29 ноября 2021 14:41

Модернизация в обход границы

Александр Смородин, главный инженер Приволжской железной дороги:

– По прогнозам Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи), к 2010 году объемы перевозок на одном из главных ходов Приволжской магистрали Сызрань – Саратов – Волгоград – Котельниково направления Кузбасс– Азово-Черноморский регион увеличатся в два раза. Чтобы освоить ожидаемый грузопоток, дорога ведет работу по увеличению пропускной способности этого направления.

Так, уже построено 99,8 км вторых путей. Прокладка еще 23 км от станции Сенная до станции Чернавка на участке Сызрань – Сенная завершится в этом году. А в 2008 году участок будет электрифицирован. После этого планируется серьезная модернизация 176-километрового участка станция им. Максима Горького – Котельниково. К 2011 году участок Сызрань – Котельниково должен стать полностью двухпутным.

До 2015 года нам предстоит реализовать проект комплексной реконструкции 328-километрового участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская – основной части международного транспортного коридора «Север – Юг». Его реконструкция предусмотрена «Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта». Цель проекта – создание кратчайшего пути, связывающего промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Каспийского моря с выходом на Казахстан.

Направление это двухпутное за исключением проблемного по пропускной способности однопутного участка Трубная – Ахтуба протяженностью 127 км.

До 2015 года грузопоток здесь, по прогнозам Гипротранстэи, превысит уровень прошлого года в 2,8 раза. Следовательно, для его пропуска необходимо строительство вторых путей на перегонах Трубная – Заплавное – Ленинск – Солодовка – Колобовка – Разъезд 85-го км, Капустин Яр – Пологое Займище – Покровка – Владимировка с удлинением путей на станциях Ленинск, Разъезд 85-го км, Капустин Яр, Пологое Займище, Владимировка, Сероглазово, Досанг.

Реализация проекта позволит также пропускать часть грузопотока, отклоняемого с участка Урбах – Верхний Баскунчак, весьма ограниченного по пропускной способности из-за большого количества пограничных и таможенных постов. При проходе по этому участку железнодорожные составы четырежды пересекают российско-казахстанскую границу. Если учесть, что федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации» предусмотрено обустройство постоянных пунктов пропуска на полигонах ОАО «РЖД», в том числе и на ПривЖД, из-за увеличения времени досмотра поездов снижение пропускной способности продолжится. Поэтому поезда с участка Урбах – Верхний Баскунчак пойдут с отклонением на уже двухпутный к тому времени участок Трубная – Ахтуба.

Однако, по нашим подсчетам, из-за увеличения объездного пути отклонение невыгодно компании. Продвижение поездов с Урала и Сибири в направлении Каспийского региона замедляется более чем на 15 час. Решение проблемы видится в строительстве пути в обход территории Казахстана.

Фото Бориса Шехтмана

Сэкономили на направлениях

Применение новой технологии, предусматривающей бесперебойный пропуск поездов по обходным путям во время проведения ремонтных работ на дорогах Уральского и Западно-Сибирского регионов, сэкономило компании более 700 млн руб.

По словам руководителя департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Алексея Миронова, технология изменения плана формирования поездов и маршрутов пропуска вагонопотоков для предоставления «окон» под капитальный ремонт пути – сначала на Свердловской, затем на Южно-Уральской и Западно-Сибирской дорогах – применялась впервые.

Так, с 27 апреля для проведения работ на полигоне Называевская – Свердловск было изменено направление вагонопотока со станций Западно-Сибирской дороги. Поезда пошли, в частности, через Кропачево Южно-Уральской дороги.

Для пропуска вагонопотока на юг страны и на Украину использовалось направление Челябинск – Оренбург – Новоперелюбская.
Со Свердловской дороги поезда в адрес портов и на Октябрьскую вместо Балезина направлялись через стык Дружинино.
Поправки были внесены и в другие маршруты.

