29 ноября 2021 14:30

Инновационное бессилие

Российские ученые предложили использовать финский опыт для развития отечественной инновационной системы.

Произошло это вчера на заседании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.

Среди множества причин, мешающих осуществлению национальной политики в области инноваций, генеральный директор ФГУП «Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов» академик Евгений Каблов назвал две. Первая – то, что сейчас в России действуют крупные компании (причем большинство из них зарубежные), которые монополизировали целые отрасли. В этих сферах российским наукоемким предприятиям выдержать конкуренцию практически невозможно.

Вторая причина состоит в том, что после упразднения процедуры аккредитации научных организаций государство лишилось критерия отбора структур, которые способны выполнять заказы государства в развитии науки и техники.

Академик Евгений Каблов предложил не изобретать велосипед при создании национальной инновационной системы, а воспользоваться опытом Финляндии. По его словам, в начале 70-х годов в Финляндии было примерно все, как у нас сейчас. Однако в 2004 году она стала страной «победившего хайтека».

«Основные элементы финской национально-инновационной системы включают в себя технологическое агентство и центр технологических исследований, который распределяет около 80% финансирования правительственных разработок»,– сообщил академик.

Однако заместитель руководителя департамента управления науки Москвы Андрей Ушаков предложил творчески переработать опыт Финляндии с учетом советского опыта. «После разрушения связей науки и производства самым главным элементом управления являются программы. Они соответствуют программно-целевым методам управления, которые успешно используются зарубежными фирмами», – считает он.

Поэтому правительство Москвы после консультаций с финскими коллегами приняло решение разработать стратегию развития инновационной политики в Москве с учетом советских принципов программно-целевого управления. В Москве разрабатываются программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а для их финансирования образовано два фонда по малому бизнесу и крупным предприятиям столицы. Деньги на инновационную деятельность будут выделяться после заключения экспертного совета, в который входят 4,5 тыс. специалистов, работающих в 14 секциях.

Алексей КАЗАКОВ

Пассажиру метро прочтут стихи

С 4 июля по 4 августа в Новосибирском метрополитене будет проходить акция «Поэзия в движении». На стенах вагонов метро размещены плакаты со стихами известнейших поэтов разных эпох – от Сафо и Катулла до Бродского и Вознесенского.

Подобная акция уже один раз была проведена в начале 1990 года в Нью-Йорке. Ее инициатором был Иосиф Бродский.

Мазут остановит реактор

Южная Корея начнет поставки 50 тыс. тонн мазута в КНДР в обмен на остановку атомного реактора. Об этом заявил официальный представитель министерства по делам национального объединения Республики Корея Ким Нам Сык. Поставки топлива были одним из условий, на которых Пхеньян согласился приступить к выполнению мер первого этапа денуклеаризации Корейского полуострова. Предполагается, что сначала 50 тыс. тонн мазута будет предоставлено Южной Кореей, а затем еще 950 тыс. тонн будут поставлены за счет США, России и Китая.

Автобус на память

В Ижевске открыт памятник автобусу. «ЛиАЗ-677», изготовленный еще в 80-х годах прошлого века, поднят на пьедестал в пассажирском автопредприятии № 1. Так столица Удмуртии отметила 75-летие первого автобусного маршрута. Хотя машина и списана, к месту вечной стоянки она добралась своим ходом.

История ижевского автобуса началась летом 1932 года, когда два небольших автобуса, переоборудованных из грузовичков АМО с фанерными салонами, впервые вышли на городские улицы. В появлении автобуса Ижевск на восемь лет отстал от Москвы, но для Урала этот вид транспорта был еще в диковинку.

Как рассказал директор автопредприятия Василий Грязнов, проработали фанерные автобусы недолго. Ижевские извозчики, опасаясь конкуренции, сожгли их. Автобусы, поступившие позже, больше атакам не подвергались.

Сегодня ижевцев обслуживает 470 автобусов, находящихся в федеральной собственности. Причем в отличие от других городов здесь они не сдали своих ведущих позиций частным перевозчикам.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Дети играют в будущее

Сегодня состоится открытие второй смены корпоративного лагеря ОАО «РЖД» на базе пансионата «Старая Руза» в Подмосковье.

Детский санаторно-оздоровительный лагерь РЖД им К.Заслонова в Старой Рузе в этом году вошел в проект «Дороги будущего», приуроченный к 170-летию железных дорог России. Как и в причерноморском корпоративном лагере, о котором «Гудок» рассказывал ранее, здесь применяются новые формы работы с детьми и проходят юбилейные мероприятия. В частности, центральная образовательная программа будет проходить в форме двенадцатидневной деловой игры «Управление железнодорожным бизнесом».

«Многие планируют в будущем работать в ОАО «РЖД», – рассказывает директор Молодежной школы бизнеса Татьяна Субботкина. – Именно это заставило нас разработать бизнес-игру для детских лагерей компании, чтобы школьники уже сейчас начали вникать в будущую профессию».

