29 ноября 2021 14:31

Колеса должны быть одинаковыми

Лев Чкалов, начальник научно-производственного центра высокоэнергетических технологий «Плазма» Горьковской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, кандидат технических наук:

– Пассажирское вагонное депо Горький-Московский проводит эксперименты с несколькими вагонами фирменных поездов, направленные на сокращение вибрации и уменьшение износа ряда узлов.

Вибрация вагона – штука отнюдь не безобидная. Причем страдают от нее не только пассажиры, которым тряска доставляет неудобства, но и оборудование подвижного состава. Так, практически после каждого рейса приходится чинить сложные приборы вагонов скоростного поезда «Буревестник» Москва – Нижний Новгород. За работу многих систем вагонов, идущих со скоростью до 150 км/ч, отвечает электроника. Она не выдерживает мелкой тряски, возникающей уже при скорости 100 км/ч. Озаботившись проблемой преодоления вибрации, мы тщательно измерили колеса вагонов. Оказалось, их диаметры сильно различались, хотя разбег и не выходил за пределы действующей «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар ЦВ-34-29»: 10 мм для одной тележки и 20 мм для вагона. Мы предположили, что это слишком много для высоких скоростей.

Дело в том, что при одной и той же скорости вагона колесо большего диаметра, имеющее соответственно и большую длину обода, будет делать меньшее число оборотов в минуту, чем колесо с меньшим диаметром. Если поезд идет медленно, разница будет невелика. При 60 км/ч между самым маленьким и большим из допустимых по инструкции колес будет разница в семь оборотов в минуту, а при сотне она уже превысит 12. Когда же поезд достигает скорости 150 км/ч, разница составит десятки оборотов. Получается, что колеса, которые можно назвать «средними», катятся по рельсу. «Большие» проскальзывают, а «маленькие» буквально бегут вприпрыжку.

Мы анализировали износ на фирменном поезде «Волга» Нижний Новгород – Санкт-Петербург. Выяснилось, что колеса «большого» диаметра буквально исшарканы прокручиванием. Получается, что локомотив не катит, а тянет поезд по рельсам, как салазки.

Для того чтобы не допустить этого, наш центр провел эксперимент, в ходе которого под один из вагонов закатили тщательно промеренные пары, где диаметры колес отличаются друг от друга не более, чем на четыре миллиметра. Во время первого же рейса проводники обнаружили: вибрация в этих вагонах полностью пропала. Перестала выходить из строя и электронная техника.

Сейчас завершилась первая серия испытания колесных пар в разных режимах. Установлено, что после пробега под вагонами «Волги» более 98 тыс. км в два раза по сравнению с обычными колесами уменьшился износ поверхности качения и гребня контрольных колес с разницей в диаметрах под одной тележкой в 2 мм, а под вагоном – 4 мм.

Подобрать колеса близких диаметров сложнее, но это практически не требует материальных затрат. Зато в итоге мы получаем удобства для пассажиров, увеличение срока службы сложной техники, сокращение износа рельсов и колес, облегчаем тягу локомотивам. Уверен, что наш опыт заинтересует отрасль, ведь когда дороги одна за другой будут поднимать скорости, они столкнутся с этой проблемой.

Фото Николая Морохина

Обойтись без наездов

Октябрьская дорога планирует увеличить состав путейских бригад и объем закупок средств малой механизации для снижения уровня производственного травматизма.

Разработке комплексной стратегии снижения производственного травматизма на магистрали были посвящены сразу три семинара по безопасности движения, прошедшие в Петрозаводске. Как улучшить ситуацию на дороге, решали ревизоры движения поездов, инженеры по охране труда и машинисты-инструкторы.

Как было заявлено на совещании, хуже всего соблюдаются нормы безопасности труда в путевом хозяйстве: его работники чаще всего попадают в ситуации, опасные для жизни и здоровья.

