01 декабря 2021 18:24

Магистрали нужна молодежь

Валерий Тюленев, начальник службы управления персоналом Дальневосточной железной дороги:

– Сегодня на ДВЖД работают 772 молодых специалиста с высшим образованием – выпускники Дальневосточного государственного университета путей сообщения 2004 – 2006 годов. Из них 619 человек – на должностях инженеров и техников. Рабочими трудятся 139 молодых специалистов. Зачастую идти на дорогу рабочими выпускники ДВГУПСа вынуждены из-за не в полной мере пройденной производственной практики во время учебы. Именно таким специалистам приходится начинать свою трудовую деятельность с начальной ступени, для того чтобы набраться опыта и понять принципы работы предприятий.

Другая причина поступления обладателей дипломов на работу, не требующую вузовского образования, – их нежелание работать на линии. Многие пытаются остаться на крупных узлах: в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Тынде. Но в городах дорожные предприятия обеспечены персоналом с высшим образованием в полной мере, вот и остается молодежь в городах на рабочих специальностях.

При этом магистраль испытывает потребность в притоке молодых квалифицированных кадров на линейные станции. В связи с этим нами проводится политика по зачислению в университет и техникумы в первую очередь абитуриентов, проживающих на отдаленных участках ДВЖД. И практика показала, что целевой набор – наиболее эффективная форма закрепления выпускников на производстве, что особенно важно для периферийных подразделений дороги.

А ведь у тех ребят, которые поехали работать на линию, гораздо быстрее происходит продвижение по службе. Уже после первого года работы многие из них назначаются заместителями и даже начальниками станций.

Однако только 16% специалистов в возрасте до 30 лет работают на руководящих должностях. Этого, конечно, недостаточно. Молодые кадры должны смелее выдвигаться на ответственную работу. Они – будущее компании, и их к этому надо целенаправленно готовить. Так, с выпускниками, прибывшими после учебы на дорогу, проводится социально-психологический мониторинг с целью определения степени их адаптивности к условиям производства. Тестирование позволяет выделить наиболее перспективные кадры, способные к управленческой деятельности, а также тех новичков, которым необходимы дополнительная помощь и поддержка в адаптации на предприятиях. С учетом проведенного мониторинга в каждом индивидуальном случае моделируются этапы деловой карьеры.

Закрепить молодежь на местах можно и хорошей зарплатой. Благо «вилка» должностных окладов дает возможность руководителю платить перспективному молодому специалисту заметно большую зарплату, чем его менее трудолюбивому коллеге, даже обладающему большим стажем.

Безопасность зашла в тупик

На путях необщего пользования в границах Северной железной дороги количество поврежденных вагонов парка ОАО «РЖД» за последний год выросло почти на 30%. Железнодорожники винят в росте аварийности владельцев подъездных путей, отказывающихся вкладывать средства в ремонт своей путевой инфраструктуры.

Как было отмечено на прошедшей в Ярославле конференции Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ, тенденция к увеличению числа поврежденных на подъездных путях вагонов сохраняется из года в год. По словам заместителя начальника Северной железной дороги – главного ревизора по безопасности движения Валерия Лещука, за шесть месяцев этого года на путях промышленных предприятий, обслуживаемых магистралью, было повреждено 382 вагона, тогда как за весь 2006 год – 752 вагона, а за 2005 год – 588. И это только выявленные случаи, а ведь нередко предприятия скрывают факты повреждения вагонов, что может привести к более тяжелым последствиям в обеспечении безопасности движения. Ревизоры видят причину роста числа повреждений вагонов в неуклонно ухудшающемся состоянии железнодорожных путей, принадлежащих частным компаниям.

«Владельцы веток не желают вкладывать средства в оздоровление и развитие своей железнодорожной инфраструктуры и пренебрежительно относятся к правилам организации погрузки и выгрузки вагонов»,– заявил «Гудку» Валерий Лещук.