Впрочем, подмосковный лагерь имеет и свою специфику: основные программы здесь спортивно-оздоровительные. Перед заездом каждый ребенок (а всего в смене 368 детей от 7 до 15 лет) проходит полную диспансеризацию. Это позволяет врачам, тренерам и вожатым составить индивидуальные планы спортивной нагрузки и лечебных процедур.

В распоряжении ребят будут тренажерный зал, бассейн, волейбольная и баскетбольная площадки, а также новый стадион, который откроется сегодня дружеским матчем между специалистами административно-хозяйственного управления ОАО «РЖД» и вожатыми лагеря.

Сергей НАГОРНЫЙ

Судам разрешили заходить

Глава Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании на территории морского торгового порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» таможенно-пропускного пункта.

Как пояснил Александр Шимберг – директор департамента по связям с общественностью управляющей компании «Морской фасад», в чьем ведении находится строящийся «Пассажирский порт Санкт-Петербург», ввод в строй этого пункта позволит принимать иностранные суда. Причем на причал здесь смогут становиться даже океанские лайнеры длиной свыше 300 м. Действующие сейчас в городе портовые мощности не могут принять столь большие суда, поэтому пока они вынуждены швартоваться в грузовых доках, что создает немало неудобств для пассажиров.

Строительство морского пассажирского терминала планируется завершить в течение года.

«Причальные стенки порта уже практически готовы, первые пассажирские лайнеры мы планируем принять в августе 2008 года», – сообщил «Гудку» Александр Шимберг.

Глубина подходного канала и акватории нового морского пассажирского терминала составит 10 м, длина причальной стенки – 2100 м. Всего в порту будет оборудовано семь причалов. Портовый комплекс расположится на намывных территориях площадью 476 га.

Новый пассажирский терминал рассчитан на пропуск около 12 тыс. туристов и прием до семи больших круизных лайнеров в сутки. Кроме того, на территории «Пассажирского порта Санкт-Петербург» к 2011 году будут возведены жилой комплекс и деловой центр.

Татьяна ОВЧАРОВА

Глобальные ценности

С 2009 года в России будет запущена программа «Интернет для каждой семьи».

Как сообщает Мининформсвязи РФ, ее реализация будет проходить в рамках второго этапа федеральной программы «Социальное развитие села до 2010 года». Первый этап, который завершится по планам ведомства в конце 2008 года, предполагает полную телефонизацию отдаленных и труднодоступных территорий России.

В свою очередь, как заявил глава Мининформсвязи Леонид Рейман, обеспечение доступа к сети Интернет в каждом доме станет логичным продолжением еще одной программы – интернетизации российских школ, которая завершится 1 сентября этого года. Дети, научившись работать с глобальной сетью, будут стремиться к тому, чтобы такая же возможность была и у них дома.

Финансироваться программа «Интернет для каждой семьи» будет из уже существующего фонда универсального обслуживания, в который по закону российские операторы связи отчисляют 1,2% от своей прибыли. Возможно, некоторые отчисления будут приходить и из бюджета РФ.

Но, как сообщили «Гудку» в пресс-службе Мининформсвязи, пока бюджет на последующие три года не утвержден, говорить об этом рано.

«Пока не ясны параметры программы, – отмечает вице-президент по связям с общественностью ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Аркадий Матковский. – Не ясен и круг подрядчиков. Но если нам поступит предложение принять участие в ней, мы отнесемся к этому самым серьезным образом».

По планам Мининформсвязи, новый проект позволит сельским жителям получать те же услуги связи, которые доступны сегодня горожанам.

Елена СЕЛИВАНОВА

ОАО «Уфимский тепловозоремонтный завод» реализует

1. ТЭМ-2 1983 г. постройки по цене 8, 2 млн руб.
2. ТЭМ-2 1977 г. постройки по цене 7, 7 млн руб.
3. ТЭМ-2 1974 г. постройки по цене 7, 5 млн руб.
4. ТЭМ-2 1962 г. постройки по цене 6, 8 млн руб.
после капитального ремонта с усилением главной рамы с целью продления срока службы до 50 лет от года постройки. Завод сертифицирован на соответствие №ССЖТ RU.0013.Л.00051 от 21.02.2007 г., имеет лицензию на ремонт подвижного состава № 0171-ПС от 30.11.03 г.

Тел./факс: (347) 225-57-14, е-mail: omistrz@mail.ru

Десять лет без права смены прописки

Претендентам на место в Совете Федерации РФ думцы отбили охоту к перемене мест.

Нижняя палата российского парламента приняла в окончательном чтении закон, вводящий «ценз оседлости» для сенаторов палаты верхней. Поправки в закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» поддержали депутаты на вчерашнем пленарном заседании. Инициатором введения «ценза оседлости» выступил председатель Совфеда Сергей Миронов.

