29 ноября 2021 14:50

Виновные пойдут под суд

Напряженная обстановка с обеспечением безопасности движения поездов стала темой внеочередного заседания правления ОАО «РЖД». Текущую ситуацию с обеспечением безопасности на сети руководство компании оценивает как преступную халатность отдельных руководителей путевого хозяйства. И намерено принять самые жесткие меры для стабилизации ситуации.

Заседание правления прошло в формате видеоконференции. Владимир Якунин отметил, что с 12 июля на сети введен особый режим работы командного и ревизорско-инструкторского состава управлений, дирекций, отделений и линейных подразделений дорог в вопросах обеспечения безопасности движения.

Президент ОАО «РЖД» заявил, что в первом полугодии количество случаев сходов подвижного состава с рельсов удвоилось по сравнению с прошлым годом и перевалило за 40, при том что общее количество браков на сети упало на 8%. По словам президента, наибольшее количество сходов произошло из-за несоблюдения технологий содержания и ремонта пути.

По утверждению вице-президента компании Владимира Воробьева, основной причиной проблем в путевом комплексе является человеческий фактор. При этом много говорится о том, что на ремонт и модернизацию путевой инфраструктуры недостаточно средств, однако 70% происшествий произошло на участках пути с непросроченными межремонтными интервалами. Подтверждением позиции топ-менеджера компании могут послужить и результаты расследования схода вагонов пассажирского поезда на Свердловской и грузового на Забайкальской дорогах. Разбор этих происшествий, который прошел на заседании правления, показал, что в обоих случаях причиной послужило граничащее с преступной халатностью поведение работников службы пути.

В частности, на перегоне Шувакиш – Исеть Свердловской дороги, где произошел сход вагонов пассажирского поезда, за день до происшествия выполнялся средний ремонт пути. Однако после смены деревянных шпал работники свердловской ПМС-15 не закрепили путь. Кроме того, не было выдано предупреждение об ограничении скорости на этом участке до 25 км/ч, как это требуют инструкции. Начальник дистанции пути Свердловск-сортировочный, в свою очередь, не проконтролировал работу ПМС. В результате 9 пассажирских вагонов сошли с рельсов и едва не перевернулись. Аналогичная ситуация привела к происшествию и на Забайкальской дороге. Причем сотрудники дорог, приглашенные в ОАО «РЖД» для разбора, не найдя слов для оправдания своих действий, пытались доказать свою невиновность якобы четким следованием инструкциям в работе.

Вопрос Владимира Якунина о том, как они поступили бы в отношении человека, который поставил под угрозу жизнь их собственных детей, также остался без ответа.

Вопросы были адресованы к сотрудникам Свердловской железной дороги: прорабу ПМС-15 И.Харитонову, начальнику дистанции пути Свердловск-сортировочный С.Рублеву, начальнику ПМС-15 В.Вшивкову, дорожному мастеру В. Чернявскому; Забайкальской железной дороги – бригадиру Ерофей Павловичской дистанции пути Е.Викулову, начальнику Ерофей Павловичской дистанции пути В.Комогорцеву, заместителю начальника Ерофей Павловичской дистанции пути Р.Гизатулину.

Вопросы правления вызвал и доклад начальника Забайкальской дороги Сергея Тимофеева. По мнению топ-менеджеров компании, в разборе причин происшедшего было допущено смешение стратегически важных и совсем не значимых обстоятельств. Члены правления указали на то, что от руководителей дорог и служб требуется четкое понимание их сферы ответственности и адекватных подходов к выполнению своих обязанностей.

Владимир Воробьев подчеркнул, что низкая квалификация работников служб пути, руководителей среднего звена осложнена их безответственностью, круговой порукой, а иногда и откровенным попустительством. Путевой комплекс нуждается в квалифицированных специалистах, подготовку которых необходимо усилить.

Компания переходит на новую технологию организации путевых ремонтных работ, которая охватывает большие участки, а не короткие перегоны, где работы проходят время от времени, порой некачественно. В труднодоступных местах целесообразно перейти на вахтовый метод работы с проживанием ремонтных бригад во временном жилье рядом с фронтом работ. Кроме того, для стабилизации ситуации в путевом хозяйстве необходимо обеспечить финансовую ответственность причастных служб и конкретных работников за отмену или непредставление плановых ремонтных «окон». Работы в период «окон» должны проводиться укрупненными бригадами, причем службам пути Владимир Воробьев указал на необходимость введения штатной единицы сигналиста для обеспечения безопасности работ.

