18 октября 2021 20:21

ФАС нашла место бревнам

ОАО «РЖД» по требованию Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отменило ограничения на погрузку лесных грузов в полувагоны. В результате пострадает дефицитный подвижной состав.

Еще 20 октября 2006 года ФАС признала ОАО «РЖД» нарушившим пункт 1 статьи 5 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». По итогам рассмотрения дела антимонопольная служба предписала компании отменить телеграмму от 27 февраля 2006 года, устанавливающую ограничение на ежесуточную погрузку лесных грузов и контейнеров в полувагоны, а также оперативный приказ № 15/1, устанавливающий ограничение на ежесуточную погрузку лесных грузов в полувагоны. ОАО «РЖД» оспорило решение и предписание ФАС России в Московском арбитражном суде, который 23 апреля 2007 года оставил жалобу компании без удовлетворения.

Как сообщается в официальном сообщении ФАС, 3 июля этого года дело было рассмотрено уже в девятом арбитражном апелляционном суде, где ОАО «РЖД» представило телеграмму от 20 апреля 2006 года, отменяющую выпущенные ранее указания, признанные нарушающими антимонопольное законодательство. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Опрошенные «Гудком» эксперты признали обоснованной позицию РЖД по ограничению погрузки леса в полувагоны. Заместитель генерального директора группы компаний «Евросиб» Михаил Свердлов отметил, что перевозки леса в полувагонах значительно менее технологичны и эффективны, чем на специализированных платформах. Перевозки на платформах позволяют грузовладельцу значительно сократить свои транспортные расходы. По его словам, в ближайшем будущем перевозки леса в полувагонах должны вообще прекратиться. Такой способ его доставки создает для грузовладельца массу проблем, например с креплением грузов.

«Стойки и проволока, которыми крепились бревна, после перевозки возвращаются в вагонах обратно. В результате всегда существовали споры – кто должен чистить вагон от этого мусора. Кроме того, разгрузка подобных составов часто приводит к повреждению полувагонов. Поскольку грузовое оборудование терминалов получателя леса (например, финских целлюлозно-бумажных комбинатов) приспособлено именно к работе со специализированными платформами – лесовозами. Существует также риск попадания посторонних предметов, той же проволоки, в оборудование предприятия – получателя леса. Это требует дополнительных расходов на предварительный досмотр груза. Поэтому действия РЖД были полностью мотивированы. Нужно помнить – полувагоны являются дефицитом, особенно осенью, в период подготовки к отопительному сезону», – подчеркнул представитель «Евросиба».

Генеральный директор ООО «Дальлестранс» Алексей Головко также утверждает, что перевозка лесных грузов в специализированном подвижном составе является оптимальной с точки зрения качества и технологичности.

«Полувагоны не предназначены для перевозки леса, – заявил он «Гудку». – Против такой практики говорит еще один аргумент – проблемы появляются у таможенных органов. На специализированных платформах легко проверить, соответствует ли груз тому, что указано в сопроводительных документах и декларациях. А когда он находится в полувагонах, это сделать очень трудно. Думаю, что ФАС потребовала от РЖД снятия ограничений на отгрузку леса в полувагоны, как говорится, не от хорошей жизни – лесовозов пока на всех не хватает. Другое дело – решиться на инвестиции средств в их приобретение сейчас трудно. Потому что неясны перспективы такого подвижного состава из-за проводимой государственной политики на ограничение экспорта кругляка».

Руководитель Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук не согласился с тем, что меры государства по сокращению экспорта необработанной древесины ставят под вопрос перспективы инвестиций в специализированный подвижной состав. «Изменятся маршруты перевозки леса – вместо экспортных отправок будет доставка внутри страны. Но никто не перестанет возить лес. Значит, если подвижного состава не хватает, нужно думать, как сделать привлекательной для операторов его покупку. Например, тарифными мерами. А РЖД совершенно оправданно стремятся ограничить отгрузку леса в полувагоны. В них надо возить уголь, особенно в преддверии зимы, а не бревна», – подчеркнул он.