За шесть месяцев этого года на территории Ярославской, Вологодской, Ивановской и Костромской областей инспекторами Северо-Западного управления Госжелдорнадзора было проверено 38 предприятий, выявлено 564 нарушения законодательства в части обеспечения безопасности движения поездов. На 31 предприятии (82% от проверенных) приостановлена подача подвижного состава.

Однако проверки и запреты пока не дают ощутимого эффекта.

Так, на пути ОАО «Архангельский ЦБК» и линии Обская – Бованенково, примыкающих к СЖД, в этом году зафиксировано несколько сходов поездов, два из них – с гибелью машинистов. Число вагонов, получающих повреждения по вине клиентов магистрали, растет в среднем на 20 – 30% в год.

За истекший год дорога взыскала с провинившихся грузовладельцев более 8,5 млн руб. в качестве возмещения стоимости ремонта поврежденного подвижного состава. Но железнодорожников такая компенсация не может удовлетворить полностью. Ведь дефицитные вагоны и полувагоны не участвовали в перевозочном процессе, лишив компанию части доходов. К тому же быстрый рост аварийности на подъездных путях, где формируются и гасятся грузопотоки, – прямая угроза безопасности перевозок на всей сети железных дорог.

«Раньше контроль обеспечения безопасности движения на путях предприятий осуществлялся ревизорским аппаратом дороги и начальниками станций, – поясняет Валерий Лещук. – Мы ежеквартально проверяли все подъездные пути, плотно общались с клиентурой и реально влияли на ситуацию. С передачей функций контроля за путями необщего пользования Минтрансу дорога фактически утратила возможность заставить клиента содержать свое железнодорожное хозяйство в надлежащем порядке. Это и привело к резкому ухудшению содержания подъездных путей».

Сейчас железнодорожники убедили большинство руководителей предприятий в необходимости проводить проверки технического состояния подъездных путей совместно с начальниками станций. Однако принять меры по результатам таких проверок дорога не имеет права. Она может лишь информировать о выявленных нарушениях норм безопасности Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, которая единственная на сегодняшний день обладает полномочиями контроля состояния путей предприятий и имеет рычаги административного воздействия на хозяев подъездных путей.

Впрочем, возможности службы весьма ограниченны. Например, в ведении Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора 21 регион России, три тысячи субъектов транспортного комплекса на территории Северной, Октябрьской и Калининградской железных дорог, а инспекторов в штате управления всего 25. И если распределять усилия равномерно, то на каждом предприятии инспектор может бывать не чаще одного раза в шесть лет. В этой ситуации государственных ревизоров выручает тесное взаимодействие с работниками дорог, которые информируют о нарушениях законодательства на подъездных путях конкретных предприятий. «Причем наибольшую сознательность проявляют начальники станций именно Северной дороги – от них поступает больше всего обращений в наш адрес. Но одной лишь бдительностью железнодорожников проблему не решить», – сообщил «Гудку» начальник Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора – главный государственный инспектор Госжелдорнадзора Сергей Семенов. По его словам, целесообразно пересмотреть структуру существующих органов по надзору за различными видами транспорта и оптимизировать ее.

Например, один из способов решения структурных проблем – перевод части избыточного штата автодорожного надзора Северного федерального округа в Госжелдорнадзор.

Другой путь – создание на местах экспертных центров по проверке состояний подъездных путей, аккредитованных Госжелдорнадзором.

Параллельно работники Северо-Западного управления службы намерены добиваться от владельцев путей создания в соответствии с требованием федерального закона о железнодорожном транспорте собственной системы транспортной безопасности и контроля. Планируется также обязать их заняться ремонтом путей за свой счет. «Законодательство обязывает частников содержать в порядке свои подъездные пути. Надо только заставить их исполнять законы», – убежден Сергей Семенов.

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль


Миссия выполнима

На Южно-Уральской железной дороге закончилась подготовка к проведению международных военных антитеррористических учений «Мирная миссия-2007».