«Изменение направлений перевозок уменьшило транзитный поток по Свердловской дороге в среднем на 8 – 10 пар поездов в сутки, – рассказал Алексей Миронов. – Корректировка плана формирования на станциях сети позволила сократить переработку на станции Свердловск-сортировочный до 1,5 тыс. вагонов и на станции Пермь-сортировочная – до 300 вагонов в сутки.

В течение двух месяцев ежесуточно отклонялось от кратчайшего пути следования около 35 поездов, что составило в общем 1,9 тыс. поездов, или 124 тыс. вагонов».

За счет изменения направления вагонопотоков дополнительные эксплуатационные расходы ОАО «РЖД» составили 148,7 млн руб. Однако, как показали технико-экономические расчеты, проведенные ВНИИАСом, это решение в сложившейся оперативной обстановке было необходимо.

Учитывая неизбежные длительные задержки поездов на направлениях предоставления «окон» и замедление оборота вагонов, экономические потери компании только за май могли быть 311,9 млн руб., а с учетом возможных выплат за нарушение сроков доставки грузов – 788,2 млн руб. Фактически же за май они составили лишь 78,7 млн руб.

Кроме того, новая технология позволила выполнить весь запланированный на Свердловской дороге объем ремонтных работ.

Как отметил заместитель начальника департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» Александр Гришов, к концу июня здесь было отремонтировано 242 км путей. Положительным моментом стало и увеличение средней выработки в час «окна», которая на усиленном капитальном ремонте составила 127 м/ч (в 2006 году – 87,5 м/ч).

«Результаты могли быть и выше, если бы при выполнении работ неукоснительно соблюдался технологический график, – признал Александр Гришов. – Было отставание по укладке рельсовых плетей, одной из причин которого стала нехватка рельсовозов. Оборот одного рельсовоза доходил порой до трех суток.

Не достигала нормативной выработки и техника – в отдельные периоды машины использовались на 50%».

Как подчеркнул Алексей Миронов, в сложных условиях удалось выполнить одну из важных задач – сохранить скорость поездов. Магистрали в целом с поставленной ОАО «РЖД» задачей обновления пути и пропуска поездов справились.

Хотя были факторы, негативно повлиявшие на эксплуатационную работу.

Так, дорогами не всегда выполнялись задания по обмену поездов на стыковых пунктах. Чтобы обеспечить бесперебойность обмена, были удлинены участки обращения локомотивов, но желаемого результата это не принесло.

Увеличение потребности в локомотивах и локомотивных бригадах стало причиной скопления транзитных вагонов на стыках дорог.

Сбои в эксплуатационной работе на участке Челябинск – Кропачево стали показателем недостатков в организации работы объединенного парка электровозов Южно-Уральской и Куйбышевской дорог.

Аналогичная ситуация сложилась и на полигоне работы совместного парка ЮУЖД и Свердловской дороги.

На Свердловской осталось завершить кое-где отделочные работы, но это, по утверждению путейцев, не должно помешать пропуску грузопотока.

Масштабные путевые работы начались на ЮУЖД и ЗСЖД. Для них разработан новый вариант пропуска поездов. Основной вагонопоток в европейскую часть России теперь пошел через стык Называевская СвЖД.

Евгения МУСИХИНА,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск


На Каме ждут третьего

Впервые за шесть месяцев со станции Кама была отправлена почти половина всех грузов Ижевского отделения Горьковской железной дороги.

Основу погрузки станции составляют нефтепродукты – их ежемесячно отправляют более 200 тыс. тонн. Из них порядка 180 тыс. идут на экспорт и 20 – 30 тыс. – для внутреннего потребления. Всего же с начала 2007 года было здесь погружено свыше 1,5 млн тонн горючего (а это почти 50% общего объема погрузки отделения), включая дизельное топливо для Западной Европы.

Высокие показатели объясняются тем, что у станции Кама заканчивается трубопровод, идущий с крупнейшего в Предуралье Пермского нефтеперерабатывающего завода. Изначально нефтяники планировали отправлять продукцию по реке Кама, но она несудоходна более шести месяцев в году.

