18 октября 2021 21:05

Правила минимизации рисков

В середине августа железнодорожные администрации согласуют единые правила эксплуатации железных дорог стран СНГ и Балтии.

Переломным моментом в работе по гармонизации технических норм эксплуатации железнодорожного транспорта стало недавнее заседание исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ (КТС). Его участники заявили о необходимости ускорения этой работы, поскольку отсутствие единых правил стало сдерживать развитие транспортной системы на постсоветском пространстве.

Председатель исполнительного комитета КТС СНГ Чингиз Измайлов заявил «Гудку», что проблема обострилась после того, как страны Балтии перешли на техрегламенты Евросоюза.

У железнодорожников СНГ, например, нет единых нормативов по основным требованиям технической эксплуатации дорог, по организации движения поездов, принципам сигнализации, габаритам и нормам содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава. Теперь они будут узаконены документом уровня межправительственного соглашения.

Документ призван стать своего рода технологическим интегратором железных дорог «пространства колеи 1520». Через месяц он будет окончательно согласован железнодорожными администрациями и компаниями Содружества и внесен на рассмотрение правительств.

Председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ Петр Кучеренко сказал «Гудку», что в процессе согласования с железнодорожными администрациями, серьезные замечания высказал только Минтранс РФ. Он предлагает учесть в правилах вопросы функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования. Предложение будет рассмотрено на совещании уполномоченных представителей администраций. Затем дирекция направит проект правил в Совет глав правительств СНГ для рассмотрения и утверждения.

После этого начнется создание единых технических регламентов по конкретным разделам: движение поездов и маневровая работа, работа систем сигнализации, а также техническое содержание подвижного состава.

Начальник отдела метрологии и технических регламентов департамента технической политики ОАО «РЖД» Надежда Сидорова уточнила, что заседание уполномоченных представителей железнодорожных администраций состоится 15–17 августа. На нем проект документа должен быть полностью согласован по основным параметрам, после чего начнется подготовка к его рассмотрению на уровне правительств. Предполагается, что это произойдет в начале 2008 года.

Руководитель представительства АО «НК «Казахстан Темир Жолы» в России Александр Окунев сказал, что его компания интенсивно взаимодействует с ОАО «РЖД» по всем вопросам разработки единых стандартов как с организацией, выполняющей функции системного интегратора на всем «пространстве колеи 1520».

Сейчас железнодорожные администрации СНГ заканчивают вносить коррективы в проектируемый документ. Они касаются соотношений грузооборота дорог, протяженности линий, грузовой базы. Учет этих и других факторов, по мнению представителя КТЖ, позволит выстроить в документе оптимальные уровни взаимодействия дорог, а также разграничить зоны ответственности.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что единые правила необходимы как воздух. Это прежде всего позволит минимизировать экономические, технические и технологические риски в использовании вагонного парка различных стран. Кроме того, наличие единых технологий позволит укрепить сотрудничество стран с «широкой» колеей и сохранить его на долгое время. При этом открытие новых направлений и коридоров будет автоматически давать преимущество не одной отдельной стране, а всему «пространству» в целом.

Однако эксперт опасается, что включение в это «пространство» железнодорожного транспорта необщего пользования может сильно затянуть процесс утверждения документа: у «необщего транспорта» нет единого центра управления, а сам он находится в плохом техническом состоянии, из-за которого исполнение единых правил будет проблематичным.

Александр ШУГАЕВ


Правительство выделило миллиарды на нанотехнологии

Правительство на вчерашнем заседании приняло программу развития инфраструктуры наноиндустрии до 2010 года. Выступавший с докладом по этой теме министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал, что конечной целью документа является вывод на рынок массовой нанотехнологической продукции.

Он напомнил, что на реализацию соответствующей федеральной целевой программы из бюджета будет выделено 27,7 млрд руб. Кроме того, создана корпорация нанотехнологий (Госроснанотех). «Нам нужно увязать все финансовые инструменты и выстроить должным образом всю структуру наноиндустрии», – отметил министр.