Вице-президент ОАО «РЖД» Виктор Попов, в свою очередь, заметил, что руководители дорожных служб чувствуют себя безнаказанными. Это подтверждают и разборы происшествий, на которых виновные в возникновении ЧП перекладывают вину друг на друга, будучи не способными оценить происшествие в целом.

Сейчас компания реформирует ревизорский аппарат, о чем «Гудок» подробно рассказывал в предыдущих номерах. За счет использования сразу нескольких существующих и вновь создающихся информационно-аналитических систем станет невозможным сокрытие фактов нарушений. Ревизорский аппарат компании будет трансформирован в службу технических аудиторов, способную не только разбирать произошедшие ЧП, но и прогнозировать их возможность и вовремя ее устранять.

За запрещение путевых ремонтных работ без предоставления «окон» высказался начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Андрей Волков. По его словам, такие работы приводят к последствиям, подобным случаю на Забайкальской дороге, где путейцы пытались заменить несколько шпал во время небольшого перерыва в движении поездов. Кроме того, компания намерена провести срочные ревизии на всех дорогах с тем, чтобы выявить участки с нуждающейся в ремонте путевой инфраструктурой и ограничениях скоростей движения.

Владимир Якунин обратил внимание всей сети на то, что компания обеспечивает сотрудников отрасли достойной зарплатой, возможностью обучения в любых учебных заведениях, социальными гарантиями. Однако для ряда работников это не является важным обстоятельством, так же как и требования основополагающих инструкций и правил. По словам президента, многие справедливо говорят о том, что инструкции эти устарели и требуют пересмотра. Однако в странах СНГ, где инструкции бывшего МПС России также действуют до сих пор, не ссылаются на их возраст, когда разбирают аварии или сходы. Например, на Украинских железных дорогах с начала этого года произошел всего один сход вагонов, а на Белорусских – ни одного.

Глава компании заметил, что одна из бед отрасли – недостаточное качество управления на всех ступенях. Руководители намного чаще говорят о повышении своих зарплат, чем о повышении эффективности на своих участках работы. Компания не намерена терпеть бездействие руководителей дорожных служб, отсутствие контроля с их стороны за выполнением поставленных задач, а также откровенную халатность исполнителей.

Сотрудники отрасли, по вине которых произошли крупнейшие аварии на сети, в том числе и с пассажирскими поездами, помимо суда своих коллег могут понести и уголовное наказание. Руководство компании намерено проследить за тем, чтобы и в дальнейшем виновные в преступной халатности и воровстве отвечали за преступления по закону. Проектом постановления заседания правления предусмотрено более 30 конкретных мер по повышению безопасности движения на сети РЖД. Среди них внеочередная аттестация всех руководителей хозяйства пути, допустивших ухудшение положения с безопасностью движения, мероприятия по переходу с 1 сентября 2007 года на участковую систему ведения текущего содержания пути с одновременным переходом на сдельно-премиальную оплату труда для укрупненных ремонтных бригад. Для укрупненных бригад будет разработана технология «окон» продолжительностью не менее 2,5 часа для выполнения основных работ, а на неблагополучных участках – до 4 часов. При усиленном капитальном ремонте пути будет осуществляться переход на рельсовые скрепления новых типов ЖБРШ и АРС. Кроме того, предусмотрено укомплектование штата работников служб пути до уровня 100%, поставка необходимого количества техники и инструмента. Предусмотрены меры по улучшению ситуации также в локомотивном и вагонном хозяйствах.

Решением президента компании постановление правления будет дополнено и доработано в течение 10 дней.

Александр ШУГАЕВ


Справка «Гудка»
    С начала года допущены 2 крушения, авария, а также столкновение пассажирского и грузового поездов на Юго-Восточной дороге. На Свердловской дороге 10 июля на скорости 58 км/ч произошел сход с рельсов 9 вагонов пассажирского поезда, в которых находилось почти 400 человек. На следующий день на Забайкальской дороге 14 грузовых вагонов с углем также сошли с рельсов. По вине работников путевого хозяйства допущены 2 крушения и 24 схода подвижного состава.

Покупки «Роснефти» сыграли на рейтинг

Нефтяная компания «Роснефть» по результатам первого полугодия 2007 года вышла на первое место в мире по доказанным запасам жидких углеводородов. Как говорится в официальном сообщении компании, это произошло за счет новых приобретений. «Роснефть» расширила географию своего присутствия до 45 регионов РФ, а количество предприятий выросло более чем вдвое – со 102 до 230. Как отмечается, «Роснефть» получила промежуточный кредит на сумму $22 млрд, который был использован для приобретения целого ряда добывающих, перерабатывающих и сбытовых активов.

