29 ноября 2021 15:32

Стратегия государственных интересов

Проект «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» получил предварительное одобрение представителей министерств и ведомств, участвующих в работе над документом. По информации «Гудка», 15 августа Минтранс внесет «Стратегию» на рассмотрение правительства.

В Минтрансе во главе с заместителем министра Александром Мишариным прошло заседание рабочей группы по разработке «Стратегии развития». Начальник департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Юрий Елизарьев сообщил «Гудку», что специалисты компании под руководством старшего вице-президента Бориса Лапидуса при разработке проекта документа учли прогнозные макроэкономические показатели развития страны на ближайшие годы. Прежде всего перспективы развития ключевых отраслей промышленности (энергетика, транспорт и машиностроение).

Поэтому на заседании был представлен проект «Стратегии развития», в котором содержится два варианта развития железнодорожного транспорта.

Первый (минимальный) предусматривает развитие отрасли при умеренно-инерционном росте экономики страны. Второй (максимальный) связан с инновационным характером развития экономики.

Юрий Елизарьев пояснил: варианты отличаются сценариями роста объемов перевозок, размеров строительства объектов железнодорожной инфраструктуры. Реализация «максимального» варианта как наиболее предпочтительного предусматривает полное снятие ограничений пропускных способностей дорог на протяжении 8,3 тыс. км со строительством вторых путей и разъездов.

Помимо скоростной линии Москва – Санкт-Петербург (входит в оба варианта) предлагается строительство высокоскоростной магистрали Москва – Адлер (с переносом трассы с побережья Черного моря вглубь материка). В нем также заложен проект трансконтинентальной железнодорожной магистрали Правая Лена – Зырянка – Уэлен (протяженностью свыше 3,5 тыс. км с выходом через Чукотку к Берингову проливу) и множества капиллярных линий к ресурсным месторождениям.

Кроме того, в европейской части страны предусмотрено создание опорной сети скоростных сообщений, а в целом по стране – линий, позволяющих осуществлять движение по ключевым магистралям без захода на территории сопредельных государств СНГ.
Общая протяженность новых линий превысит 23 тыс. км.

Главное отличие «минимального» варианта – сниженные объемы строительства магистралей.

Он предусматривает создание 14 тыс. км новых путей и сокращенную до 7 тыс. км программу расширения пропускных способностей.

Однако оба варианта предусматривают, что до 2015 года на сети РЖД не останется старого подвижного состава, на основных направлениях исчезнут места с низкой пропускной способностью. Прежде всего на Транссибе.

Предполагается, что на первом этапе реализации стратегии (2008 – 2015 годы) завершится электрификация ключевых направлений (3,5 тыс. км), будет построено свыше 6 тыс. км новых линий.

На втором этапе (2016 – 2030 годы) появятся стратегические, социально значимые и грузообразующие линии (их протяженность зависит от варианта развития экономики страны). Расширится полигон скоростного движения, увеличатся скорость и грузоподъемность подвижного состава. Реализация стратегии потребует почти 10 трлн руб. инвестиций.

Юрий Елизарьев рассказал, что проект стратегии в целом получил предварительное одобрение всех входящих в рабочую группу, среди которых, помимо РЖД, Минтранса, его агентств и департаментов, представители МЭРТ, ФСБ, Минобороны, научных организаций.

Важно, что «Стратегия» оценена не как сугубо отраслевой документ, а как отражение государственной политики в области железнодорожного транспорта. По словам главы департамента Юрия Елизарьева, после небольших доработок проект «Стратегии» 15 августа Минтранс должен внести в правительство. По поручению Владимира Путина рассмотрят документ на заседании 1 сентября.

Начальник отдела реструктуризации транспорта и связи МЭРТ Светлана Несветайлова (входит в состав рабочей группы) сказала «Гудку», что ОАО «РЖД» необходимо при наполнении документа проектами до внесения его в правительство увязать все элементы в единое целое. С тем чтобы проект выглядел стратегическим, а не простой долгосрочной программой развития железнодорожного транспорта.

По ее мнению, компании уже удалось создать благоприятный фон вокруг документа. Но нужно выстроить его структуру и просчитать финансовые результаты выполнения стратегических планов при различных вариантах их реализации.

Генеральный секретарь Международного координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов считает, что многовариантность «Стратегии» позволит гарантированно обеспечивать транспортную поддержку экономики государства.

«Максимальный» вариант отвечает планам РЖД как мощного игрока на международном рынке. Это развитие не только транспортных коридоров, но и огромный инфраструктурный и технологический резерв. Он будет использован для создания всевозможных схем импортно-экспортных и транзитных перевозок на протяжении десятилетий.

