29 ноября 2021 13:49

Дублеры выходят в рейс

Евгений Кулинич, заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по кадрам и социальным вопросам:

– В последнее время Западно-Сибирская дорога, как и другие магистрали, столкнулась с проблемой дефицита работников локомотивных бригад. Старшее поколение уходит на пенсию, младшее зачастую не выдерживает сложных условий работы. Так, в первом полугодии этого года на ЗСЖД уволились 162 машиниста и 254 помощника машиниста.

Для решения кадровой проблемы в департаментах управления персоналом и локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» была разработана экспериментальная программа по подготовке помощников машинистов локомотивов из числа молодежи, имеющей полное среднее или среднее профессиональное образование.

Ее особенность – сокращенный до трех месяцев срок теоретического и производственного обучения и до двух месяцев – производственной обкатки. Реализовать опытную программу ОАО «РЖД» доверило Западно-Сибирской магистрали.

Для проведения пробного курса был выбран лучший на ЗСЖД учебный центр – Тайгинский.

Перед началом обучения мы проанализировали состояние учебно-лабораторной базы центра, оснастили кабинеты всем необходимым, провели аттестацию преподавателей. При этом в состав аттестационной комиссии входил главный инженер локомотивной службы дороги.

На базе локомотивных эксплуатационных депо Новосибирск и Тайга из числа молодых людей, прошедших медицинскую комиссию и психофизиологический отбор, были сформированы две учебные группы по 20 человек. Из них полное среднее образование имели шесть человек, начальное профессиональное – девять, среднее профессиональное – 21 и высшее – четыре человека. В качестве мотивации будущим слушателям были предложены бесплатное проживание в общежитии и ежемесячная стипендия в размере 5 тыс. руб. Обучение бесплатное, но целевое. По его окончании каждый выпускник экспериментальной группы обязан отработать в депо не менее трех лет. В противном случае ему придется вернуть деньги, потраченные дорогой на обучение и содержание.

Была продумана и система материального стимулирования преподавателей спецпредметов с учетом качества подготовки слушателей и результатов сдачи квалификационных экзаменов. Ежемесячное вознаграждение машинистам-наставникам, участвующим в пилотном проекте, – 2 тыс. руб. В бюджете локомотивного хозяйства магистрали на эти цели было заложено 600 тыс. руб.

Особенность сокращенного курса – его ориентированность на получение знаний и навыков эксплуатации тягового подвижного состава. Иными словами, будущий помощник машиниста (в перспективе – машинист) должен уметь управлять исправным локомотивом. Знакомство с особенностями устройства машины также предусмотрено программой, но в объеме необходимого минимума. В принципе подход верный, располагай мы современным, технически надежным локомотивным парком. На практике же локомотивные бригады сплошь и рядом вынуждены обеспечивать и исправное состояние механизмов и оборудования машин. Но для этого их устройство надо хорошо знать. Преподаватели центра постарались восполнить этот пробел программы за счет интенсификации занятий, использования современных технических средств обучения: компьютерных методических комплексов, тренажеров, учебных фильмов и т. д. Особое значение имели уроки на подвижном составе учебного полигона.

Первый этап эксперимента уже завершился. Курсанты прослушали 400 теоретических учебных часов и прошли 80 часов практики. И пока слушатели проходят в локомотивных депо производственную обкатку, можно подвести некоторые итоги.

Неуспевающих на курсах не оказалось, но при этом оценки почти 60% слушателей не потянули даже на «хорошо». Таким образом, за короткий срок подготовить специалиста, способного на хорошем уровне, с точки зрения безопасности движения поездов, выполнять работу помощника машиниста, можно, но трудно.

И основная трудность заключается в отсутствии у большинства обучаемых представления о железнодорожном транспорте. Как было раньше, до разделения локомотивных депо на эксплуатационные и ремонтные? Парень устраивался в депо слесарем, получал третий квалификационный разряд, постигая при этом материальную часть локомотива. К нему приглядывались и, если находили определенные задатки, предлагали овладеть специальностью «Помощник машиниста». Слушатели же экспериментальных групп со спецификой работы депо познакомились лишь на практике. К тому же мы столкнулись с проблемой восприятия молодежью корпоративной дисциплины. Молодые люди оказались не готовы к повышенным требованиям и необходимости самодисциплины.