«Газпром» надеется на российские трубы

Для строительства газопроводов ОАО «Газпром» намерено закупать трубы у отечественных производителей, сообщили в компании. До 2030 года «Газпром» построит ряд крупных газопроводов, таких как «Ямал – Ухта – Торжок», «Северный поток», «Южный поток», «Алтай». Для их строительства газовый монополист намерен использовать отечественные трубы диаметром 1420 мм, не имеющие мировых аналогов. Они рассчитаны на давление 120 атмосфер. Как отмечается в сообщении компании, участие российских производителей в поставках труб для крупных проектов будет способствовать развитию не только отечественной трубной и металлургической промышленности, но и экономики страны в целом.

«Северсталь-авто» займет деньги

ОАО «Северсталь-авто» планирует увеличить инвестиции в развитие производства в 4 раза – с 1,8 млрд руб. в 2006 году до 7,3 млрд руб. в 2007 году. Инвестиционная программа 2007 года предполагает создание производства малотоннажных коммерческих автомобилей FIAT Ducato на базе ООО «Северстальавто-Елабуга», организацию производства новых марок автомобилей FIAT и SsangYong на мощностях Завода микролитражных автомобилей, а также создание собственной дилерской сети. В материалах компании уточняется, что инвестиции будут осуществляться как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Более 50% инвестиций в проект FIAT Ducato будет профинансировано долгосрочными кредитами, а оставшуюся часть средств планируется получить за счет второго облигационного займа на 3 млрд руб., разместить который планируется в ближайший месяц.

ЕГЭ все активнее не нравится

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) отметил снижение популярности Единого госэкзамена среди россиян. Как показал проведенный ВЦИОМом опрос, если в июне прошлого года почти треть (31%) респондентов предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали выпускные экзамены в виде ЕГЭ, то в июне 2007 года число его сторонников снизилось до 22%.

Главные «минусы» ЕГЭ участники опроса видят в снижении возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (25%); то, что проверка знаний становится более формальной (21%); рост коррупции при сдаче экзаменов в школе (20 % ).

Достоинствами ЕГЭ опрошенные по-прежнему называют возможность одаренным ученикам из регионов поступать в престижные вузы страны (23 %); приближение отечественного образования к международным стандартам (19%); снижение коррупции на стадии поступления в вузы (17 %). В опросе, проведенном ВЦИОМом 16 – 17 июня, приняли участие 1599 человек из 153 населенных пунктов в 46 регионах России.

Военный аэродром приспособят для гражданских

После капитального ремонта новгородский военный аэродром Кричевицы сможет принимать все типы самолетов не только военной, но и гражданской авиации, сообщили в Службе информации и общественных связей ВВС РФ. В настоящее время проходит реконструкция и капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, которая станет на 500 м длиннее. На втором этапе планируется полностью заменить радио- и светотехническое оборудование, чтобы аэродром соответствовал европейским стандартам. Затем будет построен аэровокзальный комплекс с подъездными путями и сопутствующей инфраструктурой. Все мероприятия по ремонту аэродрома планируется завершить к июню 2009 года.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Два этажа комфорта

ОАО «Российские железные дороги» планирует объявить открытый конкурс по выбору технологии и компании-партнера для организации производства двухъярусных пассажирских вагонов.

Строить такие вагоны ОАО «РЖД» намечало на базе одного из вагоноремонтных заводов, где предполагалось организовать совместное предприятие с финской компанией Transtech, с которой велись переговоры. Однако в процессе обсуждения выяснилось, что техническая документация по производству вагонов находится в совместной собственности Tranctech и Talgo. «Не могу сказать, что мы довольны результатами переговоров и сложившейся ситуацией», – сообщил вице-президент РЖД Михаил Акулов на прошедшей в пятницу пресс-конференции.

По его словам, компания получает предложения от многих мировых производителей, таких как Alstom, Bombardier, Kawasaki, и в данных условиях ОАО «РЖД», наверное, перейдет к открытому выбору партнера.

РЖД планируют совместно с западным партнером выпускать двухъярусные вагоны на российском предприятии. Ориентировочная стоимость одного вагона – 2 млн евро. Один вагон равен 2 вагонам СВ с 11 сидячими местами внизу и 8 спальными вверху. Вагоны должны быть пригодны для эксплуатации на скоростях 160 – 200 км/ч. РЖД планируют использовать их на южных направлениях.

Между тем главный инженер департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Владимир Киреев объяснил «Гудку», что планируется выпускать двухъярусные вагоны разных типов. Это будут вагоны только со спальными купе, полностью с местами для сидения и комбинированные. Соответственно, в зависимости от направления и пассажиропотока появится возможность гибкого формирования поездов.