Леонид ГРИГОРЬЕВ


Что будет

9 июля, понедельник

Делегация представителей ОАО «ЛУКОЙЛ» проведет в Элисте рабочее совещание с руководством Калмыкии, в ходе которого будет подписано соглашение между правительством республики и руководителями компаний о?реализации совместного проекта по?строительству на?территории республики нефтехимических заводов, а также автозаправочных комплексов.

В Торгово-промышленной палате РФ состоится российско-испанский бизнес-форум.


10 июля, вторник

Акционеры ОАО «Новороссийский морской торговый порт» на внеочередном собрании рассмотрят вопрос о привлечении кредита на $118 млн. Компания планирует привлечь трехлетний синдицированный кредит у Bank Austria Creditanstalt AG и ОАО «Международный Московский Банк» под 6,9% годовых.

ОАО «Российские железные дороги» проводит открытый конкурс на право заключения договора поставки технических средств, повышающих безопасность движения пассажирских поездов для нужд компании в 2007 году.

Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев проведет в Алтайском крае совещание по вопросам межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров.

Состоится годовое собрание акционеров ОАО «Связьинвест».

Арбитражный суд Москвы продолжит рассмотрение иска Федеральной таможенной службы РФ о взыскании с Bank of New York (BoNY) $22,5 млрд.

Как ожидается, в Махачкале пройдет очередное заседание госкомиссий Азербайджана и России по делимитации государственной границы.

В Казани пройдет II Окружная венчурная ярмарка, в которой примут участие более 50 инновационных компаний малого и среднего высокотехнологичного бизнеса Республики Татарстан и Приволжского федерального округа.

Оглашение постановления Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».


11 июля, среда

Ожидается, что в Новороссийске пройдет очередное совещание членов Морской коллегии при Правительстве РФ. На нем планируется рассмотреть вопросы, связанные с перспективой развития портовой деятельности в Азово-Черноморском бассейне.

В Москве состоится?третий ежегодный форум национального бизнеса «Новый бизнес новой России».

На очередном заседании совета директоров ОАО «Газпром» планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в инвестиционную программу и бюджет компании на 2007 год.


12 июля, четверг

Как ожидается, в Россию с четырехдневным визитом прибудет министр иностранных дел КНР Ян Цзечи.


13 июля, пятница

В Выборге стартуют международные соревнования – «Ралли Россия», четвертый этап Intercontinental Rally Challenge (IRC). Чемпионат IRC включает в себя девять этапов, которые проходят в Европе, Азии и Африке.


14 июля, суббота

Как ожидается, состоится общее собрание акционеров ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия».

К РЖД у Билла Гейтса нет претензий

ОАО «РЖД» заключило с компанией Microsoft трехлетнее лицензионное соглашение, распространяющееся на все дочерние компании.

Как сообщил начальник отдела развития департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Валерий Субботин, компания подписала с Microsoft трехлетнее соглашение, дающее право на использование неограниченного количества лицензий на отдельные программные продукты на всех рабочих местах ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых компаний, в которых доля ОАО «РЖД» превышает 50%.

Соглашение распространяется на Microsoft Office ограниченной версии (включает самые популярные продукты Word, Excel и Outlook), Windows User Client Access Licenses и Exchange Client Access Licenses. Последние две лицензии касаются конечных пользователей всех операционных систем Windows и серверного приложения Exchange.

«Если продукт установлен, им можно пользоваться неограниченно долго. Срок действия лицензионного соглашения определяет период времени, в течение которого мы имеем право на использование самой «свежей» версии продукта. По окончании срока действия соглашения (если мы его не продлим) мы продолжим использовать любые версии продуктов, вышедшие до момента окончания срока действия», – уточняет Валерий Субботин.

Сумму корпоративного соглашения Валерий Субботин назвать отказался, но пояснил, что «цена была лучшей из всех возможных».

Одновременно лицензия распространяется и на те копии программного обеспечения, которые по каким-то причинам не имеют лицензионного ключа. Эта часть соглашения освобождает ОАО «РЖД» от претензий со стороны правоохранительных органов по обвинению в нарушении авторских прав.

