29 ноября 2021 15:49

Небоевые потери

В результате столкновения пригородного поезда с армейским грузовиком «Урал» в Чеченской Республике один военнослужащий погиб, еще двое получили ранения.

Инцидент произошел на территории Ханкалы. Машинист электропоезда, следовавшего из Грозного в Гудермес со скоростью 15 км/ч, заметил на путях автомобиль, но даже примененное им экстренное торможение не помогло избежать столкновения. В момент удара один из военнослужащих выпал из кузова грузовика и погиб под колесами «Урала». Пассажиры поезда не пострадали. Не получил повреждений и головной вагон электропоезда. Электричка продолжила движение уже через пять минут после происшествия.

Как сообщили «Гудку» в службе ревизоров по безопасности движения, расследующая причины инцидента комиссия пришла к выводу, что столкновение произошло из-за проезда автомобилем, приписанным к в/ч № 2671 ВВ МВД РФ, железнодорожного пути в неразрешенном месте.

Столкновение в Ханкале стало первым подобным инцидентом на территории Грозненского отделения Северо-Кавказской магистрали в этом году. Но в целом по дороге это уже девятый за полгода случай столкновения железнодорожного транспорта с автомобильным. Чаще всего подобные происшествия случаются в Дагестане (4 случая) и Северной Осетии (2 случая). По одному такому случаю зафиксировано в Ростовской области и Ставропольском крае. Всего в этих авариях погибли шесть человек, еще 15 получили травмы различной степени тяжести. Повреждено 10 автомобилей и три секции локомотивов. Дорога понесла материальный ущерб на сумму более чем 60 тыс. руб. А общая задержка движения поездов на магистрали из-за ликвидации последствий этих аварий составила более пяти часов.

По данным проведенных расследований, причиной семи столкновений стало нарушение водителями Правил дорожного движения – они пересекали железнодорожные пути на запрещающий сигнал переездной сигнализации при видимости поезда 500 м и более. Еще два столкновения произошли в результате пересечения автотранспортом железнодорожного полотна в неустановленном месте.

Чтобы предотвратить такого рода аварии, на Северо-Кавказской дороге разработана программа по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах. Согласно ей в этом году предусмотрено оборудование трех переездов системой автоматической сигнализации, ремонт 54 переездов, укладка резинотехнических настилов на 41-м переезде.

Всего в рамках реализации дорожной программы на обеспечение безопасности будет потрачено в этом году около 75 млн руб. Эти деньги пойдут на установку технических средств на переездах, кроме того, будут проведены профилактические работы. Сотрудниками магистрали уже проводятся разъяснительные беседы с водителями, проверки – как плановые, так и внезапные, разборы ситуаций на переездах, к которым привлекаются сотрудники ГИБДД.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону


ЭТРАН переходит к управлению

Компания «ИнтэлЛекс» занимается разработкой автоматизированных информационных систем для транспорта, логистики, систем управления и анализа маркетинговой информации. В 2002 году с целью повышения качества обслуживания грузовладельцев и организации сбытовой деятельности ОАО «РЖД» на железной дороге началось внедрение автоматизированной системы ЭТРАН, разработанной ЗАО «ИнтэлЛекс». Сегодня система эксплуатируется на всех железных дорогах в России. Об особенностях создания и внедрения системы ЭТРАН, а также о новых разработках компании редакция побеседовала с генеральным директором «ИнтэлЛекс» Михаилом Корнауховым.

– При внедрении системы ЭТРАН с кем сложнее работать, с дорогой или ее клиентами?
– Дело в том, что в части внедрения системы ЭТРАН мы работаем только с железной дорогой, а она, в свою очередь, подключает своих клиентов. С грузоотправителями мы работаем, внедряя интеграционные решения по организации взаимодействия ERP-системы клиента и систем ОАО «РЖД» в режиме АСУ-АСУ.
В целом клиенты железной дороги и сама железная дорога участвуют в едином процессе – в грузоперевозке. У каждого из них свои цели и задачи, которые могут и совпадать, и пересекаться. Поэтому «с кем легче и с кем тяжелее работать» – вопрос скорее риторический.

– Внедрение любых IT-решений меняет психологию людей. Трудно ли научить рядовых пользователей работать с системой ЭТРАН?
– Мы, как разработчики системы ЭТРАН, и Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», как заказчик и идеолог системы, совместными усилиями 2 – 3 раза в год проводим специализированные тренинги по обучению специалистов железных дорог работе в системе ЭТРАН. Подготовленные на этих тренингах специалисты разъезжаются по дорогам и в дальнейшем уже сами проводят обучение пользователей на местах. В целом интерфейс системы, что называется, «дружелюбный для пользователя», кроме того, дороги понимают значение системы, поэтому обучение проходит гладко.
Что касается клиентов ОАО «РЖД» – грузоотправителей и грузополучателей, – то для них организован информационный сервис «ЭТРАН: изменения и дополнения», с помощью которого мы сообщаем обо всех изменениях в системе и работе с ней.

