29 ноября 2021 15:11

Со скоростью мегаполиса

Сергей Фомичев, заместитель начальника Дальневосточной железной дороги, руководитель службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях:

– Власти Приморья предлагают ОАО «РЖД» построить в регионе высокоскоростные пассажирские магистрали Уссурийск – Владивосток (112 км) и Владивосток – Артем (95 км), что даст возможность объединить три города и создать на юге Приморья конгломерат с населением более миллиона человек.

Прежде всего эти скоростные участки должны помочь и в разрешении актуальных транспортных проблем. Так, многие жители Приморья, живущие в соседних городах, работают во Владивостоке, куда добираются на общественном или личном автотранспорте. Учитывая, что для краевого центра огромные автомобильные пробки – норма, путь до места работы занимает несколько часов. Власти же ставят перед железнодорожниками задачу заметно сократить время нахождения пассажира в пути. Житель Уссурийска должен добираться на работу во Владивосток максимум за час.

Для всесторонней проработки проекта скоростного движения сейчас создается рабочая комиссия. В нее войдут представители всех заинтересованных служб ДВЖД, краевой администрации, а также руководство муниципалитетов. Участие последних очень важно, так как мы должны определиться с соцзаказом: кого повезем, в каких объемах и в какие сроки.

С нашей стороны уже проводятся маркетинговые исследования, анализируется населенность электричек, которые курсируют на направлении Уссурийск – Владивосток – Артем с учетом сезонных факторов.

Если комиссия решит, что идея высокоскоростного движения востребована и имеет установленный срок окупаемости, – будет подготовлена инвестиционная заявка.

Реализация скоростного проекта включает в себя два этапа.

На первом этапе Дальневосточная магистраль организует движение по уже имеющейся инфраструктуре – будут пущены дополнительные маршруты со скоростью до 120 км/ч. Проблем здесь возникнуть не должно: на ДВЖД сегодня работают новые электропоезда ЭД9МК, которые способны развивать скорость до 130 км/ч. Правда, для этого нужно привести в соответствие путевую инфраструктуру и модернизировать контактную сеть, которая эксплуатируется с начала 1960-х годов.

Также необходимо обеспечить и безопасность движения.

Уже сегодня на участках Владивостокского отделения, где пригородное движение интенсивно, внедряется современная микропроцессорная система электрической сигнализации, повышающая надежность работы устройств автоблокировки.

На втором этапе планируется увеличить скорость до 200 км/ч. Однако для этого придется строить новые пути. Приморские власти готовы рассмотреть вопросы отвода земельных участков. Для реализации этого проекта понадобятся крупные вложения, сумма еще уточняется, но счет идет на миллиарды рублей. Финансирование работ, вероятно, будет идти с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Параллельно с решением вопросов организации скоростного сообщения сейчас разрабатываются и меры по выходу пригородной компании «Экспресс-Приморье» (ее акционерами являются ОАО «РЖД» и администрация Приморья) на безубыточный уровень, что приведет к снижению убытков всего пригородного хозяйства.

Один из шагов – изменение тарифной политики. Может быть, повышение цен на билеты и непопулярная мера, но плату за билет нужно довести до себестоимости проезда, как это принято во многих странах.

Другая мера повышения доходности – снижение эксплуатационных расходов пригородного хозяйства. На ДВЖД разработана соответствующая программа, и мы работаем над ее реализацией.

Вскоре предполагается рассмотреть вопрос и о запуске новых коммерческих проектов, в частности по организации сообщения с аэропортом, расположенным в Артеме. Ежегодно его услугами пользуются до 600 тыс. человек. Это наши потенциальные пассажиры, которых мы можем доставлять в аэропорт электропоездами повышенной комфортности. Тарифы на таких маршрутах будут выше, чем в обычном сообщении, но и скорость доставки до конечного пункта быстрее.

Фото пресс-службы ДВЖД

Чужих попросят на выход

Северо-Кавказская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров планирует постепенно отказаться от услуг проводников, нанятых по системе аутсорсинга. По мнению руководства магистрали, эксперимент по привлечению работников со стороны ожиданий не оправдал.

На сегодняшний день на магистрали работают 3720 штатных проводников и 1549 привлеченных по системе аутсорсинга.