Геннадий Бессонов уверен, что при любом варианте «Стратегии» РЖД смогут создать отвечающую экономическим условиям сеть дорог.

Аналитик инвестиционного банка «Траст» Евгений Шаго также поддерживает целесообразность многовариантного подхода. По его мнению, в этом случае у ОАО «РЖД» и государства будет меньше возможности ошибиться в планировании. Вместе с тем эксперт считает, что само развитие РЖД станет катализатором для возникновения новых предприятий, освоения новых месторождений, да и общего экономического роста в стране.

Евгений Шаго также заметил, что 10 трлн руб., которые необходимы для реализации стратегии, не такая уж огромная сумма. Половину обеспечит ОАО «РЖД», как это и предусмотрено планами компании, а все остальное предоставят, помимо государства, частные инвесторы. Они уже сейчас заинтересованы в транспортных мощностях близ новых предприятий и месторождений.

«Учитывая амбиции РЖД по выходу «широкой» колеи в глубь Западной Европы, что также предусмотрено стратегией, потенциал российского железнодорожного транспорта вообще сложно переоценить. Это будет мощная, разветвленная, прежде всего транзитная система, которая станет формировать солидную часть ВВП страны», – подчеркнул эксперт.

Александр ШУГАЕВ


Армия заберет отцов у детей

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект, который предусматривает компенсацию призывникам отмены отсрочек от службы в армии по беременности жены или рождению ребенка.

Согласно документу, государственные пособия будут выплачивать молодым матерям, чьи мужья проходят службу по призыву в Вооруженных силах. Отсрочка по этим обстоятельствам будет ликвидирована с 2008 года.

Компенсация на каждого ребенка в возрасте до трех лет предлагается в размере 6 тыс. руб. По 4 тыс. руб. будут получать будущие мамы, чей срок беременности составляет не менее 26 недель.

Кроме того, законопроект предписывает в тех местностях, где применяются районные коэффициенты выплат по беременности, увеличить их с учетом устанавливаемых государственных пособий. В пояснительной записке к документу утверждается, что средства на компенсации женам призывников предусмотрены в трехлетнем бюджете на 2008 – 2010 годы. В 2008 году для реализации законодательной инициативы депутатов государство выделит 1,59 млрд руб., в 2009-м – 1,698 млрд руб., в 2010-м – 1,805 млрд руб.

Баланс не сходится с правлением

Федеральная служба по тарифам перенесла на месяц – с 1 июля на 1 августа – утверждение сводного прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии на 2008 год.

Перенос сроков связан с тем, что правительство до сих пор не утвердило новый состав правления службы. Ранее правительство увеличило количество членов правления с 9 до 12 человек.

Индия подключилась к реактору

Правительство Индии приняло вчера решение о выделении порядка 25 млрд рупий (около $620 млн) на проект создания международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР.

Соглашение о создании международной организации ИТЭР по термоядерной энергии было подписано в Париже в ноябре 2006 года по итогам переговоров с делегациями ЕС, Индии, Китая, Южной Кореи, России, США и Японии. Реактор будет построен в Кадараше на юге Франции, а центр его управления и обработки данных – в Японии, в прибрежном поселке Роккасио. Строительство должно продлиться 10 лет, после чего реактор предполагается использовать в течение 20 лет.

Общая стоимость проекта оценивается примерно в $10 млрд.

К должникам придут коллекторы

В России до 25% просроченной задолженности по кредитам физических лиц находятся на истребовании у независимых коллекторских агентств. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции в Москве глава Ассоциации коллекторского бизнеса Сергей Рахманин.

По его словам, в России коллекторский бизнес только зарождается, в то время как на Западе он существует уже тридцать лет.

Как заявил Сергей Рахманин, коллекторы заинтересованы в том, чтобы создать правовую основу взаимодействия с банками. Кроме того, в концепции законопроекта о коллекторской деятельности, которая должна быть подготовлена к сентябрю, предполагается ограничить ряд действий коллекторов, в том числе звонки должникам в ночное время, а также любое притеснение личности, психологическое либо физическое воздействие. Кроме того, по его мнению, законопроект должен внести запрет на прием коллекторами наличных денег от заемщиков.

«Боинг» против ракет

Если Польша и США договорятся о размещении элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) на польской территории, то базу США построит фирма Boeing, заявил вчера заместитель министра иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

По его словам, компания готова построить базу ПРО за $600 млн. «Если конгресс США утвердит бюджет на строительство элементов ПРО в Польше и Чехии, то фирма Boeing получит от $400 до $600 млн из бюджета Соединенных Штатов на строительство базы в Польше», – заявил замглавы МИД Польши.

