспорта. Несмотря на многочисленные заявления о том, что такая интеграция происходит, серьезных подвижек немного.
Уверен, что продление колеи как раз и будет служить важным интегрирующим фактором как для России, так и для Европы.
Не нужно строить иллюзий по поводу того, что России этот проект более выгоден, чем Европе. Если Европе он будет неинтересен, никакой широкой колеи не будет.
Когда мы говорим о развитии железнодорожного транспорта, который является для ЕС наиболее экологически чистым, безопасным и поддерживаемым видом транспорта, речь идет о «перетягивании» на железные дороги части перевозок товаров из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион и обратно. Их общий объем, по оценке европейских экспертов, составляет до $600 млрд в год. Значительную часть можно переориентировать на железную дорогу, и тут есть интересы и европейских железных дорог, и российских. И еще неизвестно, кому это более выгодно.

– Тем не менее у проекта есть ряд влиятельных противников…
– Это вполне естественно. Против выступают предприниматели и связанные с ними политические круги, которые зарабатывают на том, что Европа по факту разделена на Западную и Восточную.
Приведу пример. На границе СНГ и ЕС происходит смена транспортных документов. Транспортные документы отличаются друг от друга не только языком, но и содержанием. Их нужно получить, перевести, переработать. И есть ряд структур, которые выполняют такую работу. Им это выгодно. А если у вас будет единая транспортная накладная, чего мы сейчас добиваемся на маршруте Россия – Польша – Германия, конечно, ряд коммерческих структур лишается работы, теряет деньги. Они и выступают против.
Но их интересы ничего общего с интересами России в целом или Европы в целом не имеют.
Есть другие оппоненты. Они остались в своем развитии в эпохе «холодной войны».
Говорят, например, что по широкой колее русские смогут легко перебросить в Европу свои танки. Говорят об этом всерьез. Именно такого рода политики дают нам рекомендации о смене Конституции.

– Уже не первый год не решается проблема с регулированием транзитных тарифов. Портовики обвиняют РЖД в завышении тарифа, и наоборот. По факту транспортная составляющая в себестоимости продукции в нашей стране очень велика. Как решить эту проблему?
– Дефицит портовых и перегрузочных мощностей в России привел к двум последствиям. Первое – бурное развитие таких мощностей в прибалтийских государствах, где морская перевалка грузов была традиционно развита еще во времена СССР. Причем правительства прибалтийских государств приняли решения, направленные на повышение конкурентных преимуществ портов. Это законы о свободных экономических зонах в портах.
Попытки принять аналогичные законы в России только на моей памяти продолжаются более 7 лет. Принятие закона об особых экономических зонах в портах дало бы мощнейший толчок их развитию даже без существенных дополнительных финансовых вливаний.
Это, по сути, машина для производства денег. А нам говорят, что эту машину построить дорого.
Вторым элементом являлось формирование российского бизнеса в наших портах.
Поскольку порты являются необходимым условием для развития ВЭД, в них сформировались такие тарифы, которые бизнес не может переваривать. Услуги российских портов стоят в несколько раз дороже, чем европейских.
И пока экономика это выдерживает, портовикам хорошо, владельцам груза терпимо. А как только начинаются разговоры о снижении транспортной составляющей в цене товара, все тут же требуют сокращения железнодорожных тарифов, ощипывая отрасль. как курицу.
Эта политика недальновидна. Из-за нее железнодорожные тарифы отставали не только от роста цен в промышленности, но даже были ниже инфляции.
Часто повторяют, что с 1992 года тарифы на грузовые перевозки выросли в 58 раз. Но при этом цены на продукцию металлургии, химической промышленности, не говоря уже о нефтегазовой, выросли в 120 – 200 раз. Один из результатов – недовложения в инфраструктуру, недоукомплектование подвижным составом, слабое развитие мощностей по производству подвижного состава, отвечающего современным требованиям и, как следствие, проблемы у тех же грузовладельцев и тех же портовиков.
Выход прост – принятие законов об особых экономических зонах в портах, синхронизация тарифов на обработку грузов в портах с железнодорожными.
«Российские железные дороги» по решению совета директоров компании вошли в состав акционеров и советы директоров крупнейших портов, что позволяет нам уже сейчас влиять на формирование портовых тарифов.
В вопросах тарифообразования в портах очень велика роль Минтранса. Говорю это не понаслышке, поскольку в свое время участвовал в создании «Росморпорта», определяющего уровень портовых сборов, которые, понятно, в итоге ложатся на плечи грузовладельца.
Могу точно сказать, что принцип «взять по максимуму» здесь едва ли является правильным для экономики страны.

