29 ноября 2021 14:48

Маршрут «минус» сортировка

ОАО «ТрансКонтейнер» и китайская «Корпорация по контейнерным перевозкам» (ККП) подписали протокол о намерениях. Документ предусматривает повышение эффективности взаимного использования парка контейнеров.

Соглашение с дочерней компанией «Китайских железных дорог» подписано в рамках официального визита делегации «ТрансКонтейнера» в Китай. Напомним, в 2006 году стороны уже подписали соглашение о взаимном использовании парка. На этот раз на переговорах речь шла о новых эффективных логистических схемах.

Принято решение приступить к формированию полносоставных поездов на пограничном переходе Маньчжурия – Забайкальск. По данному маршруту китайская сторона планирует экспортировать автокомплектующие, электронику и товары народного потребления. Для формирования составов на станцию Маньчжурия ККП будет пригонять поезда по 35 вагонов (70 TEU). Далее они будут перегружаться на российскую колею и формироваться в поезда по 57 условных вагонов.

Полносоставные поезда призваны прийти на смену одиночным контейнерным отправкам, которые осуществляются в настоящее время. Таким образом, за счет исключения из логистической цепочки дополнительных сортировочных центров (каждый из них «съедает» в среднем 12 часов) существенно сокращаются стоимость перевозки и время доставки груза. Это позволит сделать маршрут более конкурентоспособным.

Гендиректор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков уверен, «что, если технология полносоставных поездов будет работать, к концу 2007 года мы сможем дополнительно увеличить объемы перевозок через Забайкальск на 15 – 18%».

В Пекине стороны также договорились об использовании потенциала морских портов Китая. Сейчас в рамках северного завоза «ТрансКонтейнер» доставляет грузы в Хабаровский край. Появилась возможность построить новый маршрут для порожних контейнеров. Вместо того чтобы везти порожние контейнеры обратно в Москву, по железной дороге их доставят до порта Восточный, откуда на пароме до Шанхая. Здесь в зависимости от грузовой базы Китая контейнеры могут быть отправлены в Европу или Россию по маршруту Шанхай – Восточный. Возможны также маршруты через погранпереходы Маньчжурия – Забайкальск или Наушки. Сейчас в Хабаровский край ежемесячно отправляется около 1,5 тыс. контейнеров. При сотрудничестве с ККП объемы перевозок могут вырасти до 4 тыс.

Напомним, что в 2006 году во всех видах сообщения между Россией и Китаем было перевезено около 140 тыс. TEU. Господин Баскаков отмечает, что его объем должен превысить в 2007 году 200 тыс. TEU. Вице-президент ККП Вань Цинюй уверен, что «к 2010 году объем контейнерных перевозок из Китая в Россию увеличится в три раза».

Для реализации договоренностей «ТрансКонтейнер» и ККП приняли решение о создании рабочих групп. Перед ними стоит задача решать вопросы взаимодействия на станциях отправления грузов. План мероприятий для реализации пекинского протокола будет готов к началу сентября 2007 года.

Борис ГАЛКИН
Пекин


Поднебесная экспансия

Китайские компании пользуются широчайшими привилегиями от государства и поэтому успешно захватывают зарубежные рынки. Такие выводы содержатся в аналитическом докладе, подготовленном Институтом проблем естественных монополий.

По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, Правительство РФ плохо просчитывает риски, связанные с агрессивной экспансией других государств на наши рынки. Китай, с его точки зрения, наиболее опасная страна.

Согласно проведенному в его институте исследованию за последнее десятилетие в Китае сложились мощный экспортный производственный комплекс и собственные транснациональные корпорации. Компании получают большие льготы. Например, освобождение от корпоративного подоходного налога, вычеты из налоговой базы до 200% расходов, идущих на НИОКР, налоговые каникулы в первые годы производства.

Причем если предприятие экспортирует от 70% продукции, то оно совсем освобождается от налога на прибыль. Таким образом, Китай добился ежегодного 20-процентного роста производства.