Согласно статистике, с 1999 по 2007 год на магистрали зафиксировано 135 случаев получения травм путейцами, причем в 23% случаев инциденты заканчивались смертельным исходом.

«Нам необходимо в корне менять ситуацию с отношением к охране труда, поскольку это не только аспект производства, но и моральная проблема. Нужно выработать действенные меры и немедленно применять их в работе», – заявил начальник Октябрьской дороги Виктор Степов.

По данным руководства дороги, 71% смертей на магистрали происходит из-за наезда подвижного состава на работников дистанций пути. Парадоксально, но чаще всего в нештатные ситуации попадают опытные, подготовленные, хорошо знающие свое дело работники.

Расследования инцидентов показывают, что 84% наездов, повлекших смерть рабочих, стали следствием неудовлетворительной организации работ.

Выход на задание малочисленными бригадами, недостаточное количество средств малой механизации и инструментов, радиостанций – вот, по мнению путейцев дороги, основные причины высокого уровня производственного травматизма. Магистраль готова взяться за исправление ситуации.

«В первую очередь необходимо доукомплектовать высокопроизводительными средствами малой механизации дистанции пути, особенно на главном ходу Санкт-Петербург – Москва и ряде грузонапряженных участков.

Кроме того, мы должны решить вопрос о переходе к работе в бригадах составом не менее 15 человек, обеспечить их радиостанциями, жестко привязать работы к технологическим перерывам в движении», – сказал «Гудку» главный инженер службы пути ОЖД Игорь Мазунов.

Особые надежды путейцы возлагают на современные рельсорезные станки с абразивным режущим инструментом, электроагрегаты АД-4 и АБ-4. Дороге необходимы станки для шлифования рельсов, сварочные агрегаты, рельсосверлильные станки. Их применение значительно сократит трудозатраты и время выполнения плановых и аварийных работ.

В 2007 году путейцами ОЖД получены 89 единиц электроинструмента, 142 единицы гидравлического инструмента. Всего в 2007 году для закупки на нужды путевого хозяйства 219 механизмов из средств ОЖД будет выделено 15,3 млн руб.

Вместе с тем на магистрали рассматриваются и другие меры, направленные на снижение травматизма и смертности.

Так, по мнению специалистов Октябрьской магистрали, штат сигналистов необходимо сформировать как самостоятельную структуру, действующую отдельно от путевых бригад. Сейчас, при нехватке путейцев, сигналистам часто приходится заниматься путевыми работами в ущерб своей основной деятельности. Появление же отдельной структуры позволит более четко организовать их деятельность.

Не самым лучшим образом на деятельности дорожных структур сказывается и ситуация в службе ревизоров по безопасности движения поездов. Уровень текучести кадров здесь приближается к 40% в год.

К тому же более трети их рабочего времени занимают разъезды и заполнение бумаг. Особенно эта проблема касается тех ревизоров, которые работают на отдаленных участках дороги.

О необходимости оптимизации их деятельности и повышении престижности профессии говорил начальник ОЖД Виктор Степов. Он предложил ревизорам ОЖД в самое ближайшее время разработать меры, которые поднимут качество их работы на новый уровень. И некоторые предложения уже сформулированы. К примеру, планируется обеспечить всех ревизоров магистрали карманными персональными компьютерами, позволяющими быстро и своевременно вводить новые данные в общую информационную систему.

Все прозвучавшие на семинаре предложения будут систематизированы и представлены начальнику Октябрьской дороги для разработки общей стратегии и методики охраны труда.