– В компании остро стоит проблема нехватки квалифицированных специалистов. Многие видят причину в том, что зарплаты в компании ниже, чем в других отраслях.
– В 90-х годах, когда практически остановилась промышленность, люди просто бросились работать на железную дорогу. Потому что это была чуть ли не единственная структура, где платили реальную зарплату, на которую можно было прожить.
Сегодня развивается промышленность, внешняя конъюнктура благоприятна для добывающих отраслей. Уровень доходов сырьевых компаний очень высок, они могут позволить себе платить высокие зарплаты. Это объективно.
РЖД – компания производственная, наши доходы в очень малой степени зависят от цен на нефть, например. Кроме того, зарплаты на железной дороге никогда не занимали первого места в стране.

– Даже в те самые 90-е?
– Не обольщайтесь. Сегодня мы по уровню зарплаты находимся на 5 – 6-м местах среди базовых отраслей. И это в условиях нынешнего состояния экономики очень неплохой показатель.
Мы разрабатываем и уже запускаем ряд социальных программ, которые должны сыграть очень важную роль в том, чтобы не только удержать, но и привлечь в компанию человеческий капитал.
Речь идет, например, об ипотечной программе для молодежи. Условия ее таковы, что для приобретения квартиры не требуется первого взноса, а проценты по кредиту составляют всего 2%, что, учитывая инфляцию, означает предоставление фактически беспроцентного кредита.
У нас второй по значимости, а по динамике, я думаю, что и первый в стране пенсионный фонд «Благосостояние». Те, кто в соответствии с законом не может получать корпоративную пенсию, очень хорошо понимают, насколько велика разница между корпоративной и государственной пенсией. Но и для них у нас есть благотворительный фонд «Почет», через который мы ежемесячно доплачиваем пенсионерам по 350 руб., что в масштабах компании очень ощутимые деньги. Прибавьте к этому бесплатное топливо, выплаты к праздникам и многое другое.
Мы уделяем большое внимание работе с молодежью, у нас есть большое количество грантов, которые выделяют наиболее талантливым студентам.

– Насколько устраивает ОАО «РЖД» качество тех специалистов, которых готовят отраслевые вузы?
– У нас есть отличные примеры, когда процесс обучения плотно привязан к практической деятельности. Например, в Ростовском университете. Ректор РГУПСа, несмотря на свой возраст, по-моему, наиболее молодой с точки зрения реакции на все новое, что происходит в компании.
С другой стороны, мне кажется, что увлечение наших вузов такими нетрадиционными для них дисциплинами, как юриспруденция, современная экономика, приводит к производству суррогатных продуктов.

– Обычно это объясняют тем, что компания не может в полной мере финансировать отраслевое образование и вузы должны сами зарабатывать деньги.
– До 80% объема финансирования наши университеты получают от нас. Мы заключили договоры со всеми железнодорожными вузами на подготовку нужных нам специалистов. Кроме того, мы финансируем студентов-целевиков. Руководители дорог оказывают и другую помощь вузам – закупают оборудование, финансируют объекты социально-культурной сферы. Так что разговоры о недостаточном финансировании отраслевого образования не всегда имеют под собой реальную почву.