Россия вместе с США и ЕС ощутила на себе все «прелести» такой стратегии. Если еще в 2006 году у нас было положительное сальдо торгового баланса с Китаем, то сейчас оно приблизилось к нулю, и в ближайшей перспективе объем китайского экспорта превысит российский импорт. Ухудшает ситуацию тот факт, что в структуре нашего экспорта по-прежнему преобладает сырье – нефть, химия и лес, тогда как Китай везет к нам дорогую продукцию с большой долей переработки.

Особенно показательна экспансия Китая в мировой металлургии. В прошлом году рост их экспорта составил 200%, и из импортера Китай превратился в мощного экспортера. Китайская государственная корпорация Shanghai Baosteel Group Corp. за короткий срок стала пятой в мире по объему производства. Металлурги из Поднебесной захватили в США благодаря демпинговым ценам уже 30% рынка.

Наши же металлургические заводы, стремясь нарастить экспортные контракты, неохотно идут на сотрудничество с отечественными потребителями. В это время китайцы ювелирно обрабатывают российских заказчиков. Они предлагают свои услуги, исходя из запросов конкретного покупателя, учитывая его специфику, объемы и, что немаловажно, предлагают более низкие цены.

По мнению Юрия Саакяна, продолжение сложившихся тенденций неизбежно приведет к сдаче китайцам большинства российских рынков. Для того чтобы этого не допустить, он предлагает в первую очередь исключить Китай из стран, имеющих торговые преференции в России. К примеру, у нас действует постановление о специальной ввозной пошлине на трубы большого диаметра. Но на Китай оно не распространяется из-за преференций, и доля их труб у нас довольно высока. Для противодействия китайской продукции можно использовать механизмы технического регулирования и самим наращивать объемы господдержки производителей.

Вместе с тем, по мнению г-на Саакяна, не стоит забывать и об увеличении собственного экспорта в Китай. Хотя сегодня политика китайского правительства вовсе не стимулирует эти процессы. «Китай очень часто играет с разными поставщиками. Характерна ситуация с газом, когда Китай законтрактовал одновременно у нас и у Туркмении объемы газа, в два раза превышающие свои потребности. Понятно, что это сделано для игры между двумя поставщиками, с тем чтобы выдавить самые выгодные для себя условия», – заявил он «Гудку».

Как считает главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Яков Бергер, в российско-китайском сотрудничестве есть проблемы выравнивания структуры торгового баланса, но угрожающей ситуацию назвать нельзя. «Весь вопрос – в конкурентоспособности российских товаров. Традиционно мы поставляли в Китай большие партии машиностроительной продукции, но сейчас китайские производители научились ее делать сами. И, естественно, у нас снижаются объемы экспорта. Проблема решаема, но не так быстро», – заявил он «Гудку».

Елена ПОПОВА


Дракон нуждается в медведе

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам:

– Год Китая в России наводит на размышления об отношениях между нашими странами. Кто мы друг другу: партнеры или потенциальные конкуренты?

Статус КНР как державы находится где-то между «региональным» и «глобальным» уровнями. Но сам Китай по обыкновению скромничает, официально заявляет о себе как о развивающейся стране, стране «третьего мира». Не более. Но в отличие от развивающихся, да и от многих развитых стран КНР – это держава с так называемой универсальной структурой экономики. То есть китайцы производят или стремятся производить все виды промышленной продукции. Отсюда завидное упорство, с каким они развивают свою научно-техническую базу. С такой всесторонне развитой экономической структурой Китай и хочет войти в клуб государств-лидеров. Успехи Китая на этом пути впечатляют. Но есть у «дракона» и серьезные сдерживающие факторы.

Прежде всего – исторический. В начале XIX века Китаю пришлось пережить фактический распад страны, пока компартия Китая политически не консолидировала народ. Известно, что окончательного единения Поднебесной достичь не удалось до сих пор, на повестке дня остается тайваньская проблема. Груз истории таков, что догнать Запад в научно-техническом отношении – дело небыстрое. Сказывается, например, отсутствие у китайцев традиций европейской научной культуры. До сих пор китайская промышленность находится в сильной зависимости (70 – 80%) от импорта промышленного оборудования. А большая часть доходов от произведенной в Китае продукции западных и японских марок уходит на Запад и в Японию. Тем не менее темпы модернизации Китая впечатляют: атомную бомбу КНР сделала в 1969 году, человека в космос запустила в 2003-м, а свой устаревший спутник на околоземной орбите сбила ракетой в начале этого года.

