29 ноября 2021 14:30

РЖД освоят низкозатратные перевозки

В 2008 году Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) – филиал ОАО «РЖД» намерена запустить проект низкозатратных перевозок (low cost).

В дирекции уверены, что проект позволит увеличить мобильность населения. ОАО «РЖД» сможет эффективно погашать убыточность пассажирских перевозок, а частные инвесторы – вкладывать средства в обновление старого и изготовление нового подвижного состава.

Понятие low cost появилось на американском рынке авиауслуг. Основой нового типа перевозок стал принцип эффективного управления издержками. Снижение стоимости билета проходит за счет многих составляющих. Использование преимущественно одного типа самолетов сокращает стоимость обслуживания и ремонта. Благодаря отсутствию деления на классы и ограничению веса багажа достигается максимальная вместимость. Высокая интенсивность использования авиалайнеров, минимальное время простоя и рейсы на наиболее популярные направления снижают себестоимость перевозок. Сокращение списка оказываемых услуг, продажа билетов в основном через Интернет, невозможность их возврата, отправление лайнеров из второстепенных аэропортов – вот далеко не полный список признаков современного low cost перевозчика.

Мировой железнодорожный транспорт в последние годы также начал развивать это перспективное направление. В Европе во многих странах low cost поезда пользуются спросом у миллионов и представители среднего класса – не самые редкие их пассажиры. Уровень предоставляемых услуг и комфортабельность проезда в таких поездах находятся на достаточном уровне, а цены очень демократичные.

В России подобных проектов до настоящего времени не было. Своеобразным low cost можно считать перевозки в плацкартных вагонах. Однако современные требования к перевозкам пассажиров вынуждают ФПД в будущем полностью отказаться от плацкартных вагонов как не обеспечивающих должный уровень комфорта.

Генеральный директор ФПД Валерий Шатаев рассказал «Гудку», что с 2008 года в пассажирском комплексе постепенно начнет развиваться low cost программа. Социальная направленность такого вида перевозок, экономическая эффективность, подтверждаемая зарубежным опытом, позволяют говорить не только о государственной поддержке проекта, но и об интересе частного бизнеса.

Валерий Шатаев заметил, что сейчас свыше 22% населения страны не могут воспользоваться железнодорожными перевозками из-за крайне низких собственных доходов (до 4 тыс. руб. в месяц). Это один из слоев населения, на который и ориентирован будущий проект.

Он предусматривает создание нового подвижного состава, где полезная площадь вагонов используется максимально. Вагоны low cost будут оборудованы компактными 6-местными купе с полноценными лежачими местами (по три с каждой стороны купе) и багажными отделениями, системами кондиционирования воздуха и санузлами. Максимальное использование полезной площади вагона – один из путей снижения стоимости проезда. Планируется, что именно такие вагоны станут основой парка подвижного состава для low cost перевозок. Для большей части населения России, привыкшего к проезду в плацкартных вагонах, low cost поезда с их комфортабельными 6-местными купе и доступной стоимостью билета станут настоящим открытием.

По словам Валерия Шатаева, вопрос о создании таких вагонов уже обсуждается с отечественными вагоностроительными предприятиями. Однако и существующие пассажирские составы будут использоваться в рамках проекта low cost. Возможно, даже фирменные.

График движения пассажирских поездов разработан таким образом, чтобы пассажиры в удобное время прибывали в пункты назначения. Когда функционирует городской транспорт и есть время добраться до дома. Однако подобное построение графика не позволяет максимально загрузить работой подвижной состав. К примеру, знаменитый поезд «Красная стрела» сообщением Москва – Санкт-Петербург в рейсе находится всего 8 часов в сутки. 16 часов состав простаивает. Новый проект предусматривает, что время простоя может быть использовано.

«Проект low cost для ФПД и ОАО «РЖД» ценен прежде всего с точки зрения сокращения убыточности пассажирских перевозок, которая превышает 20 млрд руб. в год, – сказал Валерий Шатаев. – Да, через несколько лет государство полностью покроет эти убытки. Однако железнодорожники намерены и сами решать эту проблему. Простои составов будут сокращены до минимума. В промежутках между рейсами по основным направлениям составы будут использоваться на других маршрутах. Конечно, курсировать они будут в не совсем удобное для пассажиров время, но по низким ценам. По сути, проект организации низкозатратных перевозок направлен на выполнение социального заказа на транспортное обслуживание населения. Возможно создание на государственном уровне специальных социальных программ, которые будут ориентированы на популяризацию нового вида железнодорожных перевозок. В этой работе смогут принять участие и регионы».

