29 ноября 2021 15:21

Инвестиции не вылетят в трубу

Правительство готово скоординировать инвестиционные программы ОАО «РЖД» и «Транснефти» при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

На вчерашнем заседании правительства выяснилось, что полной экономической оценки ВСТО до сих пор не существует. По словам министра экономического развития Германа Грефа, «пока нет понятного тарифа, экономику проекта просчитать нельзя».

Как сообщил членам кабинета заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев, из-за того, что не все пока ясно с ресурсной базой и стоимостью первого этапа строительства, вопрос о второй очереди ВСТО не стоит. «По крайней мере, до 2015 года», – уточнил он.

Кроме того, у проекта есть и еще одна проблема, на которую обратил внимание глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

«Программой инвестиций РЖД предусмотрено вложение 27 млрд руб. в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. На строительство разъезда Хмыловский из бюджета предусмотрено еще 5 млрд руб., – сказал он. – Для обеспечения поставки нефти в Китай из бюджета компании мы инвестировали 14 млрд руб. на участке Карымская – Забайкальск для перевозок продукции «Роснефти». Когда будут осуществлены ее планы по экспорту нефти в Китай, общий объем инвестиций РЖД в проект транспортировки нефти достигнет 17 млрд руб.

Но если вслед за строительством второго этапа нефтепровода эти объемы будут сняты, то совершенно очевидно, что все планы по возврату инвестиций могут оказаться эфемерными».

В связи с этим Владимир Якунин предложил зафиксировать в решении правительства «необходимость координации инвестиций, расчеты этих инвестиций и анализ того, как вслед за строительством трубы будет происходить транспортировка грузов по этому участку железной дороги в направлении Китая».

Впрочем, заметно отразиться на РЖД может и нерентабельность первого участка трубы. Ведь если тариф на прокачку будет высоким, то нефтяники неохотно станут сдавать туда нефть и перевозки по железной дороге в направлении Козьмина тоже уменьшатся. На первом этапе они должны составлять 15 млн тонн в год.

В итоге правительство поручило МЭРТ, Минпромэнерго, Минтрансу, ФСТ и ОАО «РЖД» в третьем квартале подготовить схему грузопотоков с анализом эффективности и рассчитать прогнозный тариф на прокачку нефти по ВСТО. Ответственным за это назначили вице-премьера Сергея Нарышкина.

Смета первого этапа трубопровода Тайшет – Сковородино (2757 км) из-за обхода Байкала увеличилась на $5 млрд и составляет $11,6 млрд. Сейчас речь идет о том, что и эта цифра, возможно, будет скорректирована с поправкой на инфляцию.

Тем не менее, по словам премьер-министра Михаила Фрадкова, «отступать мы не будем ни при каких обстоятельствах, но тем, кто реализует проект, надо чувствовать ответственность и аккуратнее оперировать цифрами».

По словам президента «Транснефти» Семена Вайнштока, компания изыскивает ресурсы для снижения стоимости работ. Но пока у нее это плохо получается. Подрядчики не желают работать в тяжелых условиях, поэтому приходится привлекать иностранную рабочую силу. Компания заключила договоры с двумя тысячами китайских рабочих, причем сейчас на «стройке века» уже трудятся 5 тыс. человек.

По словам Германа Грефа, долг компании в 1,5 раза превышает размер ее прибыли. И закономерно встает вопрос о механизме возврата кредита. Конечно, речь о банкротстве компании не идет, но все-таки надо как можно скорее определиться с тарифом и посчитать рентабельность проекта. Возможно, стоит изменить структуру кредитного портфеля. Он предлагает это сделать уже в ближайшие три месяца.

Эксперты утверждают, что «отбить» $11,6 млрд будет чрезвычайно трудно, тарифы на прокачку 30 млн тонн нефти на восток окажутся заведомо неконкурентоспособными по сравнению с западным направлением.

Как заявил «Гудку» аналитик компании «Тройка-диалог» Валерий Нестеров, после введения сетевого тарифа они могут превысить $50 за тонну, тогда как сейчас средний тариф составляет $27 – 29.