Второй фактор сдерживания – огромное население и, как следствие, демографическое давление. Примерно 900 млн населения КНР живут в условиях почти натурального сельского хозяйства. Есть риск, что открытость мировому рынку погубит эту систему хозяйствования, и 400 – 500 млн человек потеряют работу. Социальная напряженность, разрыв между бедными и богатыми как в социальном, так и в региональном плане (богатые прибрежные регионы, «средние» центральные и очень бедные западные) становятся все более острой проблемой китайского общества. Высшему китайскому руководству действительно нужно провести страну по узкому мостику – с одной стороны, поддерживать процветающую бизнес-элиту, а с другой – заставлять ее «делиться».

Третий фактор – скудость природных ресурсов. Щедро наделенный плодородными почвами и мощными реками, окруженный теплыми морями, Китай вместе с тем обделен многими минеральными ресурсами. К 2020 году в стране ожидается острый дефицит нефти, хрома, марганца, урана, бокситов, редкоземельных элементов и т.д. Собственная добыча нефти в КНР в 2005 году оценивалась чуть более 180 млн тонн. Ее внутреннее потребление неуклонно растет, в 2004 году оно перешагнуло за 300 млн тонн. Китай обошел Японию и стал вторым в мире потребителем нефти после США. В 2005 году КНР импортировала 130 млн тонн нефти, и зависимость от ее импорта составила свыше 40%. По минимальному варианту Китай в 2020 году будет потреблять не менее 450, а по максимальному – до 610 млн тонн нефти. При этом сейчас 80% импортируемой Китаем нефти доставляется через Малаккский пролив. В связи с нестабильностью этого региона разрабатываются новые проекты транспортировки нефти – через Таиланд и Малайзию по нефтепроводам через полуостров Малакка. С этой же целью Китай строит в Бирме военную базу и железную дорогу. Тем же объясняется и заинтересованность Китая в поставках нефти из России и Центральной Азии.

Таким образом, Поднебесной нужно время для качественного повышения своего статуса в мире. У Китая сегодня столько проблем, что он просто не в состоянии чем-то угрожать России. Хотя бы по чисто практическим причинам. Скорее, наоборот – он нуждается в сильной России, которая смогла бы быть весомым партнером в международной политике и экономике. Китаю сегодня как воздух нужны нефть, стабильная Центральная Азия, мирное решение иранской проблемы, быстрое налаживание китайско-индийских отношений. А эти цели без России достичь нельзя.

Фото ИТАР – ТАСС

Томилино строит терминал имени себя

Технологистическая компания «Томилино» (ТЛК «Томилино») приступила к строительству второй очереди одноименного логистического комплекса.

Комплекс расположен в 6 км от Москвы по Новорязанскому шоссе, в поселке Томилино. Директор ТЛК «Томилино» Андрей Белинский сказал «Гудку», что к январю 2008 года будет построено и сдано 112 тыс. кв. м складских помещений класса «А». Он добавил, что на данный момент уже построены и эксплуатируются терминальные мощности комплекса площадью 200 тыс. кв. м.

«К ноябрю 2007 года мы планируем ввести 25 тыс. кв. м терминальных площадей, а к январю 2008 года – еще порядка 87 тыс. кв. м складов класса «А». К концу 2009 года будет полностью завершено строительство крупнейшего в Московском регионе многофункционального логистического комплекса, включающего более 500 тыс. кв. м складских и производственных площадей класса «А» на территории свыше 140 га. Комплекс «Томилино» развивает кросс-докинги и планирует активно использовать существующую железнодорожную ветку», – добавил Андрей Белинский.

Он отметил, что общий объем инвестиций в проект к началу 2010 года составит порядка $1 млрд. «На сегодня нашими партнерами в этом проекте выступают Сбербанк России, который открывает компании кредитную линию в размере 2 млрд руб., и ЛОКО-Банк, уже инвестировавший в строительство комплекса порядка 500 млн руб.», – подчеркнул Андрей Белинский.