Не секрет, что среднее наполнение пассажирских поездов не превышает 70%. ФПД намерена ликвидировать и этот «пробел», используя так называемый лист ожидания. Гражданин, не имеющий финансовой возможности оплатить стоимость стандартного билета, сможет обратиться в железнодорожную кассу за этой услугой. Если ему необходимо уехать в тот или иной город в определенный день, но точное время убытия не важно, его внесут в лист ожидания. До отправления поезда, в котором будут невыкупленные места, пассажира оповестят. Таким образом, граждане, для которых время отправления поезда несущественно, получают возможность оплатить проезд в рамках программы low cost.

В ФПД считают, что первыми программой low cost должны быть охвачены маршруты для регионов с малым уровнем доходов. Первые поезда предположительно будут курсировать на маршрутах Москва – Ульяновск, Москва – Самара, Москва – Киров. Планируется максимально использовать сезонную неравномерность перевозок. Для этого будет использовано введение low cost тарифов в тех направлениях, где предложение билетов значительно превышает спрос. Население получит хороший стимул к поездкам, а подвижной состав в этом случае эксплуатируется более эффективно.

Таким образом, ФПД и ОАО «РЖД», реализуя проект low cost, решают две основные задачи: увеличения мобильности населения и оптимизации собственных издержек. Cоздание нового подвижного состава с 6-местными купе не потребует дополнительных затрат, вагоны будут закупаться в рамках бюджета компании.

Но ФПД рассматривается возможность разработки low cost направления и с участием частного капитала. «В рамках проекта низкозатратных перевозок мы рассматриваем возможность сотрудничества ОАО «РЖД» и частной компании, – сообщил глава дирекции. – Подвижной состав, оптимизированный для low cost перевозок, будет либо собственностью этой компании, либо арендованным у ФПД. На нее планируется возложить функции оператора низкозатратных перевозок на направлениях с большим пассажиропотоком. Эта компания будет оперативно реагировать на спрос населения на дешевые перевозки и оптимально оперировать вагонами по направлениям. Скорее всего, областью работы нашего партнера станут те маршруты, где курсируют множество студентов, туристов, которые желают доехать быстро и за меньшие деньги».

По словам генерального директора ФПД, в настоящее время с Федеральной службой по тарифам идут переговоры по созданию оптимального ценового коридора. В случае реализации проекта частной компанией тарифы будет устанавливать она сама.

Валерий Шатаев уверен, что после окончательной проработки проекта он будет востребован населением. Демократичная ценовая политика и оптимальный комфорт сделают подвижность граждан с любым достатком максимальной.

Александр ШУГАЕВ


Справка «Гудка»
    Первыми ввели программы low cost авиакомпании. Сейчас в мире насчитывается более 60 таких перевозчиков. В Европе о внедрении системы низкозатратных перевозок объявили 24 авиакомпании. В Европе пытались использовать систему в межгородских автобусных перевозках. В 2006 году услугами мирового рынка low cost воспользовались более 200 млн человек.

В интересах интеграции транспортной системы

Вчера президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Соглашения о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств – членов ОДКБ» (Организации Договора о коллективной безопасности). Как отмечается в документе, создание единой системы техприкрытия направлено на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в интересах национальной безопасности государств – членов ОДКБ. Прикрытие представляет собой комплекс мероприятий по подготовке объектов, сооружений и устройств эксплуатируемой сети железных дорог к выполнению работ по ликвидации последствий воздействия противника.

Кроме того, президент возложил выполнение соглашения на Министерство обороны РФ (командование Железнодорожных войск). Ранее оно выполнялось Федеральной службой Железнодорожных войск РФ, упраздненной в 2004 году.

Женевский марафон

Вчера в женевской штаб-квартире Всемирной торговой организации открылся очередной раунд консультаций о присоединении России к ВТО, которые предположительно продлятся до конца недели. В них приняли участие все заинтересованные страны – члены ВТО. Глава российской делегации на переговорах Максим Медведков сообщил, что вынесенные на обсуждение 10 разделов в основном касаются вопросов таможенного администрирования, контроля таможенных стоимостей, применения таможенных процедур и функционирования свободных экономических зон.