– Серьезное беспокойство на сети вызывает предстоящее выделение медицинских учреждений и санаторно-курортного комплекса. Не снизится ли в этой связи размер соцпакета, доступного сотрудникам компании?
– Безусловно, компания будет делать все возможное для повышения эффективности своей работы, для увеличения производительности труда. Это означает, что, с одной стороны, количество сотрудников будет сокращаться, а с другой – уровень их доходов будет расти.
При этом в стране в целом развивается социальная сфера. Наши сотрудники должны иметь возможность пользоваться этой инфраструктурой. Пока уровень развития государственной соцсферы недостаточен, мы будем иметь собственные дома отдыха, собственные лечебные учреждения, собственные спортивные объекты. Тем более в тех населенных пунктах, где наши объекты единственные. Мы будем их сохранять до тех пор, пока они будут востребованы нашими сотрудниками.
Но проблема не только в социальной сфере. Проблема в отношении к работе. Совсем недавно был на одном из наших заводов. Завод, надо сказать, не самый успешный. За время разговора с коллективом и руководством, а разговаривал я с ними долго, ни разу не был поднят вопрос о том, как больше заработать, о том, как привлечь дополнительные заказы, как оптимизировать производство. Спрашивали лишь о том, когда им заплатят премию, когда будут выполнены те или иные социальные обязательства и т.п.
Что это? Это деловая импотенция руководителей и полная развращенность коллектива. Как с этим бороться?
Мы будем поддерживать те предприятия, где и менеджмент, и коллектив будут ориентированы на то, как больше заработать, чтобы больше получить.
Я на днях подписал распоряжение о премировании целого коллектива сотрудников в размере полугодового оклада. Потому что они реально сократили расходы компании на 5 млрд руб. На днях же на встрече с рационализаторами я совершенно сознательно сказал, что мы переходим от единовременного поощрения рационализаторских разработок к системе, когда человек в течение определенного срока получает деньги в зависимости от экономического эффекта, полученного от его изобретения («Гудок» подробно рассказывал о мероприятии на этой неделе).

– Создана дирекция по вокзалам – филиал ОАО «РЖД». Как вы оцениваете начало ее работы?
– Старт мог быть и помощнее, но и проблема непроста. Сервис на вокзалах сильно отстает от того, что мы наблюдаем не только в Европе, но и в Корее, Китае да и в России, например в аэропортах.
Есть, правда, положительные примеры. На ряде малых вокзалов, например на Октябрьской дороге, где они, по сути, становятся центрами деловой и прочей активности своего города.
Мы обслуживаем 1,3 млрд пассажиров в год. Они нуждаются в разностороннем, высококачественном сервисе. Мы должны его обеспечить.

– Вы уверены в том, что вокзалы должны быть выделены в отдельную структуру?
– Обязательно. По-другому это работать не будет.

– Вокзалы являются центрами не только деловой, но и криминальной активности. Что дирекция будет делать в этом направлении?
– Проблема криминала решается по мере укрепления государства. Что касается концентрации криминала на наших вокзалах, я вам с полной ответственностью заявляю: у нас будут работать только те, кто хочет заниматься честным бизнесом и кто будет предоставлять пассажиру необходимые услуги нужного качества. Всем остальным лучше подумать о скорейшей смене места дислокации.

– Когда РЖД предоставят пассажирам услугу класса люкс? Проще говоря, когда на российских железных дорогах появятся «Гранд-экспрессы»?
– РЖД способны создать услугу класса люкс на любом направлении, и не хуже, чем любая частная компания. Наш сервис в ряде поездов, например на направлении Москва – Санкт-Петербург, вполне соответствует мировым стандартам. Мы сейчас работаем над созданием «гостиниц на колесах», которые будут предназначены для чартерных рейсов. Уровень сервиса там будет самым высоким.
Но ведь это не основная наша задача. Главное – обеспечить приемлемый уровень сервиса на всей сети, оттренировать десятки тысяч проводников так, чтобы они выполняли свои функции хорошо, чтобы пассажир был доволен. Это не менее, а на самом деле и более сложно, чем сделать один или 10 люкс-поездов.
Наша задача сейчас – создать на всей сети систему стандартов обслуживания пассажира, чтобы человек точно знал, за что он платит, и получал бы ожидаемый уровень сервиса.

Беседовал
Владимир ЗМЕЮЩЕНКО


Телеграмы в номер

Президенту открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Якунину В.И.

Уважаемый Владимир Иванович!

От имени железнодорожников Украины искренне и сердечно поздравляю вас и всех работников российских железных дорог с профессиональным праздником – Днем железнодорожника!

Желаю всем крепкого здоровья, счастья, мира, благополучия и успехов в труде. Выражаю твердую уверенность в укреплении добрососедских отношений и дальнейшем плодотворном сотрудничестве железнодорожников наших стран!