– Осталось ли дублирование электронной системы на бумаге?
– Исключить бумажный документ можно только повсеместным внедрением электронной цифровой подписи (ЭЦП). Чтобы яснее понять, при каких условиях можно избежать дублирования на бумаге, рассмотрим простейшую цепочку «Грузоотправитель – ОАО «РЖД» – Грузополучатель». Для того чтобы внедрить полностью безбумажную технологию оформления перевозочных документов, ОАО «РЖД» должно заключить договора на обмен документами с использованием ЭЦП как с отправителем, так и с получателем. Иначе на одном из этапов дублирование на бумаге появится. Однако надо учитывать, что, несмотря на очевидные выгоды внедрения ЭЦП для крупных компаний, для небольших компаний – получателей грузов ЭЦП – это определенные дополнительные расходы. Только подключение и установка сертифицированного программного обеспечения ЭЦП могут обойтись порядка $200 – 300 за рабочее место. Не очень крупные клиенты не всегда готовы к этим затратам.
Кроме того, в оформлении некоторых перевозок участвуют различные государственные службы, такие как санэпидстанция, таможня, пограничники. С этими структурами документооборот пока только бумажный.
Например, в общем случае при оформлении экспортного груза грузоотправитель обязан получить на бумажной накладной штемпель таможенного органа «Выпуск разрешен», и только после этого железная дорога может принять вагон к перевозке и окончательно оформить документы. И до тех пор, пока такой порядок действует, полный переход на безбумажную технологию невозможен. Хотя определенные шаги для изменения сложившейся ситуации, безусловно, предпринимаются.

– На бизнес каких компаний, участвующих в грузоперевозке, внедрение ЭЦП может повлиять больше всего?
– Повлияет, конечно, на всех. На начальном этапе, я думаю, быстрее всего почувствуют выгоду собственники подвижного состава. Для этих компаний существует целый ряд задач по управлению порожними вагонами. Когда порожняк освобождается из-под выгрузки, перед собственником возникает задача отправить вагоны под следующую погрузку и сделать это наиболее эффективно. Используя систему ЭТРАН, собственник вагона, находясь на другом конце страны, может оперативно получить информацию об освобождении его подвижного состава и оформить последующую пересылку порожняка под следующую погрузку. Данная технология была протестирована с «Новой перевозочной компанией». Результатами этого эксперимента остались довольны и клиенты, и мы как разработчики.

– Насколько система ЭТРАН застрахована от сбоев, от вмешательства со стороны?
– Вопрос важный, здесь нужно отметить, что безопасность обеспечена на всех уровнях, а именно безопасность подключения к системе, разграничение доступа, надежность технического комплекса и, наконец, надежность линий связи.
Информационная безопасность при подключении внешних клиентов обеспечивается средствами защиты под общим названием VipNet – технологией, сертифицированной ФАПСИ.
По требованиям к защите информации система ЭТРАН соответствует классу защиты 1Г, в свое время подтвержденному еще ЦБЗ МПС России. Доступ к документам системы регулируется правами пользователя, правами должности и правами организации.
Необходимый уровень надежности технического комплекса системы обеспечивается, во-первых, функционированием системы на отказоустойчивых серверах, расположенных в ГВЦ ОАО «РЖД», и, во-вторых, резервированием этих серверов. Магистральные направления линий связи сети передачи данных ОАО «РЖД» также продублированы.

– Когда вы будете считать, что работа по внедрению системы ЭТРАН полностью завершена, а все, что остается, – это подключать новых клиентов?
– Если бы для системы ЭТРАН был потолок – стать системой документооборота, то работы по развитию системы можно было бы считать завершенными. С точки зрения оформления документов в системе реализовано все, что охватывает коммерческое взаимодействие клиента и железной дороги. Однако ЭТРАН, реагируя на развитие рынка, постоянно совершенствуется, в системе появляются новые возможности и функции. У эволюции нет завершающего этапа. Наиболее актуальной сейчас является задача полной реализации безбумажных технологий с использованием ЭЦП.
Следующий виток развития – превращение системы ЭТРАН в управляющую систему. Для этого мы разрабатываем программное обеспечение по поддержке принятия решений для аппарата управления ОАО «РЖД».