К тому же тарифы на речные перевозки растут, поэтому два года назад груз был переориентирован на железнодорожный транспорт. С тех пор грузопоток, отправляемый со станции, постоянно растет. По прогнозам сектора маркетинга и логистики Ижевского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания грузовладельцев, в 2007 году общий объем нефтеналивных грузов на Ижевском отделении ГЖД прогнозируется не ниже 2,3 млн тонн.

В мае Ижевское региональное агентство фирменного транспортного обслуживания начало реализацию договора с ОАО «Стальная группа «Мечел» (СГМ) об использовании станции для погрузки руды цветных металлов, идущей с Украины по рекам до ближайшего к станции Кама порта Камбарка, где ее будут перегружать в вагоны и отправлять в Красноярский край. Первое судно пришло в мае, второе ожидают 12 июля.

«На станции Кама для клиентов организованы закольцованные маршруты с закрепленным за ними подвижным составом, придан дополнительный маневровый локомотив, ведь грузится здесь до 120 вагонов в сутки», – рассказала «Гудку» начальник Ижевского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания Нина Макарова.

По условиям договора в нынешнюю навигацию Ижевское отделение ГЖД предоставит СГМ 1680 вагонов для перевозки 100 тыс. тонн глинозема.

Тем временем к станции Кама присматривается еще один крупный клиент.

ОАО «Ижсталь» намеревается отправлять черный металл по железной дороге из Ижевска с перевалкой на суда типа «река – море» в порту Камбарка.

Вадим БЕЛОУСОВ
Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Ижевск

Жара меняет планы

На Свердловской магистрали из-за аномальной жары срочно пришлось выполнять регулировку и разгонку зазоров в рельсах.

Температура в регионе бьет все рекорды. Даже на самом северном отделении – Сургутском, – граничащем с Полярным кругом, стоит тридцатиградусная жара.

В течение прошлой недели температура рельсов на дороге днем поднималась в среднем до 40 градусов по Цельсию, а на Пермском отделении достигла 49 градусов. Это ниже возможных максимальных показателей лишь на восемь градусов. А ведь даже при 30-градусной температуре рельса на звеньевом пути зазоры начинают быстро уменьшаться, а плети бесстыкового – деформироваться.

Однако железнодорожникам, несмотря на вызванные жарой проблемы, удается выдерживать график движения.

«Пока значительных задержек движения в связи с высокой температурой нет. Сейчас главная задача дороги – пропускать поезда с той скоростью, которая обеспечит безопасность, – говорит «Гудку» главный инженер службы пути СвЖД Владимир Ананченко. – Так, на 1798-м км главного хода Транссиба, на участке Северка – Свердловск-сортировочный из-за возможной деформации пути скорость поездов была ограничена до 25 км/ч».

Как рассказал Владимир Ананченко, усиленные бригады путейцев проводят дополнительные обходы с полудня до 16 часов, в это время рельсы раскаляются максимально.

В частности, в июле на «горячем» Пермском отделении запланировано 258 дополнительных обходов, на главном ходу Транссиба ведут проверку свыше 80 обходчиков. В их задачу входит в том числе и регулировка зазоров рельсов.

Кроме того, из-за жары на дороге приостановлен ремонт пути, иначе это может привести к непредвиденным последствиям.

Поэтому сейчас выполняются самые неотложные работы, связанные с заменой остродефектных рельсов, причем только в вечернее и ночное время, когда температура воздуха заметно снижается.

Георгий ЛЕТОВ,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург

Вагон тормозит система

Почти на 50% увеличилась перерабатывающая способность сортировочной горки на станции Красноярск-Восточный благодаря новой системе контроля заполнения путей.

Ранее на крупнейшей сортировочной станции КрЖД Красноярск-Восточный действовала система автоматического накопления вагонов КЗП-ДИП (контроль заполнения путей – датчик импульсный путевой), охватывавшая до 360 м длины подгорочных путей. Она позволяла операторам наблюдать за роспуском вагонов в электронном режиме, причем автоматика сама включала горочные замедлители в нужный момент.