Главным новшеством стало то, что назначаемый сенатор должен проживать в совокупности не менее 10 лет на территории субъекта РФ, который он представляет в верхней палате парламента. По замыслу законодателей, теперь, к примеру, Сергей Лисовский, в прошлом известный столичный шоумен, а затем глава концерна «Моссельпром», не сможет представлять в Совфеде интересы Курганской области. Однако, чтобы он не оказался без работы, в законе оставлена норма, позволяющая уже избранным сенаторам назначаться на новый срок без учета «ценза оседлости». Благодаря этой лазейке губернаторы смогут снова и снова продвигать кандидатуры старых членов Совета Федерации.

Кроме того, указанное требование не будет распространяться на сенаторов в случае их назначения на новый срок от вновь образованного субъекта РФ, если регион, представителем которого являлся сенатор, прекратил свое существование.

«С помощью этого закона Кремль пытается найти компромисс между региональной общественностью, недовольной тем, что их в Совфеде представляют не знакомые населению люди, и действующими сенаторами-варягами, – комментирует «Гудку» законопроект эксперт Центра политических технологий Сергей Михеев. – Большинство сегодняшних сенаторов – это либо состоявшиеся политики, либо крупные бизнесмены. Просто так выгнать на улицу их нельзя. Но и игнорировать недовольство региональной элиты, считающей себя обделенной из-за отмены губернаторских выборов и выборов одномандатников, тоже невозможно. Данный закон – это компенсация за все их лишения. Скрестили бульдога с носорогом, чтобы и овцы остались целы и волки были сыты. С одной стороны, пока членам Совфеда ничего не грозит, с другой – появилась возможность постепенной ротации его состава, в результате которой регионы будут представлены проживающими в них людьми».

Артем КОБЗЕВ

Запасная полоса

Правительство Москвы примет участие в программе реконструкции и развития нижегородского аэропорта. Программа рассчитана на 5 лет, до 2012 года.

Об этом вчера заявил мэр Москвы Юрий Лужков, находясь с визитом в Нижнем Новгороде.

«Мы хотим использовать опыт реконструкции аэропорта Внуково в развитии аэропорта Нижний Новгород», – заявил мэр Москвы.

Вчера же было подписано соответствующее соглашение между правительствами Москвы и Нижегородской области. Предполагаемый объем инвестиций в реконструкцию аэропорта составит не менее 10 млрд руб.

«Международный аэропорт Нижний Новгород является запасным для столицы. В периоды неблагоприятных погодных условий бывает, что здесь приземляется от 35 до 40 самолетов в течение суток и для размещения пассажиров не хватает мест. Реконструкция эту проблему разрешит», – отметил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Соб. инф.

Бизнес получит советский устав

Екатеринбург вышел на второе место в России по аварийности пассажирского автотранспорта. Печальное первенство удерживает столица.

Об этом вчера в Екатеринбурге на пресс-конференции заявил руководитель Уральского управления государственного автодорожного надзора Виктор Андреев.

В прошлом году с участием автобусов и маршрутных такси в Свердловской области произошло 206 аварий, причиной 70% из них была низкая профессиональная подготовка водителей. По данным областного управления ГИБДД, сегодня из 21431 единицы автобусного парка 14260 машин работают на коммерческой основе. На Среднем Урале зарегистрировано порядка 3 тыс. частных компаний-перевозчиков. При этом из-за нехватки водителей 800 единиц транспорта простаивает.

Пытаясь решить проблему дефицита кадров, владельцы компаний начали нанимать на работу водителей из соседних регионов России, а также из Таджикистана и Киргизии, готовых работать на любых условиях. «Сейчас нет системы жесткого отбора, и любой водитель, получивший права категории «Д», может сесть за руль автобуса. Престиж профессии утерян: зарплата водителя в среднем составляет 10 –12 тыс. руб., при том что работает он порой с 5 часов утра и до глубокой ночи», – говорит Виктор Андреев.

Квалификация руководящего состава таких компаний также небезупречна. Так, по данным областной транспортной инспекции, только 20% начальников и специалистов, задействованных в коммерческих перевозках, имеют специальное образование.

Однако альтернативы частникам нет, и это понимают власти региона. «Без частных перевозчиков Екатеринбургу просто не выжить. Роль муниципального транспорта из года в год уменьшается», – заявил депутат областной Думы Ринат Садриев, в недавнем прошлом руководитель крупной пассажирской автотранспортной компании.

Местные парламентарии надеются, что проблема некачественного обслуживания пассажиров будет решена с введением устава автотранспорта, регулирующего подготовку водителей и техническое обслуживание автомобилей. За основу документа, который будет вынесен на голосование Госдумы России уже в этом году, взят советский устав 1969 года, дополненный с учетом сегодняшних реалий.

Георгий ЛЕТОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30