29 ноября 2021 14:17

Лето, «окна» настежь

Российские железные дороги изменили технологию предоставления путейских «окон». Как рассказал «Гудку» заместитель начальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Анатолий Кужель, впервые технология была применена в апреле – июне на Свердловской железной дороге.

– Анатолий Леонидович, чем было вызвано внедрение нового принципа предоставления ремонтных «окон» и в чем он, собственно, состоит?
– Объем перевозок на сети ОАО «РЖД» постоянно увеличивается, а инфраструктура, и в первую очередь путевое хозяйство, на многих дорогах требуют значительной реконструкции.
В этих условиях прежний принцип организации «окон», когда усилиями руководителей комплекса путевого хозяйства и службы перевозок той или иной дороги для ремонта инфраструктуры предоставлялись 6 – 8-часовые перерывы в движении поездов, перестает быть эффективным.
Для проведения большого объема работ иногда необходимы «окна» продолжительностью до 24 часов, а, учитывая интенсивность движения, сделать это усилиями лишь одной магистрали нереально.
Поэтому на состоявшемся в апреле этого года на Сверд­ловской железной дороге совещании под руководством первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова были определены меры по стабилизации работы железных дорог Западно-Сибирского и Уральского регионов. Для этой цели впервые на сети ОАО «РЖД» и была разработана и применена технология проведения ремонтно-путевых работ на направлениях.

Цель новой технологии – выполнение максимального объема ремонтно-путевых работ и реконструкция инфраструктуры при бесперебойном пропуске планового вагонопотока.
Главный принцип нового метода состоит в том, что в организации длительных «окон» на значительном участке Свердловской магистрали – это почти 300 км – участвует не только служба перевозок конкретной дороги, но и движенцы сопредельных магистралей. Это необходимо для того, чтобы на многокилометровом полигоне перераспределить вагонопоток на соседние дороги.
Например, при организации «окон» на Свердловской железной дороге основные нагрузки по продвижению грузовых поездов были перемещены на Западно-Сибирскую, Горьковскую, Южно-Уральскую железные дороги. Чтобы нагрузка для этих магистралей не стала чрезмерной, часть вагонопотока с них приняли на себя Московская, Приволжская и Октябрьская железные дороги.
Таким образом, главное отличие нового метода в том, что для организации длительных по времени «окон» на значительных участках пути осуществляется координация перевозочного процесса сразу на нескольких дорогах сети.
Эта технология была применена впервые на Свердловской магистрали потому, что именно на этой дороге ситуация с состоянием путевого хозяйства была самой сложной. Здесь требовалось в ограниченный срок провести большой объем работы.
После детального анализа применения этой методики на Свердловской железной дороге технология проведения ремонтно-путевых работ на направлениях будет применяться и на других дорогах сети.

– Расскажите подробнее о наиболее значительных изменениях в плане формирования поездов.
– На период предоставления «окон» по капитальному ремонту пути на железных дорогах Урало-Сибирского региона был разработан специальный план формирования поездов и порядка пропуска вагонов по направлениям. Например, на первом этапе (май – июнь 2007 года) при проведении работ на полигоне Называевская – Свердловск – Балезино было изменено направление вагонопотока со станций Западно-Сибирской железной дороги на магистрали европейской части России.
Вместо привычного маршрута Балезино – Свеча для пропуска вагонопотока были определены направления Исилькуль – Черусти и Исилькуль – Кропачево.
Поезда, перевозящие уголь назначением на станции Латвийской железной дороги, следовали через Исилькуль – Кропачево – Кустаревку вместо установленного по плану направления Называевская – Дружинино – Черусти.
Изменения порядка направления вагонопотоков, введенные на период проведения «окон» на полигоне Балезино – Свердловск – Называевская, позволили сократить транзитный вагонопоток в целом по Свердловской железной дороге на 8 – 10 пар поездов в сутки.
Одновременно с этим на станциях сети была проведена корректировка плана формирования, что позволило сократить переработку на станции Свердловск-сортировочный до 1,5 тыс. вагонов в сутки и на станции Пермь-сортировочная до 300 вагонов в сутки.
В результате изменений порядка направления вагонопотоков в течение двух месяцев ежесуточно отклонялось от обычного пути следования около 35 поездов. Это в общей сложности составило более 1,9 тыс. поездов, или 124 тыс. вагонов.