Как отмечает начальник Северо-Кавказской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров («Севкавэкспресс») Владимир Белянский, проведенный дирекцией мониторинг выявил недостаточную компетентность проводников, предоставленных нетранспортными фирмами. «Были случаи, когда от таких фирм работать проводниками приходили люди, ранее уволенные с дороги за различные нарушения. Это привело к тому, что при общем снижении нареканий к проводникам со стороны пассажиров и контролирующих структур наблюдается двух-, а то и трехкратный рост нарушений, совершенных работниками, нанятыми по аутсорсингу», – говорит Владимир Белянский.

По словам специалистов региональной дирекции, фирмы, специализирующиеся на подборе персонала, не могут предоставить специалистов, отвечающих необходимым при работе с пассажирами требованиям.

«Еще в 2005 году, когда система найма проводников сторонними организациями только вводилась, было видно, что проводники, пришедшие по аутсорсингу, не отвечали необходимым требованиям, но железнодорожники тогда рассчитывали, что в скором времени фирмам удастся ситуацию изменить. К сожалению, этого не произошло», – резюмирует глава «Севкавэкспресса».

Подтверждает выводы Владимира Белянского и прошедшая на Минераловодском отделении Северо-Кавказской магистрали проверка соответствия проводников занимаемой должности.

Как рассказал заместитель начальника «Севкавэкспресса» по кадрам Павел Редкоусов, проверка проходила по программе «Комплексная оценка работника». Оценивалась психологическая и социологическая устойчивость проводников, их реакция на специально разработанные и представленные в видеосюжетах ситуации. В результате оказалось, что 30% работников по своим психологическим данным однозначно не могут работать в сфере обслуживания.

Столкнувшись со столь неутешительной статистикой, руководство «Севкавэкспресса» решило ввести штатную должность психолога, ответственного за отбор и подготовку кадров. Аутсорсинговые компании к таким шагам пока не готовы.

«Мы не занимаемся подобными исследованиями и обучением направляемых на СКЖД работников. Мы трудоустраиваем на работу людей, окончивших специализированные курсы проводников в учебных заведениях, перечень которых утвержден Федеральной пассажирской дирекцией (филиал ОАО «РЖД»), – заявил «Гудку» Сергей Руголев – генеральный директор ОАО «Кавказ», занятого подбором проводников по системе аутсорсинга.

Однако, как выяснилось, чтобы гарантировать качественное обслуживание пассажиров, соответствующее установленным правилам, одного лишь диплома об окончании курсов недостаточно. К примеру, в Минеральных Водах при общем снижении за пять месяцев 2007 года по сравнению с тем же периодом прошлого года безбилетного проезда с 56 до 50 случаев отмечен рост подобных фактов у проводников-аутсорсеров – с 12 до 33 случаев. Допускают эти проводники и неоплаченный через кассу провоз багажа.

«Другими словами, кадровые проводники заслуживают большего доверия, нежели пришедшие на эту работу со стороны», – считает Владимир Белянский.

Исходя из этого, руководство «Севкавэкспресса» планирует в ближайшем будущем совсем отказаться от услуг проводников, нанятых по системе аутсорсинга. Однако это не означает полного разрыва отношений с компаниями, предоставляющими персонал. Теперь внештатными сотрудниками будут в первую очередь комплектоваться бригады по подготовке составов к рейсу. Кроме того, аутсорсеров задействуют и на других работах, не связанных напрямую с обслуживанием пассажиров, таких как охрана вагонов.

«Мы готовы перепрофилироваться на трудоустройство работников других специальностей, например, предоставлять персонал для работ по экипировке составов», – сказал Сергей Руголев.

В дирекции отмечают, что использование на должности проводников штатных железнодорожников, несмотря на одинаковый средний заработок 10437 руб., обойдется дороже, чем работа персонала, предоставленного аутсорсинговыми компаниями. Только за счет положенных штатным сотрудникам социальных гарантий эта разница составит 10 –15%. «А сюда еще надо добавить расходы на обучение, на повышение квалификации и на адаптацию железнодорожников. Но имидж ОАО «Российские железные дороги» стоит дороже. А пассажирские перевозки – это лицо компании, и именно по их качеству в первую очередь общество оценивает ее деятельность», – говорит Владимир Белянский.

Для того чтобы проводники уделяли больше внимания пассажирам, работая тем самым на имидж компании, на Северо-Кавказской магистрали их освободили от работ по подготовке состава к рейсу. При этом, как особо подчеркнул начальник отдела по обслуживанию пассажиров «Севкавэкспресса» Владимир Гавриков, магистраль не намерена вовсе отказываться от привлечения внештатных проводников.