«Газпром» нашел партнера

«Газпром» выбрал французскую Total партнером для первой фазы освоения Штокмановского месторождения. Об этом сообщил председатель правления ОАО «Газ­пром» Алексей Миллер.

«Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд куб. м природного газа и начало поставок по газопроводу в 2013 году, сжиженного природного газа – в 2014 году», – сообщил господин Миллер. По его словам, для организации проектирования, финансирования и строительства в рамках проекта создается специальная компания, которая впоследствии будет собственником инфраструктуры первой фазы.

«Доля «Газпрома» в уставном капитале создаваемой компании составит 75%, доля Total – 25%», – сказал глава «Газпрома». Он отметил, что «предусмотрена возможность привлечения еще одного или нескольких иностранных партнеров на долю до 24% за счет снижения участия «Газпрома».

В любом случае «Газпром» сохранит за собой не менее 51% акций в создаваемой компании.

МЧС создает свое средство массовой информации

МЧС России активно занимается установкой общероссийской системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН). Сейчас терминалы этой системы есть в больших городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и других. Прежде всего это пункты уличного информирования и оповещения населения, которые совмещены с системами наблюдений, сбора информации, звукового сопровождения и информационной безопасности.

Система ОКСИОН создается в рамках Федеральной целевой программы по снижению рисков ЧС, которая рассчитана до 2010 года. Ее цель не только информировать население, но и обучать. Специальные экраны будут транслировать необходимую информацию о поведении в случае ЧС, о методах оказания первой помощи пострадавшим.

В ближайшее время терминалы ОКСИОН будут размещены в метро, на вокзалах, улицах и в супермаркетах. Сейчас подобные системы действуют в аэропортах Московской области, имеются также мобильные терминалы на базе «Газелей».

По оценке экспертов МЧС, создание ОКСИОН позволит обеспечить гарантированное информирование в области безопасности жизнедеятельности более 35 млн человек. А также сократит время доведения информации и уменьшит затраты на ликвидацию ЧС и возможных террористических актов.

От альтернативной службы тоже уклоняются

В России насчитывается около 300 человек, уклоняющихся от призыва на альтернативную гражданскую службу (АГС). Об этом вчера сообщил начальник организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов. «С каждым годом мы фиксируем значительное количество «уклонистов», не желающих проходить альтернативную гражданскую службу», – заявил он. По словам генерал-полковника, во время весенней призывной кампании было призвано на АГС всего 82 человека, хотя заявок было около 150. «Почти половина не явилась на призывную комиссию и не была отправлена в места службы».

По его словам, в настоящее время АГС проходят всего 912 человек. Между тем «на следующий (осенний) призыв по всей стране принято 284 заявления от желающих проходить альтернативную гражданскую службу».

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Белорусскую дорогу централизуют

Белорусская железная дорога (БЖД) впервые создает единый Центр управления перевозками (ЦУП).

Заместитель начальника службы перевозок БЖД Иван Войтехович заявил «Гудку», что теоретическая подготовка к созданию ЦУПа уже закончена. К 2009 – 2010 годам предстоит завершить централизацию диспетчерского управления перевозочными процессами в целом на БЖД.

Благодаря ЦУПу диспетчеры будут не просто фиксировать события на графике исполненного движения. Они смогут заблаговременно оценивать размеры движения поездов и приводить их в соответствие с пропускной способностью, перерабатывающую способность сортировочных станций – с вагонопотоком, число формируемых составов, локомотивов, локомотивных бригад – с «нитками» графика движения, мощности грузовых фронтов – с поступающими местными вагонами.

Сейчас на БЖД 32 диспетчерских участка.

При создании ЦУПа они укрупнятся. Комплекс проектировался так, чтобы его можно было постепенно дооснащать дополнительными коммуникациями и системами.

На первом этапе создания центра под его управление будет переведен диспетчерский аппарат Минского отделения по управлению поездной работой.

Затем из ЦУПа начнется управление процессами на главном ходу магистрали Красное – Минск – Брест.

Представитель БЖД рассказал, что на этапе разработки центра белорусские специалисты изучали работу ЦУПов ОАО «РЖД». Он отказался назвать стоимость проекта.