Военные учения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) начнутся 2 августа в районе города Чебаркуля Челябинской области. В них примут участие подразделения Вооруженных сил России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Национально-освободительной армии Китая. Южно-Уральская магистраль станет основным наземным перевозчиком личного состава и военной техники.

Как рассказал «Гудку» начальник управления военных сообщений на ЮУЖД Сергей Антонов, работы по подготовке к проведению учений начались еще в феврале. В первую очередь железнодорожникам пришлось заняться станцией Мисяш, которая станет базовой для погрузки и выгрузки войсковых частей. Станции придется принять значительное количество техники и военнослужащих. Только для перевозки военных и материальных средств армии Китая ЮУЖД подготовила 83 платформы, 17 крытых вагонов, 12 специальных пассажирских вагонов.

«Все работы по проведению капитального ремонта платформ, где будет проводиться погрузка-выгрузка, выполнены, – сообщил начальник службы гражданских сооружений ЮУЖД Марсиль Абраров. – Подготовлены асфальтированные подходы и накопительные площадки для легкой техники, где были заменены фундаменты с доведением высоты погрузочной платформы до необходимых размеров. Укреплены подъездные пути к платформе, на которой подготовлена накопительная площадка для тяжелой техники. На других платформах были выполнены съезды, выровнены откосы». Затраты на ремонт платформ специального назначения составили 2,2 млн руб. А ремонт служебных и технических зданий, благоустройство полосы отвода обошлись дороге еще в 2 млн руб.

Как отметил начальник службы военных сообщений Приволжско-Уральского военного округа Андрей Христик, магистраль хорошо подготовилась к учениям. Кстати, именно четкая работа ЮУЖД в 2006 году вблизи станции Тоцкая Оренбургского отделения дороги во время масштабных учений «Южный щит» сыграла немаловажную роль при выборе места проведения «Мирной миссии-2007».

Евгения МУСИХИНА,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Борьба с нефтью

Восстановительные поезда Горьковской магистрали оборудуют техникой, предназначенной для ликвидации последствий разливов нефтепродуктов.

Решение оснастить восстановительные поезда новым оборудованием было принято два года назад, после разлива нефтепродуктов на Октябрьской магистрали.

ГЖД уже получила вакуумный нефтесборщик на базе автомашины «Урал» и два нефтесборщика на базе автоприцепов. Также в адрес дороги пришли три комплекта переносных вакуумно-механических установок и нефтесборщик «Спрут-ПМ», предназначенный для очистки водоемов, два комплекта размывочных установок для очистки береговой полосы, мощные брандспойты и насосные станции. Новой техникой оснащаются три восстановительных поезда, приписанных к станциям Горький-сортировочный, Юдино и Агрыз. Первые два, базирующиеся рядом с Волгой, получили еще и четырехсотметровые боновые заграждения, применяемые при очистке водоемов. «Это только начало поставок оборудования для борьбы с разливами нефти», – сказала начальник экологического отдела дороги Татьяна Беляева. По программе повышения безопасности движения поездов на 2007 год ОАО «РЖД» выделило ГЖД 77 млн руб. на покупку двух кранов, трех бульдозеров, автомобиля «Урал» и другого оборудования для восстановительных поездов.

«Теперь нам предстоит обучить технологии ликвидации разлива по десять человек с каждого восстановительного поезда», – сообщил заместитель главного ревизора ГЖД по безопасности движения поездов Игорь Быков.

Марина ГАЛКИНА
Нижний Новгород

Хорошему научат

В объединенном эксплуатационном локомотивном депо Барнаул (ЗСЖД) возрожден конкурс профессионального мастерства среди машинистов-инструкторов.

Эта мера, по мнению руководства депо, призвана решить проблему сложившегося на сети дорог разрыва в мастерстве молодых и опытных машинистов.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника депо по персоналу Сергей Вяткин, сегодня в депо сложилась непростая кадровая ситуация. Из 916 штатных машинистов 528 уже перешагнули возрастной рубеж 40 лет и старше. При этом только 92 машиниста не достигли 30-летия. В минувшем году ушли на пенсию 28 машинистов, в нынешнем покинут депо 31 человек, в будущем году – еще 35.