«Ежегодно сотни студентов проходят летнюю практику, работая у нас проводниками. В этом году, например, в дирекцию придут 400 студентов Ростовского государственного университета путей сообщения. И, основываясь на опыте сотрудничества с ними, можно сказать, что эти ребята не допускают грубых нарушений», – подчеркнул он.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону


На Горьковской – новый начальник

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин представил коллективу Горьковской магистрали нового начальника – Сергея Козырева.

«На Горьковскую железную дорогу пришел один из ведущих специалистов «Российских железных дорог», в недавнем прошлом вице-президент компании, возглавлявший ответственный блок – управление движением», – подчеркнул Владимир Якунин, представляя Сергея Козырева.

Президент ОАО «РЖД» отметил, что несмотря на положительную динамику работы Горьковской железной дороги, у магистрали есть и ряд проблем. Так, произошедшие в последние месяцы две серьезные аварии выявили недостаточную компетенцию ряда работников, отвечающих за безопасность. После этих ЧП на дороге заговорили о скорой смене руководства. «Постановка вопроса о том, что предстоят кадровые изменения, расхолодила коллектив. Именно поэтому мне пришлось, не дожидаясь срока, принять кадровые решения по дороге», – заявил Владимир Якунин, отметив, что среди ряда проблем, которые предстоит решить новому начальнику, одной из первоочередных станет повышение безопасности движения и улучшение состояния путевого хозяйства.

Проблемы безопасности перевозок волнуют и клиентов дороги.

Так, заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» – крупнейшего грузоотправителя ГЖД – Даниил Смирнов отметил, что его компания заинтересована в том, чтобы магистраль больше внимания уделяла безопасности движения. В частности, он заявил, что грузоотправители заинтересованы в повышении качества путевой инфраструктуры дороги, подвижного состава. А также надеются, что новому руководству магистрали удастся решить возникшие проблемы.

Вместе с тем Даниил Смирнов сказал, что вот уже пять лет ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» довольно успешно, с обоюдной выгодой сотрудничает с ГЖД, постоянно наращивая отгрузку.

Отметил рост грузооборота дороги и президент ОАО «РЖД».
«Горьковская магистраль, связывающая Центральный, Северо-Западный и Северный регионы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью, вносит существенный вклад в формирование корпоративных результатов, – подчеркнул он. – Однако дороге предстоит нарастить объемы перевозок. Так, в третьем квартале этого года магистраль должна погрузить не менее 11,5 млн тонн грузов, обеспечить грузооборот в объеме 48,8 млрд тонно-километров и пассажирооборот в объеме не менее чем 4,6 млрд пассажиро-километров».

По словам Сергея Козырева, для достижения плановых показателей дороге предстоит ряд преобразований.

«Мы будем решать проблемы повышения эффективности производства и сокращения эксплуатационных расходов, обеспечения безопасности движения поездов, улучшения взаимодействия с субъектами Федерации», – заявил он.

Александр ШУГАЕВ,
Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Щебень вернулся

После двухлетнего перерыва на Оренбургском отделении Южно-Уральской железной дороги возобновилась погрузка щебня.

Единственный на отделении Новокиевский щебеночный завод в 2005 году сменил собственника, после чего производство прекратилось. При этом, по словам начальника Оренбургского отделения ЮУЖД Александра Соколова, предприятие долгое время было одним из крупнейших поставщиков грузов для железнодорожников. Объемы погрузки щебня достигали 10 тыс. тонн в сутки и в связи с активной разработкой амфиболитового месторождения под Новотроицком продолжали нарастать. Железнодорожникам даже пришлось заняться развитием инфраструктуры станции Новорудная, где велась погрузка.

На этой неделе Новокиевский щебеночный завод возобновил свою работу.

Как отмечает маркетолог Оренбургского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания ЮУЖД Надежда Молчанова, предполагаемый объем погрузки сырья до конца года достигнет 1,5 млн тонн (более 100 вагонов в сутки).

По уровню организации труда и объемов производства Новокиевский завод является крупнейшим среди щебеночных предприятий страны.

По данным геологоразведки, запасы щебня на Новокиевском месторождении составляют почти 32 млн кубометров.