Заместитель начальника оперативно-распорядительного отдела департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Игорь Гончаров подтвердил «Гудку», что представители Белорусской дороги неоднократно консультировались со специалистами РЖД по вопросам создания ЦУПа.

Однако, по мнению представителя ОАО «РЖД», белорусским коллегам предстоит решить несколько специфических вопросов.

Прежде всего вопрос о переводе всего диспетчерского аппарата дороги в ЦУП.

В зависимости от условий БЖД это может быть полный или частичный перевод. Кроме того, в состав ЦУПа должны войти представители ключевых служб дороги.

Необходимо также определиться с их численностью и квалификацией.

Игорь Гончаров заметил, что белорусский ЦУП неизбежно будет взаимодействовать с ЦУПами РЖД на разных уровнях, чтобы обеспечить технологически слаженный процесс перевозок между двумя странами. Серьезных сбоев при этом взаимодействии возникнуть не должно.

Руководитель департамента координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава дирекции совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ Алексей Чернюгов сказал «Гудку», что благодаря ЦУПу на БЖД исчезнет несогласованность в работе дороги из-за территориальной разобщенности диспетчерского персонала, распределенного по отделениям, что иногда возникает.

Кроме того, появление ЦУПа будет способствовать повышению уровня контроля за выполнением движенцами БЖД функциональных обязанностей.

Александр ВЕТРОВ
Александр РУБЦОВ

Продовольственное изобилие

Правительство одобрило пятилетнюю программу развития сельского хозяйства, согласно которой производство аграрной продукции к 2012 году должно вырасти на 23%.

Главная цель программы – сокращение импорта продовольствия с 50% до 30% потребительского спроса. Для ее достижения государство пообещало вложить в АПК более 1 трлн руб., причем из федерального бюджета за пять лет будет выделено 551,3 млрд руб., из региональных – 544,3 млрд руб. Этот беспрецедентный рост финансирования, по мнению правительства, должен привести к кардинальному улучшению ситуации в АПК.

По словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, за последние годы сельское хозяйство пережило жесточайший кризис, но желание заниматься бизнесом на земле у населения не пропало. И программа еще больше поможет поднять интерес людей к аграрному бизнесу.

За год существования национального проекта «Развитие АПК» количество сельхозкооперативов возросло с 900 до 3,5 тыс. Как считают в Минсельхозе, личными подворьями производится 50% мясо-молочной продукции и 80% овощной. Для того чтобы расширить продуктовую линейку, повысить производительность труда, селу необходима технологическая революция.

Главным финансовым инструментом будет субсидирование кредитов сельхозпроизводителей, вплоть до полной оплаты из бюджета процентов по ним. Сейчас из бюджета покрывается от 30% до 90% процентных выплат по кредиту.

Кроме того, будут открываться кредитные линии под проекты со сроком окупаемости 8 –10 лет. Это позволит крестьянам сразу приобретать современное дорогостоящее оборудование, докупить необходимые средства механизации на следующий год, поставить свое хозяйство «на ноги» и только после этого начинать расплачиваться по кредиту.

В социальной сфере предполагается увеличить строительство жилья, развивать на селе доступную ипотеку и повышать общекультурный уровень. По словам министра культуры Александра Соколова, деньги на эти цели в программе предусмотрены.

У транспортников технологическая революция на селе особой тревоги не вызывает.

Однако помимо обещаний правительства им хотелось бы более конкретных подтверждений возможного увеличения объемов перевозок.

Как заявил «Гудку» заместитель начальника отдела организации перевозок продовольственных и скоропортящихся грузов ОАО «РЖД» Геннадий Пунин, для железнодорожников важно, чтобы принятая правительством программа привела к росту числа договоров на перевозку грузов.

Пока компания не владеет документами, позволяющими прогнозировать рост объемов перевозок продукции АПК, и, как следствие, не рассматривает отдельных проектов по увеличению инвестиций в специализированный подвижной состав. Например, в зерновозы.

Эксперты, опрошенные «Гудком», затруднились назвать виды сельхозпродукции, по которым ожидается резкий рост объемов производства, и вероятные рынки сбыта этой продукции.

Елена ПОПОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31