С уважением


генеральный директор «Укрзализныци»
В.В.Козак


    Президенту ОАО «Российские железные дороги» В.И.Якунину
    Председателю дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества П.Г.Кучеренко
    Начальнику Азербайджанской государственной железной дороги А.Н.Аскерову
    Генеральному директору ЗАО «Армянская железная дорога» А.В.Хримяну
    Начальнику Белорусской железной дороги В.И.Жерело
    Генеральному директору ООО «Грузинская железная дорога» И.О.Эзугбаиа
    Генеральному директору ГП НК «Кыргыз темир жолу» Н.Т.Тюлееву
    Министру транспорта и дорожного хозяйства В.Урсу, генеральному директору ГП «Железная дорога Молдовы» М.У.Гагаузу
    Начальнику ГУП «Таджикская железная дорога» А.Х.Хукумову
    Заместителю председателя кабинета министров – министру железнодорожного транспорта Туркменистана Д.А.Мухамедкулиеву
    Генеральному директору «Укрзализныци» В.В.Козаку
    Председателю правления ГАО «Латвийская железная дорога» У.Магонису
    Генеральному директору АО «Литовские железные дороги» С.Дайлидке
    Исполнительному директору – председателю правления АО «Эстонская железная дорога» К.Симмерманну
    Президенту АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Ж.А.Кулекееву
    Всем Н, Дпроф дорог СНГ

    От имени руководства ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и ЦС профсоюза примите самые добрые и сердечные поздравления с праздником – Днем железнодорожника.

    Желаем всем работникам, ветеранам стальных магистралей крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, дальнейших успехов в нашем общем деле.

    Убеждены, что наши слаженные, целенаправленные усилия будут и далее служить развитию и приумножению партнерских связей на благо развития и процветания наших стран.

    Н А.Раматов
    ЦС проф
    К.Сабиров


Президенту ОАО «Российские железные дороги» В.И.Якунину
Генеральному директору ЗАО «Армянская железная дорога» А.В.Хримяну
Начальнику Белорусской железной дороги В.И.Жерело
Генеральному директору – председателю совета директоров ООО «Грузинская железная дорога» И.О.Эзугбаиа
Генеральному директору ГП НК «Кыргыз темир жолу» Н.Т.Тюлееву
Генеральному директору ГП «Железная дорога Молдовы» М.У.Гагаузу
Начальнику ГУП «Рохи охани Точикистон» А.Х.Хукумову
Министру железнодорожного транспорта Туркменистана Д.А.Мухамедкулиеву
Председателю правления Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» А.Ж.Раматову
Председателю правления ГАО «Латвияс дзелзцельш» У.Магонису
Генеральному директору АО «Летувос гяляжинкеляй» С.Дайлидке
Исполнительному директору – председателю правления АО «Эстонская железная дорога» К.Симмерманну
Председателю дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества П.Г.Кучеренко

От имени железнодорожников Казахстана примите сердечные поздравления с профессиональным праздником!

Существующие тесные транспортные связи между нашими коллективами крепнут и развиваются на основе доверия и взаимопонимания на благо роста экономического потенциала наших государств.

Высокий профессионализм и верное служение делу характеризуют работников железнодорожной отрасли.

Желаем всем труженикам железных дорог отличного настроения, крепкого здоровья и семейного благополучия, оптимизма, веры в свои силы и гордости за профессию, которая никогда не утратит своей огромной значимости и престижа.

С уважением

президент АО «НК «Казакстан
темiр жолы» Ж.Кулекеев


    Президенту ОАО «Российские железные дороги»,
    Председателю Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества господину Якунину В.И.

    Уважаемый Владимир Иванович!

    От имени многотысячного коллектива Армянской железной дороги и от себя лично поздравляю Вас в связи с профессиональным праздником – Днем железнодорожника.

    Желаю Вам и всему Вашему коллективу крепкого здоровья, благополучия, счастья, новых трудовых свершений и успехов на благо развития отрасли, успешной реализации всех Ваших планов и начинаний.

    С наилучшими пожеланиями
    Генеральный директор
    ЗАО «Армянская железная дорога»
    А.В.Хримян

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30