Екатерина КАЛЯЕВА
Оренбург

Контакты хорошего качества

Монтаж новой контактной сети (КС-160) на Омском отделении Западно-Сибирской магистрали позволит поездам развивать скорость до 160 км/ч.

Как сообщил начальник службы электроснабжения ЗСЖД Александр Гергерт, в этом году в рамках программ развития транспортных коридоров «Кузбасс – Северо-Запад», «Кузбасс – Азово-Черноморский» и «Кузбасс – Дальний Восток» запланировано обновление в общей сложности 80 км контактной сети на десяти перегонах главного хода.

На это планируется потратить 796 млн руб.

«Отличие КС-160 от существующей КС-120 в том, что устройство компенсации заведено помимо контактного провода и на несущий трос. Это значительно улучшает характеристики контактной подвески и обеспечивает более высокую скорость движения поездов на электрической тяге», – подчеркнул Александр Гергерт.

Кроме того, срок службы всех узлов КС-160, за исключением контактных проводов, в два раза дольше, чем у КС-120, – 50 лет. Долговечность объясняется тем, что в конструкции используются железобетонные опоры, а все металлические детали имеют антикоррозийное покрытие.

При проектировании контактной подвески КС-160 проектным институтом ЗАО «Универсал – контактные сети» было учтено пожелание службы электроснабжения ЗСЖД о выносе на опоры контактной сети проводов воздушных линий, обеспечивающих питание устройств СЦБ.

В настоящее время эти провода располагаются на отдельных опорах. Большинство этих опор – деревянные, срок службы у многих перевалил за полвека, их содержание и ремонт дорого обходятся магистрали.

«Нам приходится ежегодно заниматься вырубкой деревьев и кустарников в охранных зонах этих линий и обрабатывать подступы к опорам для исключения их возгорания в пожароопасный период», – рассказывает заместитель начальника отдела электроснабжения Омского отделения Сергей Артемченко.

В 2007 году на Омском отделении новую контактную сеть запланировано смонтировать на двух перегонах. Работы на первом из них – 6,5-километровом перегоне Московка – Сыропятское обойдутся в 70 млн руб.

«К настоящему времени здесь установлено 123 фундамента для опор, 58 опор и 23 анкерных соединений, – говорит Сергей Артемченко. – Из запланированного объема работ на этот год осталось установить семь анкеров и 63 опоры. Работы проводились без предоставления «окон», так как была возможность подъезда автотехники к месту работ с поля».

Второй полигон находится на стыке Западно-Сибирской и Свердловской дорог – на перегоне Называевская – Кочковатский.

На монтаж 3,5 км КС-160 на этом участке выделено 55,5 млн руб.

Учитывая особенности болотистой местности, монтаж опор с поля здесь невозможен. Поэтому для обновления контактной сети энергетикам здесь будут предоставлять 6-, 8-часовые «окна».

Монтаж новой контактной сети на Омском отделении осуществляется подрядной организацией ОАО «ТрансКомплектЭнерго», с которым Западно-Сибирская дорога сотрудничает уже несколько лет.

Эта же компания выполняет монтажные работы и в рамках других инвестиционных программ на Новосибирском и Кузбасском отделениях ЗСЖД.

«Мы работаем только на самом современном оборудовании,– говорит генеральный директор компании Александр Гукун. – За полгода контактная сеть обновлена уже на 68 км главного хода. Думаю, осенью весь запланированный на этот год объем работ на Западно-Сибирской дороге уже будет выполнен».

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск

Коротко

На Горьковской железной дороге Горьковский филиал ОАО «ТрансКонтейнер» за пять месяцев этого года оказал услуг на сумму 21 млн 300 тыс. руб., что в 3,4 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

На Северной железной дороге за шесть месяцев 2007 года погружено 38,3 млн тонн грузов, что превышает показатели первого полугодия 2006 года на 2,5%.

На Южно-Уральской магистрали с начала летних путевых работ отремонтировано около 170 км пути.

На Иркутском отделении Восточно-Сибирской железной дороги в рамках программы по повышению безопасности движения во втором квартале этого года отремонтировано пять железнодорожных переездов.

Северо-Кавказская магистраль в июне отправила более 1 млн пассажиров дальнего следования.

Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги за первое полугодие 2007 года отправило потребителям 4 млн 603 тыс. тонн грузов, что на 24,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30