Внести коррективы в курс обучения позволит производственная обкатка.

Преподаватели дисциплин должны прислушаться к замечаниям и предложениям машинистов-наставников. И первые отклики в депо внушают оптимизм. Так, по мнению заместителя начальника локомотивного эксплуатационного депо Тайга Александра Верхоланцева, уровень теоретической подготовки практикантов значительно выше, чем у выпускников курсов помощников машинистов, обучающихся по стандартной программе.

Мы относим эту оценку на счет грамотной работы преподавателей, индивидуального подхода к каждому из слушателей курсов. Естественно, так же внимательно должны относиться к выпускникам и начальники эксплуатационных депо, руководители колонн.

Положительные результаты осуществления пилотного проекта дадут основание для тиражирования новой методики обучения по всей сети дорог ОАО «РЖД». Естественно, после соответствующей корректировки, необходимость которой уже очевидна.

Фото Игоря Умнова

Магистраль особого режима

Забайкальская железная дорога готовит программу перехода на участковый метод содержания пути, что должно повысить уровень безопасности на магистрали.

Как сообщил начальник службы пути ЗабЖД Николай Яковлев, программа перехода на участковый метод будет представлена в департамент пути и сооружений ОАО «РЖД» 28 июля.

Если ее примут, то за каждой бригадой, в которую может входить до 40 путейцев, будет закреплен определенный отрезок пути протяженностью от 70 до 120 км. На этих участках будут оборудованы промежуточные базы с необходимой для работы и отдыха людей инфраструктурой. Приезжать сюда бригады будут со своими средствами малой механизации и средствами передвижения – это может быть автотранспорт или железнодорожный состав из трех-четырех вагонов. Тем самым будут значительно сокращены затраты на доставку бригад на удаленные от дистанций околотки, которые порой не имеют других подъездов, кроме как по железной дороге. Таким образом, обслуживаемый участок пройдет полный комплекс ремонтных работ. Работать бригады будут вахтовым методом. Все это увеличит производительность труда и повысит оперативность по устранению выявленных дефектов пути.

«Переход на новый принцип работы потребует укрупнения путейских бригад и ввода на дороге вахтового метода. Конечно, это влечет за собой серьезные расходы, но увеличение штата и закупка новой техники значительно улучшат текущее содержание пути. Пока мы ведем расчеты, которые и составят основу этой программы», – сообщил «Гудку» Николай Яковлев.

Сумму ожидаемых затрат начальник службы пути не назвал, но отметил, что речь идет о солидных финансовых вливаниях и существенных изменениях технологии работы путейцев.

«Я готов пойти на увеличение штата в путевом хозяйстве, хотя эта мера сегодня непопулярна на дорогах, – заявил начальник Забайкальской дороги Сергей Тимофеев. – Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что объемы транзитных перевозок растут с каждым годом и это отражается на инфраструктуре. Кроме того, участившиеся в последнее время сходы поездов на сети дорог заставляют нас принимать экстренные меры по улучшению безопасности движения. Как показывает практика, самым уязвимым местом в обеспечении безопасности являются недочеты в организации путевых работ».

Сегодня на Забайкальской дороге недокомплект штата в дистанциях пути составляет менее 10% – около 250 человек. Но из-за того, что путейцы вынуждены направлять своих рабочих на выполнение других задач, бригады порой выходят на путь не в полном составе – всего по 3 – 4 человека, что ведет к нарушению технологии исполнения работ и ухудшению их качества.

Николай Яковлев в качестве решения кадровой проблемы предложил воспользоваться услугами аутсорсинга. В частности, по его мнению, на внештатных сотрудников следовало бы возложить обязанности сигналистов.

