29 ноября 2021 15:18

Сковородино – конечная

Вопрос с финансированием подъездных железнодорожных путей к терминалу Козьмино в районе разъезда Хмыловский решен положительно. Это означает, что правительство отложило проект строительства второй очереди нефте­провода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

«Правительство решило вопрос о выделении средств из федерального бюджета на развитие разъезда Хмыловский, через который нефть будет транспортироваться по железной дороге к терминалу Козьмино на берегу Тихого океана, – сообщил «Гудку» в Нерюнгри президент компании «Транснефть» Семен Вайншток. – Строительство этого объекта должно быть окончено в 2008 году. Кроме того, «Транснефть» уже получила от РЖД гарантии по перевозочному тарифу».

«Мы считаем, что за счет собственных источников ОАО «РЖД» финансировать проект не будет. Этим должны заниматься либо «Транснефть», либо государство, потому что проект «Транснефти» по строительству ВСТО – государственный», – сообщил ранее «Гудку» начальник департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Игорь Коломейский.

Как уже рассказывал «Гудок», на разъезде Хмыловский, который находится между станциями Находка и Находка-Восточная, необходимо построить вторые пути, мост и железнодорожную развязку, чтобы иметь возможность принимать и разгружать 15 млн тонн нефти в год. Стоимость реконструкции оценивается в 5 млрд руб. Нефть будет отправляться цистернами из Сковородина на терминал в бухте Козьмино.

Выделение средств на Хмыловский означает, что у правительства пока нет планов строить вторую очередь ВСТО от Сковородина до самого терминала. Сам Семен Вайншток заявляет, что все будет зависеть от темпов развития нефтедобычи в Восточной Сибири. На первую очередь ВСТО 30 млн тонн нефти уже есть. Вторая очередь нефтепровода потребует для заполнения трубы уже 80 млн тонн в год. И только при этих объемах очень дорогостоящая труба может себя оправдать.

«Для транспортировки свыше 80 млн тонн нефти труба существенно эффективнее, чем железная дорога, при объемах 50 – 80 млн тонн необходимо совместное использование, а при объемах ниже 50 млн тонн железная дорога может спокойно обеспечить транспортировку», – заявил «Гудку» заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) Виктор Разбегин. Совет, будучи государственным научно-исследовательским учреждением, специально занимался оценкой эффективности перевозок нефти трубопроводным и железнодорожным транспортом.

«Строительство первой части трубы эффективно потому, что она проходит рядом с месторождениями нефти в Восточной Сибири и дает возможность нефтяным компаниям начать там добычу, – считает сотрудник института экономики РАН профессор Борис Порфирьев. – Без нее добывать там нефть было бы вообще невозможно».

Между тем, чтобы строить вторую очередь ВСТО, нефтяным компаниям придется выйти на устойчивый уровень годовой добычи даже выше, чем 80 млн тонн. Дело в том, что от Сковородина «Транснефть» на китайские деньги тянет от ВСТО к китайской границе ответвление мощностью еще 30 млн тонн нефти в год. Расстояние там короче, чем до Козьмина, а значит, этот объем нефти можно смело отнять от второй очереди ВСТО. Ветка, как и основной нефтепровод, должна быть построена в 2008 году. Китайские компании уже заявили о готовности импортировать все 30 млн тонн, однако российский нефтяной объем будет разделен пополам: 15 млн тонн – в Поднебесную, а еще 15 млн пойдут на терминал в Козьмино, где их сможет купить любой желающий.

В обозримом будущем достичь необходимых для заполнения второй трубы объемов добычи нефти в Восточной Сибири возможным не представляется. Кроме того, дороговизна прокладки ВСТО (смета первой очереди составляет $11 млрд, и, скорее всего, она будет пересмотрена в сторону повышения из-за удорожания стройматериалов) делает железную дорогу вполне конкурентоспособной по тарифу. Так, эксперты подсчитали, что при такой стоимости за 20 лет проект окупится, если тариф на прокачку будет составлять порядка $75 за тонну. А ведь от Сковородина до Тихого океана железнодорожники готовы везти нефть по $25 за тонну. Правда, пока Семен Вайншток не называет даже примерной стоимости тарифа, ссылаясь на то, что после строительства ВСТО будет введен сетевой тариф, при котором нефтяникам будет одинаково выгодно экспортировать свою нефть и с Дальнего Востока, и с Черного моря. «Параметры этого сетевого тарифа сейчас находятся на изучении в научно-исследовательских институтах», – заявил г-н Вайншток журналистам.

Сергей ПЛЕТНЕВ

Что будет

16 июля, понедельник

Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы проведет очередное заседание. Его тема «Общие и специальные проблемы применения в России Конвенции по правам человека (в части заключения лиц под стражу до вынесения приговора)».

В Москве состоится торжественное открытие часовни на Ярославском вокзале столицы.