Татьяна ОВЧАРОВА,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург


Владимир БЕЛОЗЕРОВ,
председатель дорпрофсожа Октябрьской железной дороги:
    – К процессу охраны труда необходимо подходить системно, и только скоординированная работа всех структур дороги может привести к коренным изменениям в жизни магистрали. Наряду с реализацией ежегодной «Программы по улучшению условий и охраны труда» на дороге проводится обучение работников всех подразделений и хозяйств на специализированных семинарах по безопасности и охране труда, подобных петрозаводскому.
    Важный аспект в охране труда – привлечение общественности. Так, в прошлом году на ОЖД началось формирование штата уполномоченных по охране труда, которые проходят обучение в учебно-методическом центре при дорпрофсоже. Сейчас в штат уполномоченных магистрали входят около 3,5 тыс. человек. В их компетенции контроль за состоянием дел в сфере охраны труда, проведение общественных проверок и вынесение замечаний. Результаты проверок направляются руководству ОАО «РЖД» для дальнейшего разбирательства.

Преступникам приготовили камеры

Около 35 млн руб. вложили Северо-Кавказская магистраль и администрация Ставропольского края в оборудование вагонов электропоездов Минераловодского отделения системами видеонаблюдения «Видеолок».

Эти системы установлены в 50 поездах, курсирующих на Минераловодском, Ростовском и Краснодарском отделениях дороги.

В первоначальном варианте установка системы предусматривала размещение в каждом вагоне четырех камер наблюдения – по одной в тамбурах и две в салоне. Из выделенных магистралью и руководством региона средств край потратил 15 млн руб., дорога – около 20 млн руб., которые пошли на закупку и установку «Видеолока». В этой системе используется по восемь камер на вагон, благодаря чему просматривается почти каждый сантиметр салона. Сейчас на Минераловодском отделении снабжены видеоаппаратурой все 23 электропоезда, причем три из них оборудованы системами нового поколения, где предусмотрены 8 камер на вагон. «Картинка» с камер наблюдения поступает на монитор в кабине машиниста и записывается на съемные носители. По словам заместителя начальника дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Геннадия Генсара, если в вагоне было совершено правонарушение, эти записи передаются правоохранительным органам. Использование видеозаписей существенно увеличило раскрываемость преступлений на транспорте. Так, благодаря «Видеолоку» сотрудники Северо-Кавказского УВДТ задержали прямо на месте преступления вандала, срезавшего обивку с сидений электрички, следовавшей из Лихой в Ростов. Помогла новая система и при задержании преступников, похищавших сотовые телефоны у пассажиров электричек. Всего же съемки камер «Видеолока» использовались при расследовании более чем 200 правонарушений.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону

Погрузка растет в тепле

На всех участках Юго-Восточной магистрали выросли объемы перевозок.

Увеличение погрузки на ЮВЖД в первом квартале этого года в сравнении с тем же периодом прошлого составило 7,7%, во втором – 6,6%. За первые шесть месяцев 2007 года дорога отправила на 2,044 млн тонн грузов больше, чем за первое полугодие прошлого года, превысив шестимесячный план на 614,6 тыс. тонн.

«На прирост погрузки во многом оказала влияние мягкая зима. Если из-за сильных морозов в 2006 году, когда смерзалась даже железная руда, практически все предприятия горнодобывающей промышленности простаивали, то этой зимой они работали в напряженном ритме», – сообщила заместитель начальника Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) Надежда Агулова.

Однако, по мнению начальника ЮВЖД Анатолия Володько, было бы неправильно связывать увеличение объемов только с погодными условиями. «Дорога улучшила ряд качественных показателей, в том числе оборот вагона – на 8,7%, участковую скорость – на 1,7%. Все это и позволило увеличить грузооборот, – сказал он.

В ДЦФТО считают, что результаты могли быть еще лучше, если бы не технологические проблемы на шестой домне Новолипецкого металлургического комбината – одного из крупнейших грузоотправителей магистрали. В начале мая она снизила мощность по выплавке чугуна на 30%.

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж

Забыл про светофор

Врачи Мошковской районной больницы Новосибирской области продолжают бороться за жизнь трех пассажиров автобуса, столкнувшегося в конце прошлой недели с поездом.