«Сегодня на дороге не хватает 187 сигналистов. Работа простая, не требующая специальной подготовки, но без этих людей не обойтись. Зачем нам использовать здесь собственные ресурсы, которых и так недостает? Нас бы очень выручили аутсорсеры», – заметил он.

Но на уровне безопасности сказывается не только нехватка кадров. Много замечаний у руководства магистрали и к дисциплине путейцев.

«Проконтролировать работу локомотивных бригад, вагонников, дежурных по станциям гораздо легче, чем бригаду, работающую на линии в сотне километров от дистанции, – заметил Сергей Тимофеев. – А сходы железнодорожных составов происходят в том числе из-за несоблюдения элементарных правил при выполнении путевых работ».

Специалисты службы пути считают, что пока самый действенный метод борьбы с нарушениями дисциплины – внезапные проверки путевых бригад. По мнению руководителей службы пути, следует также ввести обучение путейцев технологии производства и ужесточить контроль над проведением инструктажей на дистанциях пути, выдачей бригадам технологических карт.

Однако безопасность на дороге зависит не только от соблюдения правил и инструкций – влияют и природные факторы. Сейчас у железнодорожников ЗабЖД вызывает опасение состояние земляного полотна.

«Грунт смывается осадками с тела насыпи, а лечить его нечем. Скоро эта проблема может заявить о себе», – считает Николай Яковлев.

В качестве выхода из положения начальник службы пути предложил начать прорабатывать вопрос о создании специализированной путевой машинной станции по работе с путевым полотном. Во многом поможет решить эту проблему и программа перехода на участковый метод содержания пути.

С 12 июля на Забайкальской дороге введен особый режим, который будет действовать в течение месяца. Руководители служб, отделений, предприятий проводят проверку выполнения актов ревизии за шесть последних месяцев. Определяют, как ведется устранение недостатков в работе дорожного комплекса.

Андрей МЕТЕЛЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Чита


Комментарий «Гудка»
    На Юго-Восточной железной дороге, где в последнее время фиксировались ЧП в сфере безопасности движения, в частности столкновение пассажирского поезда с грузовым, признают существование серьезных недостатков в обеспечении безопасности. По словам начальника дороги Анатолия Володько, проведенные на магистрали проверки выявили и позволили устранить ряд изъянов в работе путейцев. Например, несоответствие действительного состояния плетей бесстыкового пути заявленному в документах. «К виновным приняты жесткие меры. Одним объявлены выговоры, другие понижены в должностях, третьи освобождены от занимаемых должностей. Время воспитательных бесед закончилось», – заявил Анатолий Володько. Для недопущения нарушений при проведении путевых работ в будущем на дороге проводятся совещания по вопросам обеспечения безопасности и продолжаются проверки путевой инфраструктуры и инвентаризация путей. «Руководители стараются дойти до каждого дорожного мастера, каждого бригадира, изучить буквально каждый метр пути, чтобы предотвратить возникновение случаев брака», – сказал начальник ЮВЖД.

Перегон удвоили

Пуск в эксплуатацию вторых путей на перегоне Чернавка – Сенная Приволжской магистрали позволит после электрификации участка поднять его пропускную способность на 12 пар поездов в сутки.

Подрядчик строительства ОАО «Белтрансюжстрой» уложил рельсошпальную решетку, провел балластировку полотна, реконструировал и удлинил приемо-отправочные пути станции Сенная до 1050 м, переуложил 17 стрелочных переводов. Строители демонтировали старые устройства автоблокировки и включили новые с тональными рельсовыми цепями по действующему четному пути. Стоимость работ составила 2,4 млрд руб.

После сдачи в эксплуатацию в середине июля второго пути длиной 23 км на перегоне Чернавка – Сенная весь 127-километровый участок Сызрань – Сенная стал полностью двухпутным. На участке было ликвидировано пять разъездов: Маза, Дубовый Гай, Вязовый Гай, Затон и Кряжим, что позволит после электрификации участка увеличить на нем вес поездов, идущих в южном направлении, с 4,6 тыс. тонн до 6,3 тыс. тонн. и с 2,5 тыс. тонн до 3 тыс. тонн – в обратном.