Елена ПОПОВА


Россия ответила Великобритании

Вчера представитель МИД Михаил Камынин заявил, что Россия намерена выслать четырех британских дипломатов в ответ на аналогичные действия официального Лондона. По словам Михаила Камынина, послу Великобритании официально вручена нота об объявлении четырех сотрудников британского посольства в Москве персонами нон-грата. Кроме того, по заявлению дипломата, Россия прекращает сотрудничество с Великобританией по вопросам борьбы с терроризмом в знак протеста против шагов, предпринятых Лондоном в связи с так называемым делом Лугового.

Нанотехнологии на экспорт

Правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы» и установило, что на ее реализацию потребуется 27,7 млрд руб. В соответствии с документом, подписанным премьер-министром Михаилом Фрадковым, из федерального бюджета на реализацию этой программы будет направлено 24,9 млрд руб. Концепция предусматривает материальное обеспечение работ с учетом возможности кооперации при использовании уникального дорогостоящего научного оборудования. Целью работ указано создание сбалансированной и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие основ наноиндустрии и освоение внутреннего и внешнего рынка наукоемких продукций.

Ядерные объекты прикрыли рублем

В ближайшие годы финансирование мероприятий по обеспечению безопасности ядерных объектов и радиационной безопасности страны будет увеличено. Об этом сообщили в Государственной думе. Так, в будущем году бюджетное финансирование федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» составит около 10 млрд руб., в 2009 году на ее реализацию планируется выделить уже 14,8 млрд руб., а в 2010 году – более 16 млрд руб. В целом финансирование программы планируется из бюджетных средств на уровне 105,3 млрд руб., из внебюджетных – около 150 млрд руб.

За «Антонова» взялись совместно

ОАО «Авиакор – авиационный завод» (Самара) и Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова (Киев) объявили о намерении создать совместную структуру, которая займется развитием программы Ан-140 в России. В настоящее время все права на разработку самолета Ан-140, выпускаемого «Авиакором», принадлежат Украине. При этом у производителя нет прав на изменение конструкции самолета. Новое совместное конструкторское предприятие получит право разрабатывать новые варианты Ан-140 и вносить в них изменения по требованиям заказчиков.

Партии попросили не мешать

Глава ЦИК Владимир Чуров прогнозирует рост явки избирателей на декабрьских выборах в Госдуму. По его оценке, активность электората должна увеличиться на 10 – 15%. Он сообщил, что ЦИК уже начала разъяснительную работу среди населения. Владимир Чуров уточнил, что прирост может быть достигнут в том числе за счет более широкого использования гражданами открепительных удостоверений. «Процедура выдачи бланков открепительных удостоверений будет абсолютно прозрачной», – заявил г-н Чуров. Он призвал партии, участвующие в выборах, не препятствовать распространению практики такого голосования.

Об удобстве игроков позаботились

Премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение, утверждающее положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон. Согласно документу лицензия будет предоставляться Федеральной налоговой службой на 5 лет. Для получения лицензии необходимо соблюдение нескольких требований. В частности, у соискателя должно быть здание для организации игр, кассы тотализатора или букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе. Кроме того, лицензиат должен обеспечить личную безопасность участников азартных игр и работников заведения.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Очередь в стратегию

Правительство Пермского края намерено представить в Минтранс и ОАО «РЖД» два проекта для включения их в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

По указанию губернатора Пермского края Олега Чиркунова региональное транспортное ведомство начало подготовку проекта строительства двух инфраструктурных объектов.

Руководитель пресс-службы губернатора региона Анна Климова сообщила, что предполагается строительство участка железной дороги Соликамск – Яйва, а также южного обхода Перми. Первый из проектов предусматривает строительство двухпутной дороги, которая пройдет в обход шахтных полей и перспективных участков подземной разработки Верхнекамского месторождения калийных солей. Это будет 53-километровая линия от станции Яйва до 16-го километра основного пути перегона Яйва – Соликамск.

Стоимость строительства – около 8 млрд руб.

Южный железнодорожный обход Перми необходим, поскольку сейчас Транссиб проходит через центр города.

В пресс-службе пояснили, что краевые власти объявят конкурс на составление ТЭО проектов. Из регионального бюджета на эти цели выделено 25 млн руб. После подробной подготовки обоснований они будут направлены на рассмотрение в Минтранс и ОАО «РЖД».

При этом в Перми считают, что проект Соликамск – Яйва, скорее всего, будет финансироваться бизнесменами региона, поскольку находится в зоне коммерческих предприятий. Впоследствии будет также решаться вопрос принадлежности трассы, но есть уверенность, что она войдет в состав инфраструктуры РЖД.