– Что значит управляющая система? Как это изменит технологию перевозок?
– У системы ЭТРАН есть аналитический потенциал, который может позволить на уровне согласования заявок на перевозку регулировать грузопотоки, в частности грузопотоки по направлению к портам, с высокой степенью детализации.
Для этого достаточно при согласовании заявок учитывать планируемый срок доставки груза. Это поможет организовать будущие грузопотоки так, чтобы обеспечить согласованный подход грузов к местам выгрузки и избежать пробок.

– В какой стадии сейчас находится подключение портов к системе ЭТРАН?
– Система ЭТРАН позволяет подключить порт как внешнего клиента и дать ему возможность согласовывать заявки в свой адрес. Программное обеспечение, реализующее эту функциональность, уже разработано. Предварительное тестирование проходило совместно с Новороссийским морским портом.

– Мы слышали о нововведении в системе ЭТРАН – АРМ коммерческого диспетчера. Как оно работает?
– Еще одна сторона перехода к управлению грузоперевозками в системе ЭТРАН – это система коммерческой диспетчеризации, разработанная в прошлом году в рамках общего проекта «Взаимодействие сбытового и производственного блоков ОАО «РЖД». Внедрение АРМ коммерческого диспетчера является следующим звеном в цепочке клиент – сбытовой блок – производство. Основная цель – оперативное уточнение заявки на сутки, которые следуют за текущими, что позволяет активно использовать логистический подход, т.е. планировать грузопотоки при взаимодействии железной дороги и клиентов.

– Какими еще проектами, кроме системы ЭТРАН, занимается ваша компания?
– Ранее я говорил об интеграции клиентов железной дороги – крупных грузоотправителей и системы ЭТРАН. В случаях, когда у клиента стоит автоматизированная система управления предприятием и объемы перевозок большие, разумно взаимодействовать с системой ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ. Так как мы являемся разработчиками системы ЭТРАН, у нас накоплена большая база знаний, и мы готовы поделиться своими наработками, как лучше совместить АСУ клиента с системой ЭТРАН. Этой цели служит проект «Интегрированная система управления железнодорожными перевозками» (ИС УЖДП). Оформление железнодорожных перевозочных документов происходит автоматически на основании планов производства (отгрузки, поставки и т.п.), и уже готовые документы передаются из АСУ грузоотправителя в ЭТРАН, что существенно упрощает процесс оформления перевозок.
Еще один реализованный проект компании – это продажа пассажирских железнодорожных билетов через Интернет. В 2001 году мы заключили первый контракт на разработку части корпоративного веб-портала ОАО «РЖД» (КВП РЖД), связанной с взаимодействием с системой «Экспресс». В результате на КВП РЖД появилась возможность получить информацию о расписании и наличии свободных мест в поездах. По статистике обращений именно этот информационный сервис КВП РЖД пользуется наибольшей популярностью.
В данный момент система продажи билетов запущена в эксплуатацию, и только за первую неделю с момента начала работы сайтом www.ticket.rzd.ru для заказа билетов воспользовалось более 700 человек, а за первый месяц – более 8000.

Беседовал Юрий СУШИНОВ


Справка «Гудка»
    ЭТРАН (Электронная Транспортная Накладная) — это автоматизированная система централизованной подготовки и оформления железнодорожных перевозочных документов. Система ЭТРАН эксплуатируется в промышленном режиме и охватывает 100% железнодорожных грузоперевозок.

Технология качества

Внедрение комплексных систем контроля качества в вагоноремонтном депо Волховстрой Октябрьской железной дороги принесет магистрали более одного миллиона рублей экономии в год.

Комплексные системы контроля качества ремонта электроаппаратного и электромашинного цехов (КСК ЭМЦ) устанавливаются в депо Волховстрой в рамках реализации инвестиционного проекта «Обновление деповского хозяйства». Новая система контроля качества позволит оперативно контролировать ремонт электровозов и снизит влияние человеческого фактора.

Все сведения о ходе выполнения графика ремонта, наличии запаса запчастей и материалов, расположении локомотивов на ремонтных позициях и тракционных путях автоматически будут передаваться в Центр управления ремонтом (ЦУР). При прохождении локомотива мимо пункта считывания информации, который находится перед каждой ремонтной позицией, все сведения автоматически будут поступать в ЦУР.