По его словам, содержание базы будет обходиться американцам примерно в $30 млн ежегодно.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Спорт, дипломатия и командный дух

Абсолютным триумфом российского спорта, российской дипломатии и командной сплоченности всей страны завершилась 119-я сессия Международного олимпийского комитета в Гватемале. Город-курорт Сочи избран столицей XXII зимних Олимпийских игр 2014 года!

Полтора часа ожидания результатов голосования оказались безумно тяжелыми – и для тех 30 тысяч, кто глазел на шоу-праздник в центре Сочи, и для тех десятков миллионов, что приникли к экранам телевизоров по всей России, и для нашей делегации в Гватемале. А когда в 3.20 ночи с 4 на 5 июля президент МОК Жак Рогге встал за трибуну и еще минуты три что-то официальное говорил, сидевшие напротив него россияне взялись за руки.

Губернатор Кубани Александр Ткачев, олимпийский чемпион Евгений Плющенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр экономики Герман Греф, вице-премьер Александр Жуков, глава Росспорта Вячеслав Фетисов – именно в такой последовательности – оказались связаны единой живой цепью. И вот оно, слово: «Столицей зимней Олимпиады 2014 года становится Сочи!» И уважаемые российские господа взмывают в воздух! Клянусь, в первых двух прыжках радости Левитин победил Ткачева!

Но это так, к слову о реальной энергии олимпийского напряга. До того напряг был куда больше, но его никто не видел.


Роль капитана

Президент Владимир Путин прибыл в Гватемалу за сутки до презентации городов-кандидатов. Но победный олимпийский спурт он начал задолго до того.

Встречи с лидерами Балканских государств, переговоры с неформальным лидером малых и немалых стран Америки Уго Чавесом, рыбалка с президентом США – в каждой из этих встреч поднимался вопрос об отношении к Олимпиаде в Сочи, результаты каждой из встреч так или иначе влияли на отношение членов МОК к российскому городу.

К приезду Владимира Путина в Гватемалу команда Заявочного комитета Сочи подготовила список из 18 членов МОК, с которыми предстояло встретиться и переговорить президенту.

Здесь надо заметить, что советником нашей команды был тот самый английский менеджер, который два года назад готовил английского премьера Тони Блэра к олимпийской битве и который помог Лондону победить в споре за право называться столицей летней Олимпиады 2012 года.

Однако энергия Путина превзошла «английские теории». В течение всего одного дня президент России не только успел встретиться со всеми 18 персонами МОК, он переговорил еще с 30 (тридцатью!) членами Международного олимпийского комитета!

Очевидцы этого действа с восторгом рассказывали корреспонденту «Гудка» по телефону, как на фуршете в Национальном театре Гватемалы к Владимиру Путину для общения выстроилась именно такая очередь из олимпийских посланцев, как президент легко вспоминал имя каждого из них и в разговоре быстро находил общую точку зрения по той или иной проблеме.

Бывшие в том же театре в тот же час канцлер Австрии и президент Южной Кореи с тоской взирали на бурную активность людей вокруг российской делегации. К ним никто не подходил.

Через сутки, когда президент будет находиться в самолете далеко от Гватемалы, а россияне станут с волнением ожидать оглашения итогов второго тура голосования, председатель РФСО «Локомотив», член Международного олимпийского комитета Александр Попов заметит, прежде всего имея в виду эту президентскую энергетику:
– Огромная работа была проделана до сегодняшнего дня, не только спортивная и организационная, но в большей степени политическая. Именно поэтому выбор членов МОК в первом туре остановился на двух городах.

Но мы сейчас должны поблагодарить наших соперников – и уже выбывший Зальцбург, и Пьончанг, который пока продолжает соперничать с нами, – они создали творческую, спортивную обстановку.

И не их вина, что все равно победит Россия.


Презентация силы

Плюсы и минусы городов-кандидатов были известны задолго до презентации. Важны были нюансы. И проявились они неожиданно раньше официальных выступлений в виде «черного» пиара.

По словам канцлера Австрии Альфреда Гузенбауэра, в ряде западноевропейских газет не уставали повторять, что членам МОК придется делать нелегкий выбор между опытным Зальцбургом, авантюрным Сочи и сдержанным Пьончангом.

Однако в ходе презентаций выяснилось совсем иное. Наиболее точно это выразил член МОК, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев:
– Зальцбург вспоминал о прошлом. Пьончанг говорил о будущем. А Сочи упирал на настоящее. И в этом была сила нашей заявки. Это и спорт, и практика жизни. Это то, что понимают все люди, в том числе члены Олимпийского комитета.