В российском представительстве Microsoft от комментариев отказались. Однако в распоряжении «Гудка» имеется письмо от 16 июня 2007 года за подписью директора департамента по работе с корпоративными заказчиками и партнерами Microsoft в России Йохана Анстенсруда. Там говорится, что «в данный момент компания Microsoft не имеет никаких юридических претензий к ОАО «РЖД» и его аффилированным компаниям». И также поясняется характер действия лицензии: «Возможность использования любой, в том числе более ранней, версии распространяется также на любые продукты компании Microsoft, приобретаемые ОАО «РЖД» и его дочерними и зависимыми обществами. В целях экономии времени вы можете использовать продукты Microsoft, установленные ранее даты подписания указанного соглашения, а также с других дистрибутивов или с другими ключами установки без их переустановки или замены ключей установки».

Впрочем, далеко не во всех «дочках» ОАО «РЖД» знают о проводимой материнской компанией лицензионной политике. Начальник департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Алексей Илларионов заявлял, что за прошедшее с момента подписания лицензионного соглашения время уже несколько дочерних компаний попытались купить программы Microsoft «по второму разу».

Павел АРАБОВ

Монголия вступает в игру

Железнодорожный маршрут доставки нефти из России в Китай через Монголию продолжит бездействовать. «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД) и российская компания «Роснефть» вновь не сумели договориться о предоставлении скидки в размере $3 с тонны.

Напомним, что «Роснефть» обязалась поставить китайской компании Sinopec 2,5 млн тонн нефти через российский погранпереход Наушки. Однако стоимость перевозок оказалась очень высока. Поэтому после длительных переговоров ОАО «РЖД» согласилось предоставить скидку 22% при экспорте нефти в Китай, а сама Sinopec в качестве компенсации немного подняла закупочную цену. В результате у «Роснефти» оказалась скидка $5 с тонны, в то время как компания просила $8.

Остальное хотели получить с УБЖД. Однако, как сообщил агентству Интерфакс-Китай его источник в китайской компании, переговоры не увенчались успехом. По его словам, «переговоры ведутся давно, однако отсутствие выгодной для китайской и российской сторон формулы цены, которая учитывала бы оплату транспортировки через Монголию, тормозит вступление соглашения в силу и начало поставок».

Поставки российской нефти в Китай являются очень болезненным вопросом. В прошлом году российские компании поставили в эту страну всего 10,3 млн тонн нефти, хотя по межправительственному соглашению этот показатель должен был составить 15 млн тонн. И даже если откроется транзит через Монголию, объем поставок в этом году не превысит 13 млн тонн. Китайское руководство, таким образом, получает возможность упрекать российское правительство в невыполнении межправительственного соглашения. И настаивать на том, чтобы российская нефть шла не к Тихому океану, а в китайский Дацин.

Совершенно очевидно, что монгольское руководство не упустит случая поучаствовать в этой игре. Несмотря на то что для УБЖД перевозки нефти в Китай еще компанией «ЮКОС» являлись основной статьей доходов, снижать стоимость транспортировки ей нет ни экономического, ни политического резона.

С экономической точки зрения вся инфраструктура УБЖД изношена до предела, и ей требуются большие инвестиции. Их размер оценивается в $2 – 3 млрд. Кроме того, у монгольской дороги сильные позиции – это «Роснефти», а не УБЖД нужно выполнять соглашение с Sinopec. Поскольку «Роснефть» взяла у Sinopec кредит для покупки активов «ЮКОСа», обеспеченный этой самой нефтью.

С политической точки зрения внешняя политика Монголии за последнее время заметно окрепла. «Монгольское правительство сейчас довольно твердо выступает по своим крупным сырьевым проектам, поскольку желающих принять в них участие вполне достаточно, – заявил «Гудку» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. – Его позиция сейчас в дипломатическом смысле более точно аргументирована. Я думаю, что сейчас наступит пауза, после которой «Роснефть» обяжут согласиться с монгольскими условиями или близкими к ним – никакой середины тут не будет».

Елена ПОПОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31