Уже сейчас на каждом рабочем участке установлены терминалы считывания информации о полученном и выполненном производственном задании. Данные в них вводятся с персональной магнитной карты слесаря или с помощью карманного персонального компьютера (КПК), который выдается каждому мастеру. Наряд-задание слесаря формируется в электронном виде мастером цеха посредством тех же КПК и информационного терминала. Слесарь проходит регистрацию при помощи магнитной карты и подтверждает получение задания нажатием кнопки подтверждения на терминале. Аналогичным способом он отмечает выполнение работ, а мастер подтверждает их выполнение.

Благодаря установленным в цехах видеокамерам диспетчер по ремонту локомотивов может наблюдать за ходом любых видов работ. Кроме общей картины ремонта локомотива он контролирует ремонт отдельных узлов и систем. Это позволяет своевременно корректировать рабочий процесс в случаях отклонения от сетевого графика.

«Внедрение центра управления ремонтом позволяет сократить потери времени. Мы избегаем несогласованности действий персонала, контролируем производство работ на участках. Внедрение новых технологий снизит простой локомотивов в ремонте на срок от 1,5 до 6 часов», – рассказал главный инженер службы локомотивного хозяйства ОЖД Алексей Колотов.

По расчетам специалистов, внедрение ЦУР позволит сэкономить депо около 300 тыс. руб. в год. Экономия от внедрения КСК электроаппаратного цеха составит 315 тыс. руб. в год, а при использовании КСК в производственном процессе электромашинного цеха экономия составит более 400 тыс. руб. в год.

Татьяна ОВЧАРОВА,
соб. корр. «Гудка»
Волхов


Справка «Гудка»
    Вагоноремонтное депо Волховстрой ежесуточно обеспечивает эксплуатацию 190 электровозов постоянного тока серии ВЛ10 и ВЛ15. Депо выполняет тяжелые виды ремонтов грузовых электровозов как для Октябрьской, так и для Северной и Северо-Кавказской железных дорог.

Посылать стали чаще

Более 46 тыс. руб. заработал в июне сервисный центр Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, предоставляя населению услугу по экспресс-доставке корреспонденции.

В прошлом июне выручка сервис-центра от пересылки корреспонденции составила чуть больше 10 тыс. руб. – тогда посылку из Самары можно было отправить через железнодорожников только в Москву. С образованием нынешней весной Дирекции железнодорожных вокзалов клиент получил возможность переслать с поездом пакет весом до 1 кг в любой город страны. В основном к пересылке предъявляются техническая документация, коммерческие договоры, личная корреспонденция, а также полиграфическая продукция. Стоимость доставки одного пакета, к примеру, до Владивостока составляет 300 руб.

По словам начальника сервисного центра вокзала станции Самара Александры Романенко, ежемесячно услугами экспресс-доставки пользуются в среднем 500 человек. «Технология работы согласована с московским ЗАО «Главный пассажирский сервисный центр» и Куйбышевской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов», – поясняет Александра Романенко, добавляя, что больше всего посылок идет в Москву.

Дмитрий ПОПОВ,
соб. корр. «Гудка»
Самара

Коротко

На Саратовском отделении Приволжской железной дороги открыто движение по второму пути на перегоне Чернавка – Сенная. Теперь важ­нейшее для сети направление от станции Громово Куйбышевской железной дороги до станции Сенная Приволжской протяженностью 127,8 км стало двухпутным.

На Ижевском отделении Горьковской магистрали погрузка в первом полугодии достигла 2 млн 885 тыс. тонн, что на 5,6% выше, чем в первом полугодии прошлого года.

На Западно-Сибирской магистрали ЗАО «Экспресс-пригород» за шесть месяцев перевезено 16,1 млн пассажиров. Пассажирооборот составил 627 млн пасс.-км. Доходы достигли 398,1 млн руб.

Восточно-Сибирская железная дорога за первое полугодие текущего года экспортировала в Китай более 4 млн тонн сырой нефти, что 14,7% превышает показатели прошлого года. В июне перевозка сырой нефти в Китай по ВСЖД составила 740 тыс. тонн.

Октябрьской железной дорогой в 2007 году на оснащение объектов магистрали системами безопасности будет затрачено 41,2 млн руб. За первое полугодие магистралью уже освоено 30,4 млн руб.

Свердловская железная дорога за шесть месяцев погрузила 69 млн 238 тыс. тонн, что на 4 млн 271 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2006 года. В среднем магистраль грузила по 382,5 тыс. тонн ежесуточно.

На Северной магистрали в поездах формирования Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров за первое полугодие было перевезено более 4,13 млн человек. 2,6 млн человек предпочли для поездки пассажирские поезда, 1,02 млн – скорые, а 522 тыс. – фирменные поезда.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30