Двухъярусные вагоны позволят также увеличить населенность составов. По словам Владимира Киреева, длина поезда ограничивается длиной посадочных платформ и по техническим условиям нельзя отправлять более 24 вагонов в составе. Зато поезд из двухъярусных вагонов имеет вдвое больше мест при той же длине, что и обычный состав.

Директор института проблем транспорта РАН Олег Белый говорит, что в такой идее ничего нового нет, и в мире такие вагоны находят широкое применение. Пассажир сам может выбрать категорию билета – либо ехать на более дешевых местах для сидения, или он предпочтет заплатить несколько большую сумму за возможность более комфортного путешествия.

Единственная проблема заключается в габарите такого вагона и возможности его использования на электрифицированных направлениях, где высоту ограничивает токоведущий контактный провод. В СССР в шестидесятые годы был построен опытный образец двухъярусного вагона дальнего следования, где внизу имелись спальные купе, а верхний этаж имел сидячие места и вместо крыши купол для обзора местности. Олег Белый объяснил, что в те годы внедрение новой техники шло по директивным указаниям, идея дальнейшей поддержки не нашла.

Генеральный директор ООО «Тверской экспресс» Александр Чубарев сообщил «Гудку», что компания также рассматривает возможность эксплуатации таких вагонов. В компании изучают европейский опыт использования таких вагонов и не намерены в этом вопросе отставать от ОАО «РЖД».

Александр РУБЦОВ

«Трансгарант» выбрал облигации

Компания «Трансгарант» собирается разместить дебютный выпуск облигаций на 3 млрд руб.

Предполагается, что поручителем выпуска облигаций «Трансгаранта» станет ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП). 27 августа должно состояться внеочередное заочное собрание акционеров ДВМП, которое, предположительно, одобрит предоставление поручительства.

Номинальный объем выпуска должен составить 3 млрд руб., срок обращения бумаг – четыре года. Пока ни «Трансгарант», ни ДВМП не выпускали облигаций. Однако акции ДВМП торгуются на московской бирже РТС.

Размещение облигаций может состояться уже осенью, вскоре после одобрения акционерами ДВМП гарантий выпуска. «Гарантия материнской компании призвана удешевить заимствование. Ведь слово ДВМП для инвесторов гораздо значимее, чем гарантии самого «Трансгаранта», – рассказал директор департамента акционерного капитала ДВМП Станислав Вартанян.

Однако назвать цели, на которые планируется потратить 3 млрд руб., он отказался. «Речь идет о финансировании инвестиционной программы «Трансгаранта» – это вложения в новые виды подвижного состава и инфраструктуру. Подробности я не знаю», – заявил Станислав Вартанян. В самом «Трансгаранте» также не стали комментировать, куда собираются потратить деньги инвесторов.

Возможно, что под «инфраструктурными проектами» имеется в виду строительство складских комплексов. В 2006 году «Трансгарант» начал создавать логистические комплексы в Челябинске, Хабаровске и Воронеже. Как уже сообщал «Гудок» 16 июля, сейчас ставка доходности складской недвижимости лежит в районе 10–15% и уже в ближайшие два года может упасть до 8%. Значит, доходность размещаемых «Трансгарантом» облигаций не должна превышать эти рамки.

Вместе с тем в конце июля должно состояться рефинансирование полученных «Трансгарантом» кредитов на общую сумму 1,5 млрд руб. Задолженность на 1 млрд руб. будет переоформлена в кредит без обеспечения на три года, а на 500 млн руб. – под залог подвижного состава на пять лет.

Участники фондового рынка отнеслись к известию о планах размещения облигаций «Трансгаранта» очень осторожно.

«Ни ДВМП, ни «Трансгарант» не известны на рынке долговых инструментов, и поэтому назвать для них справедливую ставку доходности трудно, – заявил «Гудку» аналитик ИК «Атон» Алексей Ю, – Отсутствие истории облигационных заимствований делает «Трансгарант» темной лошадкой».

Аналитик ИК Тройка-диалог Александр Кудрин говорит, что инвесторы, скорее всего, потребуют премии за дебютное размещение, которая может составить 0,25 – 0,3%.

Сейчас ситуацию на рынке эксперты оценивают как очень хорошую. «Денег много, а облигаций все же меньше, – говорит Алексей Ю. – Это «нефтяные» деньги и средства иностранных инвесторов, вложения которых за последние полгода очень сильно возросли».

Однако Александр Кудрин подчеркивает, что прогнозировать состояние рынка никто не возьмется, потому что «это зависит от очень многих изменяющихся факторов и может меняться за считанные минуты».

Павел АРАБОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30