29 ноября 2021 13:56

Объединение стратегий

ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России» договорились о согласовании корпоративных планов развития. Проекты железнодорожной компании по расширению инфраструктуры будут увязаны с вводом новых генерирующих мощностей.

В Челябинске прошла встреча президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Главы компаний договорились о создании совместной рабочей группы, которая будет координировать процесс согласования стратегических программ в области железнодорожного транспорта и энергетики.

Член правления РАО «ЕЭС России» Андрей Трапезников сообщил «Гудку», что на встрече, в частности, обсуждались проблемы взаимодействия в проектах по строительству объектов железнодорожной инфраструктуры и энергоснабжения. Рабочая группа, по его словам, будет сформирована в короткий срок.

«Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД» в вопросах координации инвестиционных и стратегических программ энергетической и железнодорожной отраслей», – отметил Андрей Трапезников.

Заместитель начальника департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» Андрей Астахов сообщил, что после встречи в Челябинске специалисты ОАО «РЖД» начнут подробно анализировать стратегию РАО «ЕЭС России», чтобы выяснить, учитывает ли она строительство новых энергосетевых мощностей для РЖД. Если в планах энергетиков этих объектов окажется недостаточно, они будут корректироваться. РАО «ЕЭС», со своей стороны, также проанализирует проекты РЖД по строительству объектов транспортной инфраструктуры. В частности, проекты, направленные на обеспечение доставки энергоресурсов к новым электростанциям.

«Гудок» уже сообщал, что Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года предполагает завершение электрификации основных направлений доставки грузов (3 тыс. км) к 2015 году. К этому сроку будет построено 6,4 тыс. км новых линий. А к 2030 году сданы стратегические, социально значимые и грузообразующие линии протяженностью более 15,8 тыс. км. Расширится полигон скоростного движения (до 8 тыс. км), увеличатся скорости и грузоподъемность подвижного состава.

Ежегодно ОАО «РЖД» расходует свыше 40 млрд кВт/ч­ электроэнергии (6% от общего объема в стране). Развитие сети отребует увеличения числа электроэнергетических объектов, необходимых для снабжения новых магистралей. По данным ОАО «РЖД», только к 2010 году темпы роста грузо- и пассажирооборота составят 20%. Это повлечет за собой рост потребления энергоресурсов на 10%. В то же время развитие энергетических мощностей страны (в большинстве своем это будут объекты угольной генерации) потребует увеличения объемов перевозок сырья.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что пока РЖД и РАО «ЕЭС России» особо не учитывали планы друг друга. Например, энергетики не учли в стратегии развития своих мощностей увеличение потребностей РЖД (темп роста потребления на сети составит 1 – 4% в год). Схема развития РЖД пока не учитывает потребности РАО «ЕЭС России» в росте перевозок угля в связи с размещением новых объектов угольной генерации в европейской части России. Объемы новых перевозок угля из Сибири составят 15 – 20 млн тонн в год. Потребуются расширение пропускной способности магистралей, строительство подходов к объектам генерации и закупка подвижного состава. Необходимо срочное согласование этих вопросов.

Заместитель директора Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта «Гипротранстэи» Сергей Шарапов назвал договоренности, достигнутые на уровне глав компаний, «огромным шагом вперед во взаимодействии». «ОАО «РЖД» является неотъемлемой частью единого технологически связанного топливно-энергетического комплекса страны. А также одним из крупных корпоративных потребителей энергоресурсов. При отсутствии энергетических мощностей ОАО «РЖД» не сможет обеспечить топливом угольную генерацию», – утверждает эксперт.

Александр ШУГАЕВ


«Транснефть» предложила спасти КТК

ОАО «АК «Транснефть» предложила акционерам «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) выпустить евробонды на $5 млрд для погашения задолженности консорциума, сообщил вчера вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. Он отказался назвать возможные параметры выпуска еврооблигаций, отметив, что «Транснефть» просто предложила таким образом реструктуризировать задолженность КТК, составляющую около $5 млрд. По словам Сергея Григорьева, акционеры консорциума взяли на обдумывание этого предложения 10 –14 дней.