Перегон Чернавка – Сенная является частью хода Сызрань – Саратов – Волгоград – Тихорецкая – Краснодар – порты Азово-Черноморского бассейна. По прогнозам Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи), к 2010 году размеры движения в южном направлении вырастут с 17 до 31 пары грузовых поездов в сутки, а ожидаемый грузопоток составит 32,2 млн тонн в год.

По словам начальника технического отдела службы перевозок ПривЖД Владимира Чукарина, ввод в эксплуатацию вторых путей на всей протяженности участка позволит пропускать по нему весь ожидаемый грузопоток.

Инга СУНДУКОВА,
соб. корр. «Гудка»
Саратов

Автобусы нарасхват

ГЖД обратилась в ОАО «РЖД» с просьбой передать четыре рельсовых автобуса, находящихся на КрЖД, для использования их на Ижевском отделении.

Свою просьбу руководство ГЖД мотивирует тем, что автобусы простаивают в красноярских депо.

В то же время в Удмуртии остро стоит проблема дефицита подвижного состава для пригородных перевозок, особенно на неэлектрифицированных линиях. На ГЖД считают, что в этой ситуации передача машин закономерна.

Сейчас на участке Ижевск – Воткинск курсируют три рельсовых автобуса РА-1, полученных в июне этого года ГЖД от Западно-Сибирской магистрали. Еще один РА-1 с ЗСЖД должен поступить на Горьковскую в ближайшее время.

По словам начальника Горьковской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Владимира Гусева, сибиряки эти машины также не использовали, автобусы простаивали в депо.

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Экологическая самостоятельность

Более 5 млн руб. вложила Калининградская магистраль в оснащение экологической лаборатории, позволяющей улучшить контроль за состоянием окружающей среды.

Благодаря современному оборудованию лаборатория проводит аналитические исследования воздушной среды по 30 показателям, сточных и поверхностных вод – по 40 показателям, почв и грунтов – по 10 показателям. За недолгий срок деятельности лаборатории ее специалисты выдали десятки предписаний и рекомендаций по улучшению условий труда работников магистрали и ликвидации последствий загрязнений. Так, после замеров уровня содержания в воздухе древесной пыли в столярном цехе дистанции гражданских сооружений экологи предписали установить в помещении новую вентиляционную систему. По требованию специалистов на станции Калининград-сортировочный был построен забор, закрывающий автомобилям доступ к водопроводным сооружениям.

В паре со стационарной лабораторией, расположенной в здании управления дороги, работает и передвижная, созданная на базе автомобиля «Газель». На нем установлено оборудование для первичной обработки параметров окружающей среды. Экипаж мобильной лаборатории уже побывал на десятках предприятий магистрали.

Необходимость в организации лаборатории, по словам начальника технического отдела – заместителя главного инженера Калининградской железной дороги Владимира Тембера, была продиктована возросшими требованиями природоохранного законодательства. К тому же, указывает Владимир Тембер, проводить анализ проб почвы, воды и воздуха на своем оборудовании значительно дешевле, чем привлекать к экспертной работе сторонние организации.

«Благодаря тесному взаимодействию наших специалистов с руководством КЖД и оперативным мерам, принимаемым по требованиям экологической лаборатории, магистраль в последнее время практически избавилась от выплаты крупных штрафов за загрязнение окружающей среды», – сообщила начальник лаборатории Валентина Корниченко, отметив, что за счет отказа от услуг сторонних экологических организаций магистраль сэкономила в прошлом году около 400 тыс. руб.

Более того, лаборатория может приносить дороге прибыль. В прошлом году она получила государственную аккредитацию во ВНИИ метрологии имени Д. Менделеева в Санкт-Петербурге, что расширило круг ее полномочий. Теперь она может не только отстаивать интересы дороги в решении спорных вопросов, возникающих с другими предприятиями, но и оказывать платные услуги сторонним организациям.

Александр ЗАКОВРЯШИН,
соб. корр. «Гудка»
Калининград

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30