В Торгово-промышленной палате РФ состоится заседание «круглого стола» на тему «Возможности государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах». Принять участие в дискуссии должны представители Федерального агентства по управлению особыми экономическим зонами, региональных и муниципальных органов власти субъектов РФ, потенциальных компаний – резидентов особых экономических зон.


17 июля, вторник

Заседание «круглого стола» на тему «Стратегии XXI века: Россия и ВТО – pro и contra отраслей и регионов» пройдет в Торгово-промышленной палате РФ.

Посол Сербии в России Станимир Вукичевич проведет пресс-конференцию на тему «Ситуация вокруг Косова».

На Куйбышевской железной дороге начнет свою работу сетевая школа, посвященная вопросам управления качеством в хозяйстве связи ОАО «РЖД».

Представители Российского зернового союза, Института конъюнктуры рынка и ряд других экспертов в рамках специального брифинга расскажут о ситуации на зерновом рынке России.


18 июля, среда

Руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Евгений Скляров проведет пресс-конференцию на тему «Реализация программы строительства генерирующих мощностей и электроподстанций в столице».

В Москве пройдет пресс-конференция депутата Госдумы, члена комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Галины Хованской на тему «Реформа ЖКХ: вопросов больше, чем ответов». Поводом для мероприятия стало принятие парламентом закона о создании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Между пресс-центром РИА Новости в Москве и Финансовым центром в Варшаве будет организована работа видеомоста. Тема международной дискуссии – размещение американских элементов противоракетной обороны в Польше.


19 июля, четверг

В Саранске состоится встреча президента России Владимира Путина с президентом Финляндии Тарьей Халонен и премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем.

В Минске состоится заседание объединенного совета командования Транспортных войск Белоруссии и Железнодорожных войск России. Запланировано обсудить ход реализации программы Союзного государства о создании системы прикрытия железных дорог региона.

В Москве состоится заседание «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы установления и подтверждения группы инвалидности в России». Во время проведения заседания будут обсуждаться следующие вопросы: почему в последние годы стало сложнее установить группу инвалидности, имеет ли место дискриминация инвалидов в России, справляются ли органы медико-социальной экспертизы со стоящими перед ними задачами.


20 июля, пятница

Как ожидается, в Германии состоится торжественная закладка корпуса первого из восьми поездов Velaro RUS, которые в будущем будут использоваться для организации высокоскоростного движения в России.

Глонасс раскрыла карты

Правительство намерено превратить ГЛОНАСС в нац­проект и к 2011 году полностью удовлетворить потребности транспорта в спутниковой навигации.

Как заявил в минувшую пятницу на расширенной коллегии Минтранса глава министерства Игорь Левитин, со снятием ограничений на точность координат у перевозчиков открылись новые возможности в работе. Уже к 2011 году будут полностью удовлетворены потребности транспорта в спутниковой навигации. При этом на каждом транспортном средстве будут отечественные цифровые карты. В 2007 году Федеральное агентство по геодезии и картографии сделает новые карты масштабом 1:50000 и 1:100000. Для крупных железнодорожных узлов появятся карты масштабом 1:25000. По словам главы Федерального агентства картографии и геодезии Александра Бородко, к 2011 году за счет повышения стабильности работы бортовой навигационной аппаратуры система ГЛОНАСС даст точность привязки транспортного средства на уровне полтора метра. А до конца года в ГЛОНАСС будет вложено 18 млрд руб.

Ежегодно спрос на спутниковую навигационную аппаратуру составляет более 500 тыс. единиц. На сегодняшний день навигационные системы установлены на 355 пассажирских самолетах, 1070 морских и речных судах, на 4,5 тыс. единиц подвижного состава железнодорожного транспорта. По оценке Минтранса, общая потребность составляет 20 млн устройств различной модификации.

Эффект от создания диспетчерских систем мониторинга транспортных средств, по оценке экспертов, даст 25% экономии средств.

Руководитель агентства поставил в пример ОАО «РЖД», которое заказало на Ижевском радиозаводе 10 тыс. датчиков спутникового позиционирования для вагонов и локомотивов. Это позволит грузоотправителю видеть, как продвигается его груз в реальном времени.

Как отметил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, суммарная потребность РЖД в устройствах навигации для локомотивов и вагонов – 130 тыс. единиц. Компания не только закупает датчики и аппаратуру спутниковой навигации, но и за счет собственных средств ведет работы по интегрированию спутниковых навигационных сигналов в АСУ железных дорог.

Но наибольший эффект от внедрения ГЛОНАСС, подчеркнул главный инженер компании, будет достигнут с обеспечением точного позиционирования объектов железнодорожного транспорта.

Среди приоритетных задач он назвал разработку нормативной базы, которая закроет доступ на транспортный рынок несертифицированной и контрафактной продукции. При этом Валентин Гапанович высказал предложение, поддержанное министром транспорта Игорем Левитиным, создать при Минтрансе координационный совет по спутниковым технологиям, аналогичный тому, который действует в ОАО «РЖД».