Нефтяникам разрешили стрелять

Госдума РФ вчера приняла в третьем чтении изменения в закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и статью 12 федерального закона «Об оружии». Законопроект регулирует вопрос оборота оружия в организациях, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы и являющихся их собственниками, для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, охраны объектов добычи, переработки, хранения и транспортирования, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов.

Инициаторами внесения изменений в законопроект стали компании «Газпром» и «Транснефть». Задачей вооруженных подразделений станет защита и охрана производственной и транспортной инфраструктуры естественных монополий.

Россия отстала от Азербайджана

Азербайджан с большим отрывом лидировал в январе – мае 2007 года среди стран СНГ по темпам промышленного роста – показатель достиг 36,1% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Об этом сообщил Межгосударственный статистический комитет СНГ. Второе место заняла Украина с темпом роста на уровне 12,1%, третье – Таджикистан – 8,4%, четвертое – Казахстан – 8,1%, пятое – Белоруссия – 7,7%. В России, расположившейся на шестом месте, рост промпроизводства составил 7,4%.

Самолеты международной сборки

ОАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина» (Москва) и Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПО) подписали контракт на постройку двух военно-транспортных самолетов Ил-76 для Иордании. В соответствии с контрактом ТАПО изготовит планеры самолетов по документации, которую предоставит конструкторское бюро фирмы им. Ильюшина.

Ранее сообщалось, что контракт на поставку в Иорданию двух самолетов Ил-76МФ был заключен в августе 2005 года на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2005). Сумма сделки не раскрывается. По оценке экспертов, она составляет более $100 млн.

Байконур попал под временное руководство

Исполняющим обязанности директора Федерального космического центра (ФКЦ) «Байконур» приказом руководителя Роскосмоса назначен Дмитрий Чистяков, сообщил вчера Федеральный космический центр (ФКЦ).

Чистяков занимал должность заместителя директора ФКЦ. Он сменил на посту руководителя центра Евгения Кушнира, возглавлявшего ФКЦ «Байконур» 8 лет и переведенного на новое место работы. Также сообщается, что Роскосмос объявил конкурс на замещение вакантной должности директора ФКЦ, официальное назначение которого будет произведено через два месяца.

Еврокомиссия завершила «черное» дело

Еврокомиссия окончательно утвердила в среду обновленный «черный список» авиакомпаний, которым запрещаются полеты в воздушном пространстве ЕС, куда вошли все индонезийские авиакомпании – всего 51, крупнейший авиаперевозчик Анголы TAAG Angolan airlines и украинский «Воларе».

«Черный список» Евросоюза станет необходимым инструментом не только для того, чтобы запретить ненадежным авиалиниям полеты в Европу и информировать пассажиров о путешествии по миру, но и убедиться, что эти авиалинии и гражданские авиационные власти приняли необходимые меры для улучшения безопасности (полетов)», – цитирует пресс-служба заявление еврокомиссара по транспорту Жака Барро.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Президента просят поднять уровень

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям попросила президента Владимира Путина поддержать проект строительства низконапорной плотины на Волге. Но эксперты считают, что есть более дешевый вариант обеспечения судоходства по этой реке.

Как уже рассказывал «Гудок», сквозное судоходство по Волге практически блокирует мелководный 45-километровый участок, который не дает возможности пройти судам класса «река – море». В результате Россия не выполняет принятые на себя обязательства по обеспечению транзитного судоходства по Единой глубоководной системе и срывает выполнение ратифицированного ею в 2002 году соглашения «О международном транспортном коридоре «Север – Юг».

Существует два реальных варианта решения проблемы. Ассоциация «Нижняя Волга», куда входят пять регионов, настаивает на том, чтобы поднять уровень Чебоксарского водохранилища с 63 до 68 м. Сторонниками такого решения являются и энергетики. Подъем уровня водохранилища даст им возможность дополнительно выработать 1,4 млрд кВт/ч.