– Не привели ли столь значительные изменения в перевозочном процессе к экономическим потерям компании?
– Нет, напротив, в результате реализация этого проекта помогла ОАО «РЖД» сохранить средства.
Конечно, за счет масштабного изменения направления вагонопотоков дополнительные эксплуатационные расходы составили 148 млн руб. Однако, как показали технико-экономические расчеты, принятое решение по отклонению поездов на полигоне Урал – Северо-Запад было необходимо.
Надо сказать, что экономическая эффективность оперативных изменений порядка направления вагонопотоков оценивалась по таким позициям, как ограничения размеров движения по участкам в связи с предоставлением «окон» по капитальному ремонту пути, посуточные колебания образования поездов к отправлению на каждый участок и с выходом на стыковые пункты и изменения времени следования поездов по участкам и нахождения их на станциях от нормативных значений.
Учитывая неизбежные длительные задержки поездов на направлениях предоставления «окон», замедление оборота вагона и, как следствие, потери погрузочных ресурсов могли привести к экономическому ущербу для компании только в мае в размере 311 млн руб., а с учетом возможных выплат за нарушение сроков доставки грузов до 788 млн руб.

– Удалось ли выполнить главную задачу – провести большой объем путевых работ?
– В апреле – июне текущего года в объеме капитального ремонта на Свердловской железной дороге было запланировано отремонтировать 222 км пути на участке Чепца – Называевская. Из них на перегоне от станции Чепца до станции Свердловск-сортировочный 104 км, на участке Свердловск-сортировочный – Называевская 118 км. К середине июля ремонтно-путевые работы на дороге были выполнены в объеме 254 км, а на участке Чепца – Называевская в объеме 225 км.
Работы по ремонту пути были развернуты на семи направлениях. Основная работа проводилась в «окна» продолжительностью 12 часов, на перегонах Лек – Кордон и Кукуштан – Ергач в «окна» продолжительностью 24 часа.
Всего для путевых работ на Свердловской железной дороге было заявлено 6 тыс. 900 «окон», что на 930 «окон» превышает показатель прошлого года, использовано 5095 «окон», что на 928 больше, чем в 2006 году.
Применение новой технологии позволило работникам путевого хозяйства Свердловской железной дороги увеличить выработку на один час «окна» к уровню прошлого года. В среднем с начала ремонтно-путевых работ выработка на усиленном капитальном ремонте составила 127 м в час, в то время как в прошлом году было только 87 м.
Работа шла успешно в результате того, что на железных дорогах региона было изменено направление вагонопотоков, проведена концентрация техники и материалов на ремонтируемых участках, разработаны и утверждены оптимальные сроки проведения «окон».
Работа по новому принципу предоставления «окон» на Свердловской магистрали закончена.
В настоящее время начинается следующий этап проведения ремонтно-путевых работ, которые будут развернуты на Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорогах, а дополнительную нагрузку по продвижению поездов возьмут на себя отремонтированные участки Свердловской дороги.

Справка «Гудка»
    В 2007 году весенне-летние путевые работы начались на полторы недели раньше, чем в 2006 году. В связи с этим за 6 месяцев 2007 года состоялось «окон» на 8,7% больше, чем в прошлом году, – всего 220 366 «окон», в том числе продолжительностью свыше 4 часов – 31 509. В июне предоставлено 41 218 «окон» – на 0,8% меньше, чем в прошлом году, в том числе продолжительностью свыше 4 часов – 7 563, что на 0,9% меньше, чем в 2006 году.

    За 6 месяцев 2007 года к уровню прошлого года сокращено на 11% количество отмен запланированных «окон» – всего 4 509 случаев. В июне текущего года количество отмен запланированных «окон» снизилось на 35% к уровню прошлого года. Больше всего запланированных ранее «окон» отменено на Свердловской железной дороге – 1119 отмен, а также на Московской железной дороге – 672 отмены. А вот на Западно-Сибирской магистрали отмен ранее запланированных «окон» вообще нет.

    Больше всего «окон» в первом полугодии текущего года было организовано на Октябрьской железной дороге – 23 251 окно. Это на 2,4% выше, чем в 2006 году. На Западно-Сибирской железной дороге было организовано 20 681 «окно», в то время как в прошлом году этот показатель составил 15 346 «окон», то есть их число увеличилось на 34%.

«Железные дороги мира» № 6, 2007 год

В начале номера помещено сообщение о состоявшемся в мае 2007 г. в Хельсинки Всемирном конгрессе Международного союза общественного транспорта. Освещены, в частности, перспективы сотрудничества ОАО «РЖД» и компании Alstom Transport в области высокоскоростных пассажирских перевозок; отмечено, что компания выиграла тендер на поставку электропоездов для обслуживания маршрута Санкт-Петербург – Хельсинки.