Зерно превысило показатели

По сообщению Министерства сельского хозяйства РФ, с начала зерноуборочной кампании в России намолотили 22,5 млн тонн зерна, что на 3,9 млн тонн больше, чем на аналогичную дату прошлого года. На данный момент зерновые культуры обмолочены на 16,7% от запланированного. В целом в большинстве областей зерновые убраны с превышением запланированных показателей. Так, в Южном федеральном округе валовой сбор зерна составил 19,2 млн тонн, что на 1,4 млн тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года. Хозяйства Центрального округа, убрав около 15% запланированных площадей, намолотили 2,7 млн тонн зерна, что на 2,5 млн тонн больше, чем в 2006 году. Вместе с тем, по прогнозу Минсельхоза, валовой сбор зерна в стране в этом году составит 76 млн тонн против 78,4 млн тонн в 2006 году.

Плановые закупки

Вчера Министерство промышленности и энергетики РФ передало в Госдуму РФ план производства гражданских самолетов в России в 2008 – 2012 годах. Согласно ему в этих временных рамках в России предполагается производство более 320 воздушных судов различных классов. В частности, планируется произвести 15 магистральных самолетов Ил-96, 84 самолета типа Ту-204/214, 236 региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 и Ty-334, а также 96 Ан-148. С учетом импорта гражданская авиация России получит в 2008 – 2012 годах более 430 самолетов.

Бомжам предложат пройти регистрацию

В Госдуме предлагают ввести обязательную регистрацию всех граждан без определенного места жительства. Соответствующий законопроект внесен в нижнюю палату. Документом предусматривается, что при каждом перемещении с территории одного субъекта РФ в другой бездомные обязаны регистрироваться, а при нахождении в одном регионе – каждые шесть месяцев проходить перерегистрацию.

Лица, занимающиеся бродяжничеством, подлежат фотографированию, а прошедшим регистрационный учет будет выдаваться свидетельство о социальной регистрации установленного образца. Лиц без такого документа, отказывающихся пройти регистрацию, предполагается подвергать содержанию под стражей на срок до 10 суток, а бродяг, неоднократно подвергавшихся задержанию, – отправлять в специальные учреждения социальной помощи на срок до 1 года. С другой стороны, законопроектом гарантируется оказание необходимой социально-экономической поддержки, психологической помощи, содействия в трудоустройстве таких лиц.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Работа над чужими ошибками

ОАО «РЖД» перераспределит средства инвестпрограммы в сторону увеличения финансирования путевой инфраструктуры. Одновременно компания намерена разобраться с системой бронирования билетов на пассажирские поезда.

Обеспечение безопасности движения и уровень пассажирского сервиса стали главными темами вчерашнего оперативного совещания в компании. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, сеть железных дорог вплотную столкнулась с последствиями ошибок, допущенных при определении планов развития железнодорожного транспорта 10 – 15 лет назад. Главная из них – отсутствие инвестиций в модернизацию пути, из-за чего 7 лет назад были ограничены скорости движения поездов на ряде железных дорог России.

Теперь за счет внесения изменений в инвестиционную программу ОАО «РЖД» компания намерена уже в этом году дополнительно капитально отремонтировать и оздоровить более 1400 км колеи. Увеличение инвестиций в инфраструктуру позволит приостановить рост количества участков с просроченными межремонтными интервалами, а в 2015 году полностью снять эту проблему. Сейчас департаменты компании уточняют инвестиционную потребность путевого хозяйства.

Аналогичные проблемы возникли на железных дорогах в странах СНГ. В конце прошлой недели близ станции Горловка (Украина, Донецкая область) сошедшие с рельсов вагоны грузового поезда столкнули с колеи локомотив и два вагона встречного пассажирского поезда № 279 Челябинск – Симферополь формирования РЖД. Причина – плохой путь. К счастью, никто не пострадал. Руководство «Укрзализныци», по словам Владимира Якунина, повело себя в этой ситуации беспардонно, сообщив о происшествии в ОАО «РЖД» через пять часов. Владимир Якунин заявил, что вскоре с украинской стороной будут проведены переговоры, где предстоит решить вопросы дальнейшего сотрудничества.