При этом новых локомотивных бригад требуется все больше.

С завершением в 2009 году строительства моста через Обь движение по среднесибирскому ходу вырастет с нынешних 65 до 100 пар поездов в сутки. До конца этого года в депо Барнаул планируется обучить и обкатать 115 молодых машинистов.

«В депо приходят и будут приходить люди, не обладающие опытом и мастерством предшественников, – говорит председатель профсоюзного комитета депо Андрей Маевич. – И передать этот опыт молодежи должны лучшие машинисты-инструкторы».

По инициативе профкома в депо были возрождены конкурсы профессионального мастерства среди машинистов-инструкторов. И только самые опытные мастера вождения поездов становятся наставниками вчерашних помощников машинистов. Их стажировка проходит в течение трех месяцев. По истечении этого срока молодым машинистам вручаются вместе с формуляром об окончании обучения нагрудный знак «Локомотивщик Алтая», набор писцов и лента скоростемера. Каждый из них при этом присягает на верность профессии. Наставники получают премию в размере 1,5 тыс. руб., в таком же размере премируются и молодые машинисты.

Выпускникам дорожных технических школ, окончивших обучение с оценкой «отлично», также выплачивается премия, им предоставляется первоочередное право на обкатку в должности помощника машиниста.

По инициативе профкома молодые работники депо взяли шефство над детьми из четырех детских домов и православного приюта. Особо торжественные для коллектива депо мероприятия, в том числе и посвящение в машинисты, проходят у мемориала боевой славы депо и в музее Алтайского отделения ЗСЖД.

«Традиции старших поколений деповчан позволяют воспитывать у молодых локомотивщиков чувство гордости за принадлежность к одной из самых главных на железной дороге специальностей, – полагает Андрей Маевич. – Это лучший стимул для совершенствования мастерства и повышения ответственности у молодежи».

Александр ШАМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Барнаул

Коротко

На Юго-Восточной железной дороге в этом году размер субсидируемых ипотечных кредитов составит 145 млн руб. Эти средства пойдут на покупку квартир для 185 работников дороги.

На Ростовском отделении Северо-Кавказской железной дороги десять электропоездов оснащены современными системами видеонаблюдения и регистрации «Видеолок». Администрация Ростовской области инвестировала в этот проект 18 млн руб.

Октябрьская железная дорога в этом году в развитие железнодорожной инфраструктуры на территории Ленинградской области намерена вложить 9,9 млрд руб.

Московская железная дорога реконструирует Горьковское направление для организации скоростного движения Москва – Нижний Новгород. В этом году запланированы ремонт более 100 км пути, укладка 56 стрелочных переводов на железобетонные брусья, обновление контактной сети.

На Красноярской железной дороге впервые на сети российских железных дорог внедряется медицинский комплекс «Тредекс» для диагностики острых сердечных заболеваний у пассажиров в пути. Первые три комплекса уже установлены в фирменном поезде «Енисей» сообщением Красноярск – Москва.

На Куйбышевской железной дороге за 6 месяцев этого года было погружено 34 млн тонн различных грузов, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Восточно-Сибирская магистраль в этом году на мероприятия по обеспечению безопасности движения на Кругобайкальской железной дороге инвестирует около 1,8 млн руб.

На Западно-Сибирской железной дороге за первое полугодие текущего года принято к перевозке в контейнерах 711 тыс. тонн грузов, что на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2006 года.

Южно-Уральская магистраль за первые шесть месяцев этого года перечислила в региональные и местные бюджеты, внебюджетные фонды 3 млрд 114,7 млн руб., что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На Дальневосточной железной дороге с начала года в два раза по сравнению с тем же периодом 2006 года сократилось количество жалоб от пассажиров на санитарно-техническое состояние вагонов, качество обслуживания и обеспечение перевозок.

По сообщениям корреспондентов «Гудка»
и отделов по связям с общественностью железных дорог