«Однако еще при внедрении КЗП-ДИП мы понимали, что необходимо контролировать всю протяженность сортировочных путей станции, а не только 360 м. Вне досягаемости автоматики оставалось еще более 700 м их длины», – сообщил начальник техотдела службы перевозок КрЖД Руслан Абдулов.

На неохваченных системой путях торможение осуществлялось вручную, что нередко приводило к соударениям вагонов на высокой скорости и как следствие к повреждениям подвижного состава и груза.

Чтобы обеспечить необходимую степень заполнения путей вагонами в автоматическом режиме, Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте была поручена разработка новой системы контроля заполнения путей на основе импульсного зондирования (КЗП-ИЗ), контролирующей до 810 м сортировочного парка.

Объем средств на реализацию проекта составил 10 млн руб. В октябре 2006 года система была принята в опытную эксплуатацию и показала отличные результаты. Автоматизация позволила улучшить показатели работы станции и высвободить 15 операторов третьей тормозной позиции.

По сравнению с 2003 годом простой транзитного вагона с переработкой сократился с 17,7 до 11,1 часа. К 2012 году чистый доход от эксплуатации системы КЗП-ИЗ и автоматического управления компрессорными установками на станции ожидается в размере 330 млн руб.

«Запуск КЗП-ИЗ позволил увеличить перерабатывающую способность сортировочной горки с 3,1 до 4,5 тыс. вагонов в сутки. Сейчас до 80% времени горка работает в автоматическом режиме», – говорит главный инженер КрЖД Евгений Савченко.

В середине июня по решению прибывшей на Красноярск-Восточный приемочной комиссии ОАО «РЖД» система была принята в постоянную эксплуатацию и рекомендована к использованию в масштабах всей сети.

В этом году проектные работы по внедрению КЗП-ИЗ запланированы на станции Новая Еловка. «Станция работает с нефтепродуктами Ачинского НПЗ, которые относятся к категории опасных, не терпящих резкого торможения грузов. Кроме того, в этом году здесь ожидается увеличение грузопотока на 427 тыс. тонн, а объем подготовки цистерн на Ачинской ППС возрастет на 10% к прошлому году», – сообщили в службе перевозок КрЖД.

Ринат РЕЗВАНОВ,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск

Коротко

На Дальневосточной железной дороге погрузка в июне достигла 4,4 млн тонн, что составляет 100,1% к плану и 106,2% к показателю аналогичного периода прошлого года. Среднесуточная выгрузка на дороге в июне составила 3945 вагонов.

На Южно-Уральской магистрали за шесть месяцев этого года пригородными поездами перевезено 11 млн 942 тыс. человек, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Со станций Забайкальской железной дороги за 11 месяцев с момента нача­ла работы Забайкальского филиала ОАО «ТрансКонтейнер» отправлено 411,8 тыс. тонн грузов в контейнерах, в том числе в крупнотоннажных – 270,9 тыс. тонн.

На Восточно-Сибирской железной дороге 9 июля из Иркутска с крестным ходом отправится вагон-храм с чудотворной иконой Знаменской Божией Матери и мощами святого Иннокентия – первого Иркутского епископа. До 15 июля вагон-храм будет курсировать по северному ходу ВСЖД.

Московская железная дорога в июне отправила в дальнем сообщении более 3 млн пассажиров, что на 3% больше, чем в том же месяце прошлого года.

На Куйбышевской железной дороге в июне в поездах пригородного сообщения предприятия «Баштранспригород» выявлено около 30 тыс. безбилетных пассажиров, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На Западно-Сибирской магистрали Новосибирская детская железная дорога перевезла в июне 10 тыс. пассажиров.

На Вологодском отделении Северной железной дороги в июне погружено 1691,2 тыс. тонн грузов, что на 10,9% больше, чем за тот же период прошлого года.

На Свердловской железной дороге за шесть месяцев текущего года погрузка Тюменского отделения превысила 2 млн тонн. Это почти на 5% больше запланированного объема погрузки.

На Юго-Восточной железной дороге на вокзале станции Белгород за первый летний месяц из-за нарушений правил пересечения государственной границы снято с поездов 898 пассажиров.

По сообщениям корреспондентов «Гудка»
и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30