Президент ОАО «РЖД» также сообщил, что в компанию поступает большое количество жалоб от пассажиров, которые не могут приобрести билеты. По информации ОАО «РЖД», билеты на наиболее востребованные направления за 45 суток скупают коммерческие компании и агентства, работающие по договорам с Федеральной пассажирской дирекцией. Причем скупают не только престижные билеты в купе и СВ, но и в плацкартные вагоны. Затем их перепродают с наценкой, в то время как в обычных кассах пассажиров оставляют ни с чем.

Владимир Якунин обязал вице-президента компании Михаила Акулова проанализировать ситуацию с предварительным бронированием билетов и количеством приобретаемых турфирмами проездных документов. Он также заявил о необходимости введения квот на приобретение билетов сторонними фирмами. Наряду с этим компания рассмотрит возможность запрета на продажу билетов в плацкартные вагоны, где тариф на проезд регулируется государством, в иных местах, кроме касс РЖД.

«На искусственном дефиците билетов некоторые пытаются заработать. Мы избавимся от посредников, от деятельности которых страдают пассажиры», – сказал глава компании.

Александр ШУГАЕВ

«Элтеза» выбирает партнера

ОАО «Российские железные дороги» подготовило коммерческое предложение по продаже неконтрольного (49%) пакета акций ОАО «ЭЛТЕЗА» («Объединенные электротехнические заводы»). Потенциальные покупатели – Alstom, Siemens, Bombardier и Finmeccanica.

ОАО «ЭЛТЕЗА» – самое первое дочернее зависимое общество, созданное в 2005 году ОАО «РЖД» и объединившее под своей маркой восемь заводов по производству автоматики и телемеханики. Как уже писал «Гудок», эта «дочка» специализируется на производстве электротехнического оборудования для железнодорожного транспорта, где основным заказчиком выступает ОАО «РЖД» (90% объема заказа). Среди прочих потребителей продукции – железные дороги стран СНГ, метрополитен и организации, имеющие свои подъездные пути. Объем производства электротехнических заводов составляет более 3 млрд руб. в год.

Заместитель начальника департамента управления дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД», начальник отдела управления активами и проектами развития дочерних и зависимых обществ Руслан Валеев пояснил «Гудку», что основная цель продажи пакета компании – привлечение профильного инвестора, который вложится в развитие бизнеса ОАО «ЭЛТЕЗА» и принесет новые технологии. Поэтому пакет акций будет продан напрямую, а не на аукционных торгах.

Заместитель генерального директора аудиторско-консультационной группы «Развитие Бизнес Систем» (РБС) Алла Уварова считает, что привлечение в производственные активы стратегических партнеров – направление эффективное и правильное для ОАО «РЖД», поскольку компания заинтересована в модернизации производства и освоении новых технологий. Кроме того, приход иностранных партнеров позволит развить международные кооперационные связи и расширить рынки сбыта продукции. В целом такое решение имеет много плюсов, однако результат будет зависеть от того, на каких условиях (инвестиционных, технологических, финансовых) будет передан такой крупный пакет.

О своей заинтересованности в этой сделке и готовности участвовать в тендере уже заявил Siemens. По словам главы Siemens в России Дитриха Меллера, компания не столько заинтересована в приватизации ОАО «ЭЛТЕЗА», сколько в стратегическом партнерстве с российскими производителями.

Директор департамента «Транспортная техника Siemens Russia» Илья Тимофеев пояснил «Гудку», что участие в уставном капитале ОАО «ЭЛТЕЗА» упрощает порядок передачи технологий немецкого концерна. Немецкий концерн является ведущим разработчиком нового европейского стандарта (ETCS) создания и производства оборудования СЦБ для высокоскоростного движения.

Генеральный директор представительства компании Alstom в России Владимир Ушаков не стал комментировать возможность приобретения акций ОАО «ЭЛТЕЗА» его компанией или иное сотрудничество с «дочкой» РЖД. Он подчеркнул, что главные акционеры и топ-менеджеры Alstom еще не приняли конкретного решения по этому вопросу.

Александр РУБЦОВ
Александр ВЕТРОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30