Автобус «Хендай-аэро», принадлежащий частной перевозочной компании, столкнулся с локомотивом пассажирского поезда № 86 сообщением Новосибирск – Красноярск на неохраняемом переезде перегона Мочище – Сокур Западно-Сибирской дороги.

По предварительным данным следствия, водитель автобуса проигнорировал звуковые и световые сигналы о приближении поезда и выехал на пути.

В момент столкновения поезд двигался со скоростью 60 км/час. Локомотивная бригада не пострадала, за медицинской помощью обратилась одна пассажирка поезда, у которой диагностирован ушиб ноги.

Электровоз ЧС-2 не получил повреждений, и через 26 мин. поезд отправился с перегона.

Исход же столкновения для пассажиров автобуса оказался куда трагичнее.

При ударе машину отбросило на соседний путь. На месте погибли кондуктор и одна из пассажирок, двое пострадавших умерли позже в больнице. Состояние еще трех человек врачи оценивают как крайне тяжелое.

Водитель отделался ссадинами и ушибом плеча.

Прокуратурой Мошковского района Новосибирской области по факту ДТП возбуждено уголовное дело.

Избежать аварии не помогла реализуемая на дороге обширная программа модернизации переездов и внедрения новых технических средств, предотвращающих несанкционированный выезд автотранспорта на путь.

Специалисты магистрали надеются, что полная реализация программы сведет к минимуму количество аварий с участием поездов и автомобилей.

Так, уже в этом году шесть переездов будут оснащены устройствами заграждения. На эти цели дорога выделила 5,1 млн руб. На 50 переездах будет уложен резинокордовый настил.

Дорожная служба пути последовательно увеличивает число переездов с гарантированной безопасностью движения, но работа далеко не закончена. Ведь только на территории Новосибирской области ЗСЖД обслуживает 224 переезда. Из них 73 контролируются дежурными работниками, 52 оборудованы автоматической сигнализацией, 46 – устройствами, исключающими возможность выезда автотранспорта.

Сейчас на ЗСЖД остается 151 неохраняемый переезд, из которых только 103 оборудованы автоматической сигнализацией – светофорами и звонком. Остальные 48 переездов в основном расположены на подъездных и станционных путях с низкой интенсивностью движения автотранспорта и малыми скоростями проходящих поездов.

Александр ШАМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Новосибирск

Коротко

На Горьковской железной дороге в июне было погружено 4,9 тыс. тонн цветных металлов, что на 92,2% превышает показатель прошлого года, черных металлов было погружено 227,9 тыс. тонн, или 103,3% к уровню июня 2006 года.

На Октябрьской железной дороге за пять месяцев новым специальностям обучены 2660 человек. Всего в течение этого года магистраль планирует подготовить 6070 специалистов.

На Западно-Сибирской магистрали за 6 месяцев компанией «Экспресс-пригород» построено 25 новых пешеходных настилов и 7 ограждений, произведен ремонт 217 ограждений.

На Дальневосточной железной дороге в поселке Смоляниново Приморского края сегодня будет сдан в эксплуатацию новый пункт технического обслуживания для локомотивов, в том числе и электровозов «Ермак». Стоимость пункта составила 250 млн руб.

На Приволжской железной дороге экономический эффект от внедренных в первом полугодии рационализаторских предложений составил около 14,1 млн руб., что в 3,8 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Южно-Уральская магистраль на развитие локомотивного хозяйства Оренбургского отделения в 2007 году планирует направить около 50 млн руб. Экономический эффект от реализации программы технического оснащения локомотивного хозяйства составит более 400 млн руб.

Восточно-Сибирская железная дорога с начала года затратила более 34 млн руб. на профилактику непроизводственного травматизма.

На Куйбышевской железной дороге Пензенское отделение за шесть месяцев перевезло в пригородном сообщении более 2,6 млн пассажиров.

Северная магистраль в первом полугодии на проведение мероприятий по охране окружающей среды затратила 35 млн руб.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30