Большая статья посвящена состоянию перевозок массовых грузов. Подробно рассмотрены организация таких перевозок, в том числе в тяжеловесном движении, и применяемые технические средства на железных дорогах Австралии, Бразилии, ЮАР, США, Китая, Индии и некоторых стран Европы.

В Европе особое внимание уделяется развитию интермодальных перевозок. В статье приведены основные положения проекта Singer, согласно которому предлагается организовать перевозки автотранспортных единиц на железнодорожных платформах между рядом стран Центральной и Восточной Европы с узлом в столице Словении Любляне.

В разделе подвижного состава помещена статья о новом электропоезде серии 10000, созданном компанией Hitachi для метрополитена Токио.

Приведены история создания, конструктивная концепция, технические характеристики и описания основных компонентов электропоездов семейства Desiro UK разных серий, которые разработала компания Siemens TS.

Железные дороги Франции продолжают обновлять парк подвижного состава. Модернизированные вагоны Corail Teoz отличаются повышенным уровнем комфорта и новыми дизайнерскими решениями внешнего вида и оформления интерьеров.

Помещена подборка докладов, представленных на Пятом Международном симпозиуме по пассивной безопасности подвижного состава, который состоялся в Берлине в марте 2007 г. Рассмотрены действующие на железных дорогах Европы требования по безопасности, приведены примеры выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на данную тему.

Специальная статья посвящена вопросам экономии электроэнергии на подвижном составе за счет внедрения нового преобразователя собственных нужд, разработанного компанией SMA Technologie (Германия) по технологии MEE-NT.

В 1981 г. был выполнен многовариантный анализ перспектив электрификации железных дорог Великобритании на следующие 20 лет. Основные положения данного анализа рассмотрены в сопоставлении с современной ситуацией.

В статье М.Сузгаева описана концепция мониторинга режимов работы и технического состояния трансформаторов тяговых подстанций при наличии высших гармоник. Мониторинг позволяет более точно оценить ресурс трансформаторов и остаточный срок их службы.

Публикуется информация о деятельности ряда компаний – изготовителей ручных путевых машин и инструмента для железных дорог Северной Америки.

В статье приведены результаты исследований и испытаний, проведенных в Центре транспортных технологий под эгидой Федеральной администрации железных дорог США и Ассоциации американских железных дорог с целью оптимизации конструкции и содержания пути для высоких осевых нагрузок.

«Железнодорожный транспорт» № 6, 2007 год

Журнал открывает информация о прошедшем в столице Республики Казахстан Астане 46-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, на котором были подведены итоги эксплуатационной работы сети за прошедший период 2007 г., рассмотрены результаты переписи контейнеров и взаиморасчетов железнодорожных администраций, порядок направления вагонопотоков в международном сообщении, вопросы тарифной политики на 2007 фрахтовый год.

Графику движения поездов и плану формирования грузовых поездов на 2007 – 2008 гг., одобренному правлением ОАО «РЖД», посвящено выступление вице-президента компании С.Козырева.

Комплексные проблемы совершенствования взаимодействия железнодорожников, экспедиторов, грузоотправителей и крупнейших портов России на основе логистических технологий всесторонне рассмотрены в специальной тематической подборке номера, подготовленной по материалам научно-практической конференции «ОАО «РЖД» – порты. Новые формы взаимодействия».

В разделе «Безопасность движения» в статье профессора Дальневосточного государственного университета путей сообщения к.т.н. В. Могилы проанализировано влияние веса, длины и скорости грузовых поездов на безопасность движения. В этом же разделе можно ознакомиться с системой акустико-эмиссионной диагностики подшипниковых узлов подвижного состава, видеоконтролем железнодорожных переездов из кабины локомотива, а также с осуществленной с участием специалистов ВНИИЖТа уникальной железнодорожной перевозкой сверхгабаритного технологического оборудования для второй очереди Тенгизского нефтеперерабатывающего завода в Казахстане.

С системным подходом к подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров компании знакомит начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Л.Васина. Ее выступление дополняет статья заместителя начальника департамента локомотивного хозяйства М.Крохина о проводимом на ряде дорог эксперименте по подготовке работников локомотивных бригад с использованием интенсивных форм обучения.

В журнале публикуется Положение о смотре-конкурсе рационализаторской деятельности «Идея».