Обход Перми предполагает, что 50% его стоимости оплатит регион, а вторую половину – федеральный бюджет.

Главный специалист отдела стратегии развития инфраструктуры департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Марина Карпова сказала, что компании необходимо знать точное ТЭО проектов, объемы грузооборота, предполагаемую окупаемость. Кроме того, нужны конкретные инвестиционные параметры, прежде всего источники и объемы финансирования. Если они удовлетворят ОАО «РЖД», то, возможно, компания примет то или иное участие в реализации проектов.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил, что в последнее время сформировалась своеобразная очередь из регионов, желающих внести свои предложения в стратегию развития РЖД. Однако лишь мизерная доля этих предложений имеет под собой реальный инвестиционный ресурс. А именно вопрос инвестиций является главным при включении проекта в стратегию.

Сложно предположить, что ОАО «РЖД» займется выбиванием денег из госбюджета для реализации региональных проектов. Компании важно функционирование своей системы в целом, и ей довольно трудно изыскивать средства на собственные стратегические проекты.

«Однако, если Пермский край грамотно сформирует свою позицию и гарантирует, что средства для реализации проектов найдутся, проведя для этого самостоятельные переговоры и на уровне федерального правительства, есть вероятность, что проекты будут реализованы», – сказал эксперт.

Александр ШУГАЕВ

Терминал буксует в Латвии

Национальная контейнерная компания (НКК) пытается переориентировать грузы, идущие через Латвию автомобилями, на железнодорожный транспорт.

Компания объявила о заключении договора аренды с Рижским свободным портом (Латвия) на участок земли под строительство своего контейнерного терминала.

Площадь арендованного участка составляет 160 га. Он располагается рядом с существующим Балтийским контейнерным терминалом. Эту информацию «Гудку» подтвердил начальник отдела управления стратегического планирования Рижского свободного порта Эдгарс Сунна.

О намерениях одного из акционеров НКК, компании First Quantum, построить контейнерный терминал в Риге стало известно еще весной 2006 года. Латвийские эксперты объясняли эти планы скорым вступлением России в ВТО, после чего железнодорожные тарифы в направлении российских и прибалтийских портов выравняются и работа с Рижским портом станет экономически выгодной.

Тогда же в Латвии была зарегистрирована Nacionalais konteineru terminals, совместное предприятие First Quantum и латвийской компании Skonto buve.

Как планировалось, терминал в Рижском порту будет переваливать контейнеры из Юго-Восточной Азии и с российского Северо-Запада в Европу и в обратном направлении. Мощность первой очереди терминала должна составить 170 тыс. TEU в год, итоговая – до 2 млн TEU. Стоимость строительства оценивается в 90 млн евро (3,2 млрд руб.)

Однако, по словам Эдгарса Сунны, пока НКК не ведет на участке никаких строительных работ. «Договор был подписан на основании представленного НКК бизнес-плана, – пояснил он. – Возможно, что НКК разрабатывает проект терминала и строительство начнется после его утверждения и согласования с госорганами».

В НКК не стали комментировать свои планы по работе в Латвии.

Возможно, что столь значительная задержка со строительством терминала объясняется неуверенностью руководителей Национальной контейнерной в возможности получить заявленный грузопоток.

«Основной поток контейнерных грузов из Латвии за последние два года – это подержанные автомобили, которые доставляют в порт Риги, – говорит заместитель начальника отдела продаж транспортных услуг ОАО «ТрансКонтейнер» Галина Салова. – Эти машины потом ремонтируют и везут на продажу в Казахстан и Среднюю Азию. Это нестабильный грузопоток».

Как считает Галина Салова, перевозка таких машин в принципе может обеспечить работу первой очереди планируемого терминала НКК в 170 тыс. TEU в год.

Однако единственную возможность получить грузопоток в 2 млн TEU в год Галина Салова видит в перехвате контейнеров у автомобилистов: «Сейчас в Латвии усложнили автомобильные перевозки, на границах возникают большие очереди. Если НКК эти грузы будет переводить на железную дорогу, то 2 млн TEU обеспечить можно».

«ТрансКонтейнер» для анализа грузопотоков в Прибалтике открыл свое представительство в Латвии в июне.

Павел АРАБОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30