Он добавил, что совокупный объем выручки компании в 2006 году составил почти 570 млн руб., а ожидаемый объем выручки по итогам 2007 года составляет 657 млн руб.

«Срок окупаемости проекта мы оцениваем в семь лет. В 2010 году, когда все 500 тыс. кв. м складских площадей будут построены и сданы арендаторам, компания планирует получить выручку в размере не менее 800 млн руб. Спрос на качественные складские помещения по-прежнему значительно превышает предложение, а заполняемость арендаторами в этом сегменте стабильно находится на уровне 99 – 100%. В этой ситуации рынок складской недвижимости имеет высокий потенциал роста и обеспечивает высокую доходность инвесторам», – отметил Андрей Белинский.

Руководитель департамента развития группы компаний «Дело» Василий Славин сказал, что ТЛК «Томилино» может рассчитывать на успешную реализацию проекта, несмотря на наличие в Московском регионе значительного количества терминальных мощностей.

«Единственное, что вызывает опасения, – это расположение комплекса на Новорязанском шоссе. Это одна из самых перегруженных трасс Подмосковья, а затем она переходит в не менее загруженный московский Рязанский проспект. Но если будет построена железнодорожная ветка, то и данная проблема будет уже не столь остра, что значительно увеличит привлекательность площадей терминала для арендаторов», – добавил он.

Григорий АЛЕКСАНДРОВ

Точка входа – Крекшино

Логистический парк «Крекшино» Национальной логистической компании (НЛК) начал обслуживать поставки фирмы Sony в Московский регион.

Обслуживание будет вестись через новый объект логистического парка – терминал класса А «РЕД-Крекшино», вступивший в строй в середине мая этого года. Он располагает площадью 60000 кв. м, автоматизированной системой управления складом, круглосуточным видеонаблюдением и охраной. К комплексу возможен подъезд как со стороны Минского, так и со стороны Киевского шоссе.

Коммерческий директор НЛК Елена Печникова сказала «Гудку», что на операционных площадях «РЕД-Крекшино» Sony получит полный комплекс логистических услуг, включающих, помимо складских операций, таможенное оформление, предпродажную подготовку товаров.

«Sony решила напрямую, без дистрибьюторов, выйти на российский рынок, поэтому в прошлом году был объявлен тендер, по результатам которого в качестве логистического оператора была выбрана компания НЛК. Выиграть тендеры нам удалось в том числе и за счет того, что терминал «РЕД-Крекшино» спроектирован специально для грузов с высоким коэффициентом оборачиваемости и требующих многоступенчатой обработки. Его особенностью является мезонин площадью 15000 кв. м, позволяющий осуществлять сложные операции по хранению, подборке, комплектации, предпродажной подготовке грузов. Мы предоставим Sony услуги по таможенному оформлению, ответственному хранению, предпродажной подготовке. Операции по сборке и упаковке будут проводиться под видеонаблюдением», – добавила она.

Представитель компании Sony Роман Потапов из преимуществ НЛК перед другими участниками тендера отметил привлекательное ценовое предложение всего пакета услуг, удобное расположение складского комплекса в Крекшине, современное новое здание терминала, оптимально приспособленное для складских операций.

«На наш выбор повлияли также имеющийся у НЛК опыт работы с электронной техникой и наличие у нее региональной сети, что дает возможность в дальнейшем заниматься самостоятельной дистрибуцией через сеть логистического оператора», – добавил он.

Ранее, в середине мая, НЛК заключила контракт о терминальном обслуживании в «РЕД-Крекшино» с другим крупным клиентом – табачной компанией Gallaher Liggett-Ducat.

Директор по логистике компании «Мосмарт» Серж Риве сказал «Гудку», что Sony предъявляет очень высокие требования к качеству услуг своих партнеров, прежде всего в обеспечении сохранности грузов.

«Также высоки запросы относительно учета товаров, потому что продукция компании представлена в очень широком ассортименте, разновидность которого может значительно отличаться по цене. НЛК примет на себя 100% всего объема поставок Sony в регион», – отметил он.

Леонид ГРИГОРЬЕВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30