Участники заседания коллегии Минтранса говорили, что лет десять назад для большинства пользователей диковинкой был мобильный телефон. Сегодня он стал доступным по цене, малогабаритным и многофункциональным. У ГЛОНАСС перспектив не меньше. Поэтому внедрение этой системы в нашей стране должно стать нацпроектом.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Конкуренция с комфортом

Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) готовится начать полноценную продажу билетов через Интернет и автоматы.

В пятницу ФПД подвела итоги первого года деятельности. Вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов и генеральный директор ФПД Валерий Шатаев на пресс-конференции поделились некоторыми проблемами пассажирского комплекса РЖД.

По словам Михаила Акулова, создание ФПД стало первым шагом в процессе реформирования пассажирского железнодорожного комплекса. Обособление дирекции в самостоятельный функциональный филиал сориентировано на повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества предоставляемых пассажирам услуг. Кроме того, дирекция призвана обеспечить удовлетворение растущего спроса на железнодорожные перевозки в дальнем следовании.

Одним из основных ее достижений стала активная закупка нового подвижного состава, уровень которого приближается к передовым зарубежным образцам.

Валерий Шатаев сообщил, что за прошедший год пассажирооборот увеличен на 5,7% и составил 128,2 млрд пасс.-км. Количество пассажиров, перевезенных в дальнем следовании, увеличилось (по сравнению с 2005 – 2006 годами) на 2,3 млн пассажиров (1,7%) и составило 136,2 млн пассажиров. Выручка за пассажирские перевозки в дальнем следовании составила 111,4 млрд руб. Рост составил 17,1%. Повышение доходности пассажирских перевозок стало возможным из-за увеличения пассажиропотока и предложения дополнительных услуг, оказываемых пассажирам в поездах и на вокзалах.

Глава ФПД заметил, что пассажирские вагоны устаревших образцов (прежде всего плацкартные), которых пока большинство, уже не удовлетворяют запросам пассажиров. Новый подвижной состав, закупаемый РЖД, оборудован климатическими установками, в них повышен общий уровень комфорта. Вскоре в вагонах появятся точки доступа к Интернету, спутниковой связи. В 2007 году будет закуплено свыше 900 новых вагонов.

В составах поездов появятся специальные вагоны с тренажерными залами, комнатами отдыха, детскими игровыми отсеками, душевыми.

Валерий Шатаев отметил, что пока РЖД не могут обеспечить высокие скорости, как авиатранспорт. Поэтому ФПД будет завоевывать клиентов, для которых скорость поездки не является приоритетом, разнообразными удобствами. Пассажиры в ближайшем будущем будут обеспечены полноценным комфортом. Например, питанием ресторанного уровня с доставкой в купе. «В наших поездах люди смогут расслабиться и отдохнуть в условиях, сравнимых с домашними. При этом они гарантированно и вовремя будут доставлены в пункт назначения», – сказал господин Шатаев.

Михаил Акулов рассказал о разрабатываемом РЖД пакете услуг «Электронный чемодан пассажира», в который входят заказ билетов через Интернет, справка о наличии мест в поездах по мобильному телефону. В сентябре 2007 года компания планирует ввести в эксплуатацию автоматы по продаже билетов дальнего сообщения. Их поставят в общественных местах.

Автоматы призваны разгрузить билетные кассы. А в 2008 году начнется реализация проекта по заказу и оплате железнодорожных билетов через сотовый телефон. Система идентификации пассажира будет основана на штрихкодировании посадочного талона прямо в вагоне поезда.

«Мы надеемся, что в будущем человеку, собравшемуся путешествовать, понадобится лишь подойти к вагону. Узнать расписание и оформить билет он сможет вне железной дороги», – сказал Михаил Акулов.

Представители ОАО «РЖД» обратили особое внимание на процесс дальнейшего реформирования пассажирского комплекса. В скором времени ФПД должна быть преобразована в Федеральную пассажирскую компанию (ФПК). Михаил Акулов сообщил, что сейчас на уровне министерств и ведомств обсуждается проект создания исключительно государственной ФПК, без участия в уставном капитале ОАО «РЖД». Компания выступает за создание ФПК в виде своей дочерней структуры. Для такого варианта есть технологические и финансово-экономические предпосылки. Вице-президент ОАО «РЖД» привел пример по развитию проекта ускоренного движения поезда Москва – Адлер. Время в пути между столицей и побережьем сейчас составляет меньше 25 часов. Чтобы добиться этого, пришлось убрать с маршрута Москва – Воронеж – Ростов – Адлер 24 грузовых поезда.

«Это дорогие решения, которые привели к расходам компании. ОАО «РЖД» взяло эти расходы на себя. При иной форме функционирования ФПК такой вариант был бы возможен только с полной компенсацией потерь владельца инфраструктуры, что увеличило бы стоимость проекта», – сказал Михаил Акулов.

Александр ШУГАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30