Добавить к этому можно лишь то, что в киноролике о Сочи, представленном на суд участников сессии МОК, основной упор был сделан на детский спорт. И даже красоты черноморского курорта подавались так, словно смотрит на них малыш широко раскрытыми глазами.

Впрочем, в своей речи перед членами МОК Владимир Путин напомнил и кое-что из прошлого, тут же спроецировав это и на будущее:
– Вы наверняка знаете, что мы в России умеем превращать спортивные состязания в действительно великолепные зрелища. Мы знаем, как это делать.


Результат класса

– У меня тряслись ноги, когда я выходил к трибуне сессии МОК, – признался, ожидая итогов голосования и вспоминая презентацию, Евгений Плющенко. – Я не ожидал этого. Неизмеримо меньше волновался, когда выступал на Олимпиадах.

Голосование началось ровно в 1.30 московского времени. Шло обыденно и закончилось неожиданно быстро – в 1.45.

Причем закончились оба тура. Минут за пять до того Жак Рогге как-то слишком обыденно заметил, что из гонки выпадает Зальцбург. Но результатов не назвал.

– Да он и не знает их, – пояснил Александр Попов. – Человек, который обладает этой информацией, находится под бдительной охраной спецслужб. Он изолирован. Ни у кого нет информации, честное слово. Я бы сам с радостью ее узнал.

Вот именно – с радостью. Примечательно оговорился глава «Локомотива». Но ожидание оказалось удивительно тягостным. И только много позже стали известны цифры.

В первом туре по каким-то причинам голосовали не 97 членов МОК, как ожидалось, а 95. Зальцбург получил 25 голосов. Сочи – 34. Пьончанг – 36.

Вся надежда была на Западную Европу, которая, как и ожидалось, в первом туре в большинстве своем голосовала за Зальцбург.

Во втором туре к электронным кнопкам были допущены не голосовавшие первоначально член МОК из Австрии и два члена МОК от Германии. В итоге 98 членов МОК отдали 47 своих голосов Пьончангу и 51 – Сочи. Победа!

Дальше было то, с чего мы начали этот репортаж. А секундами позже делегация России, сгруппировавшись и скучковавшись, изобразила «скульптурную группу» по сюжету картины Делакруа «Свобода на баррикадах». Только вместо свободолюбивой дамы в верхней и центральной части победного творения был губернатор Кубани Александр Ткачев. И держал он, понятное дело, российский флаг.


Олимпийская дорога

– От имени более чем одного миллиона сотрудников компании мы поздравляем всех россиян с тем, что город Сочи стал местом проведения зимней Олимпиады 2014 года. Это является неоспоримым подтверждением доверия и уважения мирового сообщества к нашей стране, – откликнулся вчера же на всенародную олимпийскую победу президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Наша компания сделает все необходимое для обеспечения требуемого развития железнодорожной инфраструктуры не только в районе Сочи, но и на всем направлении Центр – Юг, чтобы организовать транспортное обслуживание участников и гостей Олимпиады на высочайшем уровне.

И здесь самое время сказать, что транспортная схема заявки «Сочи-2014» предполагает строительство специальных олимпийских трасс общей протяженностью 140 км, а также дорог, связывающих все олимпийские объекты.

По ним будет разрешено движение только для транспорта олимпийской семьи.

Два олимпийских шоссе, ведущих в горы, будут иметь пропускную способность 14000 автомобилей в сутки. Легкая железная дорога длиной 50 км будет ежедневно доставлять 15000 пассажиров от берега моря в горы всего за 35 минут.

Дороги, ведущие к Красной Поляне, будут полностью реконструированы.

Помимо этого, проложат новые высокоскоростные трассы, ведущие к спортивным объектам. Всего реконструируют и построят 580 км дорожного полотна.

К 2014 году вдвое увеличится и пропускная способность аэропорта – он сможет принимать 2500 человек в час.

Уже в этом году РЖД приступят к подготовке документации по организации интермодальных перевозок на участке станция Адлер – аэропорт Адлер. Инвестиции в разработку проекта составят 60 млн руб. Планируется, что длина новой ветки будет чуть более 2,9 км. Ее увяжут с проектируемой автомобильной транспортной развязкой автотрассы Красная Поляна – Адлер – Сочи с последующим проектированием железнодорожной линии для доставки пассажиров от остановочной платформы аэровокзального комплекса «Сочи» до туристических комплексов, расположенных на Красной Поляне.

И, конечно, ОАО «РЖД» планирует принять участие в конкурсе на строительство легкого метро из Сочи до Красной Поляны.

А в настоящее время прорабатывается проект организации высокоскоростного движения на участке Москва – Адлер. Так что творческих планов хватит на всех.

Алексей ПЕРФИЛЬЕВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30