Воспроизводство основного капитала транспортных компаний – тема статьи д.т.н., профессора кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТа Н.Терешиной и к.т.н. доцента кафедры В.Подсорина. В статье гендиректора ООО «ТК «ТМК – Транс» А. Косарева и заведующего кафедрой «Логистика, грузовая и коммерческая работа» МИИТа В. Николашина идет речь о логистической методологии повышения качества работы транспортных компаний.

«Капитальные» километры

Благодаря четкому планированию «окон» ремонтно-путевые работы на сети ОАО «РЖД» идут с опережением графика.

По данным департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», в 2007 году усиленным капитальным ремонтом по всем железным дорогам сети запланировано отремонтировать 3 тыс. 854 км путевого полотна. В прошлом году было отремонтировано 3 тыс. 860 км. К началу июля было отремонтировано 1 тыс. 883 км, что на 48 км выше, чем показатель прошлого года.

Наилучшие показатели в этом виде ремонта у Свердловской железной дороги – 247 км отремонтированных путей. Работники путевого хозяйства Московской магистрали отремонтировали к началу июля при помощи усиленного капитального ремонта 177 км пути, а путейцы Северной железной дороги – 163 км.

Наименьшее количество «поднятых» километров у Северо-Кавказской – 76 км, Юго-Восточной – 74 и Красноярской железной дороги – 56 км. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, они могут показаться незначительными только на фоне других дорог с большой протяженностью путевого полотна. На самом деле и Северо-Кавказская, и Юго-Восточная, и Красноярская железные дороги план работ полностью выполнили.

В объеме капитального ремонта пути в текущем году запланировано отремонтировать 1 тыс. 685 км пути, при том что в 2006 году было отремонтировано 2 тыс. 78 км.

На начало июля по всей сети проведен капитальный ремонт 693 км пути, к аналогичному периоду прошедшего года этот показатель составлял 856 км.

В числе лидеров по капитальному ремонту Московская магистраль – 145 км отремонтированных путей. Это означает, что график выполнен на 105%. Второй показатель у Западно-Сибирской железной дороги – 57 км. На первый взгляд, здешние путейцы значительно отстают от московских коллег, но свой план на Западно-Сибирской магистрали выполнили еще более значительно – на 142%.

На Куйбышевской железной дороге капитально отремонтировано 53 км, при том что по графику к началу июля должны были отремонтировать только 31 км. Меньше всех работали с капитальным ремонтом на Калининградской – 21 км отремонтированных путей, Свердловской – 19 км и Сахалинской магистрали – 15 км.

Но дело опять же не в плохой работе путейцев: просто Калининградская и Сахалинская железные дороги – самые небольшие на сети, а для особенно изношенного пути Свердловской железной дороги капитального ремонта уже недостаточно, и основная доля работ ведется в объеме усиленного капитального ремонта.

В 2007 году средним ремонтом пути на сети ОАО «РЖД» планируется отремонтировать 2 тыс. 71 км пути, при том что в 2006 году было отремонтировано 2 тыс. 521 км. К 1 июля средний ремонт проведен на 608 км пути, в прошлом году этот показатель составлял 725 км. Безусловный лидер по этому показателю – Дальневосточная железная дорога, на которой к 1 июля отремонтирован уже 141 км пути, это 108% по отношению к плану.

Путейцы Московской магистрали отремонтировали в объеме среднего ремонта 80 км пути – столько и положено по плану. В тройке лучших Забайкальская железная дорога, где также все идет по плану – 49 км. На Сахалинской и Калининградской магистралях в этом году средний ремонт пути не предусмотрен вообще. А вот работники путевого комплекса Приволжской железной дороги запланированные показатели пока что не выполняют – 59 км, это всего лишь 95% от нормы.

В плане на этот год укладка на сети ОАО «РЖД» 4 тыс. 341 комплекта новых стрелочных переводов с железобетонными брусьями. В прошедшем году было уложено 4 тыс. 875 комплектов. К текущему моменту на дорогах сети произведена укладка 1 тыс. 753 комплектов стрелочных переводов, за аналогичный период прошлого года было уложено 1 тыс. 902 комплекта.

На Московской железной дороге было к началу июля уложено 270 новых стрелочных переводов, вровень с планом идет и Октябрьская магистраль – 190 уложенных комплектов. Работники путевого хозяйства Западно-Сибирской железной дороги уложили 132 стрелочных перевода, а это 115% к плану.

К сожалению, заметно отстает от графика работ Калининградская магистраль, где уложено всего 11 стрелочных переводов. Это значит, что план выполнен всего на 78%. На Свердловской железной дороге план также пока не выполнен: 150 комплектов – это 94% к плану.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30