Однако представители Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики, чьи территории попадают в зону затопления, не согласны с этим проектом. Затопит не только находящиеся на низком берегу районы Нижнего Новгорода и Дзержинска. Под воду уйдет 89,9 тыс. га сельхозугодий, лесов и пашни. Поэтому три региона подписали между собой соглашение о строительстве на мелком участке Волги специальной низконапорной плотины с мостовым переходом, который позволит решить проблему судоходства и улучшит автомобильное сообщение в регионе. Губернаторы выбрали себе технических заказчиков в лице Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства морского и речного транспорта. Как сообщил на заседании комиссии по естественным монополиям ее председатель Николай Рыжков, было проведено совещание в Нижнем Новгороде, где руководители регионов пообещали привлечь на условиях государственно-частного партнерства средства в размере 75% стоимости работ, если федеральный центр даст им остальные 25%. А невыработанную электроэнергию они компенсируют строительством дополнительных энергоблоков на новой плотине.

Члены комиссии Совета Федерации по естественным монополиям сочли этот проект меньшим из двух зол и решили обратиться с письмом к президенту страны Владимиру Путину с просьбой поддержать идею строительства низконапорной плотины.

Однако депутат Госдумы Николай Сухой, работавший долгие годы заместителем министра мелиорации и водного хозяйства России, считает это решение неправильным. «Надо просто достроить комплекс защитных сооружений Чебоксарского водохранилища, которые были предусмотрены еще советским проектом, – заявил Николай Сухой «Гудку». – На это строительство потребуется примерно 10 млрд руб., но это все равно будет дешевле, чем строить плотину». По его словам, это позволит поднять уровень водохранилища до нужной отметки, не нанося ущерба окружающей среде.

Алексей КАЗАКОВ

Минтранс ответит за границу

Правительство России передало полномочия по управлению таможенными пунктами пропуска на границе Министерству транспорта РФ.

Новая структура, которая будет создана на базе ведомства, займется обустройством и содержанием таможенных пунктов пропуска на российской границе. Пока не принято окончательное решение, будет ли это новый департамент Минтранса или отдельное госучреждение.

Таким образом, подведомственное Федеральной таможенной службе (ФТС) ФГУП «Ростек», которое в течение последних 15 лет выполняло перепорученную Минтрансу работу, отстраняется от дел.

По замыслу чиновников Правительства РФ, это должно решить, в частности, проблему модернизации пропускных пунктов. Минтранс отвечает за все международные перевозки, ФТС обеспечивает таможенные сборы. В связи с этим вполне логичным выглядит решение правительства, что и инфраструктурой должно заведовать профильное министерство. Появится единый государственный заказчик, исчезнет ведомственная неразбериха.

«На данный момент вопросы строительства новых железнодорожных пропускных постов курирует Росжелдор, – сообщил заместитель начальника управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Анатолий Филиппов. – Однако, пока Минтранс не определился с формой новой структуры – ГУП или что-то иное, – говорить о том, как будут решаться вопросы строительства и обслуживания железнодорожных пропускных пунктов, преждевременно».

Участники рынка спокойно восприняли новость. По словам генерального директора компании «Международный таможенный брокер» Валерия Светлова, «сменятся вывеска, персонал, менеджмент, но сама инфраструктура никуда не денется. К примеру, стоимость хранения товара на таможенных складах в этой сфере примерно на одном уровне. Несмотря на то что около трети всего объема ввозимого и вывозимого оборота оформляется «Ростеком», основная масса участников ВЭД действует самостоятельно».

В правительстве также полагают, что одно из преимуществ создаваемой структуры – она не будет заниматься коммерческой деятельностью, в частности сборами с компаний, как этот делало ФГУП «Ростек».

Предложение о создании единого госоргана, который занялся бы обустройством границы и модернизацией таможенных пунктов, обсуждается на межведомственном уровне уже почти год. Изначально предполагалось, что новая структура будет создана именно на базе «Ростека».
Однако в апреле прошлого года президент страны Владимир Путин заявил, что «таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе», ФТС подверглась ряду проверок со стороны ФСБ и Генпрокуратуры. Затем было сменено таможенное руководство. Эксперты полагают, что отчуждение «Ростека», который, вероятнее всего, теперь станет обычным таможенным брокером, связано со скандальным прошлым ФТС.

«Мы к подобному развитию ситуации были готовы», – заявили «Гудку» в управлении информационной деятельностью «Ростека».

Вячеслав СТЕПОВОЙ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30